Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №04. 29.01.2010

О статусе литератора в современном мире

 Буквально за несколько дней до неожиданной кончины Егора в редакцию пришло письмо из Орска. К нам обратился Юрий Серов. Он написал: «Вашу газету мне посоветовал один из моих близких друзей – Егор Молданов. Посылаю вам на рассмотрение статью». В чём-то эта статья получилась наивной. Но поколению Егора она, видимо, очень нужна.

 

До­ро­гие дру­зья!

Се­го­дня мы го­во­рим с ва­ми о ста­ту­се ли­те­ра­то­ра в со­вре­мен­ном ми­ре. Кто он, этот за­га­доч­ный ли­те­ра­тор? Ка­кую роль он иг­ра­ет в ны­неш­нее вре­мя? Что пред­став­ля­ет из се­бя? Да­вай­те по­пы­та­ем­ся ра­зо­брать­ся.

На дво­ре 21 век, век ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий и тех­ни­че­с­ких от­кры­тий. С мо­мен­та по­яв­ле­ния рос­сий­ско­го Ин­тер­не­та про­шло все­го-на­все­го пят­над­цать лет, од­на­ко сей­час его по­пу­ляр­ность рас­тёт не по дням, а по ча­сам, и прак­ти­че­с­ки каж­дый из нас, имея до­ма ком­пью­тер, ве­дёт Жи­вой Жур­нал или пи­шет что-то в сво­ём бло­ге. Ин­тер­нет в по­след­ние го­ды из скром­нень­ко­го озе­ра вы­рос в без­дон­ный оке­ан, в ко­то­ром пла­ва­ют сот­ни ты­сяч лю­дей, во­зом­нив­ших се­бя пи­са­те­ля­ми. Че­ло­век, щёл­ка­ю­щий паль­ца­ми по кла­ви­а­ту­ре и пы­та­ю­щий­ся до­не­с­ти до дру­гих мыс­ли, ещё не яв­ля­ет­ся твор­цом, од­на­ко он не по­ни­ма­ет это­го и во­пре­ки все­му пуб­ли­ку­ет про­из­ве­де­ние на ка­ком-ни­будь сай­те. Так де­ла­ют де­сят­ки, сот­ни, ты­ся­чи; не­ко­то­рые про­сто ре­ги­с­т­ри­ру­ют пу­с­тую стра­нич­ку, в ре­зуль­та­те че­го воз­ни­ка­ет не­здо­ро­вая кон­ку­рен­ция. Что­бы оты­с­кать та­лант­ли­во­го ав­то­ра, чьи тру­ды дей­ст­ви­тель­но сто­ит про­чи­тать, нуж­но про­ди­рать­ся, ос­тав­ляя по­за­ди мно­го не­нуж­но­го, тра­тя вре­мя и дра­го­цен­ные нер­вы. Се­те­вая пуб­ли­ка­ция слиш­ком лег­ка – она не тре­бу­ет ни тяж­ких тру­дов, ни оцен­ки кри­ти­ков, ни мне­ния экс­пер­тов, ни ут­верж­де­ния глав­но­го ре­дак­то­ра. Щёлк­нул кно­поч­кой – и ты уже ав­тор, ты уже мо­жешь счи­тать се­бя зна­то­ком жа­н­ра. Всё ге­ни­аль­ное про­сто, а в ито­ге по­лу­ча­ет­ся, что в этом оке­а­не не так и мно­го боль­ших рыб, да и ры­бы эти во­дят­ся слиш­ком глу­бо­ко и пой­мать их по­рой про­сто не­воз­мож­но. Эта тен­ден­ция ос­т­ро на­блю­да­ет­ся в жа­н­ре фан­та­с­ти­ки. Фан­та­с­ти­ка нын­че в Рос­сии сверх­по­пу­ляр­на, и каж­дый чи­та­тель ви­дит сво­им дол­гом на­пи­сать рас­сказ, под­ра­жая лю­би­мо­му пи­са­те­лю. Ко­ли­че­ст­во фан­та­с­ти­ки, на­пи­сан­ной за по­след­ние го­ды, пре­вы­си­ло до­пу­с­ти­мые гра­ни­цы в не­сколь­ко раз, но так и не пе­ре­шло в ка­че­ст­во. Мно­го – ещё не зна­чит хо­ро­шо.

Од­на­ко есть во всём этом и плю­сы. Ин­тер­нет, не­смо­т­ря на за­со­рён­ность, про­дол­жа­ет ос­та­вать­ся са­мым мощ­ным, до­ступ­ным и раз­ви­ва­ю­щим­ся ис­точ­ни­ком ин­фор­ма­ции. Ни те­ле­ви­де­ние, ни ра­дио, ни га­зе­ты ни­ког­да боль­ше не за­ме­нят его.

Ещё од­на про­бле­ма, за­ро­див­ша­я­ся в со­вре­мен­ной Рос­сии, – это сни­же­ние ли­те­ра­тур­но­го уров­ня. По­сле рас­па­да Со­вет­ско­го Со­ю­за и за­кры­тия ря­да жур­на­лов на глав­ную роль вы­шли мар­ке­тин­го­вые из­да­тель­ст­ва, за­по­ло­нив­шие ры­нок де­шё­вы­ми де­тек­ти­ва­ми и ужа­с­ти­ка­ми, пе­ре­ве­дён­ны­ми на ско­рую ру­ку. Лю­ди, чи­та­ю­щие по­доб­ное чти­во, по­за­бы­ли о клас­си­ке, по­за­бы­ли о на­сто­я­щих кни­гах, а сей­час, ког­да вре­мя без­рас­суд­но по­те­ря­но, это ка­жет­ся нор­маль­ным и адек­ват­ным. Чи­та­тель, по­гло­ща­ю­щий се­рию из две­над­ца­ти-три­над­ца­ти ро­ма­нов и вос­тор­га­ю­щий­ся но­вым бест­сел­ле­ром с кар­тон­ны­ми пер­со­на­жа­ми, ни­ког­да не по­дой­дёт к стен­ду, на ко­то­ром бу­дут ле­жать Пуш­кин, Го­голь или Тол­стой. Он вы­бе­рет раз­рек­ла­ми­ро­ван­ную чушь.

Вы­вод прост: чи­тая сла­бые кни­ги, мы опу­с­ка­ем ли­те­ра­тур­ный уро­вень на низ­кую план­ку, а так как план­ка низ­ка, мож­но осо­бо и не ста­рать­ся: штам­по­вать без­дум­ные псев­до-ше­де­в­ры мо­жет каж­дый, од­на­ко сто­ит по­мнить о по­го­вор­ке: «День­ги за­кан­чи­ва­ют­ся, а по­зор ос­та­ёт­ся». Это­го и при­дер­жи­ва­ют­ся мно­гие ны­неш­ние пи­са­те­ли, го­ня­ю­щи­е­ся за сла­вой: они пи­шут обы­ден­но, бо­ясь пе­рей­ти вы­ше. На­пи­сать ше­девр лег­ко – нуж­но все­го лишь вло­жить в не­го не­сколь­ко лет тяж­ких тру­дов и уси­лий, но как это сде­лать, ког­да из­да­тель­ст­во тре­бу­ет но­вую кни­гу че­рез каж­дые три ме­ся­ца. О ка­ком ше­де­в­ре мо­жет ид­ти речь, ес­ли пи­са­те­ля за­го­ня­ют в оп­ре­де­лён­ные вре­мен­ные гра­ни­цы, на­ру­шить ко­то­рые он не име­ет пра­ва. Для из­да­тель­ст­ва ли­те­ра­ту­ра – биз­нес, а в биз­не­се за­ко­ны су­ро­вые. Ли­бо ты с ни­ми, ли­бо за бор­том. По­это­му мы и по­лу­ча­ем то, что име­ем: сла­бые ро­ма­ны, ус­тав­шие пи­са­те­ли, не­до­воль­ные чи­та­те­ли. Всё вза­и­мо­свя­за­но, а вы­ход най­ти не так про­сто. На это по­тре­бу­ет­ся не один де­ся­ток лет.

Ещё что хо­чет­ся ска­зать о но­вой ли­те­ра­ту­ре, ко­то­рую ли­те­ра­ту­рой как та­ко­вой на­звать во­об­ще труд­но. Бо­га­тые жё­ны руб­лёв­ских маг­на­тов, доч­ки бо­га­тых от­цов и рос­сий­ские биз­не­с­ме­ны, слов­но за­бо­лев, за­се­ли за ком­пью­те­ры и за­ня­лись ли­те­ра­ту­рой, за бе­ше­ные день­ги из­да­вая свои кни­ги в из­да­тель­ст­вах. В на­кла­де не ос­та­ёт­ся ни­кто: ни на­ши звёз­ды, тра­тя­щие мил­ли­о­ны на рек­ла­му, ни вла­дель­цы из­да­тель­ских до­мов, ра­до­ст­но по­ти­ра­ю­щие ру­ки в пред­вку­ше­нии при­бы­ли. Та­кие кни­ги по­пу­ляр­ны, но они не идут Рос­сии на поль­зу. Рус­ские за­бы­ва­ют о сво­их ис­то­ках, счи­тая, что особ­няк, мил­ли­он дол­ла­ров и на­во­ро­чен­ная тач­ка – это и есть ат­ри­бу­ты на­сто­я­щей жиз­ни. А ос­таль­ным, не име­ю­щим обес­пе­чен­ных род­ст­вен­ни­ков, ос­та­ёт­ся лишь за­ви­до­вать куп­лен­но­му чу­жо­му ус­пе­ху и про­дол­жать пи­сать в стол, на­де­ясь, что ког­да-ни­будь, спу­с­тя не­сколь­ко лет, они то­же по­па­дут под по­ли­ти­ку из­да­тель­ст­ва и их ро­ман на­пе­ча­та­ют. Обид­но, но ли­те­ра­ту­ра на са­мом де­ле ста­ла обыч­ным ба­наль­ным биз­не­сом. Так­же боль­шой не­до­ста­ток – от­сут­ст­вие из­да­тельств в об­ла­ст­ных го­ро­дах. Все круп­ные из­да­тель­ст­ва рас­по­ло­же­ны ли­бо в Моск­ве, ли­бо в Санкт-Пе­тер­бур­ге, что поз­во­ля­ет им дик­то­вать свои ус­ло­вия и иг­рать в свою иг­ру. На мой взгляд, круп­ное из­да­тель­ст­во не­об­хо­ди­мо в каж­дой об­ла­с­ти – это поз­во­лит пи­са­те­лям из глу­бин­ки бы­с­т­рее вый­ти из те­ни. Про­би­вать­ся в сто­ли­цу все­гда тя­же­ло, мно­гие бро­са­ют пи­са­тель­ст­во толь­ко из-за то­го, что не на­хо­дят от­да­чи, без­жа­ло­ст­но уда­ля­ют рас­ска­зы и по­ве­с­ти, а мы те­ря­ем ин­те­рес­ных и са­мо­быт­ных ав­то­ров и сно­ва с хму­ры­ми ли­ца­ми бро­дим вдоль по­лок книж­но­го ма­га­зи­на, на­де­ясь оты­с­кать что-ни­будь сто­я­щее. По­лу­ча­ет­ся ред­ко.

Вот так ху­до-бед­но и со­став­ля­ет­ся пор­т­рет со­вре­мен­но­го ли­те­ра­то­ра. Это за­ви­си­мый ав­тор, и за­ви­сит он от все­го: не­мно­гие ны­неш­ние пи­са­те­ли с име­нем поз­во­ля­ют се­бе пи­сать ког­да хо­чет­ся и что хо­чет­ся. Мы са­ми со­зда­ли стран­ные пра­ви­ла и са­ми иг­ра­ем по этим стран­ным пра­ви­лам. Спа­са­ет толь­ко Ин­тер­нет, но и он не яв­ля­ет­ся вы­хо­дом из сло­жив­ше­го­ся по­ло­же­ния. Нуж­но ме­нять сте­рео­ти­пы в се­бе, нуж­но ме­нять под­ход к пи­са­тель­ст­ву. И, мо­жет, тог­да мы уви­дим хо­тя бы сла­бое дви­же­ние впе­рёд. По­ка же вся рос­сий­ская ли­те­ра­ту­ра топ­чет­ся на ме­с­те.

В со­вет­ское вре­мя пи­са­те­ли и про­за­и­ки тво­ри­ли под жё­ст­ким гнё­том цен­зу­ры, но тем не ме­нее уму­д­ря­лись вы­да­вать силь­ные нрав­ст­вен­ные кни­ги о че­ло­ве­че­с­кой лич­но­с­ти, пусть не­мно­го на­и­г­ран­ные и про­слав­ля­ю­щие пар­тию, од­на­ко это бы­ли имен­но кни­ги, а не жал­кая гра­фо­ма­ния, ко­то­рую мы по боль­шей ча­с­ти на­блю­да­ем в со­вре­мен­ной Рос­сии. Но это в пер­вую оче­редь ка­са­ет­ся имен­но ко­ли­че­ст­ва, в пла­не ка­че­ст­ва у нас ещё име­ют­ся ли­те­ра­то­ры с боль­шой бук­вы, ко­то­рые с каж­дым днём те­ря­ют­ся сре­ди раз­рек­ла­ми­ро­ван­ных брен­дов.

Так­же мож­но от­ме­тить не­до­ста­точ­ное вни­ма­ние со сто­ро­ны вла­с­ти. Дав­ным-дав­но пе­ре­ста­ли вы­да­вать­ся гран­ты на раз­ви­тие твор­че­с­ких про­ек­тов, а всё, что мы име­ем сей­час, в ос­нов­ном ис­хо­дит от ча­ст­ных лиц. Ес­ли в Моск­ве, Пе­тер­бур­ге и дру­гих го­ро­дах-мил­ли­о­не­рах со­зда­ёт­ся ви­ди­мость, что мо­ло­ды­ми ин­те­ре­су­ют­ся, то в об­ла­ст­ных всё дер­жит­ся на день­гах спон­со­ров. На мой взгляд, вкла­ды­вать ин­ве­с­ти­ции в мо­ло­дёжь вы­год­но, ибо но­вые мыс­ли и не­о­жи­дан­ный под­ход к де­лу по­мо­гут вер­нуть ин­те­рес к рус­ской ли­те­ра­ту­ре, при­чём к ли­те­ра­ту­ре не мас­со­вой и по­пу­ляр­ной, а к ли­те­ра­ту­ре се­рь­ёз­ной и глу­бо­кой. От­кро­ют­ся но­вые име­на, за­ро­дят­ся но­вые про­ек­ты. Та же си­ту­а­ция на­блю­да­ет­ся и в СМИ. Ни га­зе­ты, ни те­ле­ви­де­ние не ока­зы­ва­ют долж­ной по­мо­щи про­за­и­кам и по­этам, пред­по­чи­тая сти­хам и рас­ска­зам ста­тьи о мо­де и ав­то­мо­би­лях. Пре­зи­дент Пу­тин на встре­че с ли­те­ра­то­ра­ми на пред­ло­же­ние о со­зда­нии все­рос­сий­ско­го об­ще­ст­ва та­лан­тов от­ве­тил, что это воз­мож­но, но это дол­жен быть вза­им­ный про­цесс, с ка­че­ст­вен­ной про­дук­ци­ей. О ка­кой ка­че­ст­вен­ной про­дук­ции мо­жет ид­ти речь, ес­ли тра­ди­ции рус­ской куль­ту­ры ухо­дят в не­бы­тие, ус­ту­пая до­ро­гу но­во­вве­де­ни­ям За­па­да. Сей­час уже не­ког­да ду­мать о вза­им­но­с­ти, на­до спа­сать хо­тя бы то, что име­ет­ся, ина­че че­рез не­сколь­ко де­ся­ти­ле­тий мы по­те­ря­ем наш язык, наш фоль­к­лор, стра­ни­цы книг ста­нут пе­с­т­реть за­ру­беж­ны­ми сло­веч­ка­ми и фра­за­ми, а ис­кон­но рус­ские про­бле­мы ни­ко­го не бу­дут ин­те­ре­со­вать. Всё, что уте­ря­но по­сле рас­па­да СССР, нуж­но вос­ста­нав­ли­вать.

Под­во­дя итог, хо­чет­ся по­бла­го­да­рить пи­шу­щих лю­дей: про­за­и­ков, по­этов, кри­ти­ков и мно­гих дру­гих за то, что в та­кое тя­жё­лое для со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ры вре­мя ещё на­хо­дят­ся лю­ди, ко­то­рым не без­раз­лич­на судь­ба на­шей ве­ли­кой ли­те­ра­ту­ры. По­ка есть та­кие лю­ди, рус­ская ли­те­ра­ту­ра не пре­кра­тит сво­е­го су­ще­ст­во­ва­ния.

 

Юрий СЕ­РОВ,

г. ОРСК

 

Юрий Се­ров ро­дил­ся в 1987 го­ду в го­ро­де Ор­ске Орен­бург­ской об­ла­с­ти. Уча­ст­ник твор­че­с­ко­го объ­е­ди­не­ния «Про­ект Ртуть».





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования