Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №04. 29.01.2010

Требую опубликовать

 Ува­жа­е­мая ре­дак­ция га­зе­ты «Ли­те­ра­тур­ная Рос­сия»!

Воз­му­щён но­вой га­зе­той и по­ступ­ком дав­не­го то­ва­ри­ща Ст. Ку­ня­е­ва. По­смо­т­ри­те два мо­их ма­те­ри­а­ла.

 

Алек­сандр БО­Б­РОВ


ПИСЬ­МО СТ. КУ­НЯ­Е­ВУ

 

Ува­жа­е­мый Ста­ни­слав Юрь­е­вич!

По­сле всех до­рог и дел ре­шил по­з­д­ра­вить те­бя, стар­ше­го то­ва­ри­ща и во мно­гом – учи­те­ля, с Рож­де­ст­вом и Но­во­го­дь­ем. На бе­зум­ных ка­ни­ку­лах – ра­бо­тал. С удо­воль­ст­ви­ем и поль­зой, на­де­юсь, для чи­та­те­лей ци­ти­ро­вал твои сти­хи в двух ста­ть­ях – о но­вой вы­ход­ке Ющен­ко на Рож­де­ст­во (че­ст­во­ва­ние се­че­вых стрель­цов, стре­ляв­ших в спи­ну мо­е­му от­цу во вре­мя Бру­си­лов­ско­го про­ры­ва) и в сво­ём ян­вар­ском ме­ся­цес­ло­ве: «Хо­ро­шо, что мы се­вер­ный люд…». От­ве­тил крат­ко и на пись­мо, ко­то­рое ещё в де­ка­б­ре бы­ло до­став­ле­но в ре­дак­цию «Со­вет­ской Рос­сии»: «Что ка­са­ет­ся тво­е­го го­ря­че­го пись­ма, то глав­ный ре­дак­тор В.Чи­кин во­об­ще ни­че­го не по­нял, по­то­му что ещё на ран­нем эта­пе ва­ших битв, по­со­ве­то­вав­шись со мной, ук­ре­пил­ся в ре­ше­нии во­все не вни­кать, не вме­ши­вать­ся в ад­ми­ни­с­т­ра­тив­но-фи­нан­со­вые спо­ры пи­са­те­лей. Ду­маю, для един­ст­вен­но ос­тав­шей­ся па­т­ри­о­ти­че­с­кой, ле­вой га­зе­ты – вер­ное ре­ше­ние. Скло­ки и раз­де­лы ва­ши с обе­их сто­рон – мер­кан­тиль­ны и бур­жу­аз­ны».

Но уже, ока­зы­ва­ет­ся, про­ст­ран­ное пись­мо «Мо­е­му ста­ро­му то­ва­ри­щу А.А. Бо­б­ро­ву» бы­ло свёр­ста­но на по­след­ней по­ло­се но­вой га­зе­ты Меж­ду­на­род­но­го со­об­ще­ст­ва пи­са­тель­ских со­ю­зов № 1 с пре­тен­ци­оз­ным на­зва­ни­ем: «Об­ще­пи­са­тель­ская ли­те­ра­тур­ная га­зе­та». Не мно­го ли «ЛГ»? У этой га­зе­ты шеф-ре­дак­тор – вез­де­су­щий И.Ви­тюк, ко­то­рый в су­де по по­во­ду ли­те­ра­тур­но­го спо­ра сво­и­ми про­во­ка­ци­он­ны­ми во­про­са­ми к сви­де­те­лю Вайт­ма­ну М.Д. пы­тал­ся при­шить мне и дру­гим ав­то­рам кри­ти­че­с­кой ста­тьи шо­ви­низм и экс­тре­мизм.

На пер­вой по­ло­се твоё от­кры­тое пись­мо глав­ный ре­дак­тор Ю.Ко­ноп­лян­ни­ков и И.Ви­тюк про­анон­си­ро­ва­ли до­воль­но-та­ки под­ло: «У ко­го и за­чем спи­сы­ва­ет тек­с­ты А.А. Бо­б­ров», то есть ме­ня впря­мую и впер­вые – круп­ным шриф­том – на­зва­ли пла­ги­а­то­ром. Ха­рак­тер­но, что уви­дел я эту вы­ход­ку в при­ём­ной Со­ю­за пи­са­те­лей Рос­сии, где на Кре­ще­ние со­бра­лись пи­са­те­ли, де­я­те­ли куль­ту­ры для вру­че­ния пре­мии «Им­пер­ская куль­ту­ра» име­ни фи­ло­со­фа, про­фес­со­ра Эду­ар­да Во­ло­ди­на. Мне в этот день за «пла­ги­а­тор­скую» пуб­ли­ци­с­ти­ку вру­чи­ли сра­зу две пре­мии – ещё са­ра­тов­цы при­су­ди­ли мне пре­мию име­ни Ми­ха­и­ла Алек­се­е­ва. Ну что ж, бу­дем счи­тать, что ты вме­с­те со стран­ной «об­ще­пи­са­тель­ской га­зе­той» ме­ня до­стой­но по­з­д­ра­вил. Хоть так за­ме­ти­ли…

Те­перь не­сколь­ко слов по су­ще­ст­ву – о мо­ём «пла­ги­а­те» или ци­ти­ро­ва­нии «ЛГ». В том опе­ра­тив­ном ма­те­ри­а­ле, по­сле Осе­тин­ско­го пле­ну­ма, я во­об­ще не знаю, кто ко­го ци­ти­ро­вал: ведь эти фор­му­ли­ров­ки о том, что не про­шло ещё и 9 дней со смер­ти Ми­хал­ко­ва, а Пе­ре­вер­зин уже… – под­пи­сы­ва­ли мы, се­к­ре­та­ри прав­ле­ния, на за­се­да­нии во Вла­ди­во­с­то­ке. Те­бя там не бы­ло, по­то­му ос­нов­ным ис­точ­ни­ком и пред­став­ля­ет­ся «ла­герь вра­га». Лад­но, «у ко­го спи­сал» – до­пу­с­тим, яс­но. Но во­прос «за­чем» – во­об­ще сме­шон. У ме­ня, в от­ли­чие от мно­гих де­ру­щих­ся, вклю­чая те­бя, нет ни да­чи в Пе­ре­дел­ки­но, ни ин­те­ре­сов в сфе­ре МСПС и Лит­фон­да. Я да­же не яв­лял­ся за по­дач­ка­ми Ива­на Пе­ре­вер­зи­на, хо­тя пись­ма с при­гла­ше­ни­я­ми от не­го по­лу­чал, ког­да он бо­рол­ся за го­ло­са пи­са­те­лей. Кста­ти, не­ко­то­рым по­этам он из­дал уве­си­с­тые кни­ги, но не Бо­ко­ву – ста­рей­ши­на ему был не ну­жен.

Всё ос­таль­ное в ста­тье, за ис­клю­че­ни­ем аб­за­ца-кон­ста­та­ции – ну, чи­с­то моё. Ни ты, ни Пе­ре­вер­зин в Яз­ви­цах не бы­ли, юби­лей ещё жи­во­го Бо­ко­ва – не от­ме­ча­ли. А уп­рё­ки – не был на по­хо­ро­нах – ос­тав­ляю на тво­ей со­ве­с­ти. Зай­ди в Ин­тер­нет, спро­си у вдо­вы Алев­ти­ны Ива­нов­ны, до­стой­ным ли уче­ни­ком и бой­цом за под­лин­ное при­зна­ние Вик­то­ра Бо­ко­ва яв­ля­ет­ся Бо­б­ров.

На­ко­нец, об из­ви­не­нии пе­ред Пе­ре­вер­зи­ным. По­сле тех са­мо­до­воль­ных вы­ступ­ле­ний, что я слы­шал, и тех не­во­об­ра­зи­мых ин­тер­вью, что до­ве­лось про­чи­тать, я, как мне ка­жет­ся, по­нял это­го че­ло­ве­ка и, ма­ло зная его сти­хи, «ко­то­рые пе­ча­тал Куз­не­цов го­раз­до ча­ще, не­же­ли твои, Алек­сандр», вы­ска­жу твёр­дое мне­ние: это – не рус­ский по­эт. В до­ка­за­тель­ст­во про­сто при­ве­ду свои за­мет­ки из но­вой книж­ки «Ве­чер в За­мо­ск­во­ре­чье» (стр. 115 – «Стыд­но чи­тать»). Я по­слал её крат­кий пе­чат­ный ва­ри­ант и в твой жур­нал. По­смо­т­ри…

Же­лаю те­бе здо­ро­вья, ис­тин­но твор­че­с­ких удач, ко­то­рым я все­гда ра­ду­юсь. Как го­во­рил Ко­ля Стар­ши­нов (не мог вы­сту­пить на его ве­че­ре в ЦДЛ, по­то­му что вёл ве­чер па­мя­ти Бо­ко­ва в ЦДРИ): «Как мел­ко всё, что нас разъ­е­ди­ня­ет. Как круп­но всё, что свя­зы­ва­ет нас». Ведь это он, фрон­то­вик, ко­то­рый це­нил и пе­ча­тал при вся­ком слу­чае мои сти­хи, учил: это­го че­ло­ве­ка пе­ча­тать нель­зя – он по­смел… Вот и я да­же к сти­хам по­этов, лю­би­мых Куз­не­цо­вым, под­хо­жу с той же мер­кой: по­но­сишь Руб­цо­ва, ста­вишь се­бя, пусть ко­с­вен­но – вы­ше? По­пут­но­го ве­т­ра, но – не со мной.

P.S. Про­чи­тал «Про­щаль­ное сло­во» в «На­шем со­вре­мен­ни­ке» о Бо­ко­ве – силь­но, стра­ст­но, бле­с­тя­ще! Кро­ме, опять же, уп­рё­ков и до­клад­ных, кто был на по­хо­ро­нах – кто не был. Мы все уже, увы, в та­ком воз­ра­с­те, что не­из­ве­ст­но, кто и чем в этот мо­мент сам бо­ле­ет, по­че­му от­сут­ст­ву­ет. На­ко­нец, кто и ког­да встре­тит­ся «там». Не гне­ви Бо­га, уй­мись в схват­ке за не­ве­до­мое мне на­сле­дие!


СТЫД­НО ЧИ­ТАТЬ

 

Что про­ис­хо­дит с по­эта­ми на долж­но­с­ти? – страш­но пред­ста­вить. При­ехав­ший из Яку­тии, где он ру­ко­во­дил сов­хо­зом, в Моск­ву на­чи­на­ю­щий по­эт Иван Пе­ре­вер­зин по­шёл по долж­но­ст­ной ле­ст­ни­це и стал ди­рек­то­ром Рос­сий­ско­го лит­фон­да. Мно­гое бы­ло ут­ра­че­но и раз­ба­за­ре­но до не­го, но и на его до­лю пи­са­тель­ско­го иму­ще­ст­ва – от по­ме­ще­ний в цен­т­ре Моск­вы до тер­ри­то­рии дет­ско­го са­да в зо­ло­том Пе­ре­дел­ки­не – хва­ти­ло. Пе­ре­вер­зин во­шёл во вкус, во мно­гие кру­ги, по­чув­ст­во­вал се­бя не толь­ко со­сто­я­тель­ным че­ло­ве­ком, но и со­сто­яв­шим­ся круп­ным по­этом. Вот что он ска­зал в ин­тер­вью га­зе­те «Мос­ко­вия ли­те­ра­тур­ная»:

«– При­шёл я од­наж­ды к ве­ли­ко­му рус­ско­му ху­дож­ни­ку Илье Сер­ге­е­ви­чу Гла­зу­но­ву, что­бы при­об­ре­с­ти у не­го кар­ти­ну. (Мож­но пред­ста­вить, сколь­ко сто­ит кар­ти­на Гла­зу­но­ва – на го­но­ра­ры её не ку­пишь! – А.Б.) По­сле то­го, как я ку­пил ото­б­ран­ную ра­бо­ту, то на про­ща­ние по­да­рил ему сбор­ник сво­их сти­хов. И вдруг, на­за­в­т­ра, в 6 ве­че­ра у ме­ня до­ма раз­да­ёт­ся те­ле­фон­ный зво­нок от Ильи Гла­зу­но­ва (за­ме­чу, что с мо­мен­та на­ше­го с ним зна­ком­ст­ва про­шло ме­нее су­ток):

– Иван Ива­но­вич, не мог­ли бы Вы пря­мо сей­час при­ехать ко мне?

Ко­неч­но, я не­мед­лен­но от­пра­вил­ся к Гла­зу­но­ву. За­хо­жу к не­му в ка­би­нет и ви­жу, что на его ра­бо­чем сто­ле ле­жит, вся в за­клад­ках, кни­га мо­их сти­хов (её объ­ём – 570 стра­ниц).

– Хо­чу те­бе по­чи­тать твои же сти­хи – 12 сти­хо­тво­ре­ний. Ну, что они всё но­сят­ся с Ни­ко­ла­ем Руб­цо­вым? Ты у нас в два ра­за луч­ше Руб­цо­ва, о те­бе и нуж­но пи­сать. – По­сле этих слов он по­вёл ме­ня на­верх к се­бе в ма­с­тер­скую и ска­зал: «Вы­би­рай лю­бую из кар­тин, я те­бе её да­рю».

Ко­неч­но, в этот мо­мент я чув­ст­во­вал се­бя не­сколь­ко сму­щён­ным. Ведь кар­ти­ны Ильи Гла­зу­но­ва очень до­ро­го сто­ят…»

Ба, я по­ду­мал, что он по­чув­ст­во­вал се­бя сму­щён­ным из-за не­ум­ной и не­о­бос­но­ван­ной по­хва­лы – «в два ра­за луч­ше Руб­цо­ва», а он, ока­зы­ва­ет­ся, рас­те­рял­ся от ще­д­ро­с­ти ус­пеш­но про­да­ва­е­мо­го ху­дож­ни­ка!

Но чу­до­вищ­ный пе­ре­сказ ди­а­ло­га – про­дол­жа­ет­ся!

«Ве­ли­кий ху­дож­ник про­дол­жал:

– А под­пи­шу я те­бе кар­ти­ну та­ки­ми сло­ва­ми: «Ве­ли­ко­му рус­ско­му по­эту Ива­ну Ива­но­ви­чу Пе­ре­вер­зи­ну».

Но здесь уже я его пе­ре­бил:

– Илья Сер­ге­е­вич, толь­ко не­пре­мен­но до­пи­ши­те: «...от ве­ли­ко­го рус­ско­го ху­дож­ни­ка Ильи Сер­ге­е­ви­ча Гла­зу­но­ва».

– Да ты что, Иван Ива­но­вич, я ещё – не ве­ли­кий...

– Тог­да я Вас про­шу под­пи­сать про­сто: «До­ро­го­му Ива­ну Ива­но­ви­чу».

– Пусть бу­дет по-тво­е­му, но всё рав­но, знай, Иван Ива­но­вич, что твой уро­вень в по­эзии – это Фё­дор Тют­чев и Афа­на­сий Фет».

Про­сто чи­та­ешь – и крас­не­ешь за Пе­ре­вер­зи­на. А ему эдак пи­сать – не стыд­но. Вот вре­ме­на!


Александр БОБРОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования