Архив : №52. 25.12.2009
В вымороченном мире эксперт-кураторов
Интернет-портал www.openspace.ru провёл опрос «Главные книги 2009 года». Голосование проводилось в пяти номинациях: «Проза по-русски», «Non-fiction по-русски», «Переводная проза», «Переводной non-fiction» и «Поэзия».
В «Прозе» вполне прогнозируемо в лидеры вырвались Виктор Пелевин (с новым романом «t»), Леонид Юзефович («Журавли и карлики») и Игорь Сахновский («Заговор ангелов»). Совсем немного им уступил Роман Сенчин («Елтышевы»).
В номинации «Non-fiction по-русски» лидировали «Подстрочник. Жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана» и «Леонид Парфёнов. Намедни. Наша эра».
В «Переводной прозе» Владимир Набоков («Лаура и её оригинал»), Михаил Идов («Кофемолка») и Орхан Памук («Музей невинности»).
Среди книг «Переводной non-fiction» посетителей openspace больше всего заинтересовали Джаред Даймонд («Ружья, микробы и сталь: Судьбы человеческих обществ»), Питер Акройд («Биография Шекспира») и Нассим Талеб («Чёрный лебедь»), и практически не вызвала интереса впервые переведённая на русский язык книга «Марксизм и литературная критика» (Терри Иглтон, 1974 г.).
Самая неожиданная ситуация сложилась в номинации «Поэзия», где Всеволод Емелин с книгой «Челобитные» собрал 23% голосов, практически не оставив остальным номинантам шансов на победу. По этому поводу Данила Файзов заявил у себя в блоге: «Победа горячо уважаемого Севы над Лосевым, Парщиковым и многими другими прекрасными авторами меня откровенно не радует. И Всеволоду особой славы не приносит». После файзовского высказывания в ЖЖ началось небольшое выяснение отношений. Две важнейшие мысли этого «обсуждения» были озвучены Всеволодом Емелиным. По его словам, на openspace «голосуют несколько сотен человек (на фоне многочисленных разговоров о невероятной моде на поэзию)». Современная поэзия «живёт в вымороченном мире экспертов-кураторов», которые «назначают поэтами, запрещают к печати, травят неугодных, распределяют блага (вплоть до войновических шапок)», выполняя функции «нынешнего СП СССР, Главлита, идеологического отдела».
Высказывания Емелина (при всей их экспрессивности) дают возможность сделать предположение о том, почему в современной России количество поэтических фестивалей, конкурсов и чтений непрерывно увеличивается, а количество читателей поэзии отнюдь не растёт равными темпами, а напротив (как я писал в своей недавней статье), «количество слушателей и участников стремится уравняться». Дело в том, что, перефразируя В.И. Ленина, узок круг этих экспертов-кураторов и страшно далеки они от народа. А значит, чтобы донести до народа поэзию, нужно искать других кураторов.
Александр ТИТКОВ