Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №52. 25.12.2009

Травма распада

Неужели мы закончили кромсать литературу?
Неужели мы закончили
кромсать литературу?

 «Пост­со­вет­ская ли­те­ра­ту­ра: трав­ма рас­па­да» – под та­ким на­зва­ни­ем в сте­нах Рос­сий­ско­го го­су­дар­ст­вен­но­го гу­ма­ни­тар­но­го уни­вер­си­те­та про­шёл ве­чер «Тра­ек­то­рия чте­ния: кон­тек­с­ты со­вре­мен­ной рус­ской ли­те­ра­ту­ры», в ко­то­ром уча­ст­во­ва­ли Сер­гей Шар­гу­нов и За­хар При­ле­пин.

Об­ще­из­ве­ст­но, в ли­те­ра­ту­ре, как в ис­то­рии, всё раз­ви­ва­ет­ся по спи­ра­ли, по­то­му ис­то­ки со­вре­мен­ных про­за­и­че­с­ких тра­ди­ций свой­ст­вен­но ис­кать у пи­са­те­лей, тво­рив­ших в на­ча­ле про­шло­го ве­ка (Шо­ло­хов, Пла­то­нов, Ба­бель). Не­пре­мен­но до­бав­ляя со­вре­мен­ный ко­ло­рит и свою оцен­ку про­ис­хо­дя­щим со­бы­ти­ям, то, что при­ня­то на­зы­вать пи­са­тель­ской прав­дой. Сей­час, как и 80, 90, 100 лет на­зад, да­ле­ко не всё ос­ве­ща­ли сред­ст­ва мас­со­вой ин­фор­ма­ции, но пи­са­тель ин­ту­и­тив­но чув­ст­во­вал, что про­ис­хо­дит, и опи­сы­вал до­ступ­ны­ми ему сред­ст­ва­ми, та­ким об­ра­зом пе­ре­да­вая по­том­кам объ­ек­тив­ное по­лот­но ис­то­рии. «Тог­да и сей­час» – в бе­се­де про­за­и­ков и гос­тей зву­ча­ло ча­с­то, впро­чем, на­хо­ди­лись ис­клю­че­ния, ко­то­рым не при­ня­то да­вать оп­ре­де­ле­ний. На­при­мер, ес­ли в на­ча­ле про­шло­го ве­ка го­во­ри­ли о по­ли­ти­ке на пол­ном се­рь­ё­зе, как об­ще­при­ня­то, то сей­час об эпо­хе Ель­ци­на, Гай­да­ра в оп­ре­де­лён­ном кон­тек­с­те – не­га­тив­ном.

Не все яв­ле­ния и со­бы­тия в пол­ной ме­ре ос­мыс­ле­ны, со­от­вет­ст­вен­но, не всё по­лу­чи­ло адек­ват­ную оцен­ку. Здесь воз­ни­ка­ет за­ко­но­мер­ный во­прос: как по­дать со­вре­мен­ность, не предъ­яв­ляя пре­тен­зий к про­шло­му? Не опи­сы­вая оче­ре­дей за са­по­га­ми, не­сбыв­ших­ся на­дежд, не­удав­ших­ся со­бы­тий. А про­сто всё при­ни­мать как дан­ность. Го­то­вы ли се­го­дняш­ние пи­са­те­ли к это­му ша­гу? Су­дя по ре­ак­ции 29-лет­не­го Сер­гея Шар­гу­но­ва, у не­го к про­шло­му, то есть со­вет­ско­му пе­ри­о­ду – нет и не мо­жет быть ка­ких-ли­бо пре­тен­зий, по­сколь­ку он про­сто-на­про­с­то его ма­ло по­мнит, всё же, прав­да, впе­чат­лил один его би­о­гра­фи­че­с­кий эпи­зод: Сер­гей – един­ст­вен­ный в клас­се – не стал всту­пать в «ок­тя­б­ря­та»…

34-лет­ний При­ле­пин, хо­тя и жил при Со­вет­ском Со­ю­зе, на­ме­рен пи­сать о том, что про­ис­хо­дит сей­час, ещё ин­те­рес­но бу­ду­щее, как вся­ко­му твор­че­с­ко­му че­ло­ве­ку, что на­зы­ва­ет­ся, там, за го­ри­зон­том.

Ве­ду­щий ве­че­ра – Ми­ха­ил Ко­то­мин (из­да­тель­ст­во «Ad Marginem») – че­ло­век, раз­би­ра­ю­щий­ся в со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ре до­воль­но про­фес­си­о­наль­но, се­го­дняш­нюю про­зу ви­дит по­сто­ян­но эво­лю­ци­о­ни­ру­ю­щей, из­бав­ля­ю­щей­ся от штам­пов и пред­рас­суд­ков, но в то же вре­мя са­мо­быт­ной, не рас­тво­ря­ю­щей­ся в сло­вес­ной ру­де, по­сту­па­ю­щей к нам от внеш­не­го ми­ра.

Пост­со­вет­ская ли­те­ра­ту­ра – это ли­те­ра­ту­ра еди­но­го про­ст­ран­ст­ва. Все­го на­ше­го. Ес­ли в пе­ри­од су­ще­ст­во­ва­ния СССР всё бы­ло чёт­ко раз­гра­ни­че­но на схе­мы: ли­те­ра­ту­ра сто­лич­ная и про­вин­ци­аль­ная, кста­ти, по­след­няя в не­ко­то­рых слу­ча­ях до­воль­но ор­га­нич­но впи­сы­ва­лась впос­лед­ст­вии в сто­лич­ную (Айт­ма­тов, Гам­за­тов), и вся она бы­ла плот­но за­кры­та от ос­таль­но­го ми­ра же­лез­ным за­на­ве­сом, то сей­час, хо­тим мы то­го или нет, все лит­про­цес­сы про­ис­хо­дят под еди­ным зна­ме­на­те­лем.

Под занавес ли­те­ра­тур­ного ве­че­ра кри­тик Ка­пи­то­ли­на Кок­ше­нё­ва представила сигнальный эк­земп­ляр – бук­валь­но пах­ну­щий ти­по­граф­ской кра­с­кой – сбор­ник ра­бот пи­са­те­лей и кри­ти­ков Граж­дан­ско­го ли­те­ра­тур­но­го фо­ру­ма, име­ну­е­мый «Для те­бя». Так что те­перь бу­дет нам что чи­тать.


Ольга ИЖЕНЯКОВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования