Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №10. 12.03.2010

Шифровальщик родовой памяти

 Важ­ней­ший то­пос, не­об­хо­ди­мый для по­ни­ма­ния твор­че­ст­ва Вла­ди­ми­ра Ли­чу­ти­на – «рас­кол». При­чём это да­ле­ко не толь­ко цер­ков­ный Рас­кол, про­изо­шед­ший в Рос­сии 17 ве­ка. Ли­чу­тин­ский «рас­кол» – по­ня­тие ме­та­фи­зи­че­с­кое. Он про­ле­га­ет че­рез ду­шу каж­до­го от­дель­но­го че­ло­ве­ка и от­ра­жа­ет­ся в язы­ке. «Рас­кол» – еже­ми­нут­ная борь­ба меж­ду по­лю­са­ми до­б­ра и зла, прав­ды и крив­ды. Это ис­ку­ше­ние, ко­то­рое ис­пы­ты­ва­ет как че­ло­век, так и об­ще­ст­во.

Ду­хов­ное «стран­ни­че­ст­во» и «ски­таль­че­ст­во», «рас­кол» об­ще­куль­тур­ный и про­хо­дя­щий глу­бо­ким руб­цом по ду­ше че­ло­ве­ка, бес­при­ют­ность, не­ус­т­ро­ен­ность ото­рван­ных от поч­вы ге­ро­ев яв­ля­ют­ся от­ли­чи­тель­ны­ми осо­бен­но­с­тя­ми ли­чу­тин­ско­го твор­че­ст­ва.

В од­ном из сво­их ин­тер­вью Ли­чу­тин ска­зал: «Че­ло­век очень па­док на всё по­хот­ное, слад­кое, слиз­кое, тём­ное. По­че­му и не­об­хо­дим ему в ду­ше Бог: что­бы обуз­дать в се­бе раз­ло­же­ние» (http://www.rt-online.ru/articles/219/84990/). Ещё От­цы Церк­ви учи­ли, что с этим слад­ким и в то же вре­мя тём­ным не­об­хо­ди­мо ве­с­ти не­ус­тан­ную ду­хов­ную брань, ина­че по­скольз­нёшь­ся и взор, мыс­ли твои за­му­тят­ся слиз­ким, и бу­дешь весь мир вос­при­ни­мать сквозь эту уро­ду­ю­щую приз­му. Бра­нит­ся Ли­чу­тин с этой си­лой, с эти­ми со­блаз­на­ми сво­и­ми тек­с­та­ми. Пы­та­ет­ся ус­т­ро­ить пре­по­ны об­во­ро­жи­те­лю-лю­бо­стаю, ко­то­рый че­рез при­ят­ные по­су­лы тол­ка­ет на по­хоть.

Грех и страсть воз­ни­ка­ют в че­ло­ве­ке мед­лен­но, тро­ян­ским ко­нём про­кра­ды­ва­ясь в его стан и по­сте­пен­но ог­нём тле­твор­ным раз­ра­с­та­ясь. Эти сту­пе­ни раз­жи­га­ния стра­с­ти от­лич­но опи­сал в сво­ём мо­на­с­тыр­ском ус­та­ве Нил Сор­ский. Про­цесс это­го вну­т­рен­не­го рас­ко­ла и по­сте­пен­но­го раз­ра­с­та­ния гре­ха ис­сле­ду­ет и Ли­чу­тин в сво­их кни­гах.

Ли­чу­тин­ский ге­рой на­хо­дит­ся в со­сто­я­нии борь­бы с «веч­ным бес­сон­ным мед­ве­дем» в сво­ей гру­ди: «На­вер­ное, в каж­дом из нас, как в плот­но за­пер­том сруб­це, си­дит мед­ведь и ждёт сво­е­го ча­са; но сто­ит лишь дать сла­би­ну, при­от­пах­нуть ко­ва­ную двер­цу, при­от­пу­с­тить це­пи, тут и за­ло­ма­ет чёрт лох­ма­тый, по­дом­нёт под се­бя бо­жью ду­шу, вы­пу­с­тит дух вон» («Бег­лец из рая»). Что­бы не за­ло­мал он, не рас­ко­лол, буд­то че­рез ко­лен­ку, те­бя на ча­с­ти, нуж­но сте­речь его, по­сто­ян­но па­мя­туя о нём, об опас­но­с­ти, о воз­мож­но­с­ти вну­т­рен­ней сму­ты. В каж­дом дол­жен быть в си­ле этот «сер­деч­ный страж», ко­то­рый не даст лох­ма­то­му во­ли. Как толь­ко страж сла­бе­ет, – так сра­зу рас­кол и смя­те­ние на­зре­ва­ют.

Вот и смо­т­рит пи­са­тель на этих бес­ст­раж­ных лю­дей, ко­то­рые «вну­т­рен­не­го мед­ве­дя» на во­лю от­пу­с­ти­ли. От воль­но­дум­ца-фар­ма­зо­на, рас­про­ст­ра­ни­те­ля не­ве­рия и ни­ги­лиз­ма, до «Бег­ле­ца из рая». Гла­за их сли­зью за­во­лок­ло, а ум раз­ло­же­нию под­верг­ся.

Для уси­ле­ния эф­фек­та в эпи­цен­т­ре вни­ма­ния Ли­чу­ти­на, как пра­ви­ло, на­хо­дят­ся уз­ло­вые по­гра­нич­ные эта­пы оте­че­ст­вен­ной ис­то­рии, ког­да про­ис­хо­дит тра­ги­че­с­кая лом­ка ко­рен­но­го тра­ди­ци­он­но­го бы­та, транс­фор­ма­ция нра­вов, над­лом на­ции. Один из та­ких пе­ри­о­дов: цер­ков­ный рас­кол 17 ве­ка и ис­то­рия ста­ро­об­ряд­че­ст­ва. Цер­ков­ная сму­та, при­вед­шая к Рас­ко­лу, за­де­ла все сто­ро­ны рус­ской жиз­ни – от бы­то­вых ме­ло­чей до си­с­те­мы ду­хов­но-нрав­ст­вен­ных цен­но­с­тей. С ним стра­на сби­лась с преж­не­го пу­ти, за­блу­ди­лась, рас­сло­и­лась. Один её полк стран­ст­ву­ет в по­ис­ках ле­ген­дар­но­го Бе­ло­во­дья, дру­гие – в от­сут­ст­вие чёт­ко­го це­ле­у­ка­за­ния ски­та­ют­ся в бес­пу­тье. Это­му по­свя­щён ро­ман «Ски­таль­цы», где вни­ма­ние вы­ход­ца из ме­зен­ско­го по­мор­ско­го ро­да при­влек­ли нрав­ст­вен­ные ис­ка­ния ста­ро­об­ряд­цев на­ча­ла 19 ве­ка и, ко­неч­но же, тро­е­кни­жие ис­то­ри­че­с­кой эпо­пеи «Рас­кол», ко­то­рое ещё ждёт сво­е­го вни­ма­тель­но­го и вдум­чи­во­го чи­та­те­ля-ис­сле­до­ва­те­ля.

Соб­ст­вен­но, про­дол­жа­ют эту те­му и ро­ма­ны о над­ло­ме, «рас­ко­ле», про­изо­шед­шем в кон­це 20 ве­ка. «Ми­ле­ди Рот­ман», «Бег­лец из рая»... Дра­ма, ра­зы­г­рав­ша­я­ся на на­ших гла­зах, бу­дет иметь ещё боль­шие ка­та­ст­ро­фи­че­с­кие по­след­ст­вия, чем ни­ко­ни­ан­ские но­во­вве­де­ния. Ес­ли там речь шла об из­ме­не­нии ук­ла­да, по­ру­ше­нии не­раз­рыв­ной свя­зи с про­шлым, то сей­час мо­жет ид­ти раз­го­вор о по­те­ре соб­ст­вен­ной иден­тич­но­с­ти. Вань­ка Жу­ков уже да­же не по соб­ст­вен­ной во­ле ста­нет Рот­ма­ном, и тот вну­т­рен­ний мед­ведь, си­дя­щий в нём, рас­по­я­са­ет­ся и вы­рвет­ся на во­лю, всё кру­ша, и ис­торг­нет че­ло­ве­ка окон­ча­тель­но из рая, ли­шит вся­кой на­деж­ды о нём. Имен­но этот раз­го­вор, это сви­де­тель­ст­во край­не важ­но сей­час на из­ло­ме ты­ся­че­ле­тий, ве­ков.

Сам Ли­чу­тин да­ле­ко не рас­коль­ник, он из­брал ох­ра­ни­тель­ную тра­ди­цию и ско­рее ста­ро­об­ря­дец. Он за­сел в сво­ём хра­ме, за­мк­нул во­ро­та и вы­дер­жи­ва­ет дли­тель­ную оса­ду ве­я­ний вре­ме­ни, мо­дер­ни­за­ции, пе­ри­о­ди­че­с­ки па­лит из пу­шек, ког­да ря­ды про­тив­ни­ка че­рес­чур со­мк­ну­лись там вни­зу на при­сту­пе.

Фар­ма­зо­нам, ко­то­рых в изо­би­лии на­пло­ди­ло на­ше вре­мя, про­ти­во­сто­ит «ста­ро­вер» Ли­чу­тин. «Ста­ро­вер» – не в смыс­ле при­над­леж­но­с­ти к тра­ди­ци­он­ным рас­коль­ни­кам, а по от­но­ше­нию к ве­ли­ко­му ко­рен­но­му пе­ре­ло­му, рас­ко­лу 20 ве­ка в ис­то­рии на­ро­дов и ду­шах лю­дей. У не­го и прин­цип жиз­ни, близ­кий к рас­коль­ни­кам 17 ве­ка, ко­то­рый со­сто­ит в мак­си­ма­лиз­ме ве­ры – от­ста­и­ва­нии сво­ей по­зи­ции, бес­ком­про­мисс­но­с­ти, спо­соб­но­с­ти к са­мо­по­жерт­во­ва­нию, до­б­ро­воль­но­му го­ре­нию за­жи­во. Пи­са­тель как буд­то за­дер­жал­ся где-то в ис­то­рии, ото­шёл в сто­ро­ну от её ма­ги­с­т­раль­ной ли­нии и по­сто­ян­но экс­пе­ри­мен­ти­ру­ет с ма­ши­ной вре­ме­ни.

Его уче­ние ско­рее не со­те­ри­о­ло­гия, а эс­ха­то­ло­гия. Он не при­зы­ва­ет к са­мо­со­жже­нию, но ви­дит по­сте­пен­ное тле­ние, убы­ва­ние ми­ра, ко­то­рый разъ­е­да­ет­ся гре­хом.


Андрей РУДАЛЁВ,
г. СЕВЕРОДВИНСК




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования