Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №52. 25.12.2009

Кто кошмарит искусство

 Отечественную культуру и искусство лихорадит с перестроечных времён. В начале нынешнего века терпение творческой интеллигенции лопнуло.

В 2004 году к президенту и правительству обратились деятели театра, обеспокоенные действиями Минэкономразвития, направленными на выдавливание российских театров в рынок, а в 2005 появилось обращение к президенту Путину, подписанное Юрием Башметом, Ильёй Глазуновым, Леонидом Рошалем, Марком Захаровым, Олегом Табаковым. Подписавшие просили принять решение о значительном увеличении финансирования сферы культуры и искусства и о включении её в приоритетные национальные проекты. В обращении говорилось о том, что развитие сферы культуры и искусства должно стать стратегическим направлением государственной политики, объединяющим граждан. Заканчивалось оно просьбой включить сферу культуры и искусства в приоритетные национальные проекты.

Было ещё обращение, подписанное д. фил. н. Е.Борисовой, д.м.н. И.Гундаровым, канд. ист. н. А.Ермаковым и другими, с просьбой расширить нацпроект «Образование» до нацпроекта «Образование и культура». На все обращения власть дала следующие ответы. Вместо нацпроекта «Образование и культура» введён ЕГЭ, который уже через полгода после введения увёл российских школьников и студентов далеко и от образования, и от культуры. Правительством принят Закон об автономных учреждениях, регламентирующий перевод российских театров (и не только театров) из государственных учреждений в автономные. (Как сейчас выясняется, после такого перевода у руководителей появляется неограниченная свобода в манипуляциях с финансами учреждения, что не обязательно влечёт за собой улучшения материального положения работников.) Что касается финансирования искусства, то оно по-прежнему происходит по остаточному принципу. Положение искусства усугубилось ещё и тем, что власть определила ему место в сфере услуг, потребляемых населением. Учреждения искусства ныне затерялись среди банно-прачечных комбинатов, парикмахерских и мастерских по ремонту бытовой техники.

После многолетнего игнорирования искусства небольшой абзац, который посвятил ему Дмитрий Анатольевич Медведев в своём Послании к ЗС РФ, даёт хоть какую-то надежду. Единственное, что вызывает сомнения – это упование президента на новаторские экспериментальные направления в искусстве. Искусство не наука – в нём нет прогресса. В нём ново то, что талантливо. Поддержка же экспериментальных направлений, в частности актуального искусства, приведёт к тому, что в разы возрастёт количество шарлатанов и проходимцев, желающих поживиться за счёт казны. Дело в том, что нет критериев, по которым определяется, насколько талантливо то или иное произведение актуального искусства. Эксперты, определяющие степень талантливости, тоже люди: у них могут быть свои, в том числе и корыстные, интересы. Талантлив ли голый «художник» Кулик, на четвереньках бегающий по Европе и пытающийся кусать за ноги перепуганных европейцев? Является ли он носителем российских духовных ценностей? Не подогревает ли антироссийские настроения украинский «художник» Илья Чичкан, облачивший обезьян в гимнастёрки, к которым приколоты какие-то подозрительные ордена? На какого тонкого ценителя искусства рассчитан православный крест, выложенный «художником» Вячеславом Мизиным из варёной и копчёной колбасы?

До сих пор подобная колбасня поддерживалась галерейщиками и меценатами, имеющими частные выставочные залы. После обращения президента, зная исполнительность российских чиновников, можно предположить, что поддержкой займутся и государственные структуры.

В Перми уже занялись.

 

Перм­ская си­ту­а­ция

Три пе­ре­чис­лен­ных вы­ше «ху­дож­ни­ка» име­ют не­по­сред­ст­вен­ное от­но­ше­ние к вы­ста­воч­ной де­я­тель­но­с­ти Ма­ра­та Гель­ма­на, ко­то­рой он за­ни­мал­ся, до то­го как стал ди­рек­то­ром перм­ско­го Му­зея со­вре­мен­но­го ис­кус­ст­ва. На се­го­дняш­ний день он яв­ля­ет­ся не толь­ко ди­рек­то­ром, но, су­дя по все­му, и глав­ным кон­суль­тан­том фе­де­раль­ной вла­с­ти в во­про­сах со­вре­мен­но­го ис­кус­ст­ва, и ут­верж­дён­ным пре­зи­ден­том чле­ном Об­ще­ст­вен­ной па­ла­ты РФ, и пер­вым че­ло­ве­ком в куль­ту­ре Перм­ско­го края. Гель­ман че­ло­век со свя­зя­ми, и поль­зу­ет­ся ими он очень уме­ло. Зна­ко­мые из пре­зи­дент­ской ко­ман­ды по­мо­га­ют ему ор­га­ни­зо­вать в Пер­ми фе­с­ти­валь «Тер­ри­то­рия». Зна­ко­мые за ру­бе­жом пи­шут в «Нью-Йорк Таймс» ста­тью о не­ис­чер­па­е­мом по­тен­ци­а­ле Пер­ми. Зна­ко­мые на ЦТ бе­рут ин­тер­вью у его дру­га ми­ни­с­т­ра куль­ту­ры Перм­ско­го края Бо­ри­са Миль­гра­ма: речь в ин­тер­вью идёт о ли­бе­раль­ном перм­ском гу­бер­на­то­ре и всё о тех же по­тен­ци­аль­ных воз­мож­но­с­тях Пер­ми – бу­ду­щей куль­тур­ной сто­ли­цы Рос­сии. Так по­ти­хонь­ку-по­ле­гонь­ку мы до­б­ра­лись до гран­ди­оз­ной афе­ры, ко­то­рую власть, до­мо­ро­щен­ные ми­ни­с­т­ры и за­ез­жие га­ле­ри­с­ты-по­лит­тех­но­ло­ги на­ме­ре­ны про­вер­нуть в Пер­ми.

 

Де­ла му­зей­ные и фестивальные

Му­зей со­вре­мен­но­го ис­кус­ст­ва, в ко­то­ром ди­рек­тор­ст­ву­ет Ма­рат Гель­ман, вне вся­ко­го со­мне­ния, был со­здан с при­це­лом на куль­тур­ную сто­ли­цу, в ко­то­рой он, му­зей, дол­жен ока­зы­вать ус­лу­ги как рос­сий­ским, так и за­ру­беж­ным по­чи­та­те­лям ак­ту­аль­но­го ис­кус­ст­ва. На се­го­дняш­ний день в му­зее осу­ще­ств­ле­ны два ху­до­же­ст­вен­ных про­ек­та: «Рус­ское бед­ное» и «Еван­гель­ский про­ект». Ос­та­вим за скоб­ка­ми ху­до­же­ст­вен­ные до­сто­ин­ст­ва про­ек­тов и по­го­во­рим вот о чём. Осу­ще­ств­лён­ный ди­рек­то­ром му­зея Гель­ма­ном и ми­ни­с­т­ром куль­ту­ры Миль­гра­мом «Еван­гель­ский про­ект» пре­крас­но впи­сы­ва­ет­ся в ряд та­ких про­ек­тов, как «Ос­то­рож­но, ре­ли­гия!», «За­прет­ное ис­кус­ст­во–2006» и «Рос­сия–2». Все они но­си­ли от­кры­тый или скры­тый ан­ти­ре­ли­ги­оз­ный ха­рак­тер. Воз­ни­ка­ю­щие во­круг про­ек­тов скан­да­лы и су­ды в ка­че­ст­ве до­пол­ни­тель­но­го PR-а бы­ли на ру­ку и уча­ст­ву­ю­щим в про­ек­тах «ху­дож­ни­кам», и ор­га­ни­зо­вав­шим их куль­ту­ро­ло­гам и по­лит­тех­но­ло­гам. Для ус­т­ро­и­те­лей ни­ка­ко­го зна­че­ния не име­ло, на­при­мер, то, что вы­став­ка «Ос­то­рож­но, ре­ли­гия!» бы­ла на­зва­на «ре­ли­ги­оз­ным тер­ро­риз­мом». Для них бы­ло важ­но, что та­кое оп­ре­де­ле­ние вы­став­ке да­ли Ва­лен­тин Рас­пу­тин, Ни­ки­та Ми­хал­ков, Ва­си­лий Бе­лов, Илья Гла­зу­нов. Имен­но эти име­на ста­ли для ус­т­ро­и­те­лей са­мой луч­шей рек­ла­мой. Это всё мож­но по­нять. Не­труд­но по­нять и то, по­че­му для ор­га­ни­за­то­ров пе­ре­чис­лен­ных вы­ста­вок един­ст­вен­ной ре­ли­ги­ей, ко­то­рой нуж­но ос­те­ре­гать­ся, яв­ля­ет­ся хри­с­ти­ан­ст­во.

Куль­тур­ную по­ли­ти­ку, осу­ще­ств­ля­е­мую в крае, нель­зя на­звать перм­ской по той про­стой при­чи­не, что она ори­ен­ти­ро­ва­на не на перм­ских твор­че­с­ких ра­бот­ни­ков (да и не на перм­ских зри­те­лей). Так, из ше­с­ти перм­ских те­а­т­ров в фе­с­ти­ва­ле «Тер­ри­то­рия» уча­ст­во­вал толь­ко Те­атр опе­ры и ба­ле­та, ос­таль­ные те­а­т­ры бы­ли мос­ков­ские и за­мор­ские. В со­сто­яв­шем­ся го­дом ра­нее те­а­т­раль­ном фе­с­ти­ва­ле «Про­ст­ран­ст­во ре­жис­су­ры» не бы­ло пред­став­ле­но ни од­но­го спек­так­ля, со­здан­но­го в Пер­ми. Что ка­са­ет­ся Му­зея со­вре­мен­но­го ис­кус­ст­ва, то по­на­ча­лу он по­да­вал­ся как ча­ст­ная ини­ци­а­ти­ва се­на­то­ра Гор­де­е­ва, ны­не же в не­го пол­но­вод­ной ре­кой по­тек­ли бю­д­жет­ные день­ги. Их, де­нег, хва­та­ет и на ре­кон­ст­рук­цию зда­ния, и на осу­ще­ств­ле­ние про­ек­тов «Рус­ское бед­ное» и «Еван­гель­ский про­ект». А вот на вы­став­ку «Боль­шая Вол­га», в ко­то­рой долж­но бы­ло уча­ст­во­вать перм­ское от­де­ле­ние Со­ю­за ху­дож­ни­ков РФ, в бю­д­же­те де­нег не на­шлось. Тра­тя день­ги на ва­ря­гов, пе­ри­о­ди­че­с­ки вбу­хи­вая ог­ром­ные сум­мы в про­ве­де­ние меж­ду­на­род­ных кон­кур­сов на со­зда­ние про­ек­та зда­ния кар­тин­ной га­ле­реи, ру­ко­во­ди­те­ли ре­ги­о­на ни­как не мо­гут на­чать ре­кон­ст­рук­цию Те­а­т­ра опе­ры и ба­ле­та, за­вер­шить ре­монт ко­ми-пер­мяц­ко­го дра­ма­ти­че­с­ко­го те­а­т­ра им. М. Горь­ко­го.

 

Всё в на­шей вла­с­ти, ес­ли во вла­с­ти все на­ши

Кра­е­вая власть при­ла­га­ет не­ма­ло уси­лий для то­го, что­бы уй­ти от от­вет­ст­вен­но­с­ти за про­во­ди­мую «куль­тур­ную по­ли­ти­ку» и со­здать ви­ди­мость, что «по­ли­ти­ка» эта есть ре­зуль­тат де­я­тель­но­с­ти гос­по­ди­на Миль­гра­ма и гос­по­ди­на Гель­ма­на. Ра­нее гу­бер­на­тор Олег Чир­ку­нов уже за­яв­лял в СМИ о том, что Бо­рис Миль­грам пря­мо-та­ки по­тре­бо­вал от не­го на­зна­че­ния на пост ми­ни­с­т­ра (Миль­грам ут­верж­дал об­рат­ное – гу­бер­на­тор на­сто­ял на том, что­бы он за­нял ми­ни­с­тер­ское крес­ло). По­сле эко­но­ми­че­с­ко­го фо­ру­ма гу­бер­на­тор, за­явив о план­ке, вы­со­ко под­ня­той ми­ни­с­т­ром куль­ту­ры, по су­ти, дал по­нять, что не име­ет ни­ка­ко­го от­но­ше­ния к про­ек­ту «куль­тур­ная сто­ли­ца». Все эти за­яв­ле­ния – по­пыт­ка со­здать впе­чат­ле­ние, что кра­ем ру­ко­во­дит не Олег Чир­ку­нов, а ми­нистр куль­ту­ры Миль­грам и ди­рек­тор Му­зея со­вре­мен­но­го ис­кус­ст­ва Гель­ман. По­нят­но, для че­го это де­ла­ет­ся. Рас­тёт чис­ло не­до­воль­ных и дан­ным про­ек­том, и куль­тур­ной по­ли­ти­кой в це­лом. К не­до­воль­ным мож­но от­не­с­ти перм­ских ли­те­ра­то­ров, жур­на­ли­с­тов, ра­бот­ни­ков на­род­но­го твор­че­ст­ва, ху­дож­ни­ков. Не­ко­то­рые из них, объ­е­ди­нив­шись в Кон­гресс перм­ской ин­тел­ли­ген­ции, по­тре­бо­ва­ли от­став­ки Миль­гра­ма. От­вет ли­бе­раль­но­го гу­бер­на­то­ра был ла­ко­ни­чен: «Мы сво­их не сда­ём». Но власть не толь­ко не сда­ёт сво­их, она де­ла­ет всё, что­бы им по­мочь. И по­рою де­ла­ет это до­воль­но на­гло. При­мер. Про­ти­во­сто­я­ние меж­ду Бо­ри­сом Миль­гра­мом и Перм­ским кра­е­вым от­де­ле­ни­ем проф­со­ю­за ра­бот­ни­ков куль­ту­ры, ру­ко­во­ди­те­лем ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся Ири­на Ста­нов­ки­на, воз­ник­ло сра­зу же по­сле при­ез­да Миль­гра­ма в Пермь.

По­на­ча­лу проф­со­юз за­щи­щал в су­дах пра­ва ра­бот­ни­ков, на­ру­ша­е­мые ху­д­ру­ком драм­те­а­т­ра Бо­ри­сом Миль­гра­мом, по­том – пра­ва ра­бот­ни­ков на­род­но­го твор­че­ст­ва, не­на­ви­ст­но­го ми­ни­с­т­ру Миль­гра­му, сей­час вы­сту­па­ет про­тив раз­ра­бо­тан­ной им си­с­те­мы оп­ла­ты тру­да, ущем­ля­ю­щей пра­ва ра­бот­ни­ков ис­кус­ст­ва и куль­ту­ры. А са­мое глав­ное – ле­том ны­неш­не­го го­да проф­со­юз по­тре­бо­вал от­став­ки ми­ни­с­т­ра куль­ту­ры. Всё это не мо­жет нра­вить­ся Миль­гра­му. Вот и за­ду­ма­ли кре­а­тив­ный ми­нистр и его опе­ку­ны сме­с­тить пред­се­да­те­ля проф­со­ю­за Ста­нов­ки­ну с за­ни­ма­е­мой долж­но­с­ти. Поль­зу­ясь тем, что в фе­в­ра­ле 2010 го­да долж­на со­сто­ять­ся от­чёт­но-вы­бор­ная Кон­фе­рен­ция ПКОПРК, власть ре­ши­ла вме­шать­ся в проф­со­юз­ные де­ла. По по­ру­че­нию за­ме­с­ти­те­ля ру­ко­во­ди­те­ля ад­ми­ни­с­т­ра­ции гу­бер­на­то­ра Перм­ско­го края Я.Си­ли­на ра­бот­ник Де­пар­та­мен­та об­ще­ст­вен­ных свя­зей ад­ми­ни­с­т­ра­ции гу­бер­на­то­ра Перм­ско­го края Т.Ша­бар­ши­на и кон­суль­тант Ми­ни­с­тер­ст­ва куль­ту­ры, мо­ло­дёж­ной по­ли­ти­ки и мас­со­вых ком­му­ни­ка­ций Т.Па­но­ва для на­ча­ла за­про­си­ли у ад­ми­ни­с­т­ра­ций рай­о­нов све­де­ния об уч­реж­де­ни­ях куль­ту­ры, в ко­то­рых есть проф­со­юз­ные ор­га­ни­за­ции.

По­лу­чив све­де­ния, за­про­си­ли уже у ру­ко­во­ди­те­лей этих ор­га­ни­за­ций спи­с­ки и ха­рак­те­ри­с­ти­ки де­ле­га­тов, вы­дви­ну­тых на кон­фе­рен­цию. Та­ким спо­со­бом власть пы­та­ет­ся по­до­брать нуж­ных де­ле­га­тов, что­бы с их по­мо­щью не до­пу­с­тить из­бра­ния на но­вый срок чле­нов дей­ст­ву­ю­ще­го пре­зи­ди­у­ма и пред­се­да­те­ля кра­е­вой проф­со­юз­ной ор­га­ни­за­ции. «За­кон о проф­со­ю­зах, их пра­вах и га­ран­ти­ях де­я­тель­но­с­ти» пи­сан не для этих гос­под.

Да­же в не­заб­вен­ные сов­ков­ские вре­ме­на чи­нов­ни­ки не поз­во­ля­ли се­бе так на­пле­ва­тель­ски от­но­сить­ся к твор­че­с­кой ин­тел­ли­ген­ции, к об­ще­ст­вен­ным ор­га­ни­за­ци­ям и к об­ще­ст­вен­но­с­ти в це­лом.

 

Welcome to Perm?

В но­я­б­ре 2009 го­да в Пер­ми – бу­ду­щей куль­тур­ной сто­ли­це Рос­сии – не­сколь­ко бом­жей съе­ли сво­е­го то­ва­ри­ща, а ос­тат­ки тра­пе­зы про­да­ли в ки­оск на ша­ур­му. В де­ка­б­ре про­изо­шёл страш­ный по­жар в «Хро­мой ло­ша­ди», и по­се­тив­ший в свя­зи с этой тра­ге­ди­ей Пермь Вла­ди­мир Пу­тин был по­ра­жён пла­чев­ным со­сто­я­ни­ем перм­ских кли­ник. Но сре­ди всех этих бед и не­сча­с­тий по-преж­не­му есть лю­ди, ко­то­рые все­рьёз ду­ма­ют о хэп­пе­нин­гах и пер­фор­ман­сах. Бук­валь­но че­рез 10 дней по­сле по­жа­ра в те­ле­ви­зи­он­ных но­во­стях эти лю­ди бо­д­ро от­ра­пор­то­ва­ли и о ре­мон­те 4-х перм­ских те­а­т­ров, и о воз­ве­де­нии но­во­го те­а­т­раль­но­го зда­ния в Ку­дым­ка­ре. Вне вся­ко­го со­мне­ния, сде­лан этот ро­лик с по­да­чи ми­ни­с­т­ра куль­ту­ры Миль­гра­ма, ду­ю­ще­го в од­ну ду­ду с ди­рек­то­ром Му­зея со­вре­мен­но­го ис­кус­ст­ва. Под­тверж­да­ет это сле­ду­ю­щее за­яв­ле­ние Гель­ма­на: «Обо­рва­ли те­ле­фон жур­на­ли­с­ты с во­про­са­ми, об­щий смысл ко­то­рых: оз­на­ча­ет ли это воз­мож­ную сме­ну при­ори­те­тов. Ти­па боль­ни­цы, а не му­зеи. Мой от­вет – аль­тер­на­ти­ва лож­ная. То, что куль­тур­ная си­ту­а­ция раз­ви­ва­ет­ся, а в боль­ни­цах раз­ру­ха, оз­на­ча­ет, что ми­нистр куль­ту­ры ра­бо­та­ет хо­ро­шо, а мин­з­драв пло­хо». Ра­бо­та над про­ек­том «Куль­тур­ная сто­ли­ца» про­дол­жа­ет­ся не­смо­т­ря ни на что.

Welcome to Perm!


Владимир КОСУЛИН,
г.ПЕРМЬ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования