Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №11. 19.03.2010

Христианский реализм

Анатолий БАЙБОРОДИН
Анатолий БАЙБОРОДИН

 Ког­да го­во­рят о «де­ре­вен­щи­ках», о рус­ской поч­вен­ной про­зе, об­лёк­шей­ся, по не­об­хо­ди­мо­с­ти, в со­вет­ские одёж­ки, что­бы по­том сбро­сить их за не­на­доб­но­с­тью и с ико­ной в ру­ках про­дол­жить преж­ний свой эпи­че­с­кий плач о гиб­ну­щем ла­де сель­ской Рос­сии, упо­ми­на­ют обык­но­вен­но не­мно­гие име­на; на са­мой вер­ши­не их с пол­дю­жи­ны – та­ких, что­бы вся об­ра­зо­ван­ная пуб­ли­ка из обо­их «ла­ге­рей» зна­ла, о ком идёт речь. Но поч­вен­ная ли­те­ра­ту­ра во мно­го раз ши­ре, не­со­по­с­та­ви­мо бо­га­че твор­че­ст­ва пя­ти-ше­с­ти че­ло­век, пусть от­ме­тил их Гос­подь боль­шим та­лан­том и дал боль­шое ве­зе­ние в ли­те­ра­тур­ных де­лах.

Рус­ская куль­ту­ра ро­ди­ла де­сят­ки круп­ных, да­ро­ви­тых «де­ре­вен­щи­ков». Ко­неч­но, вся­кий ли­те­ра­тур­ный фе­но­мен по­доб­но­го ро­да – столь мас­штаб­ный, столь проч­но уко­ре­нён­ный в глу­бин­ных сло­ях на­ци­о­наль­но­го со­зна­ния, – мо­жет быть раз­де­лён на ав­то­ров пер­во­го, вто­ро­го, тре­ть­е­го ря­да и сов­сем уж «кам­ча­точ­ни­ков». Од­на­ко есть на этом по­ле фи­гу­ры, ко­то­рые не бы­ли вы­не­се­ны при­хот­ли­вы­ми те­че­ни­я­ми ли­те­ра­тур­но­го про­цес­са к фар­ва­те­ру, но по уров­ню да­ро­ва­ния не мо­гут быть уса­же­ны во вто­ром ря­ду – про­сто язык не по­во­ра­чи­ва­ет­ся! Их про­за ни­чем не ус­ту­па­ет луч­шим тво­ре­ни­ям тех, кто стал людь­ми-сим­во­ла­ми поч­вен­ной ли­те­ра­ту­ры в на­шей стра­не.

Имен­но так сле­до­ва­ло бы го­во­рить об Ана­то­лии Бай­бо­ро­ди­не, ко­то­ро­му в этом го­ду ис­пол­ня­ет­ся шесть­де­сят лет. Он си­би­ряк, ро­див­ший­ся в Бу­ря­тии, зна­чи­тель­ная часть его твор­че­с­кой судь­бы свя­за­на с Ир­кут­ском. Мо­жет быть, в стан «де­ре­вен­щи­ков» он по­пал чуть поз­же, чем про­яви­ли се­бя «зу­б­ры» это­го на­прав­ле­ния: го­лос Бай­бо­ро­ди­на за­зву­чал в пол­ную си­лу, ког­да солн­це «де­ре­вен­ской ли­те­ра­ту­ры» уже про­шло зе­нит, и яр­кий день её на­пол­нил­ся про­хла­дой су­ме­рек. Мо­жет быть, не хва­ти­ло его при­сут­ст­вия в сто­лич­ной ли­те­ра­тур­ной жиз­ни… Мо­жет быть. Имя это­го пи­са­те­ля не зву­ча­ло столь же гром­ко для рус­ской пар­тии в на­шей ли­те­ра­ту­ре, как име­на Ва­лен­ти­на Рас­пу­ти­на, Ва­си­лия Бе­ло­ва или Вик­то­ра Ас­та­фь­е­ва.

Но.

По ху­до­же­ст­вен­но­му уров­ню его про­за ни­чуть не про­иг­ры­ва­ет про­из­ве­де­ни­ям этих зна­ме­ни­тых пи­са­те­лей. Не на­прас­но о Бай­бо­ро­ди­не с та­кой по­хва­лой от­зы­ва­лись Вла­ди­мир Ли­чу­тин и Ва­лен­тин Рас­пу­тин.

Си­ла Бай­бо­ро­ди­на вид­на не в уме­нии пле­с­ти сю­жет, вя­зать слож­ные фа­буль­ные кон­ст­рук­ции, а в язы­ке и тон­ком пси­хо­ло­гиз­ме.

Вре­мя в тек­с­тах Бай­бо­ро­ди­на пред­став­ля­ет со­бой от­рез­ки веч­но­го кру­го­во­ро­та, со­вер­ша­ю­ще­го­ся на зем­ле, в во­де и воз­ду­хе, от­де­лён­ные друг от дру­га пра­во­слав­ны­ми пра­зд­ни­ка­ми. Так, в рас­ска­зе «Ду­ра­ки» зи­ма дви­жет­ся от «Ни­ко­лы Зим­не­го», чрез «Его­рия Зим­не­го» к Рож­де­ст­ву и так да­лее. А в по­ве­с­ти «Сча­с­тье – дождь и не­на­с­тье» лю­ди жи­вут, слов­но не зная чи­сел: не спе­ша сколь­зят они в лод­ке ус­то­яв­ше­го­ся бы­та по ре­ке вес­ны – от га­ва­ни «Бла­го­ве­ще­нье» к га­ва­ни «Па­с­ха», ми­нуя тя­го­ты Ве­ли­ко­го по­ста. Всё то, что при­ня­то на­зы­вать «пси­хо­ло­ги­ей», у Бай­бо­ро­ди­на при­ни­ма­ет вид стра­с­тей и борь­бы со стра­с­тя­ми. Хри­с­ти­ан­ский ка­лен­дарь по­рой иг­ра­ет роль под­сказ­ки: вре­мя по­ста яв­ля­ет­ся не про­сто хро­но­ло­ги­че­с­ким от­рез­ком, ког­да та­ет лёд на ре­ке, ожи­ва­ет при­ро­да и вся­кая тварь, оч­нув­шись от зим­ней за­сты­ло­с­ти, на­чи­на­ет жить но­вой на­деж­дой; нет, это ещё и вре­мя, ког­да бла­гой смысл осо­знан­но­го и про­чув­ст­во­ван­но­го са­мо­ог­ра­ни­че­ния осо­бен­но хо­ро­шо ви­ден.

В твор­че­ст­ве Бай­бо­ро­ди­на хри­с­ти­ан­ская ми­с­ти­ка со­еди­ня­ет­ся со скру­пу­лёз­ным ре­а­лиз­мом опи­са­ний. Его ре­а­лизм и есть ре­а­лизм хри­с­ти­ан­ский, в рам­ках ко­то­ро­го всё то име­ет пра­во име­но­вать­ся дей­ст­ви­тель­но­с­тью, что поз­во­ля­ет счи­тать дей­ст­ви­тель­ным ве­ра: из­ба, ка­ша, ан­гел и лес­ные ан­чут­ки ока­зы­ва­ют­ся ре­аль­ны в оди­на­ко­вой сте­пе­ни. В рас­ска­зе «Не­жить», на­при­мер, глав­но­му ге­рою Ефи­му Кар­на­ко­ву ме­ре­щит­ся то пи­ру­ю­щая не­чисть, то ар­хан­гел Ми­ха­ил. Ви­де­ния его пред­став­ле­ны ав­то­ром не столь­ко как сны, сколь­ко как ды­ха­ние по­ту­с­то­рон­них ре­аль­но­с­тей, на­хо­дя­щих­ся на рас­сто­я­нии вы­тя­ну­той ру­ки от ми­ра лю­дей и втор­га­ю­щих­ся по­рой в на­шу жизнь.

Твор­че­ст­во Бай­бо­ро­ди­на мож­но срав­нить с мос­том, пе­ре­ки­ну­тым из поч­вен­ной про­зы за­кат­но­го СССР к но­вой пра­во­слав­ной поч­ве, ут­вер­див­шей­ся в ли­те­ра­ту­ре на­ших дней.


Дмитрий ВОЛОДИХИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования