Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №52. 25.12.2009

Не надо чеченскую войну путать с гражданской

 Ког­да я чи­тал в со­ро­ко­вом но­ме­ре «ЛР» ди­а­лог двух мо­ло­дых пи­са­те­лей – Алек­сан­д­ра Ка­ра­сё­ва и Иго­ря Фро­ло­ва об ав­тор­ст­ве «Ти­хо­го До­на», зна­е­те, что ме­ня за­це­пи­ло, по­ми­мо об­ще­го не­вер­но­го по­сы­ла? За­чем Ка­ра­сёв не к ме­с­ту вспом­нил свою вой­ну в Чеч­не. Она ведь сво­им ме­то­дом ве­де­ния сов­сем не бы­ла по­хо­жа на ту бра­то­убий­ст­вен­ную бой­ню, ко­то­рую по­ка­за­ли в «Ти­хом До­не». Ма­хать шаш­кой и стре­лять из ка­ла­ша или из си­с­те­мы «Град» сов­сем раз­ные ве­щи и, на­вер­ное, ли­хой ка­зак, гар­цу­ю­щий на ко­не, ни­как не со­по­с­та­вим с тем, кто за­чи­щал гор­ные се­ле­ния от бан­ди­тов.

Ещё при жиз­ни Шо­ло­хо­ва раз­да­ва­лись об­ви­не­ния в его ад­рес, буд­то он ук­рал ро­ман. Не­сколь­ко та­ких лжи­вых вы­па­дов при­ве­ли пи­са­те­ля к ин­суль­ту. Хо­тя в то вре­мя в пе­ча­ти об этом не пи­са­лось. Но ког­да я в 1970-е го­ды жил в Но­во­чер­кас­ске и по­се­щал при го­род­ской га­зе­те «Зна­мя ком­му­ны» ли­тобъ­е­ди­не­ние, у нас та­кие слу­хи во­всю хо­ди­ли. Кро­ме то­го, го­во­ри­ли, что Шо­ло­хов меч­та­ет до­пи­сать три­ло­гию «Они сра­жа­лись за Ро­ди­ну». Но, как ста­ло поз­же из­ве­ст­но, от три­ло­гии ос­та­лось толь­ко не­сколь­ко глав ро­ма­на, ос­таль­ной же текст ав­тор сжёг. А по ка­кой при­чи­не – не всем из­ве­ст­но. Го­во­ри­ли, яко­бы Шо­ло­хов не так изо­б­ра­зил ре­прес­сии, что не по­нра­ви­лось то ли Бреж­не­ву, то ли Сус­ло­ву. Кста­ти, сам Ми­ха­ил Алек­сан­д­ро­вич не раз го­во­рил о дру­гом, что «Под­ня­тая це­ли­на» по ху­до­же­ст­вен­ной и жиз­нен­ной прав­де ус­ту­па­ет «Ти­хо­му До­ну», что та­кой кни­ги от не­го боль­ше ждать не­че­го. И воз­мож­но, по­это­му он унич­то­жил три­ло­гию, ко­то­рая бы­ла не со­по­с­та­ви­ма да­же с «Под­ня­той це­ли­ной». И эти же его сло­ва не­дру­ги ис­поль­зо­ва­ли про­тив не­го под тем ар­гу­мен­том, де­с­кать, как мож­но ждать от Шо­ло­хо­ва силь­ной кни­ги, ес­ли эпо­пею он ук­рал?!

Удив­ля­ет, что ра­зоб­ла­чи­те­ли ав­тор­ст­ва «Ти­хо­го До­на» не очень об­ра­ща­ют вни­ма­ние на сбор­ни­ки «Дон­ских рас­ска­зов», «Ла­зо­ре­вой сте­пи» и дру­гие про­из­ве­де­ния Шо­ло­хо­ва, сти­ли­с­ти­ка и язык ко­то­рых со­по­с­та­ви­мы со сти­ли­с­ти­кой ро­ма­на. В них чув­ст­ву­ет­ся шо­ло­хов­ская ор­га­ни­ка, ес­ли хо­ти­те, его го­лос, и Крю­ко­вым там да­же не пах­нет. Вот хо­тя бы рас­сказ «Прод­ко­мис­сар»: «…По­за­ди по­го­ня ла­вой рас­сы­па­лась. Ночь на за­па­де, за кра­ем зем­ли, су­ту­ло сгор­ба­ти­лась. Вер­стах в трёх от ста­ни­цы в бал­ке, в лох­ма­том су­г­ро­бе, Бо­дя­гин за­при­ме­тил че­ло­ве­ка. Под­ска­кал, крик­нул хрип­ло:

– Ка­ко­го чёр­та си­дишь тут?

Маль­чон­ка ма­лю­сень­кий, си­ним вос­ком на­ли­тый, кач­нул­ся. Бо­дя­гин пле­тью взмах­нул, ло­шадь за­мор­до­ва­лась, тан­цуя по­до­шла вплот­ную». И в рас­ска­зе «Же­ре­бё­нок» та же ин­то­на­ция: «…В тем­но­ва­той ти­ши­не ко­нюш­ни хру­с­тит зер­но, в двер­ную щель то­чит зо­ло­тую рос­сыпь сол­неч­ный кри­вой луч. Свет па­да­ет на ле­вую щё­ку Тро­фи­ма, склад­ки во­круг рта тем­не­ют изо­гну­ты­ми бо­роз­да­ми. Же­ре­бё­нок на тон­ких пу­ши­с­тых нож­ках сто­ит, как иг­ру­шеч­ный де­ре­вян­ный ко­нёк...»

Шо­ло­хов на­чал пи­сать рас­ска­зы в 18-лет­нем воз­ра­с­те. Са­мый пер­вый из дон­ской жиз­ни уви­дел свет в де­ка­б­ре 1924 го­да в га­зе­те «Мо­ло­дой ле­ни­нец», и там же бы­ла на­пе­ча­та­на по­весть «Путь-до­ро­жень­ка». Со­чи­нял мо­ло­дой пи­са­тель рас­ска­зы и в пе­ри­од сбо­ра ма­те­риа­ла к бу­ду­щей эпо­пее в 1926 го­ду, и в мо­мент на­пи­са­ния пер­вых двух книг ок­ле­ве­тан­но­го ро­ма­на, что он был вы­нуж­ден пре­до­ста­вить ру­ко­пи­си ко­мис­сии по пла­ги­а­ту. Хо­тя пер­во­на­чаль­но он на­зы­вал­ся, как пи­шет в боль­шой эн­цик­ло­пе­дии «Ки­рил­ла и Ме­фо­дия» С.И. Кор­ми­лов, да­же не «Дон­щи­на», а «Ти­хий Дон». Но и это «чёр­ные ис­сле­до­ва­те­ли» хо­тят изъ­ять из би­о­гра­фии пи­са­те­ля. На­пи­сав шесть пе­чат­ных ли­с­тов, в 1925 го­ду Шо­ло­хов ос­тав­ля­ет ра­бо­ту над ро­ма­ном и при­ни­ма­ет­ся со­би­рать ма­те­ри­ал по ста­ни­цам и ху­то­рам, так как для уг­луб­ле­ния пер­во­на­чаль­но­го за­мыс­ла не­об­хо­ди­мо бы­ло об­ра­тить­ся к ре­во­лю­ции 1905 го­да. Шо­ло­хо­ву, ин­те­ре­со­вав­ше­му­ся ис­то­ри­ей ли­те­ра­ту­ры, бы­ла из­ве­ст­на ис­то­рия на­пи­са­ния Тол­стым «Вой­ны и ми­ра». Пер­во­на­чаль­но, как из­ве­ст­но, тот со­би­рал­ся на­пи­сать ро­ман «Де­ка­б­ри­с­ты», но в про­цес­се ра­бо­ты ему при­шлось об­ра­тить­ся к на­ча­лу XIX ве­ка, ког­да рус­ская ар­мия в со­ю­зе с Ав­ст­ри­ей и Прус­си­ей ве­ла вой­ну с На­по­ле­о­ном. Но вер­нём­ся к Шо­ло­хо­ву…

Ког­да Ка­ра­сёв и Фро­лов с по­да­чи упо­мя­ну­тых в их ди­а­ло­ге «ко­па­те­лей» го­во­рят о раз­ных сти­лях «Ти­хо­го До­на», это не тот ар­гу­мент, ко­то­рый ут­верж­да­ет, что ро­ман при­над­ле­жит ка­ко­му-то не­из­ве­ст­но­му ав­то­ру, ко­то­рый, су­дя по то­ну ди­а­ло­га апо­ло­ге­тов, поч­ти из­ве­с­тен. Нуж­но до­ри­со­вать один штрих, и пор­т­рет бу­дет го­тов. А его, меж­ду про­чим, и не мо­жет быть, кро­ме са­мо­го Шо­ло­хо­ва. Ес­ли про­дол­жить сли­че­ние сти­лей рас­ска­зов и ро­ма­нов пи­са­те­ля, то на­до учи­ты­вать, что, со­здав две кни­ги рас­ска­зов, Шо­ло­хов, ра­зу­ме­ет­ся, не имел опы­та на­пи­са­ния боль­шо­го ро­ма­на. По­это­му сти­ле­вая ма­не­ра по ме­ре ра­бо­ты мог­ла ме­нять­ся, а с го­да­ми его пе­ро толь­ко креп­ло.

Шо­ло­хов об­ра­щал­ся не толь­ко к ме­му­а­рам бе­лых ге­не­ра­лов, он изу­чал до­ку­мен­ты в го­су­дар­ст­вен­ных ар­хи­вах Рос­то­ва и Моск­вы. Ни­кто не до­ка­жет, ис­поль­зо­вал ли пи­са­тель в твор­че­ст­ве до­слов­но ме­му­а­ры или эти са­мые по­ле­вые сум­ки, о ко­то­рых он яко­бы упо­ми­нал, и на­хо­дил ли он их во­об­ще? Ду­ма­ет­ся, Шо­ло­хов го­во­рил о них лишь в об­раз­ном вы­ра­же­нии. В его ро­ма­не, ко­неч­но, при­во­дит­ся не так уж мно­го до­ку­мен­тов. За­пис­ную книж­ку, ко­то­рую на­шел Гри­го­рий Ме­ле­хов в кар­ма­не уби­то­го ка­за­ка, вряд ли мож­но счи­тать той са­мой ули­кой, ко­то­рую те­ре­бит Ка­ра­сёв. Ка­за­лось бы, дей­ст­ви­тель­но, за­чем Шо­ло­хо­ву по­на­до­бил­ся при­ём по­да­чи днев­ни­ка сту­ден­та Ти­мо­фея, так как он и впрямь не впи­сы­ва­ет­ся в ос­нов­ной текст ро­ма­на. Тем не ме­нее о даль­ней­шей жиз­ни Ли­зы Мо­хо­вой чи­та­тель и уз­на­ёт из днев­ни­ка её лю­бов­ни­ка. Не знаю, что там на­ко­па­ли ис­сле­до­ва­те­ли за­пис­ной книж­ки, но Шо­ло­хов, жи­вя в Моск­ве, был зна­ком со сту­ден­та­ми, их ув­ле­че­ни­я­ми, ин­те­ре­са­ми. На этот счёт мож­но и вы­ду­мать то­го, че­го не бы­ло, а бы­ло всё на­мно­го про­ще, сам Шо­ло­хов впол­не мог бы на­пи­сать за то­го быв­ше­го сту­ден­та-ка­за­ка днев­ник. И не­да­ром ав­тор днев­ни­ка упо­ми­на­ет «Вой­ну и мир», ведь Шо­ло­хов имен­но в мос­ков­ский пе­ри­од чи­тал Тол­сто­го, и ког­да со­зре­вал бу­ду­щий за­мы­сел «Ти­хо­го До­на». Так что «мысль на­род­ная», ко­то­рая ин­те­ре­со­ва­ла Тол­сто­го, не мог­ла не за­де­вать во­об­ра­же­ние мо­ло­до­го Шо­ло­хо­ва.


Владимир ВЛАДЫКИН,
г. БРЯНСК




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования