Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №52. 25.12.2009

Здесь русский дух

Эдуард Браговский.  Николай Рубцов в Ферапонтове
Эдуард Браговский.
Николай Рубцов в Ферапонтове

В 2009 го­ду уви­дел свет сбор­ник ста­тей «Н.М. Руб­цов и пра­во­сла­вие», со­став­лен­ный пре­зи­ден­том Фон­да един­ст­ва пра­во­слав­ных на­ро­дов док­то­ром фи­ло­соф­ских на­ук, про­фес­со­ром МГУ им. М.В. Ло­мо­но­со­ва В.А. Алек­се­е­вым. Эта кни­га про­дол­жи­ла на­ча­тую в 2003 го­ду се­рию книг об от­но­ше­нии к пра­во­сла­вию рус­ских пи­са­те­лей и по­этов – А.С. Пуш­ки­на, Н.В. Го­го­ля, Ф.М. До­сто­ев­ско­го, А.А. Ах­ма­то­вой.

По сло­вам со­ста­ви­те­ля, этот сбор­ник вы­со­ко оце­нил не­за­дол­го до сво­ей кон­чи­ны па­т­ри­арх Алек­сий Вто­рой: «Кни­га уда­лась!» И ны­неш­ний па­т­ри­арх Ки­рилл, тог­да ещё ми­т­ро­по­лит Смо­лен­ский и Ка­ли­нин­град­ский, по­зна­ко­мив­шись с из­да­ни­ем, ска­зал, что кни­га ему по­нра­ви­лась, от­ме­тив, что Ни­ко­лай Руб­цов – один из его лю­би­мых по­этов.

В сбор­ник во­шли 26 ста­тей 24 ав­то­ров, в том чис­ле ра­бо­ты из­ве­ст­ных со­вет­ских ли­те­ра­ту­ро­ве­дов: В.Ко­жи­но­ва, А.Лан­щи­ко­ва, В.Обо­ту­ро­ва, а так­же со­вре­мен­ных ис­сле­до­ва­те­лей и по­чи­та­те­лей твор­че­ст­ва Н.Руб­цо­ва.

Пер­вый во­прос, ко­то­рый воз­ни­ка­ет сра­зу: а был ли Руб­цов пра­во­слав­ным хри­с­ти­а­ни­ном? Да­же В.А. Алек­се­ев во всту­пи­тель­ной ста­тье «По­эт гор­не­го све­та» по­де­лил­ся сво­и­ми со­мне­ни­я­ми с чи­та­те­ля­ми: «Мы не зна­ем точ­но о цер­ков­но­с­ти по­эта: хо­дил ли он в цер­ковь, ча­с­то ли при­ча­щал­ся, ис­по­ве­до­вал­ся». Ду­ма­ет­ся, что по­доб­ные со­мне­ния – чи­с­тая фор­маль­ность. Па­ни­хи­ды о упо­ко­е­нии ра­ба Бо­жь­е­го Ни­ко­лая за­ка­зы­ва­ли ещё в со­вет­ские вре­ме­на (по сви­де­тель­ст­ву Н.А. Яши­ной). На мо­ги­ле по­эта по прось­бе его род­ст­вен­ни­ков был ус­та­нов­лен пра­во­слав­ный крест. Мать Руб­цо­ва пе­ла в цер­ков­ном хо­ре (ве­ру­ю­щая жен­щи­на не мог­ла не кре­с­тить сы­на); сам по­эт, уже бу­ду­чи взрос­лым, чи­тал Биб­лию – она, по сло­вам Н.Шан­то­рен­ко­ва, бы­ла его лю­би­мой кни­гой. «Мно­го­чис­лен­ны вос­по­ми­на­ния, – пи­шет А.Грун­тов­ский, – где упо­ми­на­ет­ся о том, что Ни­ко­лай Ми­хай­ло­вич со­вер­шал кре­ст­ное зна­ме­ние, про­хо­дя ми­мо церк­ви, по­з­д­рав­лял дру­зей с цер­ков­ны­ми пра­зд­ни­ка­ми (осо­бен­но он лю­бил Па­с­ху), при­сы­лал по­з­д­рав­ле­ния с Па­с­хой по поч­те… Всё это бы­ло в 1950–1960-х го­дах для кру­га об­ще­ния Руб­цо­ва из ря­да вон вы­хо­дя­щим. Сло­во «Па­с­ха» у Руб­цо­ва на­пи­са­но с боль­шой бук­вы. Меж­ду тем дру­зья-по­эты руб­цов­ские в те вре­ме­на не толь­ко не зна­ли о том, с ка­кой бук­вы на­до пи­сать, но не­ко­то­рые и во­об­ще не до­га­ды­ва­лись о на­ступ­ле­нии по­доб­ных пра­зд­ни­ков». Ни­ко­лай Руб­цов по­се­щал дей­ст­ву­ю­щие хра­мы, бе­се­до­вал со свя­щен­ни­ка­ми, но са­мое глав­ное для нас не это – его твор­че­ст­во «бы­ло по ду­ху пра­во­слав­ным» (ар­хи­епи­с­коп Во­ло­год­ский и Ве­ли­ко­ус­тюж­ский Мак­си­ми­ли­ан).

По­эт Ан­д­рей Грун­тов­ский в сво­ей весь­ма эмо­ци­о­наль­ной и по­это­му во мно­гом сум­бур­ной ста­тье «…И мир ус­т­ро­ен гроз­но и пре­крас­но…» Сло­во о Руб­цо­ве» пред­ла­га­ет по­смо­т­реть на твор­че­ст­во по­эта с по­зи­ций на­род­но­го пра­во­сла­вия: «К ко­му ни об­ра­тим­ся мы из фи­ло­со­фов-твор­цов «рус­ской идеи», мы ви­дим со­че­та­ние (сим­фо­нию, а то и столк­но­ве­ние) «пра­во­слав­ной ду­хов­но­с­ти» и «рус­ской на­род­ной ду­шев­но­с­ти». Меж тем оте­че­ст­вен­ная ис­то­рия по­ка­зы­ва­ет, что «пра­во­слав­ность» и «на­род­ность» по­сле кня­зя Вла­ди­ми­ра есть не­сли­ян­ные и еди­но­сущ­ные со­став­ля­ю­щие рус­ской идеи. Вза­и­мо­обус­лов­лен­ные и еди­но­сущ­ные по Свя­то­му Ду­ху, но всё же не­сли­ян­ные со­став­ля­ю­щие. Сли­я­ние на­род­ной и цер­ков­ной жиз­ни, столь лю­без­ное опять-та­ки рус­ской ин­тел­ли­ген­ции, есть уто­пия по­ст­ро­е­ния Цар­ст­ва Бо­жь­е­го на зем­ле и в пра­во­слав­но-го­су­дар­ст­вен­ной, и в со­вет­ской фор­ме. И мы зна­ем, чем это за­кон­чи­лось… …Рус­ский дух – не пу­с­тые это сло­ва (не ин­тел­ли­гент­ская на­род­ная ду­шев­ность!) – есть как бы про­яв­ле­ние Ду­ха Свя­то­го в на­ро­де. У рус­ских сло­во «Ро­ди­на», как и «Бог», пи­шет­ся с боль­шой бук­вы. Руб­цов это по­ни­мал. До­ка­за­тель­ст­во то­му, что всё его твор­че­ст­во на­до пред­став­лять как его лич­ное Бо­го­по­зна­ние».

В этом под­хо­де есть здра­вая мысль об уко­ре­нён­но­с­ти пра­во­сла­вия в на­род­ной жиз­ни в ка­ких-то осо­бых, не­ве­до­мых псев­до­ин­тел­ли­гент­ско­му взгля­ду фор­мах. Ни­ко­лай Руб­цов как ни­кто дру­гой су­мел уви­деть и за­пе­чат­леть ду­шу Рос­сии в её на­род­ной ипо­с­та­си. Бе­да в том, что не толь­ко свет­лые, но и тём­ные сто­ро­ны есть в этой ду­ше, и без ду­хов­но­го ру­ко­вод­ст­ва, без ис­тин­ной люб­ви лег­ко сбить­ся с вер­но­го пу­ти. По­эзия Руб­цо­ва в ус­ло­ви­ях го­су­дар­ст­вен­но­го ате­из­ма и бы­ла в оп­ре­де­лён­ном смыс­ле та­ким ду­хов­ным ру­ко­вод­ст­вом, но толь­ко для тех, кто мог её вос­при­ни­мать серд­цем.

Итак, ка­кие же вы­во­ды мож­но сде­лать по про­чте­нии этой за­ме­ча­тель­ной во всех от­но­ше­ни­ях кни­ги? Са­мое глав­ное: Руб­цов и сей­час уди­ви­тель­но со­вре­мен­ный ав­тор. Раз­ве не о на­ших днях он го­во­рит:

 

Мне труд­но ду­мать:

Так мно­го шу­ма.

А хо­чет­ся ре­чи

Про­стой, че­ло­ве­чь­ей.

 

Или ещё:

 

Си­жу в гос­тях

                        за аро­мат­ным ча­ем

С дру­зь­я­ми, про­дол­жая

                                        дав­ний спор.

Рос­сия, Русь! Не­уж­то

                                     оди­ча­ем,

Се­бе под­пи­шем смерт­ный

                                             при­го­вор?..

 

В чер­но­вом ва­ри­ан­те зна­ме­ни­тое на­ча­ло бес­смерт­но­го тво­ре­ния: «Я бу­ду ска­кать по хол­мам за­дре­мав­шей от­чиз­ны, / Не­ве­до­мый сын уди­ви­тель­ных воль­ных пле­мён!..» зву­ча­ло сов­сем ина­че:

 

Я бу­ду ска­кать по хол­мам

за­дре­мав­шей от­чиз­ны,

Не­ве­до­мый сын вы­ми­ра­ю­щих

воль­ных пле­мён!..

 

Вот стро­ки из сти­хо­тво­ре­ния «Встре­ча»:

 

Ме­няя преж­ние чер­ты,

Ме­няя воз­раст, гнев и ми­лость,

Не толь­ко я, не толь­ко ты,

А вся Рос­сия из­ме­ни­лась!..

 

В то же вре­мя в дру­гом сво­ём по­эти­че­с­ком со­зда­нии – «Ста­рая до­ро­га» – он вро­де бы про­ти­во­ре­чит сам се­бе, за­яв­ляя:

 

Здесь рус­ский дух в ве­ках про­изо­шёл,

И ни­че­го на ней не про­ис­хо­дит…

 

На са­мом де­ле здесь нет ни­ка­ко­го про­ти­во­ре­чия. Рос­сия из­ме­ни­лась толь­ко внеш­не. Ду­хов­ные её ос­но­вы, ко­то­рые сей­час тщет­но пы­та­ют­ся унич­то­жить, ос­та­ют­ся преж­ни­ми. И Ни­ко­лай Руб­цов за­клю­ча­ет:

 

Но этот дух пой­дёт че­рез ве­ка!

И пусть тра­вой по­кро­ет­ся до­ро­га,

И пусть над ней, пе­чаль­ные не­мно­го,

Плы­вут, плы­вут, как мыс­ли, об­ла­ка…


Виктор БАРАКОВ,
г. ВОЛОГДА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования