Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №04. 29.01.2010

СЕНСАЦИЯ СОСТОЯЛАСЬ

 Вид этой кни­ги об­ман­чив. Весь­ма пух­лое, в рос­кош­ном су­пе­ре, из­да­ние обе­ща­ет, на пер­вый взгляд, со­лид­ный ро­ман, во­лею су­деб вы­плыв­ший из на­сле­дия че­рез трид­цать лет по­сле кон­чи­ны зна­ме­ни­то­го пи­са­те­ля. На са­мом же де­ле это не­боль­шой фраг­мент, не­до­об­ра­бо­тан­ный на­бро­сок бу­ду­ще­го ро­ма­на, со­хра­нив­ший­ся на 128 кар­точ­ках, на ко­то­рых мэтр все­гда пи­сал свои кни­ги. Фак­си­миль­ное вос­про­из­ве­де­ние этих кар­то­чек при­ве­де­но в При­ло­же­нии, что де­ла­ет это из­да­ние не толь­ко «утя­же­лён­ным», но и тек­с­то­ло­ги­че­с­ки (и ан­тик­вар­но) цен­ным.

Сын Вла­ди­ми­ра На­бо­ко­ва Дми­т­рий, един­ст­вен­ный на­след­ник пи­са­те­ля, дол­гие го­ды уве­рял, что отец за­ве­щал сжечь этот текст, по­че­му он и не ре­ша­ет­ся при­дать его ог­ла­с­ке. Сын то ли ин­три­го­вал и на­би­вал це­ну (опи­ра­ясь на опыт Мак­са Бро­да, ду­ше­при­каз­чи­ка Каф­ки), то ли и впрямь не знал, как ему в дан­ном слу­чае по­сту­пить. Как бы там ни бы­ло, но из­дан­ный на­ко­нец ро­ман стал меж­ду­на­род­ной сен­са­ци­ей.

О чём же этот так и не со­сто­яв­ший­ся в окон­ча­тель­ном ви­де ро­ман? О люб­ви и смер­ти – как и все про­чие ве­щи На­бо­ко­ва. Пи­са­тель, при­зна­вав­ший­ся ино­гда в сво­ём ин­те­ре­се к гно­с­ти­ке, стро­ил свои ро­ма­ны дву­пла­но­во: так, что­бы цве­ту­щая внеш­няя жизнь по­сто­ян­но ове­ва­лась хо­лод­ком по­ту­с­то­рон­не­го, что­бы фе­но­ме­наль­ное от­те­ня­лось но­у­ме­наль­ным. Так и здесь: ге­рой-ли­те­ра­тор Фи­липп Вайльд (на­мёк на Ос­ка­ра Уайль­да?) уми­ра­ет, но его дух как буд­то уча­ст­ву­ет в судь­бе его быв­шей воз­люб­лен­ной Фло­ры, вли­я­ет как буд­то и на её но­вый ро­ман. Дво­ит­ся и сам об­раз Фло­ры («Цве­ту­щей»), ис­тон­ча­ю­щий­ся до ду­ха Ла­у­ры Пе­т­рар­ки (на су­пер­об­лож­ку за­ман­чи­во и весь­ма кста­ти по­ме­щён фраг­мент «Вес­ны» Бот­ти­чел­ли).

Но де­ло, как все­гда у На­бо­ко­ва, не в сю­же­те или идей­ной кон­ст­рук­ции, а в язы­ке. В сти­ле. Ведь это пи­са­тель, ко­то­рый, ка­жет­ся, бо­лее всех дру­гих ис­пол­нил за­вет Фло­бе­ра: пи­сать в уго­ду и ра­ди сти­ля еди­но­го. По­то­му-то так раз­дра­жал он все­гда оте­че­ст­вен­ных кри­ти­ков «иде­о­ло­ги­че­с­ко­го» на­прав­ле­ния: не рус­ское, мол, это де­ло, пи­сать не по­учая. По­нят­но, что этот не­от­шли­фо­ван­ный на­бро­сок (да ещё в пе­ре­во­де, о ка­че­ст­ве ко­то­ро­го все­гда мож­но спо­рить), был встре­чен ими ед­ва ли не со зло­рад­ст­вом.

Кри­ти­кам же на­прав­ле­ния эс­те­ти­че­с­ко­го лю­бой опыт На­бо­ко­ва дра­го­це­нен. По­то­му что они по­ни­ма­ют: у иных пи­са­те­лей са­мо­цен­на и каж­дая фра­за. Как ка­кой-ни­будь ан­тич­ный че­ре­пок, подъ­я­тый со дна Эгей­ско­го мо­ря. Или ка­кая-ни­будь «пы­лин­ка даль­них стран», по Бло­ку. Не­ба­наль­ные, изы­с­кан­ные эпи­те­ты, ос­т­ро­уголь­ные или спи­ра­ле­вид­но скру­чен­ные ме­та­фо­ры – обыч­ные при­ме­ты сти­ля зре­ло­го На­бо­ко­ва – най­дут­ся и здесь в изо­би­лии, ум­но­жая ра­до­ст­ное со­бра­ние по­чи­та­те­лей пи­са­те­ля-сло­во­твор­ца, ко­их не­ма­ло.

При­мет­ное из­да­ние под­го­то­вил Ген­на­дий Ба­раб­тар­ло. Он осу­ще­ст­вил и (ко­неч­но, спор­ный) пе­ре­вод, и дал раз­вёр­ну­тое, весь­ма со­дер­жа­тель­ное по­сле­сло­вие, в кон­це ко­то­ро­го на­прас­но со­жа­ле­ет, что за­нял им слиш­ком мно­го ме­с­та. Пред­ва­ря­ет кни­гу пре­дис­ло­вие Дми­т­рия На­бо­ко­ва, в ко­то­ром со­об­ща­ет­ся об об­сто­я­тель­ст­вах на­пи­са­ния это­го по­след­не­го со­чи­не­ния его от­ца. Со­зда­ва­лось оно, как вы­яс­ня­ет­ся, в ос­нов­ном в боль­ни­це: за два го­да до кон­чи­ны На­бо­ков сверз­ся со ска­лы, го­ня­ясь по обык­но­ве­нию за ба­боч­ка­ми, что и яви­лось при­чи­ной его уга­са­ния. На­бро­с­ком он, пер­фек­ци­о­нист, был, ес­те­ст­вен­но, не­до­во­лен и вро­де бы со­би­рал­ся его унич­то­жить и как буд­то при­зы­вал сы­на это сде­лать. И всё-та­ки хо­ро­шо, что сын на сей раз его ос­лу­шал­ся: не­ко­то­рые ру­ко­пи­си и впрямь не долж­ны го­реть.


 На­бо­ков В. Ла­у­ра и её ори­ги­нал. – СПб.: Аз­бу­ка-клас­си­ка, 2010



Юрий АРХИПОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования