Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №08. 26.02.2010

Русский миф

Все ве­ли­кие по­эты в лю­бые вре­ме­на, так или ина­че, со­при­ка­са­лись с Ан­тич­но­с­тью, чер­па­ли в ней свои ду­хов­ные и твор­че­с­кие си­лы. Шек­с­пир и Дан­те, Бай­рон и Пуш­кин, Тют­чев и Фет… Спи­сок мож­но про­дол­жить. По­то­му что имен­но там, в Ан­тич­но­с­ти – ис­то­ки по­эзии, ос­но­вы эпо­са, тра­ге­дии, ко­ме­дии. Там за­ро­ди­лись да­же та­кие по­эти­че­с­кие жа­н­ры, как эпи­грам­ма, эпи­та­фия, ди­фи­рамб. Там те­ни ве­ли­ких Го­ме­ра, Эс­хи­ла, Со­фок­ла, Ев­ри­пи­да, Ари­с­то­фа­на… Прой­ти ми­мо Ан­тич­но­с­ти и не за­ме­тить её про­сто не­воз­мож­но. Да­же са­мый ни­чтож­ный по­эти­че­с­кий гра­фо­ман пы­та­ет­ся от­ко­луп­нуть от неё ка­кой-ни­будь ку­со­чек – се­бе в ко­пил­ку.

Юрий По­ли­кар­по­вич Куз­не­цов – ис­тин­но рус­ский по­эт, его имя в пер­вом ря­ду ми­ро­вой по­эзии. А часть его твор­че­ст­ва при­над­ле­жит всё же Ан­тич­но­с­ти. На­пом­ню лишь не­ко­то­рые его сти­хи, в ко­то­рых он об­ра­ща­ет­ся не пря­мо, но ко­с­вен­но к этой те­ме: «От­ри­ца­ние», «Но­вый Ге­ро­ст­рат», «Аф­ро­ди­та», «Еле­на». И, ко­неч­но же, «По­эт». Да, они свя­за­ны с со­вре­мен­но­с­тью, но вот что сам Куз­не­цов го­во­рит, к при­ме­ру, о сти­хо­тво­ре­нии «По­эт»: «Так я от­крыл свою по­эти­че­с­кую все­лен­ную. К это­му вре­ме­ни я про­чи­тал три то­ма А.Н. Афа­на­сь­е­ва «По­эти­че­с­кие воз­зре­ния сла­вян на при­ро­ду» и уве­рил­ся в се­бе. И, сам то­го не со­зна­вая, по­слал вы­зов бо­гу ис­кусств Апол­ло­ну: на­пи­сал сти­хо­тво­ре­ние «По­эт». Апол­лон не стал сди­рать за­жи­во с ме­ня ко­жу, как с Тер­си­та, но удо­с­то­ил ме­ня от­ве­том: по­слал смер­то­нос­ную стре­лу. От од­но­го сви­с­та его стре­лы под­ни­ма­лась бу­ря и ло­ма­ла де­ре­вья. Удар был со­кру­ши­тель­ным, но я ус­то­ял.

 

Но­чью вы­та­щил я изо лба

Зо­ло­тую стре­лу Апол­ло­на.

 

Очень важ­но, что я ус­то­ял. Че­ло­век с обы­ден­ным со­зна­ни­ем ус­мех­нёт­ся и ска­жет: «Ка­кая че­пу­ха! Это всё про­изо­ш­ло на бу­ма­ге». Не на бу­ма­ге, а вну­т­ри по­эта. И вы­ра­зи­лось в сло­ве. Нель­зя же чи­тать сти­хи, как га­зе­ту».

В той же ста­тье «Воз­зре­ние», ко­то­рая яв­ля­ет­ся пре­дис­ло­ви­ем к его по­след­не­му сбор­ни­ку «Кре­ст­ный ход», Юрий Куз­не­цов пря­мо пи­шет о том, что ми­фи­че­с­кое со­зна­ние не­ис­тре­би­мо, на­ро­ды ми­ра до­ны­не жи­вут ми­фа­ми, да­же лож­ны­ми. А что та­кое миф, как не во­пло­ще­ние в пер­вую оче­редь Ан­тич­но­с­ти? Вновь про­ци­ти­рую Ю.Куз­не­цо­ва: «К на­сто­я­ще­му ми­фу нуж­но от­но­сить­ся се­рь­ёз­но… Как по­эт я боль­ше бы был у ме­с­та в до­пись­мен­ный пе­ри­од, ха­жи­вал бы по до­лам и го­рам и вос­пе­вал по­дви­ги Свя­то­го­ра… В мо­их сти­хах мно­го че­го есть: фи­ло­со­фия, ис­то­рия, соб­ст­вен­ная би­о­гра­фия, но глав­ное – рус­ский миф, и этот миф – по­эт. Ос­таль­ное ле­ген­да». А по­дви­ги Свя­то­го­ра – это уже рус­ская Ан­тич­ность.

Ари­с­то­тель в сво­ей зна­ме­ни­той «По­эти­ке» ска­зал, что за­да­ча по­эта го­во­рить не о про­ис­шед­шем, а о том, что мог­ло бы слу­чить­ся по ве­ро­ят­но­с­ти или не­об­хо­ди­мо­с­ти. Юрий Куз­не­цов и не пи­сал о про­ис­шед­шем, он об­ле­кал это в ми­фо­ло­ги­че­с­кую фор­му, как в по­эмах о Хри­с­те. Но зву­ча­ло это в выс­шей сте­пе­ни ве­ро­ят­но и не­об­хо­ди­мо для лю­дей. Ещё Ари­с­то­тель за­ме­тил, что до­сто­ин­ст­во сло­вес­но­го вы­ра­же­ния (имея в ви­ду по­эзию) – быть яс­ным и не быть низ­ким. И эти сло­ва мож­но пол­но­стью от­не­с­ти к твор­че­ст­ву Юрия Куз­не­цо­ва. Вся его по­эзия яс­на выс­шим смыс­лом, и у не­го нет ни од­ной низ­кой строч­ки. Сти­хи его ус­т­рем­ле­ны к гор­не­му све­ту.

Вот по­че­му я счи­таю Юрия Куз­не­цо­ва са­мым со­вре­мен­ным из всех ан­тич­ных по­этов.


Александр ТРАПЕЗНИКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования