Архив : №04. 29.01.2010
Оригами
Никита Вельтищев – молодой человек, совсем молодой. В школе доучивается, вроде. Спрашивает у меня: куда ему поступать. Без разницы, куда. Литератор может быть кем угодно (втайне думаю, что всем лирикам по профессии лучше быть физиками).
За Никиту немножко боязно. Такой ранний дар, такая замечательная фантазия, такое необычное зрение! Я и в свои тридцать четыре пугаюсь думать о таких вещах, которые Никита в шестнадцать берётся осмыслить – и ведь у него получается. Не всегда, но получается. Что ж тогда дальше будет?
...Что будет дальше, мы узнаем позже. Доброго пути, Никита! С дебютом тебя.
Захар Прилепин
Рассказ
Я слишком долго не доверял людям. Они изменились с тех пор, как я дал этот обет. Ведь третьей мировой так и не случилось. Хотя какая разница, людей всё равно убивали всё это время... Но, возможно, мой обет лишь способ уйти от проблем и необходимости их решать? Я и сам не уверен в ответе. Но было бы обидно, если все эти годы я делал всё зря.
Раздвигая двери, мою мысль прерывает тот, кого можно было бы считать доказательством обратного – мой сэнпай1 Като. Он падает на колени, кланяется и поднимает на меня глаза. Он весь дрожит передо мной, как листок дерева. Я никогда не желал такого обращения и не получал от этого удовольствия. Он смотрит на меня в нерешительности и словно пытается сказать хоть что-то, но боится нарушить висящую в воздухе, словно благоухание, тишину. Кивком я даю ему понять – ты можешь говорить.
– Сэнсэй, я пришёл, потому что должен буду скоро покинуть Йокогаму. Мне так говорит моё сердце. Вы ведь сами всегда учили, что нужно полагаться на его голос.
Отлично. Я хоть чему-то научил их.
– Я влюбился и теперь женюсь. Я должен переехать в Нагасаки к моей невесте и поэтому вынужден оставить школу…
Нагасаки. При этом слове я вздрагиваю, в моей душе всё переворачивается, всплывают из её глубины старые, холодные, острые воспоминания, больно упираясь в моё сердце.
– И я хотел бы спросить перед тем, как покину нашу обитель… узнать ещё одну вещь…
|
Никита ВЕЛЬТИЩЕВ |
Я отрываюсь от пропитанной слезами стены памяти и кивком показываю ему, что он может спрашивать.
– Зачем человек живёт на этой земле? Что есть люди на самом деле?
Ответ на этот вопрос я знал ещё в 10 лет. Я уже сильно стар, и когда я умру, окажется, что жизнь я прожил, складывая бумагу и пытаясь через эти сгибы передать ученикам простые истины. Я уже давно чувствую, что я близок к концу моего пути. Впереди у меня уже не осталось будущего, только прошлое, которое я бесцельно копил в себе три четверти века. Пора всё это заканчивать.
С ударом гонга в мою обитель входят все мои ученики. Они рассаживаются передо мной на колени и вопросительно смотрят на меня, как маленькие дети, ждущие, что им сейчас расскажут новую сказку.
Я слишком долго ждал и слишком долго не говорил с ними. Вот сейчас я скажу им:
Человек – это глупое существо, не способное мыслить выше собственных воззрений.
И с этим знанием они все смогут выйти из этого дома, в который пришли учиться моей мнимой мудрости. А что я вообще знаю? Я не заканчивал ни института, ни школы, кроме школы оригами. Но я всё-таки кое-что понял, смотря, как люди обращаются ко мне то как к сумасшедшему, то как к гуру: Человек – это глупое существо, не способное мыслить выше собственных воззрений. Первый, кто сказал людям «Такия Микаро – гений», горько пошутил надо мной, проклял меня, решил, что может самостоятельно подвергнуть моё слово о вечном молчании испытанию. Я не могу обвинять его, но всю жизнь я не хотел, чтобы вокруг меня были люди, а особенно люди, ждущие от меня жизненных откровений. Вот вам моё откровение!
– …
Я не могу говорить! Я пытаюсь сказать, но у меня не получается! Ещё попытка…
– …
Нет! Я слишком долго не говорил. Слишком долго отвечал кивком головы на простые вопросы… А на сложные я делал оригами. Бывало, целые композиции я создавал, поражая учеников, отвечая на их высказывания. Но теперь, когда я больше не хочу этого, я не могу ничего сказать! Я пытаюсь произнести слова, но вместо них по горлу поднимается какой-то скрежет. Как сломанные шестерёнки, мои связки пытаются выдавить из себя хоть слово, но они не умеют делать этого! Я пытался быть непричастным к лицемериям людей, но в результате разучился с ними общаться! Я не могу донести до них свои мысли, хоть как-то просветить их. Я даже не могу написать то, что хочу, ведь я не знаю иероглифов этих слов. Остаётся последнее. Придерживаться данного слова до конца…
Я беру в руки шершавый лист. И делаю то, ради чего сердца моих сенпаев замирали все эти годы. Я складываю, сгибаю…. Мои пальцы движутся быстро, уверенно. Движения часты и чётки. Слышен, как музыка, лишь шелест, разрезающий утреннюю тишину. И вот, наконец, я ставлю на свою ладонь журавля.
– Микаро-сенсей сделал нам журавля!
Да, журавля… Я поднимаю оригами над их головами за крылья, как если бы он летел, и… резко отрываю их! Журавль падает. Ну же, поймите, что я имел в виду! Человек – это глупое существо, не способное мыслить выше собственных воззрений!
– Микаро-сенсей хочет сказать, что человек – это жестокий убийца живого!
Нет! Я хочу сказать, что человек – это глупое существо, не способное мыслить выше собственных воззрений!
– Нет, сенсей хочет сказать, что человек не предназначен для духовных полётов!
Человек – это глупое существо, не способное мыслить выше собственных воззрений!
– Человек может сам решать, лететь ему или не лететь! Сенсей говорит о свободном выборе человека!
Нет! Человек – это глупое существо, не способное мыслить выше собственных воззрений!
Им меня не понять… Я слышу ещё сотню версий, но ни одной правильной. Им меня не понять.
***
Моим отцом был лётчик истребителя Сато Микаро, а матерью добрая женщина Инчи Хаямо. Они любили друг друга, это знали все – это было видно. Я рос в этой любящей семье, в городе Нагасаки, и всё было замечательно, как бы банально это ни звучало. Однажды мой отец сказал, что им дали задание, которое изменит историю Японии и всего мира. Он сказал ей тогда, что они должны напасть на большую западную страну, разгромить все её корабли. По крайней мере, так мне это запомнилось. Мать отреагировала очень плохо. Она сказала, что нельзя совершать такие зверства, что мы ответим за это перед Богом. Но отец был непреклонен. Они сильно тогда поссорились, и мать не стала прощаться с ним… Но над западной страной его самолёт был сбит, и тогда она горько пожалела, что не смогла его понять и простить. Мать плакала у себя в комнате ровно месяц, а через месяц атомная бомба стёрла с лица Японии Хиросиму, где жили её родители. А через три дня и её вместе с Нагасаки.
Это случилось, когда я был в загородной школе оригами, которая находилась на самом побережье Кюсю2. Утром прозвенела сирена воздушной тревоги, и учитель увёл нас в подземное убежище. Но через 20 минут сирена прекратилась, и мы вышли наружу. Ещё через полчаса Нагасаки исчезла. Вместе с моей мамой. Когда взрывная волна выбила окна в зале, я от испуга выбежал вон, по засыпаемому стеклом, словно дождём, полу.
Я не понимаю, что конкретно случилось, но знаю – это большая западная страна отвечает на то, что сделал мой отец. А пока бегу прочь от школы. Я ничего не слышу – взрыв заложил мне уши. Я понимаю – мать умерла от этого взрыва и мне не на кого больше опереться. И она умерла, потому что отец был слишком жесток и глуп. Как и все люди. Если бы он её любил и понял, ничего бы этого не случилось.
Я добегаю до моря. Солёные брызги приводят меня в себя. Я не хочу быть частью этого ужасного, лживого, ненавидящего мира. Мне противно понимать, что когда я вырасту, этот мир сломает меня и научит вослед за ним начать лгать и ненавидеть. Я не буду подчиняться. Я не буду больше говорить. Ведь люди никогда не говорят то, что думают, то, что хотят сказать. Но я не выживу один. Я должен вернуться. Я вернусь в школу.
Я прихожу на засыпанное стеклом крыльцо. Меня издалека замечает старый сенсей. Он бежит ко мне и кричит, что рад, что я выжил. Он спрашивает, где я был, но я молчу. Он спрашивает, почему я не отвечаю ему. В ответ я беру из его руки шершавый листок. Я складываю, сгибаю…. Мои пальцы действуют быстро, уверенно. Движения часты и чётки. Слышен, как музыка, лишь шелест, разрезающий вечернюю тишину…. Они смогут меня понять.
Никита ВЕЛЬТИЩЕВ,
г. НИЖНИЙ НОВГОРОД
1 сенпай (яп.) – приближённый ученик.
2 Кюсю – префектура Нагасаки находится на острове Кюсю.