Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №11. 19.03.2010

НА ГРАНИ ВЕСНЫ

 «Де­ти Ра»: ар­ха­и­ка вер­ли­б­ра

 

Оче­ред­ной но­мер жур­на­ла поч­ти пол­но­стью по­свя­щён со­вре­мен­но­му вер­ли­б­ру. По­это­му ав­то­ра­ми «Де­тей Ра» в этот раз ста­ли Вя­че­слав Ку­при­я­нов, Кон­стан­тин Ке­д­ров, Еле­на Ка­цю­ба, Ва­ле­рий Зем­ских, Алек­сандр Да­ен, Вла­ди­мир Мо­на­хов и дру­гие вер­ли­б­ри­с­ты. Хо­ро­ших сти­хо­тво­ре­ний ма­ло, за­то мно­го не­о­прав­дан­но­го экс­пе­ри­мен­та­тор­ст­ва – ви­ди­мо, идеи пост­мо­дер­низ­ма очень проч­но за­се­ли в не­ко­то­рых умах. Кон­стан­тин Ке­д­ров: «Гул­ли­вер не умел от­ве­чать / но умел мол­чать / и од­наж­ды за­молк на­всег­да / ос­та­лось толь­ко ды­ха­ние / вдо-о-о-о-о-ох-ох / вы-ы-ы-ы-ы-ох / вы-ах / вы-ух / вы-их-х-х-х-х-х / а по­том толь­ко х-х-х-х-х-х-х-х-х / хххххххххх / хххххххххх / хххххххххх // хххххххххх / хххххххххх / хххххххххх / хххххххххх // хххххххххх / хххххххххх / хххххххххх / хххххххххх // хххххххххх / хххххххххх // да это же аб­со­лют­но пра­виль­ная со­нет­ная фор­ма! / мог ведь ког­да хо­тел…». Он же: «h2SO4 / ре / ре-ре-ре-ре– / вёт охот­ни­чий рог». Ав­тор – но­ми­нант на Но­бе­лев­скую пре­мию, кан­ди­дат фи­ло­ло­ги­че­с­ких на­ук, док­тор фи­ло­соф­ских на­ук… Ва­ле­рий Зем­ских: «День и ночь / День и ночь / Ут­ро ве­чер / Ут­ро ве­чер / Нет не вы­брать / Нет не вы­брать / Ну и пусть идёт как есть». Та­ть­я­на Ви­но­гра­до­ва: «слы­шишь / Го­лод­ные ан­ге­лы ве­ре­щат, / Ког­да мы их кор­мим с ру­ки <….> Бог лю­бит те­бя. / Пря­мо здесь и сей­час. / Не раз­де­ва­ясь». И т.д. и т.п. Са­мо­му мо­ло­до­му ав­то­ру – Ан­не Пи­ме­но­вой – 14 лет, при этом её под­бор­ка ни­чуть не ху­же под­бо­рок ав­то­ров пре­клон­но­го воз­ра­с­та. И де­ло тут не в ге­ни­аль­но­с­ти де­воч­ки, про­сто за­ча­с­тую при та­ком сти­хо­сло­же­нии с по­те­рей сти­хо­твор­ной фор­мы и по­эти­че­с­ко­го со­дер­жа­ния ут­ра­чи­ва­ет­ся ав­тор­ская ин­ди­ви­ду­аль­ность и воз­мож­ность со­вер­шен­ст­во­ва­ния. Че­ло­век, вме­с­то то­го что­бы вы­ра­жать свои мыс­ли и чув­ст­ва, оформ­ляя их оп­ре­де­лён­ным об­ра­зом (по-сво­е­му), вы­му­чи­ва­ет из се­бя па­ру-трой­ку фраз и раз­би­ва­ет их на строч­ки. То же он сде­ла­ет и че­рез год, и че­рез 10 лет – ког­да все две­ри от­кры­ты, ид­ти ста­но­вит­ся не­ку­да. Ев­ге­ний Сте­па­нов в сво­ей ста­тье вер­но ут­верж­да­ет, что вер­либр в на­ше вре­мя уже ста­но­вит­ся не но­ва­тор­ским, а ско­рее ар­ха­ич­ным жа­н­ром. Дей­ст­ви­тель­но, ког­да все на­чи­на­ют пи­сать оди­на­ко­во и по­мно­гу (по­то­му что пи­сать та­кие «сти­хи» лег­че, чем сил­ла­би­че­с­кие или сил­ла­бо-то­ни­че­с­кие), а гор­дое зва­ние По­эт да­ёт­ся поч­ти каж­до­му, жанр ус­та­ре­ва­ет. Сте­па­нов счи­та­ет, что вер­либр не­об­хо­дим… «как спо­соб стать по­этом, ху­дож­ни­ком в ши­ро­ком смыс­ле сло­ва». Вот имен­но. Чер­но­вик, на­бро­сок. Но не со­здан­ное сти­хо­тво­ре­ние и не путь на всю жизнь.

В ру­б­ри­ке «Пе­ре­клич­ка по­этов» опуб­ли­ко­ва­ны под­бор­ки Ма­ри­ны Ку­ди­мо­вой, Сер­гея Ару­тю­но­ва, Ан­д­рея Сан­ни­ко­ва, Еле­ны Ка­ре­вой, Вик­то­рии Чем­бар­це­вой, Дми­т­рия Тю­пы и Ека­те­ри­ны Гри­ша­е­вой. Не все сти­хо­тво­ре­ния мож­но на­звать удач­ны­ми, но по­сле ог­ром­но­го раз­де­ла без­ли­ких про­зо­с­ти­хов чи­тать ос­мыс­лен­ные, за­риф­мо­ван­ные и ком­по­зи­ци­он­но оформ­лен­ные стро­ки осо­бен­но при­ят­но. Так­же в но­ме­ре на­хо­дят­ся па­ро­дии Ев­ге­ния Ми­ни­на, от­рыв­ки из днев­ни­ка Ев­ге­ния Сте­па­но­ва, рас­ска­зы На­та­льи Слю­са­рё­вой и дру­гие материалы.

 

«Дружба народов»: великолепные наряды голого короля

 

В фе­в­раль­ском но­ме­ре «Друж­бы на­ро­дов» пред­став­ле­ны сти­хи со­вре­мен­ных бе­ло­рус­ских по­этов – Ан­д­рея Ха­да­но­ви­ча (пе­ре­вод Иго­ря Бе­ло­ва) и Зми­те­ра Виш­нё­ва. Так­же в жур­на­ле мож­но про­чи­тать под­бор­ки Алек­сан­д­ра Ти­мо­фе­ев­ско­го, Ан­ны Ма­та­со­вой и Сер­гея Ва­си­ль­е­ва.

Вячеслав Егоров. Под мирным небом – суета
Вячеслав Егоров. Под мирным небом – суета

Сре­ди пред­ста­ви­те­лей раз­де­ла про­зы в этот раз ока­за­лись Фа­рид На­гим, Ин­на Ка­быш, Дми­т­рий Ста­хов и Еле­на Дол­го­пят. Два рас­ска­за – «Март» (ав­тор – Е.Дол­го­пят) и «Дубль два» (Ф.На­гим) – до­воль­но ин­те­рес­ны.

В раз­де­ле пуб­ли­ци­с­ти­ки по­ме­ще­ны ста­тьи: Ра­ви­ля Бу­ха­ра­е­ва – о ду­хов­ных и гу­ма­ни­с­ти­че­с­ких про­бле­мах со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ры и Алек­сан­д­ра Ме­ли­хо­ва – о воз­мож­ном ди­а­ло­ге пра­во­слав­ной и му­суль­ман­ской тра­ди­ций.

Ев­ге­ний Аб­дул­ла­ев на­пи­сал об­шир­ную и до­воль­но спор­ную кри­ти­че­с­кую ра­бо­ту о но­вой граж­дан­ской ли­ри­ке. Как это ча­с­то се­го­дня де­ла­ет­ся, он рас­суж­да­ет не толь­ко о том, что дей­ст­ви­тель­но за­слу­жи­ва­ет вни­ма­ния, а, ско­рее, обо всём, что под­вер­ну­лось под ру­ку и ка­ким-то об­ра­зом ока­за­лось свя­зан­ным с те­мой ста­тьи. Вот, к при­ме­ру, «про­из­ве­де­ние» Дми­т­рия Кузь­ми­на, ци­ти­ру­е­мое кри­ти­ком: «В под­зем­ном пе­ре­хо­де, вы­жжен­ном до­тла / не по­мню сколь­ко лет на­зад / взры­вом, от­не­сён­ном на счёт че­чен­ских тер­ро­ри­с­тов, / мне на­пе­ре­рез бро­са­ет­ся де­вуш­ка с ис­кус­ст­вен­ной улыб­кой <…> В этом пе­ре­хо­де / в ларь­ке с де­шё­вой би­жу­те­ри­ей / ра­бо­та­ла даль­няя зна­ко­мая / мо­е­го не­дол­го­го лю­бов­ни­ка. / Од­наж­ды мы шли здесь вме­с­те с ним / и он ос­та­но­вил­ся по­бол­тать с ней <…> Я не за­пом­нил её ли­ца, / не за­пом­нил име­ни, / Са­ша ушёл от ме­ня, рас­тол­стел, же­нил­ся, / я хо­тел бы знать, / ос­та­лась ли она в жи­вых / по­сле то­го взры­ва». Это – не ли­ри­ка. Тем бо­лее не граж­дан­ская. Это от­ры­вок из днев­ни­ка го­мо­сек­су­а­ли­с­та-не­удач­ни­ка, а не сти­хо­тво­ре­ние. Но Кузь­мин счи­та­ет, что со­здал сти­хо­тво­ре­ние. Имен­но на граж­дан­скую те­му (цикл, от­ку­да взя­ты про­ци­ти­ро­ван­ные строч­ки, на­зы­ва­ет­ся «Вме­с­то дек­ла­ра­ции об идей­но-по­ли­ти­че­с­ком са­мо­оп­ре­де­ле­нии» (!)). А ес­ли ав­тор уве­рен, что на­пи­сал сти­хи оп­ре­де­лён­ной на­прав­лен­но­с­ти, то кри­ти­ку вро­де Аб­дул­ла­е­ва ос­та­ёт­ся толь­ко под­чи­нить­ся ав­тор­ской во­ле и рас­суж­дать по­слуш­но и глу­бо­ко­мыс­лен­но о том, что здесь «со­ци­аль­ное вы­ска­зы­ва­ние воз­ни­ка­ет на сты­ке лич­но­го, ин­тим­но­го, не­за­щи­щён­но­го – и обез­ли­чен­но­го, де­с­т­рук­тив­но­го». Чи­та­тель с раз­ви­тым вку­сом ни ав­то­ру та­ких «сти­хов», ни ав­то­ру ста­тьи, на­де­юсь, не по­ве­рит. Так за­чем же топ­тать­ся на пу­с­том ме­с­те и тра­тить си­лы на вос­хва­ле­ние ве­ли­ко­леп­ных на­ря­дов го­ло­го ко­ро­ля?

 

«Зна­мя»: по­след­нее сло­во

 

Жур­нал от­кры­ва­ет­ся не­кро­ло­гом, на­пи­сан­ным на смерть од­но­го из ос­но­во­по­лож­ни­ков «лей­те­нант­ской» про­зы – Гри­го­рия Бак­ла­но­ва.

В раз­де­ле по­эзии опуб­ли­ко­ва­ны сти­хи Кон­стан­ти­на Ван­шен­ки­на, Алек­сея Цвет­ко­ва, Вла­ди­ми­ра Ре­цеп­те­ра и Ан­то­на Ба­ха­ре­ва-Чер­тён­ка. «Три дву­хэ­таж­ных до­ма, шесть подъ­ез­дов, ска­мей­ки в ряд и сце­на для ки­но. На­ряд­ные со­се­ди, су­мер­ки, теп­лынь – и го­ло­са из ко­ло­нок, и бе­лое ли­цо на по­ло­ви­не по­лот­на, а чер­но­та на по­ло­ви­не дру­гой, и вспыш­ки во­ло­с­ков и то­чек – ца­ра­пи­ны на ав­гу­с­тов­ском не­бе». Это – сти­хи од­но­го из вы­ше­наз­ван­ных ав­то­ров. Жанр ука­зан им са­мим, в ско­боч­ках по­сле на­зва­ния. Ви­ди­мо, что­бы не му­чить се­бя (на­пи­са­ни­ем на­сто­я­щих сти­хо­тво­ре­ний) и чи­та­те­ля (не­о­пре­де­лён­но­с­тью тек­с­та). А вот сти­хи то­го же по­эта, на­зван­ные по пер­вой строч­ке «Ког­да-ни­будь, на смех вра­гу…» мож­но на­звать впол­не со­сто­яв­ши­ми­ся, хо­тя они (да и не толь­ко они) ско­рее от­сы­ла­ют чи­та­те­ля к Пуш­ки­ну, чем го­во­рят об ав­тор­ской ин­ди­ви­ду­аль­но­с­ти. Из про­зы, пред­став­лен­ной в но­ме­ре, об­ра­ща­ет на се­бя вни­ма­ние толь­ко «По­след­нее сло­во» Ле­о­ни­да Зо­ри­на. Дру­гие ав­то­ры «Зна­ме­ни» в фе­в­ра­ле – Гер­ман Са­ду­ла­ев, Ев­ге­ний По­пов и Мо­ше Ша­нин.

В фе­в­ра­ле ны­неш­не­го го­да ис­пол­ня­ет­ся двад­цать лет со дня смер­ти Да­ви­да Са­мой­ло­ва, в свя­зи с этим мно­гие тол­стые жур­на­лы пуб­ли­ку­ют раз­ные ма­те­ри­а­лы, по­свя­щён­ные по­эту. В «Зна­ме­ни» по­ме­ще­ны его ран­ние сти­хи, а так­же вос­по­ми­на­ния Кон­стан­ти­на Си­ми­са.

В раз­де­ле «На­блю­да­тель» со­бра­ны ре­цен­зии Вла­ди­сла­ва Ку­ла­ко­ва, Льва Обо­ри­на, Оль­ги Бо­гу­слав­ской и дру­гих, ре­пор­таж Алек­сан­д­ра За­гри­бель­но­го о со­сто­яв­шем­ся в про­шлом го­ду в Ас­та­не ре­с­пуб­ли­кан­ском кон­кур­се пе­ре­вод­чи­ков ка­зах­ской по­эзии, ру­б­ри­ка Ан­ны Куз­не­цо­вой «Ни дня без кни­ги» и об­зор не­ко­то­рых но­ме­ров жур­на­ла «Иные бе­ре­га», вы­пол­нен­ный Бо­ри­сом Вай­лем.

На­и­бо­лее ин­те­рес­ный ма­те­ри­ал но­ме­ра – «В по­ис­ках Шиф­фер­са» Вла­ди­ми­ра Ро­ки­тян­ско­го. А на­и­бо­лее важ­ный для со­вре­мен­но­го по­ко­ле­ния – ста­тья Ана­то­лия Фё­до­ро­ва.

 

«Не­ва»: про­су­нет меж туч

 

Ав­то­ра­ми ли­те­ра­тур­но-ху­до­же­ст­вен­но­го раз­де­ла вто­ро­го в этом го­ду но­ме­ра «Не­вы» ста­ли Алек­сандр Го­род­ниц­кий, Олег Ер­ма­ков, Оль­га Ан­д­ре­е­ва, Оль­га Ар­та­мо­но­ва, Сер­гей Го­гин, Игорь Ко­тин и Вик­тор Брю­хо­вец­кий. В це­лом уро­вень тек­с­тов не­пло­хой, хо­тя мо­ло­дёж­ный жар­гон из «Иван-чай-су­т­ры» Ер­ма­ко­ва вы­гля­дит не­ес­те­ст­вен­но (как и не­нуж­ное вы­де­ле­ние его кур­си­вом), а сло­во «ан­ге­ли­ха» из сти­хо­тво­ре­ния Го­ги­на – во­об­ще по­ш­лость. «Свет­лый ан­гел жен­ско­го по­ла» не мо­жет на­зы­вать­ся ан­ге­ли­хой, да­же ес­ли ав­тор очень это­го за­хо­чет. «Лу­на ази­ат­скую пло­с­кую ха­рю / Про­су­нет меж туч и уви­дит ме­ня» (стро­ки В.Брю­хо­вец­ко­го) – ещё один при­мер бе­зо­б­раз­но­го об­ра­ще­ния с язы­ком. Лу­на не обя­за­тель­но долж­на иметь «свет­лый лик», вос­пе­тый мно­ги­ми по­ко­ле­ни­я­ми сти­хо­твор­цев и сти­хо­му­чи­те­лей, но лун­ная ха­ря – во­все не по­эти­че­с­кая дер­зость, как, мо­жет быть, по­ка­за­лось ав­то­ру, а ба­наль­ная без­вку­си­ца, не­удач­ная по­пыт­ка уди­вить чи­та­те­ля чем-то не­о­быч­ным.

Об­ра­ща­ют на се­бя вни­ма­ние ста­тьи Та­ть­я­ны Чес­но­ко­вой и Ми­ха­и­ла Бер­га. Га­ли­на Ре­бель ис­сле­ду­ет вы­ступ­ле­ния Тур­ге­не­ва и До­сто­ев­ско­го на от­кры­тии па­мят­ни­ка Пуш­ки­ну в Моск­ве в 1880 го­ду. До­воль­но ин­те­рес­на ра­бо­та Ев­ге­ния По­но­ма­рё­ва – он пред­ла­га­ет со­вре­мен­но­му чи­та­те­лю за­гля­нуть в пер­вый со­вет­ский учеб­ник по ли­те­ра­ту­ре. И про­честь в нём та­кие вот, к при­ме­ру, стро­ки: «Там, где Пуш­кин, кон­ста­ти­руя вы­рож­де­ние дво­рян­ст­ва, пы­та­ет­ся воз­ро­дить его пу­тём воз­вра­та в по­ме­с­тье, Лер­мон­тов ре­ши­тель­но от­хо­дит от сво­е­го клас­са и – пусть ро­ман­ти­че­с­ки ещё – на­ме­ча­ет но­вые об­ра­зы, жизнь иную»…

 

«Ок­тябрь»: умы­ш­лен­ные умол­ча­ния

 

В этот раз в «Ок­тя­б­ре» опуб­ли­ко­ва­ны окон­ча­ние ро­ма­на Сух­ба­та Аф­ла­ту­ни «По­кло­не­ние вол­х­вов», рас­ска­зы Гри­го­рия Ка­но­ви­ча, Ва­ле­рия По­по­ва и Ле­о­ни­да Ле­вин­зо­на, сти­хи Алек­сея Цвет­ко­ва, Еле­ны Лап­ши­ной и Ла­ри­сы До­б­ро­зо­ро­вой. Рас­сказ По­по­ва чи­та­ет­ся лег­ко, а вот под­бор­ка Ле­вин­зо­на от­кро­вен­но сла­ба.

Так­же в жур­на­ле по­ме­ще­ны вос­по­ми­на­ния Эры Сус­ло­вой о Да­ви­де Са­мой­ло­ве, ре­пор­таж Еле­ны Уса­чё­вой о Рос­сий­ском ки­но­фо­ру­ме «Амур­ская осень», со­об­ще­ние Алек­сан­д­ры Ки­сель и Ма­рии Саль­ни­ко­вой об от­кры­тии му­зея Тур­ге­не­ва на Ос­то­жен­ке, в мос­ков­ском до­ме его ма­те­ри Вар­ва­ры Пе­т­ров­ны. Ин­те­рес­на ста­тья Алек­сан­д­ра Ба­га­е­ва о не­точ­но­с­тях, до­пу­с­ка­е­мых ав­то­ра­ми и пе­ре­вод­чи­ка­ми в сво­их ра­бо­тах, умы­ш­лен­ном «умол­ча­нии» и по­яв­ля­ю­щем­ся из-за это­го не­пра­виль­ном по­ни­ма­нии и тол­ко­ва­нии «за­ши­ф­ро­ван­ных» тек­с­тов на свой лад ино­языч­ны­ми чи­та­те­ля­ми. Так­же об­ра­ща­ет на се­бя вни­ма­ние до­воль­но ос­т­рая дис­кус­сия о со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ре, точ­нее, о том, что се­го­дня важ­нее для пи­са­те­ля – за­ни­мать­ся об­ще­ст­вен­но важ­ны­ми про­бле­ма­ми, вы­ра­жая своё к ним от­но­ше­ние не­об­ра­бо­тан­ным язы­ком «но­во­го ре­а­лиз­ма», или ос­во­бож­дать­ся от со­ци­аль­но­с­ти и со­зда­вать но­вые язы­ко­вые фор­мы и смыс­лы. Уча­ст­ни­ка­ми об­суж­де­ния ста­ли Ва­ле­рий Шу­бин­ский, Алек­сандр Ме­ли­хов, Дми­т­рий Трун­чен­ков, Ва­дим Ле­вен­таль и Вла­ди­мир Лор­чен­ков. В раз­де­ле ре­цен­зий – от­кли­ки Ра­фа­э­ля Лев­чи­на, Ки­рил­ла Бур­луц­ко­го и Ва­ди­ма Му­рат­ха­но­ва на не­дав­но вы­пу­щен­ные кни­ги.


Екатерина РАТНИКОВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования