Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №52. 25.12.2009

Позор новейших времён

 Ин­тер­вью рус­ской по­этес­сы бол­гар­ско­му дру­гу

 

Надежда КОНДАКОВА
Надежда КОНДАКОВА

– В ка­ком со­сто­я­нии, по-тво­е­му, на­хо­дит­ся се­го­дняш­няя рус­ская по­эзия?

– Ес­ли го­во­рить о по­эти­че­с­ком про­ст­ран­ст­ве в це­лом, то я бы ска­за­ла – в су­м­рач­ном. Но это на пер­вый взгляд, это – ес­ли толь­ко ли­с­тать на­ши по­лу­жи­вые «тол­стые жур­на­лы», ес­ли иметь в ви­ду всю по­эти­че­с­кую «мас­су» Ин­тер­не­та, бес­чис­лен­ных кни­жек, из­да­ва­е­мых за свой счёт и счёт не­раз­бор­чи­вых спон­со­ров. А по­этов на­сто­я­щих ни­ког­да мно­го не бы­ва­ет, они не уме­ща­ют­ся в эти стран­ные сло­ва «в мас­се сво­ей». Я счи­таю, что се­го­дня в рус­ской по­эзии есть не­сколь­ко круп­ных по­эти­че­с­ких имён, часть из них – на слу­ху, они за­слу­жен­но увен­ча­ны все­ми пре­ми­я­ми и на­гра­да­ми, дру­гая часть, к со­жа­ле­нию, ме­нее из­ве­ст­на пуб­ли­ке, но это не де­ла­ет их ме­нее зна­чи­мы­ми. На­зо­ву хо­тя бы Ген­на­дия Ру­са­ко­ва. Это круп­ное по­эти­че­с­кое яв­ле­ние; по сча­с­тью, он на­хо­дит­ся вне «ту­сов­ки», вне груп­по­вой сплот­ки, он оди­нок, как и по­ла­га­ет­ся быть по­эту. В дру­гом, так на­зы­ва­е­мом «па­т­ри­о­ти­че­с­ком» ла­ге­ре, та­ким оди­но­ким вол­ком был Юрий Куз­не­цов. Есть и Бо­жьей ми­ло­с­тью по­эт Иван Жда­нов, он, ка­жет­ся, те­перь вновь воз­вра­ща­ет­ся в по­эзию из… фо­то­гра­фии, в ко­то­рую «эми­г­ри­ро­вал» лет де­сять-две­над­цать то­му на­зад… Есть не­сколь­ко ра­но ушед­ших из жиз­ни и очень та­лант­ли­вых по­этов, на­при­мер, Ана­то­лий Ко­бен­ков или по­ки­нув­ший этот мир сов­сем мо­ло­дым Бо­рис Ры­жий. С каж­дым го­дом всё луч­ше пи­шут Ми­ха­ил Си­не­ль­ни­ков и Вла­ди­мир Са­ли­мон. Не пе­ре­ста­ёт удив­лять сво­им по­эти­че­с­ким на­ка­лом Ин­на Лис­нян­ская.

– По­че­му мно­гие по­эты так дол­го мол­ча­ли, в том чис­ле и ты са­ма? По ка­кой при­чи­не они ре­ши­ли вновь вой­ти в по­эзию. Мо­жет быть, нуж­но бы­ло вре­мя оце­нить и ос­мыс­лить про­ис­хо­дя­щее? Или при­шло вре­мя но­во­го язы­ка но­вых вре­мён?

– Не­про­стой во­прос, ибо лич­но у ме­ня бы­ли при­чи­ны и лич­ные, вну­т­рен­ние, и внеш­ние… Мо­жет быть, преж­де все­го это дол­гое мол­ча­ние по­этов свя­за­но с ра­зо­ча­ро­ва­ни­ем. Я по­ла­гаю, что у мно­гих из нас бы­ла ил­лю­зия, что про­изой­дёт всё при­мер­но по Пуш­ки­ну… «око­вы тяж­кие па­дут»… и «сво­бо­да нас при­мет ра­до­ст­но у вхо­да»… что, гру­бо го­во­ря, по­сле па­де­ния Берлин­ской сте­ны и раз­лич­ных «стен» вну­т­ри нас са­мих на­сту­пит… зо­ло­той век ис­кус­ст­ва. Да­же но­вый пре­крас­ный жур­нал, ко­то­рый со­здал в на­ча­ле 90-х Вла­ди­мир Са­ли­мон и его еди­но­мы­ш­лен­ни­ки (и аз, греш­ная, при­ни­ма­ла в этом уча­с­тие!) на­зы­вал­ся «Зо­ло­той век». Но вы­шло всё ина­че… Пу­с­тое сло­во­го­во­ре­ние за­пол­ни­ло со­бой все ла­ку­ны се­го­дняш­ней жиз­ни. А страш­но оди­но­кое сло­во по­эт рас­ти­ра­жи­ро­ва­но на­столь­ко, что им име­ну­ют се­го­дня в Рос­сии ко­го по­па­ло – юмо­ри­с­тов, со­чи­ни­те­лей афо­риз­мов, пе­сен­ных тек­с­то­ви­ков…

Са­мым не­раз­бор­чи­вым в этом смыс­ле яв­ля­ет­ся, ко­неч­но, се­го­дняш­нее TV. Ме­ня труд­но за­по­до­зрить в без­гра­нич­ной люб­ви к со­вет­ской вла­с­ти, но я ска­жу вам, что со­вет­ское те­ле­ви­де­ние бы­ло в смыс­ле ли­те­ра­тур­ных оце­нок ку­да раз­бор­чи­вее. Труд­но пред­ста­вить се­бе, что­бы в те вре­ме­на вслух на всю стра­ну на­зы­ва­ли по­эта­ми со­чи­ни­те­лей жут­ких пе­сен­ных под­тек­с­то­вок или юмо­ре­сок, что­бы они чи­та­ли свои бес­по­мощ­ные сти­ша­та на мил­ли­он­ную ау­ди­то­рию… что­бы пи­са­те­лем на­зы­ва­ли каж­дую тё­тку с «Руб­лёв­ки», ко­ря­во из­ло­жив­шую ба­наль­ную ис­то­рию сво­ей «руб­лёв­ской» жиз­ни. Од­на из об­слу­жи­ва­ю­щих эту ау­ди­то­рию жур­на­ли­с­ток как-то спро­си­ла у ме­ня, а мо­жет, это про­сто в вас го­во­рит за­висть, на­при­мер, к ти­ра­жам этих «тё­ток», к из­ве­ст­но­с­ти бой­ких по­этов-пе­сен­ни­ков?

Ну ка­кая же тут мо­жет быть за­висть?! Толь­ко стыд за опо­зо­рен­ное ны­неш­ним вре­ме­нем вы­со­кое сло­во по­эт и зна­ко­вое для Рос­сии сло­во пи­са­тель. По­ни­ма­е­те, нель­зя при жи­вых клас­си­ках, та­ких, как Олег Чу­хон­цев или не столь дав­но ушед­ший из жиз­ни Юрий Куз­не­цов, на­зы­вать по­эта­ми Ла­ри­су Ру­баль­скую или Илью Рез­ни­ка. В свя­зи с юби­ле­ем по­след­не­го де­ло до­шло до то­го, что из­ве­ст­ная пе­ви­ца объ­я­ви­ла это­го по­став­щи­ка сво­их тек­с­тов ге­ни­ем! По­зор но­вей­ших вре­мён со­сто­ит имен­но в этой под­ме­не, ког­да вме­с­то под­лин­ни­ка те­бе втю­хи­ва­ют ба­наль­ный фаль­шак.

– Ты ни­ког­да не ду­ма­ла пи­сать про­зу? На­при­мер, Ан­д­рей Би­тов и Люд­ми­ла Пе­т­ру­шев­ская ста­ли пи­сать сти­хи, да­же Пе­т­ру­шев­ская ста­ла пи­сать не­что вро­де РЭ­Па. Как ты это оце­ни­ва­ешь – как стрем­ле­ние впи­сать­ся в но­вые вре­ме­на или по-дру­го­му?

– Твор­че­ст­во – это вещь в се­бе. Ан­д­рей Би­тов, на­сколь­ко я знаю, сти­хи пи­сал все­гда, вот толь­ко пе­ча­тать их стал не­дав­но, как, впро­чем, и мно­гие дру­гие, пе­ре­шед­шие в своё вре­мя из по­эти­че­с­ко­го про­ст­ран­ст­ва в про­зу. Как ни го­во­ри, но по­эзия – это выс­ший род ис­кус­ст­ва, она на­и­бо­лее бо­го­вдох­но­вен­на. По­эта­ми бы­ли и мно­гие со­зда­те­ли мо­литв, и мно­гие из от­цов церк­ви…

Не ду­маю, что в слу­чае Би­то­ва или Пе­т­ру­шев­ской это «стрем­ле­ние впи­сать­ся» ку­да-ли­бо, ско­рее это по­пыт­ка рас­крыть­ся пе­ред со­вре­мен­ни­ка­ми до кон­ца.

Что ка­са­ет­ся ме­ня, то про­зу – в смыс­ле,«бел­ле­т­ри­с­ти­ку», я, по всей ве­ро­ят­но­с­ти, пи­сать ни­ког­да не бу­ду. Ав­то­био­гра­фи­че­с­кую про­зу «Без вра­нья, но с умол­ча­ни­я­ми» – уже пи­шу, да­же кое-что на­ча­ла пуб­ли­ко­вать. Это мне ин­те­рес­но.Ино­гда из под­ва­лов и чер­да­ков па­мя­ти та-а-кое всплы­ва­ет, что са­ма удив­ля­юсь: от­ку­да взя­лось, это же бы­ло проч­но за­бы­то.

И ещё мне ин­те­рес­на дра­ма­тур­гия. Од­ну пье­су – ис­то­ри­че­с­кую, о Ма­ри­не Мни­шек (судь­ба ко­то­рой не ме­нее дра­ма­тич­на, чем, ска­жем, судь­ба Ма­рии Стю­арт!) я пи­са­ла не­сколь­ко лет, мо­жет быть, це­лое де­ся­ти­ле­тие. Но там бе­зум­ное ко­ли­че­ст­во ис­точ­ни­ков, при­чём ред­ких, при­чём ма­ло­из­ве­ст­ных ши­ро­ко­му кру­гу. Ка­ко­ва бу­дет судь­ба этой пье­сы – не знаю. Но ме­ня она за­хва­ти­ла пол­но­стью, как сти­хи, ког­да они са­ми пи­шут­ся… Ин­те­рес­но мне дерз­нуть и на со­вре­мен­ную пье­су. Мне ка­жет­ся, что сей­час вновь вре­мя дра­ма­тур­гии, не­вы­ду­ман­ных кон­флик­тов и кол­ли­зий. Не слу­чай­но так ус­пе­шен в этом жа­н­ре ещё один мой то­ва­рищ по це­ху – Юрий По­ля­ков… Прав­да, он пи­са­тель са­ти­ри­че­с­кий, по­сле­до­ва­тель Сал­ты­ко­ва-Ще­д­ри­на. А это – при на­ли­чии та­лан­та – все­гда ус­пех в Рос­сии. По­мни­те го­го­лев­ское – «Над кем сме­ё­тесь? Над со­бой сме­ё­тесь!»


Беседу вёл Георгий БОРИСОВ,
МОСКВА – СОФИЯ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования