Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №52. 25.12.2009

ГДЕ НАША ПАМЯТЬ О ГОНЧАРОВЕ

 Зна­ком­ст­во бу­ду­ще­го ав­то­ра «Об­ло­мо­ва» с Моск­вой на­ча­лось в 1822 го­ду, ког­да Гон­ча­ров был оп­ре­де­лён в Мос­ков­ское ком­мер­че­с­кое учи­ли­ще. 8 ию­ля то­го го­да Ав­до­тья Мат­ве­ев­на Гон­ча­ро­ва, мать пи­са­те­ля, за­пи­са­ла в се­мей­ном «Ле­то­пис­це»: «Се­го чис­ла от­прав­лен Ва­неч­ка в Моск­ву». Ком­мер­че­с­кое учи­ли­ще счи­та­лось об­раз­цо­вым. Над ним шеф­ст­во­ва­ла са­ма им­пе­ра­т­ри­ца Ма­рия Фё­до­ров­на. В учи­ли­ще пре­по­да­ва­ли бух­гал­те­рию, ком­мер­че­с­кую ариф­ме­ти­ку, ма­те­ма­ти­ку, тех­но­ло­гию, ком­мер­че­с­кую ге­о­гра­фию, ис­то­рию, ри­то­ри­ку, сло­вес­ность и чи­с­то­пи­са­ние на трёх язы­ках – рус­ском, не­мец­ком и фран­цуз­ском, – и пр., и пр.

До­ку­мен­таль­ных све­де­ний о мос­ков­ском пе­ри­о­де жиз­ни Гон­ча­ро­ва поч­ти нет. В Мос­ков­ском ком­мер­че­с­ком учи­ли­ще, по ут­верж­де­нию са­мо­го Гон­ча­ро­ва, боль­шин­ст­во пред­ме­тов пре­по­да­ва­лось весь­ма скуч­но и при­ми­тив­но. В пись­ме к бра­ту Н.А. Гон­ча­ро­ву от 29 де­ка­б­ря 1867 го­да ро­ма­нист пи­сал: «Об учи­ли­ще я то­же не упо­мя­нул ни­че­го в би­о­гра­фии, по­то­му что мне тя­же­ло вспо­ми­нать о нём, и ес­ли б при­шлось вспо­мя­нуть, то на­до бы бы­ло по­мя­нуть ли­хом, а я это­го не мо­гу, и по­то­му о нём ни сло­ва».

Меж­ду тем этот пе­ри­од мос­ков­ской жиз­ни пи­са­те­ля ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ин­те­рес­ны­ми об­сто­я­тель­ст­ва­ми, свя­зан­ны­ми с изу­че­ни­ем За­ко­на Бо­жь­е­го. Гон­ча­ров ни­ког­да не упо­ми­нал эти об­сто­я­тель­ст­ва при жиз­ни – раз­ве что в при­ват­ных раз­го­во­рах с из­ве­ст­ным ис­то­ри­ком Сер­ге­ем Ми­хай­ло­ви­чем Со­ло­вь­ё­вым. Из­ве­ст­но, что в учи­ли­ще ве­лось пре­по­да­ва­ние За­ко­на Бо­жь­е­го. Этот пред­мет по бу­ма­гам Ком­мер­че­с­ко­го учи­ли­ща зна­чит­ся как «За­кон ве­ры». Так вот, в «За­ко­не ве­ры» Иван Гон­ча­ров «ока­зал ус­пе­хи… очень хо­ро­шие». Зна­ния его дей­ст­ви­тель­но бы­ли креп­кие. Да­же поз­же, уже в ста­ро­сти, Гон­ча­ров гор­дил­ся сво­и­ми по­зна­ни­я­ми в этом пред­ме­те и пре­по­да­вал его сам сво­ей вос­пи­тан­ни­це Са­не Трей­гут. В спи­с­ке всех слу­жа­щих Ком­мер­че­с­ко­го учи­ли­ща за 1826 год чис­лит­ся и свя­щен­ник, пре­по­да­ва­тель За­ко­на Ве­ры Ми­ха­ил Ва­си­ль­е­вич. Нам уда­лось вы­яс­нить, что за­ко­но­учи­те­лем и на­сто­я­те­лем в Мос­ков­ском ком­мер­че­с­ком учи­ли­ще был отец зна­ме­ни­то­го ис­то­ри­ка Сер­гея Ми­хай­ло­ви­ча Со­ло­вь­ё­ва – про­то­и­е­рей Ми­ха­ил Ва­си­ль­е­вич Со­ло­вь­ёв (ум. в 1861 г.). Имя его ни­ког­да не зна­чи­лось в спи­с­ке зна­ко­мых Гон­ча­ро­ва. Это был весь­ма про­све­щён­ный че­ло­век, к то­му же сни­с­хо­ди­тель­ный и до­б­рый. Как ис­тин­ный свя­щен­ник, он ни­ког­да ни­ко­го не осуж­дал. Это­му, ви­ди­мо, учил и сво­их вос­пи­тан­ни­ков.

В 1831 го­ду Гон­ча­ров по­сту­пил в Мос­ков­ский уни­вер­си­тет. Он по­том вспо­ми­нал: «Мы, юно­ши, пол­ве­ка то­му на­зад смо­т­ре­ли на уни­вер­си­тет как на свя­ти­ли­ще и всту­па­ли в его сте­ны со стра­хом и тре­пе­том... Моск­ва гор­ди­лась сво­им уни­вер­си­те­том, лю­би­ла сту­ден­тов, как бу­ду­щих са­мых по­лез­ных, мо­жет быть, гром­ких, бле­с­тя­щих де­я­те­лей об­ще­ст­ва. Сту­ден­ты гор­ди­лись сво­им зва­ни­ем и до­ро­жи­ли за­ня­ти­я­ми, ви­дя об­щую к се­бе сим­па­тию и ува­же­ние. Они важ­но рас­ха­жи­ва­ли по Моск­ве, ко­кет­ни­чая сво­им зва­ни­ем и ма­ли­но­вы­ми во­рот­ни­ка­ми. Да­же про­стые лю­ди, и те, при встре­чах, ла­с­ко­во про­во­жа­ли гла­за­ми юно­шей в ма­ли­но­вых во­рот­ни­ках».

От сту­ден­че­с­ких круж­ков Гон­ча­ров ос­тал­ся в сто­ро­не, из про­фес­со­ров осо­бен­ное вли­я­ние на не­го име­ли Н.И. На­деж­дин и С.П. Ше­вы­рёв. Но преж­де все­го мос­ков­ский пе­ри­од его жиз­ни ха­рак­те­ри­зу­ет­ся яр­ко вы­ра­жен­ным ин­те­ре­сом к те­а­т­ру. В 1823 го­ду был от­крыт Ма­лый дра­ма­ти­че­с­кий те­атр, сы­г­рав­ший зна­чи­тель­ную роль в его куль­тур­ном ста­нов­ле­нии. В 1825 го­ду от­крыл­ся Боль­шой те­атр. В Боль­шом ста­ви­лись в ос­нов­ном опе­ры и ба­ле­ты, го­раз­до ре­же – дра­ма­ти­че­с­кие спек­так­ли. Моск­ва ста­но­вит­ся те­а­т­раль­ной сто­ли­цей, моск­ви­чи – за­яд­лы­ми те­а­т­ра­ла­ми. С 1823 по 1831 год мос­ков­ски­ми те­а­т­ра­ми ру­ко­во­дил дра­ма­тург и пе­ре­вод­чик Ф.Ф. Ко­кош­кин, а с 1831 – М.Н. За­го­с­кин. Ко­кош­кин был в друж­бе со мно­ги­ми про­фес­со­ра­ми Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та, ко­то­рые бы­ли пре­по­да­ва­те­ля­ми Гон­ча­ро­ва: М.Т. Ка­че­нов­ским, А.Ф. Мерз­ля­ко­вым. В 1831 го­ду он при­гла­сил в те­а­т­раль­ное учи­ли­ще в ка­че­ст­ве пре­по­да­ва­те­ля ло­ги­ки, рос­сий­ской сло­вес­но­с­ти и ми­фо­ло­гии Н.И. На­деж­ди­на.

Воз­мож­но, имен­но это и сы­г­ра­ло свою роль в том, что Гон­ча­ров стал по­се­щать дом ак­т­ри­сы Ма­рии Дми­т­ри­ев­ны Льво­вой-Си­нец­кой. Но ско­рее он явил­ся ту­да вме­с­те со сво­им уни­вер­си­тет­ским то­ва­ри­щем, за­яд­лым те­а­т­ра­лом Фё­до­ром Ко­ни, бу­ду­щим ре­дак­то­ром «Те­а­т­раль­ной га­зе­ты», ко­то­рый уже в сту­ден­че­с­кие го­ды пи­сал во­де­ви­ли для мос­ков­ско­го те­а­т­ра и лич­но для М.Д. Льво­вой-Си­нец­кой.

Ин­те­рес­но, что и лю­би­мый ге­рой Гон­ча­ро­ва Илья Иль­ич Об­ло­мов учил­ся имен­но в Моск­ве. В чер­но­вых на­бро­с­ках к ро­ма­ну Гон­ча­ров пи­сал: «Ста­ри­ки Об­ло­мо­вы по­сле дол­гой борь­бы ре­ши­лись по­слать Илю­шу в Моск­ву… Илю­шу от­пра­ви­ли в Моск­ву, в учеб­ное за­ве­де­ние, где он во­лей-не­во­лей про­сле­дил курс на­ук до кон­ца». Мос­ков­ский уни­вер­си­тет хо­ро­шо во­ору­жил Гон­ча­ро­ва для его даль­ней­шей пи­са­тель­ской де­я­тель­но­с­ти, дал ему ши­ро­чай­ший кру­го­зор, на­учил ду­мать.

А ка­ко­ва на­ша па­мять о Гончарове? Создан ли му­зей Гон­ча­ро­ва? Есть ли в сто­ли­це хо­тя бы па­мят­ник ве­ли­ко­му пи­са­те­лю с ми­ро­вым име­нем? Увы! 


Владимир МЕЛЬНИК,
лауреат премии им. И.А. Гончарова




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования