Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №08. 26.02.2010

Рецидивы безмятежного оптимизма

В боль­шин­ст­ве стран ми­ра су­ще­ст­ву­ют за­ко­ны, обя­зы­ва­ю­щие про­из­во­ди­те­лей ука­зы­вать на упа­ков­ках про­дук­то­вых то­ва­ров пол­ный со­став ис­поль­зо­ван­ных ком­по­нен­тов. По­ку­па­те­ли, прав­да, не лю­бят вчи­ты­вать­ся в ус­т­ра­ша­ю­щие пе­реч­ни, пре­ду­с­мо­т­ри­тель­но на­бран­ные са­мым ма­лень­ким шриф­том (ко­му, дей­ст­ви­тель­но, хо­чет­ся знать, что твой за­в­т­рак со­сто­ит из эмуль­га­то­ров, ста­би­ли­за­то­ров и за­гу­с­ти­те­лей).

По ана­ло­гии с «Рос­по­треб­над­зо­ром» бы­ло бы, на­вер­ное, по­лез­но уч­ре­дить «Рос­лит­над­зор», ко­то­рый за­ни­мал­ся бы не толь­ко на­ве­де­ни­ем кро­ва­во­го цен­зур­но­го ужа­са, по ко­то­ро­му все так со­ску­чи­лись, но и оп­ре­де­ле­ни­ем ис­ход­но­го со­ста­ва ху­до­же­ст­вен­ных про­из­ве­де­ний.

По­сколь­ку по­доб­ная ор­га­ни­за­ция ещё не со­зда­на, возь­мём на се­бя тяж­кий труд про­те­с­ти­ро­вать на пи­ще­вые до­бав­ки один из на­и­бо­лее ин­те­рес­ных ро­ма­нов ухо­дя­ще­го го­да – «Хло­ро­фи­лию» Ан­д­рея Ру­ба­но­ва.

Уже пер­вич­ный ос­мотр изу­ча­е­мо­го объ­ек­та (раз­гля­ды­ва­ние об­лож­ки, зна­ком­ст­во с вы­ход­ны­ми дан­ны­ми и ан­но­та­ци­ей) поз­во­ля­ет прий­ти к вы­во­ду, что в нём со­дер­жит­ся хло­ро­филл – зе­лё­ный пиг­мент, офи­ци­аль­но за­ре­ги­с­т­ри­ро­ван­ный в ка­че­ст­ве пи­ще­вой до­бав­ки Е140.

Хи­ми­че­с­кий ана­лиз да­ёт воз­мож­ность вы­явить в «Хло­ро­фи­лии» сле­ды при­сут­ст­вия то­го чу­дес­но­го элик­си­ра, ко­то­рый был ког­да-то изо­б­ре­тён Ива­ном Гер­мо­ге­но­ви­чем Ено­то­вым. Од­на­ко не­об­хо­ди­мо при­знать, что Ру­ба­нов су­ще­ст­вен­но мо­ди­фи­ци­ро­вал эту вол­шеб­ную суб­стан­цию: ес­ли в по­ве­с­ти Яна Лар­ри «При­клю­че­ния Ка­ри­ка и Ва­ли» она де­ла­ет лю­дей мень­ше тра­вы, то в «Хло­ро­фи­лии», на­обо­рот, имен­но тра­ва ос­тав­ля­ет в те­ни ник­чём­ных пред­ста­ви­те­лей че­ло­ве­че­с­ко­го ро­да (её стеб­ли, за­по­ло­нив­шие тер­ри­то­рию Моск­вы, до­сти­га­ют сред­ней вы­со­ты в три­с­та трид­цать ме­т­ров).

По­доб­ные ре­корд­ные раз­ме­ры яв­ля­ют­ся ин­ди­ка­то­ром при­сут­ст­вия Ге­рак­ле­о­фор­бии – ве­ще­ст­ва, по­лу­чен­но­го ми­с­те­ром Бен­синг­то­ном и про­фес­со­ром Ред­ву­дом в «Пи­ще бо­гов» Гер­бер­та Уэлл­са.

Кро­ме то­го, в «Хло­ро­фи­лии», не­со­мнен­но, со­дер­жат­ся спо­ры гри­бов Psilocybe mexicana. В ро­ман их, су­дя по все­му, за­нес­ло из дав­ней те­ле­про­грам­мы «Пя­тое ко­ле­со», в ко­то­рой Сер­гей Ку­рё­хин до­ка­зы­вал, что вся Ок­тябрь­ская ре­во­лю­ция де­ла­лась людь­ми, мно­го лет упо­треб­ляв­ши­ми со­от­вет­ст­ву­ю­щие гри­бы. По­сте­пен­но, по сло­вам Ку­рё­хи­на, гри­бы вы­тес­ня­ли в этих лю­дях их лич­ность, и лю­ди в кон­це кон­цов ста­но­ви­лись гри­ба­ми. Та­ким гри­бом, на­при­мер, был не­бе­зыз­ве­ст­ный Вла­ди­мир Иль­ич Ле­нин. В тек­с­те «Хло­ро­фи­лии» гри­бы пре­вра­ти­лись в уже упо­мя­ну­тую ги­гант­скую тра­ву, но да­же в кар­ди­наль­но из­ме­нён­ном ви­де со­хра­ни­ли свою му­та­ген­ную си­лу: тот, кто дол­гое вре­мя ел чу­до­дей­ст­вен­ную тра­вя­ную мя­коть (од­на ло­жеч­ка – «и ты сыт, до­во­лен, ве­сел, те­бе хо­ро­шо, и всё это – без по­след­ст­вий»), ра­но или по­зд­но об­ре­чён стать стеб­лем, пу­с­тить кор­ни и на­всег­да об­ра­тить ли­цо к солн­цу.

В от­ли­чие от боль­шин­ст­ва рос­сий­ских про­из­во­ди­те­лей про­дук­тов пи­та­ния, Ру­ба­нов поч­ти не ис­поль­зу­ет в сво­ём твор­че­ст­ве гру­бую со­еди­ни­тель­ную ткань, су­хо­жи­лия, из­мель­чён­ные ко­с­ти и со­евый бе­лок. У не­го, как у вол­шеб­ни­ка Су­лей­ма­на, «всё по-че­ст­но­му, без об­ма­на». Боль­ше то­го, Ру­ба­нов не ос­та­нав­ли­ва­ет­ся пе­ред тем, что­бы уго­с­тить по­тре­би­те­ля ли­те­ра­тур­ной про­дук­ции са­мы­ми на­сто­я­щи­ми де­ли­ка­те­са­ми, пусть и не очень до­ро­ги­ми. Так, лю­бой гур­ман без тру­да об­на­ру­жит в «Хло­ро­фи­лии» мно­же­ст­во ку­с­ков, на­пи­сан­ных «эзо­по­вым язы­ком».

«Пар­тия аб­со­лют­но­го про­цве­та­ния» – это, ко­неч­но же, «Еди­ная Рос­сия»; ре­а­ли­ти-шоу «Со­се­ди» – при­сно­па­мят­ный «Дом-2»; ку­тю­рье, при­ду­мы­ва­ю­щий сол­дат­скую фор­му, – Ва­лен­тин Юдаш­кин; ло­зунг «ТЫ НИ­КО­МУ НИ­ЧЕ­ГО НЕ ДОЛ­ЖЕН» – по­зд­ней­ший ва­ри­ант рек­лам­но­го сло­га­на «БЕ­РИ ОТ ЖИЗ­НИ ВСЁ» и т.д.

Ра­ду­ет, бе­зус­лов­но, и то, что Ру­ба­нов твёр­до сто­ит на по­зи­ци­ях ку­ли­нар­но­го па­т­ри­о­тиз­ма: со­мни­тель­ным ка­но­нам за­ру­беж­но­го по­вар­ско­го ис­кус­ст­ва он пред­по­чи­та­ет на­дёж­ные ре­цеп­ты «На­шей Ра­ши». Ког­да речь, на­при­мер, за­хо­дит о не­по­вто­ри­мом ин­ди­ви­ду­аль­ном об­ли­ке рос­сий­ско­го го­су­дар­ст­ва, Ру­ба­нов тут же на­чи­на­ет ими­ти­ро­вать лег­ко уз­на­ва­е­мый за­чин этой сверх­по­пу­ляр­ной те­ле­ви­зи­он­ной пе­ре­да­чи: «Здеш­ние лю­ди пре­сы­ти­лись бес­ко­неч­ны­ми вой­на­ми, кри­зи­са­ми и про­чи­ми гло­баль­ны­ми по­тря­се­ни­я­ми. Здесь по­гу­би­ли од­но­го за дру­гим ве­ли­чай­ших дик­та­то­ров, сво­их и чу­жих ти­ра­нов: На­по­ле­о­на, Гит­ле­ра, Ста­ли­на. Здесь про­во­ди­ли над сво­и­ми граж­да­на­ми та­кие экс­пе­ри­мен­ты, ко­то­рые в дру­гих ме­с­тах бо­я­лись про­во­дить над чу­жи­ми граж­да­на­ми. Здесь на­учи­лись по­ды­хать от го­ло­да и од­но­вре­мен­но ле­тать в ко­с­мос. Здесь глав­ной кни­гой счи­та­лась не Биб­лия, а ис­то­рия о том, как сту­дент убил то­по­ром ста­ру­ху. Здесь из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние ге­не­ти­че­с­ки на­кап­ли­ва­лась ус­та­лость от ис­пол­не­ния до­б­ро­воль­но взя­той на се­бя мис­сии на­ро­да-бо­го­нос­ца».

Та­ким об­ра­зом, «Хло­ро­фи­лия» Ан­д­рея Ру­ба­но­ва – это впол­не съе­доб­ный про­дукт.

Его вку­со­вую гам­му не спо­соб­ны ис­пор­тить да­же не­сколь­ко фаль­ши­вых «нот». Од­на из них – обо­же­ств­ле­ние рус­ской ин­тел­ли­ген­ции. Док­тор Смир­нов, на­при­мер, ко­то­рый вме­с­те с не­ко­то­ры­ми дру­ги­ми пер­со­на­жа­ми на­де­лён функ­ци­ей вы­ра­же­ния ав­тор­ской по­зи­ции, про­из­но­сит в честь этой про­слой­ки на­ше­го об­ще­ст­ва це­лый па­не­ги­рик: «Это круп­ней­шая и са­мая вли­я­тель­ная не­фор­маль­ная ор­га­ни­за­ция в ис­то­рии че­ло­ве­че­ст­ва. Мы хи­т­рые и креп­кие, и мы не­по­бе­ди­мы… Мы го­раз­до силь­нее, чем все ро­зен­крей­це­ры и тамп­ли­е­ры. По срав­не­нию с на­ми ма­со­ны – ма­лень­кая де­ко­ра­тив­ная сек­та. Наш мас­штаб – ог­ро­мен. На­ша ис­то­рия ухо­дит кор­ня­ми в глубь ве­ков. Мы по­ве­ле­ва­ем ума­ми. Мы тво­рим ис­то­рию, де­ла­ем по­ли­ти­ку и куль­ту­ру. Мы каз­ним ца­рей, ус­т­ра­и­ва­ем ре­во­лю­ции, со­зда­ём ра­ке­ты, бом­бы и ле­кар­ст­ва от всех бо­лез­ней. Мы вез­де, и мы все­силь­ны». Как го­во­рит­ся, сам се­бя не по­хва­лишь – ни­кто не по­хва­лит. Од­на­ко все эти ве­ли­чаль­ные пес­ни, ис­пол­ня­е­мые по соб­ст­вен­но­му за­ка­зу, силь­но от­да­ют тем, что Троц­кий спра­вед­ли­во на­зы­вал «на­ци­о­наль­но-круж­ко­вым мес­си­а­низ­мом ин­тел­ли­гент­ских ко­фе­ен». К че­му он при­во­дит, до­ста­точ­но хо­ро­шо из­ве­ст­но, по­это­му не бу­дем о нём рас­про­ст­ра­нять­ся.

Та­кой же скеп­ти­цизм вы­зы­ва­ет и уве­рен­ность ав­то­ра в том, что рос­сий­ское пра­ви­тель­ст­во по­след­ней тре­ти XXI ве­ка, сдав в арен­ду ки­тай­цам Си­бирь и Даль­ний Вос­ток (в этом ша­ге со­мне­ний, к со­жа­ле­нию, прак­ти­че­с­ки нет), по­ров­ну раз­де­лит зе­мель­ную рен­ту меж­ду все­ми жи­те­ля­ми стра­ны, обес­пе­чив им фи­нан­со­вое и ма­те­ри­аль­ное бла­го­ден­ст­вие. Столь ра­дуж­ные пер­спек­ти­вы не име­ют под со­бой ни­ка­ких ос­но­ва­ний, по­то­му что пол­но­стью про­ти­во­ре­чат ло­ги­ке «раз­ви­тия» на­ше­го се­го­дняш­не­го го­су­дар­ст­вен­но­го ор­га­низ­ма. Ку­да прав­до­по­доб­нее пред­по­ло­жить, что те не­мно­го­чис­лен­ные рос­си­я­не, ко­то­рые ка­ким-то чу­дом до­жи­вут до ука­зан­ной Ру­ба­но­вым да­ты, бу­дут ли­бо то­же сда­ны в арен­ду на льгот­ных ус­ло­ви­ях, ли­бо по­ме­ще­ны в так на­зы­ва­е­мые «ин­ку­ба­то­ры». Что из се­бя пред­став­ля­ют эти «ле­чеб­ные» уч­реж­де­ния не­да­лё­ко­го бу­ду­ще­го, в «Хло­ро­фи­лии» разъ­яс­ня­ет­ся до­воль­но по­дроб­но: «Это ле­чеб­ни­ца та­кая. Пер­во­класс­ная. Там те­бя об­сле­ду­ют, здо­ро­вье про­ве­рят. Про­ду­ют лёг­кие чи­с­тым кис­ло­ро­дом, кровь очи­с­тят; грязь и ток­си­ны вы­ве­дут. Бу­дешь как но­вень­кий… А по­том… рас­пи­лят на ча­с­ти. Бе­реж­но. Поч­ки, пе­чень, се­ле­зён­ку – про­да­дут. Гла­за то­же. Сей­час, го­во­рят, гла­за в де­фи­ци­те, спрос на­мно­го пре­вы­ша­ет пред­ло­же­ние… И ка­кой-ни­будь ве­сё­лый па­рень бу­дет по­лу­чать с ки­тай­ско­го де­по­зи­та твою пер­со­наль­ную до­лю».

Впро­чем, ре­ци­ди­вы без­мя­теж­но­го оп­ти­миз­ма, пе­ри­о­ди­че­с­ки встре­ча­ю­щи­е­ся в «Хло­ро­фи­лии», от­нюдь не сви­де­тель­ст­ву­ют о том, что Ру­ба­нов яв­ля­ет­ся пло­хим пи­са­те­лем. Они, ско­рее, за­став­ля­ют ви­деть в нём хо­ро­ше­го че­ло­ве­ка, с ра­до­с­тью го­то­во­го про­ме­нять мо­рок ан­ти­уто­пии на свет­лые уто­пи­че­с­кие меч­ты. Пусть и не­сбы­точ­ные.


Алексей КОРОВАШКО
г. НИЖНИЙ НОВГОРОД




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования