Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №11. 19.03.2010

Палка о двух концах

 Российская Академия живописи, ваяния и зодчества имени И.С. Глазунова – единственное в России учебное заведение, которое учит молодых художников согласно классическим традициям Императорской Академии художеств, давшей миру многих великих русских живописцев. Её основатель, а также бессменный ректор, положивший не только душу и сердце, но и колоссальные силы на создание Академии, – великий русский художник Илья Глазунов. Сейчас кажется, что Академия существовала всегда, и лишь немногие знают, как тяжело было создать подобный Храм науки и искусства.

 

Свер­ши­лось чу­до

 

Это был 1986 год. Год рож­де­ния но­во­го учеб­но­го за­ве­де­ния – Рос­сий­ской Ака­де­мии жи­во­пи­си, ва­я­ния и зод­че­ст­ва. Ка­за­лось, уда­лось сде­лать не­воз­мож­ное – «вы­бить» из-под 22-х со­вет­ских уч­реж­де­ний ба­же­нов­ское зда­ние, ко­то­рое они плот­но и, ка­за­лось, на­всег­да за­се­ли­ли в по­сле­во­ен­ные го­ды. Зда­ние это Илья Гла­зу­нов вы­брал не слу­чай­но. Ещё до ре­во­лю­ции здесь на­хо­ди­лось Учи­ли­ще жи­во­пи­си, ва­я­ния и зод­че­ст­ва, в ко­то­ром учи­лись и ра­бо­та­ли ве­ли­кие рус­ские ху­дож­ни­ки Алек­сей Са­в­ра­сов, Апол­ли­на­рий Вас­не­цов, Ми­ха­ил Не­сте­ров, Иса­ак Ле­ви­тан 

Но при­шед­шая в стра­ну со­вет­ская власть рас­по­ря­ди­лась от­дать этот па­мят­ник ар­хи­тек­ту­ры, в ко­то­ром ещё со­хра­ни­лись ба­ре­ль­е­фы и ко­лон­ны са­мо­го Ва­си­лия Ба­же­но­ва, под «нуж­ды со­вет­ско­го на­ро­да». Сна­ча­ла вы­гна­ли всех ху­дож­ни­ков. А свя­то ме­с­то пу­с­то, как из­ве­ст­но, не бы­ва­ет. Так ис­то­ри­че­с­кое зда­ние в цен­т­ре Моск­вы пре­вра­ти­лось в му­ра­вей­ник кон­тор и ор­га­ни­за­ций, весь­ма да­лё­ких от ис­кус­ст­ва.

Из вос­по­ми­на­ний Ильи Гла­зу­но­ва: «Я ре­шил спе­ци­аль­но подъ­е­хать на ули­цу Ки­ро­ва, а ны­не на Мяс­ниц­кую, дом 21, и не­воль­но за­лю­бо­вал­ся мо­гу­чей ко­лон­на­дой зда­ния, по­ст­ро­ен­но­го по про­ек­ту ве­ли­ко­го Ба­же­но­ва». Тог­да-то и бы­ло при­ня­то твёр­дое ре­ше­ние – зда­ние вер­нуть. Но ни­кто не ве­рил в то, что удаст­ся вы­се­лить от­ту­да хо­тя бы часть уч­реж­де­ний. Пре­зи­ден­ты Ака­де­мии ху­до­жеств СССР Ев­ге­ний Ву­че­тич и Ни­ко­лай Том­ский в раз­ные го­ды пы­та­лись вер­нуть храм на­ци­о­наль­но­го ис­кус­ст­ва, но ни­ко­му, кро­ме Ильи Гла­зу­но­ва, это не удалось.

 

Восстановление исторической справедливости

 

Итак, в ав­гу­с­те 1986 го­да по­ста­нов­ле­ние о со­зда­нии Рос­сий­ской Ака­де­мии жи­во­пи­си, ва­я­ния и зод­че­ст­ва под­пи­са­но. Но Ака­де­мия не мог­ла на­чи­нать ра­бо­тать – зда­ние бы­ло раз­ру­ше­но фак­ти­че­с­ки до­тла. Тре­бо­вал­ся не про­сто ко­с­ме­ти­че­с­кий ре­монт, но и се­рь­ёз­ные ре­с­та­в­ра­ци­он­ные ра­бо­ты. На это нуж­ны бы­ли сред­ст­ва, и не­ма­лые.

Толь­ко че­ло­век, всей ду­шой пре­дан­ный ис­кус­ст­ву, смог бы прой­ти все кру­ги бю­ро­кра­ти­че­с­кой си­с­те­мы ра­ди воз­рож­де­ния учеб­но­го за­ве­де­ния. Илья Гла­зу­нов сно­ва до­бил­ся сво­е­го. Фи­нан­си­ро­ва­ние бы­ло вы­де­ле­но, и уже спе­ци­а­ли­с­ты из Ита­лии бе­реж­но вос­ста­нав­ли­ва­ли ин­те­рь­е­ры ака­де­мии по эс­ки­зам Ильи Сер­ге­е­ви­ча.

В 1989 го­ду со­сто­ял­ся пер­вый на­бор сту­ден­тов. Ака­де­мия, ку­да еже­днев­но при­хо­дят око­ло 600 уча­щих­ся со всей Рос­сии, ста­ла на­по­ми­нать ско­рее не учеб­ное за­ве­де­ние, со­сто­я­щее из ко­ри­до­ров и ау­ди­то­рий, а цар­ские хо­ро­мы. Ог­ром­ные мра­мор­ные ле­ст­ни­цы, ве­ли­че­ст­вен­ные ста­туи и кар­ти­ны, кар­ти­ны…

Ни од­на сте­на в Ака­де­мии не пу­с­ту­ет. Каж­дую ук­ра­ша­ет дип­лом­ная ра­бо­та вы­пу­ск­ни­ка или «ма­лая кар­ти­на», о ко­то­рой сто­ит рас­ска­зать от­дель­но. Слож­но пред­ста­вить, что сре­ди все­го это­го ве­ли­ко­ле­пия мож­но изу­чать что-то кро­ме ху­до­же­ст­вен­ных дис­цип­лин. Но в рас­пи­са­нии сту­ден­тов есть и ана­то­мия (один из са­мых важ­ных для ху­дож­ни­ка пред­ме­тов), и хи­мия (её изу­ча­ют ре­с­та­в­ра­то­ры). Се­го­дня в Ака­де­мии пять фа­куль­те­тов – жи­во­пи­си, ар­хи­тек­ту­ры, скульп­ту­ры, ре­с­та­в­ра­ции жи­во­пи­си и ис­кус­ст­во­ве­де­ния. Пре­по­да­ют в Ака­де­мии пре­иму­ще­ст­вен­но уче­ни­ки Ильи Сер­ге­е­ви­ча Гла­зу­но­ва.

 

День се­го­дняш­ний

 

В по­след­ние го­ды мно­гие учеб­ные за­ве­де­ния вы­нуж­де­ны при­ни­мать сту­ден­тов прак­ти­че­с­ки без кон­кур­са – же­ла­ю­щих по­лу­чить выс­шее об­ра­зо­ва­ние не так мно­го. Но в Ака­де­мии И.Гла­зу­но­ва та­кой тен­ден­ции не за­ме­ча­ют. Еже­год­но мо­ло­дые лю­ди со всей Рос­сии, же­ла­ю­щие стать ху­дож­ни­ка­ми, при­ез­жа­ют сю­да – сда­вать всту­пи­тель­ные эк­за­ме­ны. При­нять всех не­воз­мож­но. И тут ре­ша­ю­щую роль иг­ра­ют не от­мет­ки в ат­те­с­та­те, а имен­но та­лант. При­ём­ная ко­мис­сия стро­го оце­ни­ва­ет ра­бо­ты юных да­ро­ва­ний, и к эк­за­ме­нам до­пу­с­ка­ют­ся лишь са­мые та­лант­ли­вые.

Пер­вые три кур­са сту­ден­ты учат­ся вме­с­те – за­ни­ма­ют­ся пре­иму­ще­ст­вен­но тем, что пи­шут ко­пии кар­тин ве­ли­ких ху­дож­ни­ков. Ведь кто, ес­ли не ма­с­тер, мо­жет рас­ска­зать обо всех де­та­лях ис­кус­ст­ва? А де­лая ко­пии, слов­но ве­дя ди­а­лог с му­д­рым на­став­ни­ком, сту­дент изу­ча­ет ком­по­зи­ци­он­ные, цве­то­вые и мно­гие дру­гие ре­ше­ния на­сто­я­щих ма­с­те­ров сво­е­го де­ла.

По­это­му не­ко­то­рые за­лы (язык не по­во­ра­чи­ва­ет­ся на­звать их класс­ны­ми ком­на­та­ми или ау­ди­то­ри­я­ми) на­по­ми­на­ют ско­рее му­зей­ные экс­по­зи­ции – сте­ны ук­ра­ша­ют кар­ти­ны ху­дож­ни­ков раз­ных стран и эпох. Все они – из лич­но­го со­бра­ния Ильи Сер­ге­е­ви­ча.

Каж­дый год сту­ден­ты едут в Санкт-Пе­тер­бург, что­бы в те­че­ние двух ме­ся­цев ра­бо­тать над ко­пи­я­ми в Эр­ми­та­же. Сто­ит ли го­во­рить, что эти по­езд­ки аб­со­лют­но бес­плат­ны?

Уди­ви­тель­но, что ра­бо­ты всех вы­пу­ск­ни­ков Ака­де­мии не­по­хо­жи друг на дру­га – у каж­до­го ху­дож­ни­ка свой стиль. В пер­вую оче­редь, свой са­мо­быт­ный, ни на что не по­хо­жий, уз­на­ва­е­мый стиль есть у Ильи Гла­зу­но­ва. В то же вре­мя он ка­те­го­ри­че­с­ки про­тив то­го, что­бы в по­доб­ной ма­не­ре пи­са­ли его сту­ден­ты. По его мне­нию, каж­дый дол­жен най­ти свой путь. Ведь тот, кто идёт по сто­пам то­го или ино­го ху­дож­ни­ка, мо­жет быть лишь вто­рым, и ни­ког­да – пер­вым.

Ма­лая кар­ти­на

 

По­сле окон­ча­ния тре­ть­е­го кур­са сту­ден­ты пи­шут так на­зы­ва­е­мую «ма­лую кар­ти­ну». По­ня­тие «ма­лая кар­ти­на» су­ще­ст­во­ва­ло во всех Ака­де­ми­ях ху­до­жеств ев­ро­пей­ских стран с XVIII до на­ча­ла XX ве­ка. Се­го­дня ма­лую кар­ти­ну пи­шут лишь в Рос­сий­ской Ака­де­мии жи­во­пи­си, ва­я­ния и зод­че­ст­ва.

Великий реалист готовит себе в собственной академии смену
Великий реалист готовит себе в собственной академии смену

По­сле пя­ти лет обу­че­ния сту­ден­ты долж­ны на­пи­сать дип­лом – на­сто­я­щую, пол­но­цен­ную, мас­штаб­ную кар­ти­ну. «Ма­лая кар­ти­на» – это «тре­ни­ров­ка» пе­ред вы­хо­дом на фи­ниш­ную пря­мую. Сту­ден­ты учат­ся, как от ма­лень­ко­го эс­ки­за – по­сте­пен­но и плав­но прий­ти к боль­шо­му хол­сту, к го­то­во­му про­из­ве­де­нию, как пра­виль­но «со­чи­нить» кар­ти­ну. Имен­но в про­цес­се ра­бо­ты сту­ден­та над «ма­лой кар­ти­ной» оп­ре­де­ля­ет­ся его склон­ность к то­му или ино­му жа­н­ру, про­яв­ля­ют­ся силь­ные и сла­бые ме­с­та на­чи­на­ю­ще­го ху­дож­ни­ка, над ко­то­ры­ми по­том мож­но бу­дет ещё два го­да ра­бо­тать.

Сна­ча­ла сту­ден­там пред­ла­га­ют од­ну или не­сколь­ко тем на вы­бор, ис­хо­дя из ко­то­рых со­чи­ня­ет­ся сю­жет. Сту­дент дол­жен изо­б­ра­зить не про­сто не­кое дей­ст­во по за­дан­ной те­ма­ти­ке, он дол­жен от­ра­зить своё по­ни­ма­ние ре­аль­но­с­ти или то­го или ино­го ис­то­ри­че­с­ко­го про­цес­са, своё ви­де­ние про­бле­мы, ко­то­рая долж­на глу­бо­ко взвол­но­вать его.

По­сле это­го – кро­пот­ли­вая ра­бо­та в биб­ли­о­те­ке. Сту­ден­ты са­ми со­би­ра­ют ма­те­ри­ал, ча­с­то вы­ез­жа­ют на ме­с­то со­бы­тий (ес­ли вы­бран­ная те­ма свя­за­на с кон­крет­ны­ми ис­то­ри­че­с­ки­ми фак­та­ми). Они не про­сто де­ла­ют эс­ки­зы на­ря­дов, но и из­го­тав­ли­ва­ют бу­та­фор­ские ко­с­тю­мы, в ко­то­рые об­ла­чат­ся на­тур­щи­ки. Толь­ко по­сле со­зда­ния эс­ки­за и де­таль­ной про­ра­бот­ки каж­до­го об­ра­за мож­но при­сту­пать к на­пи­са­нию хол­ста.

За­щи­та «ма­лой кар­ти­ны», хоть и при­зва­на, в пер­вую оче­редь, под­го­то­вить бу­ду­ще­го вы­пу­ск­ни­ка к за­щи­те дип­лом­ной ра­бо­ты, про­во­дит­ся с не мень­шей стро­го­с­тью. Итак, ин­ди­ви­ду­аль­ные склон­но­с­ти сту­ден­тов вы­яс­не­ны. По окон­ча­нии тре­ть­е­го кур­са уча­щи­е­ся рас­пре­де­ля­ют­ся по ма­с­тер­ским – ис­то­ри­че­с­кой, пей­заж­ной или пор­т­рет­ной жи­во­пи­си. Кста­ти, лю­бая за­щи­та про­хо­дит в Ака­де­мии в Ак­то­вом за­ле, на сце­не ко­то­ро­го впо­ру труп­пе Боль­шо­го те­а­т­ра вы­сту­пать. По­это­му и на­ст­ро­е­ние у сту­ден­тов – осо­бен­ное, как у ак­тё­ров, иг­ра­ю­щих свои луч­шие ро­ли.

 

Есть про­бле­ма

 

К со­жа­ле­нию, боль­шин­ст­во вы­пу­ск­ни­ков Ака­де­мии – «ху­дож­ни­ки од­ной кар­ти­ны». Дип­лом­ная ра­бо­та каж­до­го – это от­дель­ное про­из­ве­де­ние ре­а­ли­с­ти­че­с­ко­го ис­кус­ст­ва, за­слу­жи­ва­ю­щее ме­с­та в луч­ших га­ле­ре­ях ми­ра. Ра­бо­ты по­ра­жа­ют не толь­ко раз­ме­ра­ми (та­кой холст уж точ­но не на­зо­вёшь «ма­лой кар­ти­ной»), но и глу­би­ной пе­ре­да­чи сю­же­та, ком­по­зи­ци­он­ны­ми ре­ше­ни­я­ми. Да­же не­спе­ци­а­ли­с­ту по­нят­но – од­на та­кая кар­ти­на мо­жет сто­ить ты­ся­чи «Чёр­ных ква­д­ра­тов».

Учё­ба под­хо­дит к кон­цу, дип­лом­ная ра­бо­та за­щи­ще­на. Она ос­та­ёт­ся в га­ле­рее – что­бы каж­дый год пер­во­курс­ни­ки, за­та­ив ды­ха­ние, раз­гля­ды­ва­ли ше­девр стар­ше­го то­ва­ри­ща и ду­ма­ли, что у них так ни­ког­да не по­лу­чит­ся. А че­рез шесть лет пи­са­ли бы дру­гие кар­ти­ны – не ху­же. Вряд ли вы­пу­ск­ник Ака­де­мии ког­да-ли­бо смо­жет на­пи­сать кар­ти­ну по­доб­ных мас­шта­бов. Су­ди­те са­ми – во-пер­вых, нуж­но най­ти ма­с­тер­скую, ко­то­рая поз­во­ли­ла бы раз­мах­нуть­ся ки­с­ти твор­ца, ма­те­ри­а­лы (холст, ки­с­ти, кра­с­ки…), а так­же мас­су сво­бод­но­го вре­ме­ни. В иде­а­ле жи­во­пись долж­на и быть ра­бо­той ху­дож­ни­ка. Но где най­ти ра­бо­то­да­те­ля, ко­то­рый со­гла­сил­ся бы пла­тить за та­кой труд зар­пла­ту. Вот и при­хо­дит­ся мо­ло­дым та­лан­там тво­рить лишь урыв­ка­ми. Толь­ко са­мые удач­ли­вые ра­бо­та­ют по спе­ци­аль­но­с­ти – по­лу­ча­ют за­ка­зы. На­при­мер, один из вы­пу­ск­ни­ков рас­пи­сы­ва­ет храм на Си­ци­лии, ему по­вез­ло. Дру­гие тру­дят­ся, в луч­шем слу­чае, в му­зе­ях.

Сер­гей Ми­хай­ло­вич Бо­род­кин, за­ве­ду­ю­щий ка­фе­д­рой тем­пер­ной жи­во­пи­си (тем­пер­ны­ми кра­с­ка­ми пи­шут­ся ико­ны), учит ре­с­та­в­ра­то­ров. При­чём ре­с­та­в­ра­то­ры – вы­пу­ск­ни­ки Ака­де­мии – счи­та­ют­ся луч­ши­ми спе­ци­а­ли­с­та­ми в Рос­сии. Но и они не мо­гут най­ти ра­бо­ту.

Се­го­дня хра­мы, му­зеи ис­пы­ты­ва­ют ко­лос­саль­ную по­треб­ность в ре­с­та­в­ра­то­рах (по нор­ма­ти­вам про­из­ве­де­ния ис­кус­ст­ва долж­ны ре­с­та­в­ри­ро­вать­ся каж­дые 10 лет). Но де­нег на это ни­кто не вы­де­ля­ет. А ка­че­ст­вен­ная про­фес­си­о­наль­ная ра­бо­та сто­ит боль­ших де­нег – по­рой од­ну ико­ну мож­но вос­ста­нав­ли­вать не­сколь­ко лет! По­это­му и вос­ста­нав­ли­ва­ют ше­де­в­ры ино­гда слу­чай­ные лю­ди за не­боль­шие день­ги и в край­не сжа­тые сро­ки. При та­ком под­хо­де мож­но на­всег­да ут­ра­тить зна­чи­тель­ную часть куль­тур­но­го на­сле­дия.

По­лу­ча­ем пал­ку о двух кон­цах – с од­ной сто­ро­ны, есть вы­со­ко­класс­ные спе­ци­а­ли­с­ты, ко­то­рым нуж­на ра­бо­та, с дру­гой – ог­ром­ный объ­ём ра­бо­ты, ко­то­рый не­ко­му вы­пол­нять. Ре­шить эту про­бле­му мож­но толь­ко «свер­ху» – на­при­мер, ор­га­ни­зо­вать го­су­дар­ст­вен­ную про­грам­му, ко­то­рая под­дер­жи­ва­ла бы про­фес­си­о­наль­ных ху­дож­ни­ков. Или со­здать си­с­те­му гран­тов на ре­с­та­в­ра­цию то­го или ино­го объ­ек­та. Мно­го че­го мож­но при­ду­мать, но, увы, по­ка это толь­ко меч­ты.

Хо­тя ес­ли чет­верть ве­ка на­зад од­но чу­до си­ла­ми ве­ли­ко­го ху­дож­ни­ка Ильи Гла­зу­но­ва бы­ло со­вер­ше­но, по­че­му бы не про­дол­жить слав­ную тра­ди­цию чу­дес­но­го воз­рож­де­ния рус­ско­го ре­а­ли­с­ти­че­с­ко­го ис­кус­ст­ва се­го­дня?


Любовь ГОРДЕЕВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования