Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №04. 29.01.2010

Трое на террасе, не считая статуи собаки

 То­по­ля и ве­тер. Же­ральд Сиб­лей­рас. Те­атр «Са­ти­ри­кон». Ре­жис­сёр-по­ста­нов­щик Кон­стан­тин Рай­кин.

 

Ав­тор этой пье­сы – по­пу­ляр­ный фран­цуз­ский дра­ма­тург. Мно­гие из его пьес идут на сце­нах те­а­т­ров по все­му ми­ру, а пье­су «То­по­ля и ве­тер» пе­ре­вёл на ан­г­лий­ский язык и адап­ти­ро­вал для лон­дон­ско­го те­а­т­ра Вест Эн­да сам зна­ме­ни­тый Том Стоп­пард. В са­мом де­ле, пье­са очень хо­ро­ша в чте­нии: вы­пи­са­ны вы­пук­лые, ко­ло­рит­ные ха­рак­те­ры ве­те­ра­нов пер­вой ми­ро­вой вой­ны, до­жи­ва­ю­щих свой век в ин­тер­на­те; про­из­ве­де­ние на­сы­ще­но ос­т­ро­ум­ным, ди­на­мич­ным ди­а­ло­гом, что ком­пен­си­ру­ет ста­тич­ность дей­ст­вия, про­ис­хо­дя­ще­го в од­ном и том же ме­с­те, в одной и той же де­ко­ра­ции – на тер­ра­се ин­тер­на­та для ве­те­ра­нов пер­вой ми­ро­вой.

Дей­ст­вие про­ис­хо­дит ров­но пол­ве­ка на­зад, в пред­две­рии но­во­го 1960 го­да (сам дра­ма­тург ро­дил­ся в сле­ду­ю­щем, 1961 го­ду).

Ге­ро­ев – трое: се­ми­де­ся­ти­пя­ти­лет­ний ши­зо­фре­ник Гу­с­тав (Де­нис Су­ха­нов), его ро­вес­ник, хро­мой Ре­не (Мак­сим Аве­рин), и ра­не­ный в го­ло­ву эпи­леп­тик Фер­нан (Ан­тон Куз­не­цов), на де­ся­ток лет мо­ло­же пер­вых двух. Ха­рак­те­ры вы­ст­ро­е­ны дра­ма­тур­гом по­дроб­но и убе­ди­тель­но. Гу­с­тав – быв­ший ари­с­то­крат, нын­че не мо­жет да­же тол­ком дви­гать­ся и ни­ког­да не ухо­дит из сво­ей ком­на­ты даль­ше тер­ра­сы. Не­же­на­тый ро­ман­тик Ре­не, на­обо­рот, про­гу­ли­ва­ет­ся да­же до жен­ской шко­лы и меч­та­ет по­зна­ко­мить­ся с мо­ло­день­кой учи­тель­ни­цей. Фер­нан по­сле ссо­ры с се­мь­ёй се­с­т­ры не чи­та­ет да­же пи­сем от неё и пе­ре­да­ёт всю кор­ре­с­пон­ден­цию Гу­с­та­ву. Та­ким об­ра­зом, Гу­с­тав жи­вёт за­бо­та­ми род­ст­вен­ни­ков чу­жо­го че­ло­ве­ка, пер­вым уз­на­ёт о смер­ти се­с­т­ры Фер­на­на и да­же за­бы­ва­ет со­об­щить ему об этом.

Все раз­го­во­ры ге­ро­ев кру­тят­ся во­круг не­хи­т­рых со­бы­тий в бо­га­дель­не: в свя­зи с ре­мон­том глав­ной тер­ра­сы дру­гие оби­та­те­ли мо­гут ок­ку­пи­ро­вать лю­би­мое ме­с­то вре­мя­препро­вож­де­ния этих тро­их; Фер­нан бо­ит­ся уме­реть, по­сколь­ку в ин­тер­нат по­сту­пил ве­те­ран, ро­див­ший­ся с ним в один день, а глав­ная мед­се­с­т­ра пред­по­чи­та­ет боль­ше од­них име­нин в один день не пра­зд­но­вать...

Об­раз то­по­лей на ве­т­ру, вид на ко­то­рые от­кры­ва­ет­ся с тер­ра­сы и по­дой­ти к ко­то­рым ге­рои при всём же­ла­нии уже ни­ког­да не смо­гут – сво­е­об­раз­ная ме­та­фо­ра не­воз­мож­но­с­ти воз­вра­ще­ния мо­ло­до­с­ти, сим­вол без­воз­врат­но ут­ра­чен­но­го. У ге­ро­ев, как на из­ве­ст­ной кар­ти­не ху­дож­ни­ка-пе­ре­движ­ни­ка Ва­си­лия Мак­си­мо­ва, всё в про­шлом.

Меж­ду ни­ми про­ис­хо­дят мел­кие стыч­ки, воз­ни­ка­ют оби­ды: на­при­мер, Гу­с­тав пред­по­чи­та­ет, что­бы ста­туя со­ба­ки на тер­ра­се на­хо­ди­лась в цен­т­ре, по­вёр­ну­тая к то­по­лям, а Фер­на­ну ка­жет­ся, что со­ба­ка жи­вая, и он хо­чет, что­бы ста­туя бы­ла от не­го по­даль­ше.

Не до­стиг­шие и со­ро­ка лет ак­тё­ры ис­кус­но во­пло­ти­ли ста­ри­ков­ские об­ра­зы и важ­ни­ча­ю­ще­го Гу­с­та­ва, и де­ли­кат­но­го и ро­ман­тич­но­го Ре­не, и про­сто­ва­то­го (хоть и быв­ше­го му­зы­кан­та) Фер­на­на. Очень на­ту­раль­но и сба­лан­си­ро­ван­но иг­ра­ет Ре­не М.Аве­рин. Са­мая вы­иг­рыш­ная роль Гу­с­та­ва у Д.Су­ха­но­ва, и он ярок в ней, но по­рой иг­ра­ет че­рес­чур пред­ска­зу­е­мо – как буд­то по­вто­ря­ет соб­ст­вен­ные при­ёмы, на­при­мер, из «Ко­ро­ле­вы кра­со­ты», где он иг­рал ста­ру­ху.

Ос­та­ёт­ся ощу­ще­ние, что текст как-то со­про­тив­ля­ет­ся по­ста­нов­ке. В пье­се гар­мо­нич­но со­че­та­ют­ся и ли­ри­ка, и ме­ло­дра­ма, а в по­ста­нов­ке ос­нов­ной упор сде­лан на ко­мизм и ци­низм. Ко­миз­ма мно­го, ак­тё­ры хо­ро­шие, и по­рой их ко­ми­че­с­кие при­ёмы, стал­ки­ва­ясь, как-то ни­ве­ли­ру­ют, ней­т­ра­ли­зу­ют друг дру­га, и ме­с­та­ми ста­но­вит­ся, на­обо­рот, мо­но­тон­но и скуч­но.

В за­клю­чи­тель­ной сце­не, ког­да ге­рои окон­ча­тель­но убеж­да­ют­ся, что ни­ког­да уже не до­стиг­нут то­по­лей на ве­т­ру, их вни­ма­ние при­вле­ка­ет про­ле­та­ю­щий по не­бу жу­рав­ли­ный клин, и зре­ли­ще это ока­зы­ва­ет­ся на­столь­ко во­оду­шев­ля­ю­щим, что вся тро­и­ца поч­ти го­то­ва взле­теть вслед за жу­рав­ля­ми, и да­же от­став­лен­ная в сто­ро­ну ста­туя со­ба­ки вдруг ожи­ва­ет и по­во­ра­чи­ва­ет го­ло­ву в сто­ро­ну кли­на. На та­кой но­те, где ко­мизм сме­шан с вы­со­кой ро­ман­ти­кой, и за­кан­чи­ва­ет­ся спек­такль по пье­се, ко­то­рая, оче­вид­но, на­пи­са­на всё же для ве­те­ра­нов сце­ны.


Ильдар САФУАНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования