Архив : №02-03. 22.01.2010
Другие берега
В последние годы в обществе довольно широко распространено мнение, что умственная жизнь в России находится в глубоком упадке. В качестве доказательства обычно приводится тот факт, что сегодня в сфере «гуманитарной» мысли нет каких-то новых ярких идей и концепций. С этим доводом трудно спорить, но в то же время необходимо иметь в виду следующее. Если внимательно и беспристрастно взглянуть на современную «гуманитарную» литературу, то можно увидеть, что главная тенденция в ней – попытка осмыслить предыдущие периоды и эпохи гуманитарной мысли. И совершенно ясно, что без этого плодотворнейшего в своей основе процесса – осмысления – невозможно дальнейшее развитие общественной науки, в том числе появление новых идей и концепций.
Одним из ярких свидетельств этого происходящего на наших глазах процесса всестороннего осмысления прошлого является недавно вышедшая в издательстве «РОССПЭН» энциклопедия «Общественная мысль Русского зарубежья» (ответственный редактор В.В. Журавлёв, ответственный секретарь А.В. Репников). Данное издание, являясь продолжением вышедшей в 2005 году энциклопедии «Общественная мысль России XVII – начала ХХ века», позволяет проследить общественную мысль российской эмиграции с середины XIX века до наших дней. В энциклопедию включено более 170 биографических портретов деятелей русской эмиграции. Это, несомненно, первая попытка в таком объёме и масштабе объективно посмотреть на феномен отечественной эмиграции.
Конечно, не всё в книге можно признать удачным и безупречным. Например, не совсем понятно, по какому принципу был включён в энциклопедию писатель Владимир Набоков, который всю жизнь сторонился общественной жизни (как в России, так и в эмиграции) и чей вклад в общественную мысль представляется весьма сомнительным. Или насколько оправданно причислен к представителям русского зарубежья революционер Сергей Нечаев, проведший за границей всего три года и умерший в России (если следовать логике составителей, то в русские эмигранты следует записать и Тютчева, и Гоголя, и Достоевского, подолгу живших в Европе). В то же время в энциклопедии отсутствуют фигуры, которые, несомненно, являются представителями общественной мысли русской эмиграции. К примеру, я не нашёл статьи о лидере движения «Молодая Россия» Александре Казем-Беке. Есть замечания и к самим текстам. Некоторым статьям не хватает взвешенности, объективности, широты взгляда. Например, очерк об Александре Солженицыне недвусмысленно даёт понять, что чуть ли не главной целью жизни писателя было «занять ведущее место в эмиграции» или «осуществить свои претензии на роль «пророка в своём Отечестве». Я никогда не был поклонником Солженицына, однако думаю, что подобные «разоблачения» едва ли помогут объективному пониманию этой, несомненно, крупной общественной фигуры.
Однако, несмотря на эти просчёты, неизбежные в подобных масштабных проектах, в заключение с удовольствием повторю, что данная энциклопедия является бесспорным свидетельством подлинного осмысления нашего историко-культурного наследия.
Илья КОЛОДЯЖНЫЙ