Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №04. 29.01.2010

Цементируя свободу

 К вопросу о Фонде Филатова

 

В Лип­ках мне бы­вать не при­хо­ди­лось. Ни в ге­о­гра­фи­че­с­кой точ­ке, ни в то­по­ни­ми­че­с­ки зна­чи­мой – ина­че, в ста­ту­се «мо­ло­до­го пи­са­те­ля», ка­ким очень мно­гим из нас ос­та­вать­ся ед­ва ли не до пен­си­он­но­го воз­ра­с­та. В об­щем, до са­мо­заб­ве­ния – или до заб­ве­ния пол­но­го и окон­ча­тель­но­го.

Ма­ло­из­ве­ст­ный пи­са­тель – поч­ти си­но­ним пи­са­те­ля мо­ло­до­го. Па­ра­докс не та­кой уж и гру­ст­ный, ско­рее на­обо­рот – для боль­шей ча­с­ти пи­шу­ще­го пле­ме­ни это по­вод уте­шить­ся.

А те­перь – по су­ще­ст­ву. Ста­тья док­то­ра на­ук Ка­пи­то­ли­ны Кок­ше­нё­вой «Ли­па в Лип­ках», по­явив­ша­я­ся на стра­ни­цах «ЛР» в кон­це про­шло­го го­да, не ос­та­ви­ла ме­ня рав­но­душ­ным. С прон­зи­тель­ной про­ни­ца­тель­но­с­тью, ко­то­рая, во­об­ще-то го­во­ря, и от­ли­ча­ет кри­ти­ку Кок­ше­нё­вой, в ней бы­ли вскры­ты и обо­зна­че­ны осо­бен­но­с­ти но­вей­ших трен­дов и по­ли­то­ло­гем ли­те­ра­тур­но­го про­цес­са в его па­ра­ли­бе­раль­ном из­ме­ре­нии.

«…Я ви­жу рож­де­ние осо­бен­но­го иде­о­ло­ги­че­с­ко­го про­цес­са – фор­ми­ро­ва­ние но­во­го ан­ти­то­та­ли­тар­но­го фрон­та, ещё од­но­го лик­ви­да­тор­ско­го про­ек­та, но те­перь уже в об­ла­с­ти тон­ких ма­те­рий. Те­перь про­яв­ле­ни­ем не­жиз­нен­но­с­ти (стаг­на­ции, мерт­ве­чи­ны, ме­ша­ю­щим мо­дер­ни­за­ции стра­ны) объ­яв­ля­ет­ся не «то­та­ли­тар­ное го­су­дар­ст­во» и «то­та­ли­тар­ный ре­жим» с «то­та­ли­тар­ной иде­о­ло­ги­ей», но сам рус­ский тип куль­ту­ры. Но­вая то­та­ли­тар­ность ищет­ся в фун­да­мен­таль­ных, ба­зо­вых цен­но­ст­ных си­с­те­мах: та­ких как хри­с­ти­ан­ское ми­ро­по­ни­ма­ние, как на­ро­до­со­хра­ня­ю­щая обя­зан­ность го­су­дар­ст­ва, как че­ло­ве­ко­с­бе­ре­га­ю­щая фор­ма куль­ту­ры. То есть их стра­те­ги­че­с­кая за­да­ча мне ви­дит­ся так: объ­я­вить эти фун­да­мен­таль­ные цен­но­с­ти про­яв­ле­ни­ем гу­ма­ни­тар­но­го (не из­жи­то­го) то­та­ли­та­риз­ма».

Имен­но эта об­на­ру­жив­ша­я­ся тен­ден­ция и за­ста­ви­ла кри­ти­ка вы­де­лить ти­пи­че­с­кое и на­сто­ра­жи­ва­ю­щее в лип­кин­ской си­ту­а­ции: «Глав­ный па­фос та­кой – у нас нет боль­ше то­та­ли­тар­но­го строя, но то­та­ли­тар­ность в лю­дях ос­та­лась и ни­ку­да не де­лась».

Нет смыс­ла вда­вать­ся в по­дроб­но­с­ти си­ту­а­ции, по­бу­див­шей ав­то­ра ста­тьи апел­ли­ро­вать к чи­та­те­лю с кон­ста­та­ци­ей, что в Лип­ках (ин­ку­ба­то­ре, а луч­ше ска­зать, оча­ге по­пе­чи­тель­ст­ва и ду­хов­но­го мо­де­ли­ро­ва­ния юных – и чуть стар­ше – ли­те­ра­то­ров) ру­ко­во­ди­те­ли поч­ти еди­но­душ­но лю­бят 90-е – го­ды драй­ва и энер­гии, азар­та в раз­ру­ше­нии то­та­ли­тар­но­го го­су­дар­ст­ва. И очень не лю­бят, ког­да кто-то ищет кор­ни иде­о­ло­гии на­си­лия имен­но в той эпо­хе. В ли­хих 90-х, го­дах страш­но­го уни­же­ния рус­ских лю­дей.

Сто­ит ли удив­лять­ся то­му, что от­ве­том на эмо­ци­о­наль­ное вы­ступ­ле­ние Ка­пи­то­ли­ны Кок­ше­нё­вой, ска­зав­шей прав­ду – как она ей ви­дит­ся, ста­ло ещё бо­лее эмо­ци­о­наль­ное и да­же па­ра­но­и­даль­ное по­ве­де­ние от­дель­ных гос­под? То­го же пи­са­те­ля А.Дми­т­ри­е­ва. Ко­неч­но же, не сто­ит. Да­же с учё­том пра­виль­но­с­ти мак­си­мы – кто ут­ра­тил спо­соб­ность удив­лять­ся, тот без­на­дёж­ный ста­рик.

Про­сто мы с эти­ми гос­по­да­ми по-раз­но­му по­ни­ма­ем мир – в си­лу са­мых раз­ных при­чин, дав­но опи­сан­ных. У нас раз­ные ин­те­ре­сы – и эти ин­те­ре­сы пре­бы­ва­ют в со­сто­я­нии ос­т­рей­шей кол­ли­зии. Ког­да Ма­ри­эт­та Чу­да­ко­ва, ис­тор­гая из гру­ди па­фос сво­бо­до­лю­бия, го­во­рит на ра­дио «Сво­бо­да» (вос­кре­се­нье, 17 ян­ва­ря с.г.): «Каж­дый день вто­ро­го пре­зи­дент­ст­ва Ель­ци­на це­мен­ти­ро­вал на­шу сво­бо­ду», – я сни­маю шля­пу пе­ред ока­ме­нев­шей сво­бо­дой лип­кин­ской «опе­кун­ши».

Од­на­ко про­стим ей этот нон­сенс (це­мен­ти­ро­вать сво­бо­ду – что на­зы­ва­ет­ся, про­го­вор­ка по Фрей­ду) и со­гла­сим­ся с этим те­зи­сом. Ведь каж­дый день это­го чу­до­ви­ща во вла­с­ти и в са­мом де­ле ут­верж­дал их сво­бо­ду.

Ду­маю, та­кое по­ни­ма­ние ве­щей «це­мен­ти­ру­ет­ся» и в со­зна­нии Сер­гея Фи­ла­то­ва, что нын­че воз­глав­ля­ет Фонд со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­с­ких и ин­тел­лек­ту­аль­ных про­грамм. (Так­же про­стим, что слег­ка из-за так­та – и ин­тел­лек­ту­аль­ных…) У «пер­во­го по­эта пре­зи­ден­та» Фи­ла­то­ва, убеж­дён, свои при­чи­ны го­во­рить, что Ель­цин и 90-е ут­верж­да­ли сво­бо­ды. Но и свои при­чи­ны бить­ся с дре­му­че­с­тью рус­ско­го на­ро­да, за­те­вая дис­кур­сы и про­ек­ты, об­ви­ня­ю­щие уже не со­ци­аль­ный строй, но уко­ря­ю­щие са­мо на­ро­до­на­се­ле­ние на пред­мет его то­та­ли­тар­но­с­ти.

В се­ре­ди­не 90-х ваш по­кор­ный слу­га ос­та­вил ме­га­по­лис, что­бы най­ти при­ме­не­ние сво­е­му скром­но­му кре­до ан­ти­ка­пи­та­ли­с­та и ан­ти­гло­ба­ли­с­та в си­бир­ской глу­бин­ке. (А ещё и меч­тая же­нить­ся на си­би­ряч­ке, – по ны­неш­ним вре­ме­нам впол­не здра­вая мысль, меж­ду про­чим.) Те­рять, в ба­наль­ном по­ни­ма­нии ве­щей, бы­ло что: ведь мо­и­ми кол­ле­га­ми в от­де­ле Глав­ной ре­дак­ции ау­ди­о­ви­зу­аль­ных про­грамм Агент­ст­ва пе­ча­ти «Но­во­сти» ког­да-то бы­ли не­бе­зыз­ве­ст­ная Ари­на Ша­ра­по­ва, тог­да ещё юная, но, как и ны­не, всем ще­д­ро улы­бав­ша­я­ся, и бу­ду­щий бо­рец с по­ро­ка­ми Ар­ка­дий Ма­мон­тов. А рав­но и про­чие быв­шие кол­ле­ги впол­не об­ре­та­ли се­бя в мос­ков­ском фор­ма­те…

Я же со сво­и­ми но­вы­ми кол­ле­га­ми и еди­но­мы­ш­лен­ни­ка­ми в фор­ма­те НПСР и про­чих пы­тал­ся про­ти­во­по­с­та­вить ма­мо­не, транс­на­ци­о­на­ли­за­ции и се­те­во­му ос­во­е­нию ма­туш­ки Ру­си ин­те­ре­сы про­стых мо­их со­граж­дан. Ви­ди­мо, по­сколь­ку рос в де­рев­не и пы­тал­ся в ме­ру по­ни­ма­ния ве­щей от­крыть про­сто­лю­дя­нам гла­за на про­ис­хо­дя­щее.

В те вре­ме­на иде­о­ло­ги­че­с­кая кух­ня на са­мом вер­ху ещё не вы­учи­лась ско­ро­ст­ной вы­печ­ке по мак­до­нальд­сов­ско­му прин­ци­пу, но уже изо­б­ре­та­ла са­мые за­тей­ли­вые ре­цеп­ты «идей­но­го об­ще­пи­та». В се­ре­ди­не 90-х там был вы­пе­чен про­ект под на­зва­ни­ем Кон­гресс ин­тел­ли­ген­ции Рос­сии, ко­то­рый сра­зу же осед­лал са­мый бес­тол­ко­вый быв­ший ру­ко­во­ди­тель пре­зи­дент­ской ад­ми­ни­с­т­ра­ции Сер­гей Фи­ла­тов.

Уже в кон­це ян­ва­ря 98-го го­да этот Фи­ла­тов при­был в Бар­на­ул для про­ве­де­ния съез­да Кон­грес­са ин­тел­ли­ген­ции Ал­тай­ско­го края. Ком­па­нию не­удач­ли­во­му ад­ми­ни­с­т­ра­то­ру из Моск­вы тог­да со­ста­вил фи­зик-ли­рик Ве­ли­хов. По­том ал­тай­ские га­зе­ты пи­са­ли: ни­кто не ожи­дал, что съезд пой­дёт по не­за­пла­ни­ро­ван­но­му сце­на­рию. Это не так, сце­на­рий, по ко­то­ро­му он по­шёл, был впол­не пред­ска­зу­ем. Ин­тел­ли­ген­ция ре­ги­о­на, в ко­то­ром ре­фор­мы под от­кос пу­с­ти­ли сель­ское хо­зяй­ст­во и про­мы­ш­лен­ность, про­сто вос­ста­ла на вдох­но­ви­те­лей ре­форм и при­ми­ри­те­лей ог­раб­лен­ных с гра­би­те­ля­ми.

По­сле вя­лых пре­ам­бул на три­бу­ну ста­ла под­ни­мать­ся «крас­ная про­фес­су­ра». Крас­ной её на­зва­ли по «крас­но­му по­ясу», в ко­то­рый вхо­дил Ал­тай­ский край. На са­мом де­ле про­фес­со­ра бы­ли раз­ные – и убеж­дён­ные со­ци­а­ли­с­ты, и на­ци­о­нал-па­т­ри­о­ты, и т.п. Их гнев­ные фи­лип­пи­ки ле­те­ли с три­бу­ны в пер­вый ряд – как мол­нии в ме­с­то вы­хо­да маг­нит­ных руд. Нуж­но от­дать при этом долж­ное, все они име­ли мо­раль­ное пра­во на очень силь­ный тон, но ни­кто из них не поз­во­лил се­бе ос­кор­би­тель­ных вы­ска­зы­ва­ний. Они «пе­ре­хо­ди­ли на лич­но­с­ти» Ве­ли­хо­ва и Фи­ла­то­ва толь­ко в смыс­ле впол­не пред­мет­ной или эмо­ци­о­наль­ной кри­ти­ки.

Кто-то ска­жет, что всё это про­ис­хо­ди­ло не без вме­ша­тель­ст­ва ме­ст­ной вла­с­ти. Ча­с­тич­но это бы­ло так, эта от­по­ведь бы­ла ини­ци­и­ро­ва­на ча­с­тич­но с ме­ст­но­го по­ли­ти­че­с­ко­го олим­па, за этим сто­ял и гла­ва ад­ми­ни­с­т­ра­ции края Алек­сандр Су­ри­ков. (А с три­бу­ны тог­даш­не­го Со­ве­та Фе­де­ра­ции он во­е­вал и с не­про­зрач­но­с­тью Цен­т­ро­бан­ка, уво­див­ше­го в пе­сок за­ём­ные тран­ши мил­ли­ар­да­ми дол­ла­ров.) Ну так и за­ме­ча­тель­но, в те вре­ме­на ре­ги­о­ны мог­ли про­ти­во­по­с­та­вить свою во­лю не­пра­вед­но­му цен­т­ру – срав­ни­те с тем, что нын­че…

Так вот, в са­мой се­ре­ди­не ме­ро­при­я­тия, иг­но­ри­руя оче­ред­ное вы­ступ­ле­ние с три­бу­ны, Фи­ла­тов и Ве­ли­хов ос­кор­б­лён­но вста­ли и по­ки­ну­ли со­бра­ние. Ком­мен­та­ри­ев хва­ти­ло га­зе­там до вес­ны…

 

Зер­каль­ная си­ту­а­ция воз­ник­ла и в Лип­ках спу­с­тя две­над­цать лет. С той лишь раз­ни­цей, что Ка­пи­то­ли­ну Кок­ше­нё­ву в за­ве­де­нии Сер­гея Фи­ла­то­ва осы­па­ли не контр­кри­ти­кой, не идей­ны­ми уп­рё­ка­ми, а на­ту­раль­ны­ми ос­кор­б­ле­ни­я­ми.

В идей­ных за­мо­роч­ках и вер­си­фи­ка­ци­ях ра­де­те­лей за ан­ти­фа­ши­за­цию ду­ши мо­ло­до­го пи­са­те­ля всё по­нят­но. За­да­ча ста­вит­ся про­стая: раз­ло­же­ние на­ци­о­наль­но­го го­су­дар­ст­ва к вы­го­де гло­ба­лиз­ма (лет двад­цать на­зад име­но­вав­ше­го­ся ме­нее бла­го­звуч­ным сло­вом «мон­дь­я­лизм») и транс­на­ци­о­наль­ных кор­по­ра­ций, а рав­но и к соб­ст­вен­ной. А в хво­с­те это­го про­цес­са об­ре­та­ет­ся и не­ма­ло лю­дей, при­бив­ших­ся к не­му, про­цес­су, по не­до­мыс­лию, вви­ду ог­ра­ни­чен­но­с­ти жиз­нен­но­го опы­та, а то и по эле­мен­тар­ной бес­та­лан­но­с­ти.


Геннадий СТАРОСТЕНКО




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования