Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №11. 19.03.2010

Последний шанс

 Сер­гей Ры­жен­ко в про­шлом вы­сту­пал в рок-груп­пах «Ма­ши­на вре­ме­ни» и «ДДТ». В 1982 го­ду его при­зна­ли луч­шим со­вет­ским муль­ти­ин­ст­ру­мен­та­ли­с­том. О не­ко­то­рых ве­хах сво­ей жиз­ни он рас­ска­зал в экс­клю­зив­ном ин­тер­вью.

 

Сергей Рыженко (слева) и Майк Науменко на  квартирном концерте в Гжеле. 1 октября 1985. Из архива Сергея Рыженко
Сергей Рыженко (слева) и Майк Науменко на
квартирном концерте в Гжеле. 1 октября 1985.
Из архива Сергея Рыженко

– Ро­ке­ры бы­ли весь­ма спло­чён­ным кол­лек­ти­вом, так как ока­зы­ва­лись под кол­па­ком гос­ма­ши­ны. Бы­ло их не так мно­го. Все всех зна­ли, тя­ну­лись друг к дру­гу, по­мо­га­ли. Кто-то мог дать ги­та­ру или по­уча­ст­во­вать в сов­ме­ст­ном кон­цер­те, по­мочь в за­пи­си.

Те же са­мые квар­тир­ни­ки ни­ког­да не по­да­ва­лись как ком­мер­че­с­кое ме­ро­при­я­тие, ибо бы­ли чре­ва­ты боль­ши­ми не­при­ят­но­с­тя­ми, вплоть до по­сад­ки. Они по­да­ва­лись в ка­че­ст­ве от­ме­ча­ния дня рож­де­ния или ка­ко­го-то пра­зд­ни­ка. Ес­те­ст­вен­но, бух­ло всё при­но­си­лось с со­бой. В ос­нов­ном пи­ли порт­вейн и су­хое, они по тем вре­ме­нам бы­ли на­и­бо­лее де­шё­вы­ми из спирт­ных на­пит­ков. И ес­ли при­хо­ди­ли ка­кие-ни­будь мен­ты, спеш­но вы­зван­ные бес­по­кой­ны­ми ба­буш­ка­ми, им по­ка­зы­вал­ся «ви­нов­ник тор­же­ст­ва», ко­то­рый мог дать па­с­порт и ска­зать: «Вот, по­жа­луй­ста, смо­т­ри­те – тут у ме­ня всё на­пи­са­но. А раз день рож­де­ния, то все­гда кто-то при­хо­дит с ги­та­рой и по­ёт». И под­ко­пать­ся бы­ло не­воз­мож­но. А в слу­чае не­ле­пых во­про­сов ок­ру­же­ние мог­ло дать та­кой от­вет: «Да это наш друг. Ма­ло ли что он там из­ве­ст­ный и в ка­ких спи­с­ках чис­лит­ся».

– А с пред­ста­ви­те­ля­ми пра­во­по­ряд­ка бы­ли кон­флик­ты?

– По­мню, нас с Май­ком На­умен­ко вин­ти­ли на по­доль­ском фе­с­ти­ва­ле в 1987 го­ду. Толь­ко мы с ним за­шли за Зе­лё­ный те­атр от­ме­тить на­шу встре­чу сов­ме­ст­ным рас­пи­ти­ем, нас за­дер­жа­ли. Уз­нав о та­ком бе­зо­б­ра­зии, с пред­ста­ви­те­ля­ми пра­во­по­ряд­ка стал раз­би­рать­ся тог­даш­ний ад­ми­ни­с­т­ра­тор «Зо­о­пар­ка» Се­ва Грач, ко­то­рый нас очень дол­го от­би­вал от мен­тов. При­чём за­бра­ли нас в це­лый ав­то­бус, за­би­тый под за­вяз­ку. К сча­с­тью, всё впол­не куль­тур­но раз­ре­ши­лось.

– Рас­ска­жи­те о на­чаль­ном эта­пе ва­ше­го твор­че­ст­ва.

– Свою со­ль­ную де­я­тель­ность я на­чал по­сле ухо­да из «По­след­не­го шан­са» го­ду в 1981, сде­лав груп­пу «Ко­ле­со». К то­му вре­ме­ни у ме­ня бы­ло до­ста­точ­но мно­го пе­сен, ко­то­рые с твор­че­ст­вом «Шан­са» ни­как не сты­ко­ва­лись. «Ко­ле­со» бы­ла сво­е­го ро­да шоу-груп­па, в ко­то­рой уча­ст­во­ва­ло 10 че­ло­век. Ни­кто тол­ком иг­рать не умел, за­то всё бы­ло сде­ла­но на­по­до­бие рок-те­а­т­ра.

– Вы так­же и в ки­не­ма­то­гра­фе от­ме­ти­лись…

– Да, при­ни­мал уча­с­тие в съём­ках филь­ма Сер­гея Со­ло­вь­ё­ва «Ас­са», куль­то­во­го по тем вре­ме­нам. Прав­да, не очень мно­го – в не­сколь­ких эпи­зо­дах, ну и в за­пи­си са­унд­тре­ков, как это сей­час мод­но го­во­рить, так­же уча­ст­во­вал. Ис­пол­нял там все во­каль­ные пар­тии «Аф­ри­ки».

– В 1982–1983 го­дах вы вхо­ди­ли в со­став груп­пы «Ма­ши­на вре­ме­ни». Ка­ко­вы об­сто­я­тель­ст­ва зна­ком­ст­ва с Ма­ка­ре­ви­чем и ка­ким об­ра­зом вы ту­да по­па­ли?

– С Ма­ка­ром мы пе­ре­сек­лись в пер­вый раз го­ду в 1978-м в од­ной ту­со­воч­ной мос­ков­ской квар­ти­ре, в ко­то­рой жи­ла Ви­вь­ен Кон­ча­лов­ская, од­на из мно­го­чис­лен­ных жён Ан­д­ро­на Ми­хал­ко­ва-Кон­ча­лов­ско­го. Тог­да очень по­пу­ляр­ны бы­ли са­ло­ны. Про­цве­та­ло не­кое по­до­бие бо­гем­ной жиз­ни. В этот дом на Ма­лой Гру­зин­ской нас поз­ва­ла Ви­вь­ен. При­гла­си­ла она по при­чи­не осо­бой по­пу­ляр­но­с­ти у ино­ст­ран­ных гос­тей сто­ли­цы груп­пы «По­след­ний шанс». Сре­ди ча­с­тых по­се­ти­те­лей на­ших кон­цер­тов бы­ли куль­тур­ные ат­та­ше, ко­то­рые пред­став­ля­ли ЦРУ. Мно­гим ведь из­ве­ст­но, что куль­тур­ный ат­та­ше при по­соль­ст­ве – это долж­ность-при­кры­тие для офи­ци­аль­ных со­труд­ни­ков спец­служб. Не так дав­но на од­ной ту­сов­ке был весь­ма ко­мич­ный слу­чай: зна­ко­мый го­во­рит мне: «Уз­на­ёшь Бо­ба, лет 30 на­зад ви­де­лись». Я ему от­ве­чаю: «Да, ко­неч­но – из­ве­ст­ный цруш­ник». В от­вет на мои сло­ва он ша­рах­нул­ся в сто­рон­ку.

На квар­ти­ре у Ви­вь­ен со­бра­лось мно­го весь­ма из­ве­ст­ных в на­шей стра­не лю­дей – Ва­си­лий Ак­сё­нов, Бел­ла Ах­ма­ду­ли­на, Ан­д­рон Ми­хал­ков-Кон­ча­лов­ский, а так­же мно­го дру­гих гос­тей. Ес­те­ст­вен­но, был при­гла­шён и Ан­д­рей Ма­ка­ре­вич. Он что-то спел, мы с «По­след­ним шан­сом» сы­г­ра­ли. Че­рез ка­кое-то вре­мя Ма­ка­ре­вич мне по­зво­нил и го­во­рит: «Мы тут в Те­а­т­ре юно­го зри­те­ля сей­час за­пи­сы­ва­ем му­зы­ку к спек­так­лю «Стек­лян­ный зве­ри­нец». Ес­ли есть воз­мож­ность, по­мо­ги». Ес­те­ст­вен­но, я со­гла­сил­ся по­со­дей­ст­во­вать. Сы­г­рал все не­об­хо­ди­мые пар­тии на скрип­ке.

За­тем мы пе­ри­о­ди­че­с­ки с Ма­ка­ром пе­ре­се­ка­лись на раз­ных ме­ро­при­я­ти­ях. Ча­с­тень­ко по­се­ща­ли кон­цер­ты друг дру­га.

А од­наж­ды от них ушёл му­зы­кант, а за­ме­ны не бы­ло. И я пред­ло­жил по­иг­рать вме­с­те. Так и по­ш­ло с тех пор. В то вре­мя они на­ча­ли ре­пе­ти­ро­вать но­вую про­грам­му на ба­зе в гос­ти­ни­це «Ту­рист».

Во вре­мя этих ре­пе­ти­ций я впер­вые уви­дел­ся с Во­ло­дей Кузь­ми­ным. Он тог­да иг­рал в груп­пе «Ди­на­мик». В те го­ды я слыл не­пло­хим скри­па­чом. Во­ло­дя по­до­шёл и го­во­рит: «Се­рё­га, дав­но хо­тел с то­бой по­зна­ко­мить­ся. Да­вай вме­с­те по­иг­ра­ем в две скрип­ки». Я ему го­во­рю: «Во­лодь, из­ви­ни, я сей­час очень за­нят в за­пи­си вме­с­те с «Ма­ши­ной». Очень силь­но опаз­ды­ваю». Рас­ска­зал эту ис­то­рию Ма­ка­ру, а он: «Бед­ный Ку­зя – все­гда опаз­ды­ва­ет». Во­ло­дя ши­кар­ный му­зы­кант – он иг­рал бук­валь­но на всём. В 1982 го­ду ме­ня при­зна­ли луч­шим муль­ти­ин­ст­ру­мен­та­ли­с­том в СССР, но я счи­таю, по­доб­ных ла­в­ров был боль­ше до­сто­ин имен­но Ку­зя.

За­тем на­ча­лось кон­церт­ное тур­не. Я им по­ды­г­ры­вал на 12-струн­ке, на скрип­ке, флей­те, пер­кус­сии, пан­но. На сце­не при­хо­ди­лось быть сво­е­го ро­да шо­у­ме­ном – пры­гал, бе­гал, ска­кал. «Ма­ши­ни­с­ты» ведь тог­да мог­ли лишь ме­ло­дич­но по­ка­чи­вать­ся под «Но­вый по­во­рот».

В те го­ды «Ма­ши­на» бы­ла на са­мом что ни на есть пи­ке по­пу­ляр­но­с­ти – мас­са вы­ступ­ле­ний в та­ких двор­цах, как «Юби­лей­ный», СКК. В те­че­ние це­лой не­де­ли по 15 ты­сяч че­ло­век ау­ди­то­рии на каж­дом кон­цер­те, ко­их бы­ло по два на дню. Пи­тер для нас был от­крыт. Тог­да я ча­с­тень­ко от­лу­чал­ся от груп­пы и по­иг­ры­вал на квар­тир­ни­ках, лю­бил ту­со­вать­ся со всем ан­де­г­ра­ун­дом, за что ме­ня не раз от­чи­ты­вал тог­даш­ний ди­рек­тор «Ма­ши­ны» Ва­ле­рий Гал­да. Ведь ан­де­г­ра­унд был тог­да вне за­ко­на, в от­ли­чие от «Ма­ши­ны вре­ме­ни», по­лу­чив­шей в то вре­мя про­тек­цию Коб­зо­на и офи­ци­аль­ный мос­кон­цер­тов­ский ста­тус.

Од­наж­ды наш об­щий друг с «Ма­ши­ной» ме­ня про­све­тил в при­чи­ны по­доб­но­го дав­ле­ния со сто­ро­ны ад­ми­ни­с­т­ра­то­ра: «Ты по­ни­ма­ешь, что те­бя не Гал­да гно­бит?». Я спра­ши­ваю: «А кто?». На что он от­ве­тил: «Те­бя Ма­ка­ре­вич гно­бит, про­сто че­рез Гал­ду. По­то­му что ты каж­дый раз под­став­ля­ешь груп­пу, и, ес­те­ст­вен­но, все на­пря­га­ют­ся, ког­да ты где-то в не­по­вад­ном ме­с­те за­све­тишь­ся». Эти об­сто­я­тель­ст­ва не луч­шим об­ра­зом от­зы­ва­лись на по­ло­же­нии груп­пы пе­ред вла­с­тя­ми, из-за че­го я и по­ки­нул «Ма­ши­ну вре­ме­ни». Па­рал­лель­но у ме­ня был ещё про­ект груп­пы «Фут­бол», в ко­то­ром мы иг­ра­ли вме­с­те с Лё­шей Ры­би­ным.

– Алек­сей Ры­бин ещё до со­труд­ни­че­ст­ва с ва­ми сто­ял у ис­то­ков со­зда­ния груп­пы «Ки­но» вме­с­те с Вик­то­ром Цо­ем. Как вы счи­та­е­те, по­че­му они ра­зо­шлись?

– Я счи­таю, что с Ры­би­ным у них был чи­с­то аку­с­ти­че­с­кий про­ект, са­мый что ни на есть ти­пич­ный ан­де­г­ра­унд. А ког­да Ви­тя стал де­лать эле­к­т­ри­че­с­кую про­грам­му, шоу, на­це­лен­ное в пер­вую оче­редь на ти­нэй­д­же­ров, Ры­ба ту­да не впи­сы­вал­ся. Всё бы­ло за­то­че­но под ге­ро­и­че­с­кий об­раз – па­фос­ный ли­дер весь в чёр­ном с бе­лой ги­та­рой и во­круг му­зы­кан­ты ему под стать. Ры­бин вы­ва­ли­вал­ся из этой кон­цеп­ции, и де­лать там ему со­вер­шен­но бы­ло не­че­го.

Да и сей­час он да­лёк от этих му­зы­каль­ных дел – пи­шет сце­на­рии де­тек­ти­вов, на не­ко­то­рые из ко­то­рых сни­ма­ют­ся се­ри­а­лы. Он в ос­нов­ном с НТВ со­труд­ни­ча­ет. Я как-то за­ез­жал в Пи­тер по де­лам. По­зво­нил Ры­би­ну: «Дав­но не ви­де­лись, да­вай встре­тим­ся». Он го­во­рит: «Да, ко­неч­но, за­хо­ди, ста­рик!». По­том на сле­ду­ю­щий день ему зво­ню, а он: «Ой, у ме­ня ав­рал. Про­сти, ра­бо­та, всё вре­мя за­нят». Ну, я, ко­неч­но, по­зво­нил ста­ро­му дру­гу На­и­лю Ка­ды­ро­ву, с ко­то­рым мы тог­да пре­крас­но про­ве­ли вре­мя, обой­дясь без Ры­бы.

– Ка­ко­вы ва­ши твор­че­с­кие пла­ны на дан­ный мо­мент?

– Сей­час мы ча­с­то вы­сту­па­ем с Во­ло­дей Щу­ки­ным, вдво­ём пы­та­ем­ся во­зоб­но­вить про­ект «По­след­не­го шан­са». В фе­в­ра­ле сде­ла­ли но­вую за­пись. Вме­с­те с до­че­рью я так­же ча­с­то вы­сту­паю в раз­ных кон­цер­тах и квар­тир­ни­ках. В бли­жай­шее вре­мя вме­с­те с Оле­гом Ко­в­ри­гой и Же­ней Га­пе­е­вым пла­ни­ру­ем из­дать ран­ние ком­по­зи­ции груп­пы «Фут­бол». По­ка всё.


Беседу вёл Владимир ДОЛГОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования