Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №11. 19.03.2010

От самого начала и до конца

 Здесь да­же ве­тер зо­вут по име­ни, для каж­до­го реч­но­го по­во­ро­та, озёр­ной гла­ди, про­бле­с­ка солн­ца в ту­чах или при­до­рож­но­го ку­с­та есть сло­во. Всё соч­но, обиль­но, с пе­ре­хва­том. Здесь го­во­рят по­го­вор­ка­ми да при­ба­ут­ка­ми, тем и спа­сая се­бя от жиз­нен­ных тя­гот и не­уря­диц, слов­но от­би­ва­ясь от не­вз­год, как бы за­да­б­ри­вая ли­хо, не упу­с­ка­ю­щее воз­мож­но­с­ти по­ка­зать свою власть. В рас­ска­зе «Ку­пель» мать по­ру­ги­ва­ет сы­ниш­ку-маль­ца: «Те­бе отец чо го­во­рил: еж­ли уто­нешь, то луч­ше до­мой не при­хо­ди…» А в бай­каль­ской сказ­ке «Ду­ра­ки» мно­го­знач­но объ­яв­ля­ет­ся не­кий Аве­рь­ян Во­ро­нофф, быв­ший ке­д­ро­падь­ский че­кист, на­чаль­ник-бла­го­тво­ри­тель, ны­не аме­ри­кан­ский под­дан­ный, при­быв­ший к або­ри­ге­нам-сель­ча­нам, что­бы на­учить их, как на­до жить по-но­во­му. В той же «Ку­пе­ли» глав­ным дей­ст­ву­ю­щим ли­цом ока­зы­ва­ет­ся Дед Хап, в сто три го­да уп­лыв­ший на по­след­нюю в сво­ей жиз­ни ры­бал­ку. «Гос­по­ди, про­сти» – сим­во­ли­че­с­кая ис­то­рия встре­чи Лё­ни Ру­са­ка с ле­ши­ми, во­дя­ны­ми и про­чей бо­лот­ной не­жи­тью.

Пе­ред чи­та­те­лем пред­ста­ёт ши­ро­кий срез на­ив­но­го на­род­но­го со­зна­ния, в ко­то­ром есть ме­с­то ря­дом, в со­сед­ст­ве, и пра­во­слав­ным об­ря­дам, и со­вет­ским пра­зд­ни­кам, со­еди­ня­е­мым вме­с­те в ка­кое-то ушед­шее хо­ро­шее вре­мя, ког­да мож­но бы­ло жить, не то что сей­час, ког­да ру­шит­ся весь при­выч­ный ук­лад жиз­ни и без­воз­врат­но те­ря­ет­ся опо­ра. На то, преж­нее вре­мя, вре­мя со­вет­ское, ото­дви­га­е­мое го­да­ми но­вой рос­сий­ской дей­ст­ви­тель­но­с­ти всё даль­ше для вос­по­ми­на­ний, и ссы­ла­ют­ся ге­рои Бай­бо­ро­ди­на, по­те­ряв­шие мно­гое, но не са­мих се­бя. Для них в но­вом вре­ме­ни боль­ше не­ус­т­ро­ен­но­с­ти, чем по­ряд­ка. Они жи­вут с ве­рой в спра­вед­ли­вость и в свою зем­лю, кра­ше ко­то­рой нет ни­где на све­те.

Бес­ко­неч­ное те­че­ние жиз­ни, при­род­ный кру­го­во­рот, сме­на вре­мён го­да – всё под­чи­не­но не­из­беж­но­с­ти, не­кой за­ко­но­мер­но­с­ти, ко­то­рую не да­но по­нять че­ло­ве­ку. Всё и пе­ре­жи­ва­ет­ся как не­из­беж­ность – так, как за­го­тов­ле­но, без лиш­них во­про­сов, по то­му же при­род­но­му ка­лен­да­рю, от­ме­ря­ю­ще­му каж­до­му со­бы­тию свой срок, своё вре­мя – от рож­де­ния до смер­ти. Тя­нет­ся рос­ток из-под зем­ли, рас­пу­с­ка­ют­ся цве­ты, жел­те­ют и опа­да­ют ли­с­тья с де­ре­вь­ев, – жизнь че­ло­ве­ка под­чи­не­на то­му же рит­му, тем же пра­ви­лам, и ни­че­го он в ней не мо­жет из­ме­нить.

Как бы там ни бы­ло, но речь идёт об удоб­ст­ве жиз­ни, ко­то­рая те­бя кор­мит сво­им ес­те­ст­вен­ным хо­дом, жиз­ни, что ря­дом, ког­да каж­дая троп­ка в тай­ге те­бе по­нят­на и зна­ко­ма, и ты тай­ге не чу­жой, не при­шлый не­зна­ко­мец.

И эта жизнь пе­ре­жи­ва­ет­ся в по­дроб­но­с­тях, ина­че нет в ней под­лин­но­с­ти.

В рас­ска­зе «Ку­пель» мы чи­та­ем: «Ис­под­воль уте­ша­ет и гре­ет вер­ная на­деж­да, что ми­нет вьюж­ная зи­ма и по теп­лу опять на­ро­дит­ся клей­кий мла­ден­че­с­кий лист, по­том ок­реп­нет и за­иг­ра­ет, за­свер­ка­ет под сол­ныш­ком. Так же ис­под­воль, в пол­но­те не­о­со­знан­но чу­ет­ся, что и че­ло­век весь не по­ми­ра­ет, не ос­тав­ля­ет на­сов­сем юдоль зем­ную, а буд­то на­рож­да­ет­ся и веч­но про­дол­жа­ет­ся во вну­ках и в прав­ну­ках. Но еже­ли по­ки­нув­ший зем­лю и не при­жи­ва­ет­ся в гря­ду­щей ро­до­ве, то хо­тя бы ду­ша его упо­ко­ен­ная ви­та­ет под­ле жи­вых и, мо­жет, в лун­ных снах и сол­неч­ных ви­де­ни­ях, в по­клон­ных по­ми­на­ни­ях на­став­ля­ет ро­ди­чей на лад­ную жизнь».

Про­зу Ана­то­лия Бай­бо­ро­ди­на от­ли­ча­ет бо­гат­ст­во язы­ка. Тут сло­во «про­за» да­же и не го­дит­ся, это сво­е­го ро­да пес­ня, за­ме­шан­ная на креп­кой си­бир­ской ска­зо­вой ос­но­ве, она боль­ше пе­чаль­ная, «на­ше сча­с­тье – дождь и не­на­с­тье», с не­вы­ска­зан­ной гру­с­тью, и да­же ес­ли мельк­нёт в ней что-то ве­сё­лое, с озор­ст­вом, то вый­дет это с ще­мя­щей ка­кой-то то­с­кой, с про­тяж­ным вздо­хом, об­ра­щён­ным в про­шлое, ушед­шее. Пи­са­тель и со­хра­ня­ет сво­им твор­че­ст­вом это ушед­шее, обе­ре­га­ет его сло­вом.

Это ста­ро­об­ряд­че­с­кий ук­лад, то, что пря­чет­ся в тай­гу, ухо­дит в неё с кор­ня­ми, там и хо­ро­нит­ся от мир­ских по­тря­се­ний. И да­же ес­ли ме­ст­ные жи­те­ли за­ду­ма­ют вдруг пе­ре­брать­ся в го­род, к той са­мой но­вой на­сту­па­ю­щей на них жиз­ни, то они в ней не ужи­ва­ют­ся, мо­жет быть, ещё и по­то­му, что не очень ста­ра­ют­ся под­ла­дить­ся под неё, а по­то­му воз­вра­ща­ют­ся об­рат­но в де­рев­ню.

Да, это бо­гат­ст­во, ко­то­рое вдруг сва­ли­ва­ет­ся на чи­та­те­ля слов­но ни­от­ку­да. Ка­за­лось бы, уже по­нят­но, как скла­ды­вать речь, ес­ли хо­чешь о чём-то по­ве­дать, ус­та­нов­лен оп­ре­де­лён­ный на­бор слов, а тут те­бе: «В бе­лё­сом пред­ноч­ном не­бе, над во­ро­нь­им кры­лом мерк­ну­щей бе­рё­зо­вой гри­вы за­па­ли­лась жел­то­ва­тая роб­кая звез­да, и ко­ря­вый пой­мен­ный лес, с по­ло­во­дья опу­тан­ный ти­ной и си­вой тра­вой, мо­лит­вен­но при­тих, мле­ло и без­дум­но гля­дя в на­плы­ва­ю­щую ночь». И даль­ше: «Ког­да при­бреж­ный ив­няк и че­рё­муш­ник дре­мот­но сме­жи­вал тем­не­ю­щие ве­ки, Лё­ня Ру­сак уже из­бро­дил пол­ре­ки, сколь­зя на за­мше­лых зе­лё­ных ва­лу­нах, про­ди­ра­ясь сквозь таль­ник и смо­ро­диш­ник; обу­дил все ча­ров­ные ому­ты, ре­ву­чие пе­ре­ка­ты и не уз­рел да­же га­ль­я­нь­е­го хво­с­та».

Так вдруг сра­зу под но­ги сва­ли­лось та­кое бо­гат­ст­во, слов­но на по­ля­ну вы­сы­па­ли ра­зом и кам­ней са­мо­цвет­ных, и про­шло­год­нюю ли­ст­ву, и ягод раз­ных, и ещё мно­го че­го… Иной раз и спо­тк­нуть­ся при­хо­дит­ся, за­це­пив­шись за ко­ря­гу, и ка­жет­ся, что сам Ана­то­лий Бай­бо­ро­дин уже удив­ля­ет­ся, как это мно­го все­го ра­зом я рас­сы­пал, как это я так чрез­мер­но рас­хо­дую эти за­ле­жи! Дру­гой пи­са­тель два-три сло­ва при­мет­ных ис­поль­зо­вал бы толь­ко в од­ном рас­ска­зе, а бай­бо­ро­дин­ских слов из двух-трёх пред­ло­же­ний ему бы на це­лых де­сять рас­ска­зов хва­ти­ло. Но не та­ков пи­са­тель из Ир­кут­ска: он слов­но ков­шом глу­бо­ко вгры­за­ет­ся в зем­лю, бе­рёт из неё мно­го, с вер­хом, а по­том сер­деч­но де­лит­ся сво­ей до­бы­чей с чи­та­те­лем. 


Виктор НИКИТИН,
г. ВОРОНЕЖ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования