Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №52. 25.12.2009

Корюшка меня утешает

В МО­ЕЙ ЧЕР­НИЛЬ­НИ­ЦЕ

 

Герман САДУЛАЕВ
Герман САДУЛАЕВ

В мо­ей чер­ниль­ни­це оби­та­ют стран­ные и страш­ные су­ще­ст­ва. Хо­ро­шо Пе­ле­ви­ну, он ду­ма­ет, что он – это зо­ло­тая рыб­ка в стек­лян­ном ак­ва­ри­у­ме, ко­то­рой снит­ся, что она рус­ский пи­са­тель-пост­мо­дер­нист. У ме­ня же в мут­ной жид­ко­с­ти оби­та­ет двух­го­ло­вая и че­ты­рёх­хво­с­тая нев­ская ко­рюш­ка-му­тант, ко­то­рая ду­ма­ет, что она – это я (а я не со­гла­сен, по­то­му что я – это бе­лый слон в лун­ном зо­о­пар­ке, раз­ве не вид­но?)

«Ху­до­же­ст­вен­ной» про­зы в жа­н­ре ка­ко­го-то там «ре­а­лиз­ма» ко­рюш­ка вы­да­вать не хо­чет. Го­во­рит: мир – ил­лю­зия, юдоль скор­би, жизнь – ошиб­ка и за­блуж­де­ние, от са­мо­го на­ча­ла и до кон­ца; «прав­ди­во» опи­сы­вать мир и жизнь зна­чит ум­но­жать ил­лю­зию, от­ра­жать от­ра­же­ния, ста­вя зер­ка­ло пе­ред зер­ка­лом, по­гру­жать­ся в дур­ную бес­ко­неч­ность. Как-то так ко­рюш­ка слы­ша­ла от зна­ко­мо­го си­га-су­фия.

Да, пи­сать кни­ги – это как ро­жать де­тей: за­ня­тие бес­смыс­лен­ное и вред­ное.

Но мыс­ли, ко­неч­но, при­хо­дят. На­при­мер, со­чи­нить трак­тат «Все­мир­ная ис­то­рия фаль­си­фи­ка­ций». По­то­му что вся из­ве­ст­ная ли­те­ра­ту­ра, на­чи­ная с Биб­лии – это фаль­си­фи­ка­ции. Вет­хий За­вет на­пи­са­ли бег­лые рав­ви­ны в Ха­зар­ском ка­га­на­те, что­бы вну­шить ха­за­рам мысль о ве­ли­чии ев­рей­ско­го на­ро­да и обос­но­вать свою иде­о­ло­ги­че­с­кую власть в стра­не, как бе­лые эми­г­ран­ты в Па­ри­же Ве­ле­со­ву Кни­гу. По­то­му что, с дру­гой сто­ро­ны, ни­ка­ко­го ка­га­на­та и не бы­ло, а бы­ла еди­ная и ве­ли­кая Русь, все­гда. Еван­ге­лия со­став­ля­лись мно­го поз­же Ии­су­са Хри­с­та и все бы­ли раз­ные; цер­ковь ут­вер­ди­ла ка­нон, но и 4 ос­тав­ших­ся не сты­ку­ют­ся. Про­рок Ма­го­мет был не­гра­мот­ным, кто и как со­став­лял Ко­ран, один Ал­лах зна­ет, а что по по­во­ду ха­ди­сов Сун­ны – так там во­об­ще ин­тер­по­ля­ция на экс­тра­по­ля­ции си­дит и ин­кор­по­ра­ци­ей по­го­ня­ет. Всю «ан­тич­ную» ли­те­ра­ту­ру со­чи­ни­ли во вре­ме­на Ле­о­нар­до да Вин­чи, «Го­мер» был то­с­кан­ским тор­гов­цем, хо­тя са­мо­го Ле­о­нар­до да Вин­чи при­ду­мал Жюль Верн – тот ещё фан­та­зёр. «Сло­во о пол­ку Иго­ре­ве» на­ца­ра­пал мос­ков­ский ан­тик­вар, что­бы про­дать 2 «спи­с­ка» по 160 руб­лей (по тем вре­ме­нам боль­шие день­ги). Бы­ло и на­обо­рот: Шек­с­пир сде­лал ка­вер-вер­сии из­ве­ст­ных до не­го про­из­ве­де­ний и вы­дал их за свои. Ну и, ко­неч­но, Шо­ло­хов. Шо­ло­хо­ва ни­ког­да не су­ще­ст­во­ва­ло. Что Шо­ло­хов, ес­ли пол­ное со­бра­ние со­чи­не­ний Льва Ни­ко­ла­е­ви­ча Тол­сто­го по за­да­нию пар­тии и пра­ви­тель­ст­ва на­пи­са­ла Во­ро­неж­ская ор­га­ни­за­ция со­вет­ских пи­са­те­лей!

И ес­ли ко­му ин­те­рес­но во всём этом раз­би­рать­ся, то мож­но не ску­чать всю ос­тав­шу­ю­ся жизнь. А но­вых книг не пло­дить при этом, что для ли­те­ра­ту­ры очень по­лез­но, так как ли­те­ра­тур­ная пла­не­та стра­да­ет от пе­ре­на­се­ле­ния, и ав­то­ров дав­но по­ра ог­ра­ни­чить в де­то­род­ных спо­соб­но­с­тях.

А ес­ли про­сто чи­тать – то жить скуч­нее, но про­ще. По­то­му что клас­си­че­с­кий текст не под­де­ла­ешь, он ли­бо ста­но­вит­ся клас­си­кой, ли­бо нет. А ав­тор­ст­во во­об­ще вещь чрез­вы­чай­но со­мни­тель­ная. То есть Ва­си­лий Пуп­кин не­со­мнен­но яв­ля­ет­ся ав­то­ром ори­ги­наль­но­го про­из­ве­де­ния «Пуп­кин и весь мир во­круг Пуп­ки­на (как Пуп­кин ро­дил­ся, же­нил­ся, хо­дил на вой­ну, до­стиг про­свет­ле­ния и стал ве­ли­ким – по­то­му что Пуп­кин ве­ли­ким был все­гда)». А вот Го­мер ни­как не мо­жет быть ав­то­ром мно­го­том­но­го эпо­са. По­то­му что мо­гу­ще­ст­вен­ное клас­си­че­с­кое про­из­ве­де­ние не мо­жет при­над­ле­жать ко­му-то од­но­му, пусть он да­же и Го­мер или Шек­с­пир.

Здесь де­ло как раз в том, что ав­тор вы­хо­дит за пре­де­лы лич­но­го опы­та, да­же за пре­де­лы сво­ей пси­хи­че­с­кой лич­но­с­ти и осу­ще­ств­ля­ет син­тез уни­вер­саль­но­го опы­та, вслед­ст­вие че­го ав­тор­ст­во как фе­но­мен пе­ре­ста­ёт су­ще­ст­во­вать. И во­прос, ле­тал ли Гер­берт Уэллс на Лу­ну, пе­ре­ста­ёт быть ак­ту­аль­ным, так как ни­ка­ко­го Уэлл­са и не бы­ло, а так, ко­неч­но – и ле­тал, и во­е­вал, и на под­вод­ной лод­ке пла­вал, и в джун­г­лях вол­чь­ей ста­ей вос­пи­ты­вал­ся.

Я знаю, это ко­рюш­ка так ме­ня уте­ша­ет. По­то­му что в на­ча­ле сле­ду­ю­ще­го го­да в «Зна­ме­ни», в двух но­ме­рах, вы­хо­дит «Ша­лин­ский рейд» с мо­ей фа­ми­ли­ей на ти­ту­ле. И ес­ли ока­жет­ся, что текст пло­хой, то ав­тор не­со­мнен­но я, и всё ло­гич­но, по­то­му что я жиз­ни не ви­дел и пи­шу о том, че­го не знаю. А ес­ли вдруг (не­ве­ро­ят­но, но в ка­че­ст­ве до­пу­ще­ния) текст бу­дет при­знан прав­ди­вым и име­ю­щим не­ве­ро­ят­ную глу­би­ну и ху­до­же­ст­вен­ную убе­ди­тель­ность, то я на вся­кий слу­чай сра­зу сам при­зна­юсь, что со­чи­нил его не сам, а пе­ре­пе­ча­тал с те­т­рад­ки уби­то­го бо­е­ви­ка, ко­то­рую на­шли в его по­ле­вой сум­ке и вы­бро­си­ли, а я по­до­б­рал, ког­да хо­дил в ла­рёк за хле­бом и си­га­ре­та­ми. 


Герман САДУЛАЕВ,
г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования