Архив : №11. 19.03.2010
Рок Алексея Маркова
В Центральном Доме Литераторов прошёл вечер памяти поэта Алексея Маркова (1920–1992). Получился не простой поэтический вечер, исполненный воспоминаний и торжественных пауз; и задуман он был не совсем как такой традиционный до лёгкой приятной оскомины вечер, – а скорее как спектакль. На афише название вечера «Ты всё равно придёшь ко мне» пояснялось подзаголовком: «Детектив в стиле рок». Почему, спрашивается, рок? И почему детектив? Слово рок хоть как-то оправдано было на афише именем рок-звезды Константина Никольского. А детектив?
В детективе до конца неизвестно: кто же преступник? Здесь же сразу был назван преступник – Алексей Марков. Актёр Православного театра Матвей Сапегин «протокольным» голосом зачитывал хроникальные обвинительные документы, подписанные советскими общественными деятелями, «правильным» путём идущими товарищами-писателями… Музыкант Емельян Марков перемежал обвинительные протоколы и письма песнями на стихи поэта: «Господи, помилуй!..», «Берёзонька», «Не сделай в сторону ни шага…» и др. Получился эдакий диалог поэта с его обвинителями.
Преступная деятельность Алексея Маркова заключалась в его скорби. Скорби сколько заблагорассудится, но втихомолку. Алексей Марков же скорбил открыто, во всеуслышание, и скорбь его была гневной. Он открыто в самые глухие годы выступал против коллективизации, крепостного беспаспортного бесправья крестьян, восторженной неотёсанности соцреализма, ввода войск в Венгрию и Чехословакию. За то его и обвиняли.
Подтекст «детектива» в зале вызвал контрастные чувства: от восторга до возмущения, многим он многое напомнил, и не все были довольны этими всколыхнувшимися воспоминаниями.
А рок? Константин Никольский спел несколько своих знаменитых песен, рассказал, как в детстве играл на балалайке Алексея Маркова (он – одноклассник дочери поэта). Но почему сам детектив в стиле рок?
Думается, – и это было произнесено на вечере, – рок здесь упоминается в более русском значении слова. Ведь ХХ век получился роковым не только благодаря Чаку Бэрри.
Век мой – гордость моя!
Век мой – горесть моя!
|
– читает Алексей Марков с экрана (на вечере показывался уникальный по собранному материалу и режиссуре документальный фильм о поэте – авторы Алла и Ирина Панковы).
Алексей Марков перенёс голод 32–33 годов, прошёл войну, но и с наступлением, казалось бы, размеренной жизни известного поэта рок не оставлял его, Алексей Марков и не бежал от него, он, наоборот, «вызывал огонь на себя», вступал «в бой за трудную суть человечью, за великое званье твоё – Человек!».
И это была не голая жажда приключений. Алексей Марков часто говорил, что у России подрублены исторические корни. А чтобы вспомнить, оживить историю, надо идти ей навстречу, а значит – и наперекор. Алексей Марков – автор многих исторических поэм: «Ермак», «Михайло Ломоносов», «Емельян Пугачёв», «Атаман Платов», «Кондратий Рылеев» и других. Марков шёл к теме напрямую, даже буквально: когда писал «Ермака», ехал на Иртыш, когда «Пугачёва» – в Омск.
Так же прямо, наперекор научному и ненаучному атеизму, он шёл к Церкви, дружил с о. Димитрием Дудко, о. Александром Менем, переписывался с печорским схиигуменом Саввой.
На вечере говорилось о пророческом чутье поэта. Пророчество же идёт странными укромными путями и, к сожалению, как всякое чудо, часто остаётся неузнанным, непонятным, отдаётся в пустыне.
Ты всё равно придёшь ко мне
Покорным шагом виноватым… |
Писал Алексей Марков – женщине. Но и – справедливости.
Емельян МАРКОВ,
внук поэта