Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №11. 19.03.2010

Эйзенштейн бы так не сделал

 Дя­дя Ва­ня. Те­атр име­ни Мос­со­ве­та. По­ста­нов­ка и сце­но­гра­фия Ан­д­рея Кон­ча­лов­ско­го.

 

Ан­д­рей Кон­ча­лов­ский не впер­вые ра­бо­та­ет с этой пье­сой Че­хо­ва. Ещё в мо­ло­до­с­ти, со­рок лет на­зад, он по­ста­вил по ней фильм с Ин­но­кен­ти­ем Смок­ту­нов­ским и Сер­ге­ем Бон­дар­чу­ком в глав­ных ро­лях. И вот но­вая встре­ча с про­из­ве­де­ни­ем. Ре­жис­сёр стал стар­ше и му­д­рее, а ак­тё­ры на сей раз – мо­ло­дые (впро­чем, и мэ­т­ры оте­че­ст­вен­но­го ки­не­ма­то­гра­фа со­рок лет на­зад бы­ли в рас­цве­те сил).

Но­вый спек­такль Кон­ча­лов­ско­го мож­но на­звать ре­жис­сёр­ским. Здесь яв­но про­сма­т­ри­ва­ет­ся кон­цеп­ция: по­ста­нов­щик не­сколь­ко при­зем­лил че­хов­ских ге­ро­ев, воз­мож­но, с на­ме­ре­ни­ем та­ким об­ра­зом «осо­вре­ме­нить их». Вот и по­лу­чи­лась Еле­на Ан­д­ре­ев­на (На­та­лия Вдо­ви­на) до­воль­но вуль­гар­ной ба­бён­кой, ко­то­рая с пер­вой же сце­ны с её уча­с­ти­ем весь­ма от­кро­вен­но и да­же гру­бо ко­кет­ни­ча­ет с Ас­т­ро­вым (Алек­сандр До­мо­га­ров); труд­но по­нять, бы­ла та­ко­ва за­да­ча ак­т­ри­сы или же она про­сто «пе­ре­иг­ры­ва­ла». Ис­пол­ни­тель ро­ли Ас­т­ро­ва, со сво­ей сто­ро­ны, не предъ­я­вил нам осо­бой слож­но­с­ти на­ту­ры про­вин­ци­аль­но­го док­то­ра: за­то он со вку­сом пьёт во­доч­ку и на про­тя­же­нии всей пье­сы пред­ста­ёт эда­ким уе­зд­ным плей­бо­ем. Страсть же его к ле­сам, борь­ба с их вы­руб­кой вы­гля­дит лишь до­ве­с­ком к ес­те­ст­вен­ной на­ту­ре пер­со­на­жа. По­ра­до­ва­ло, что ре­жис­сёр ос­та­вил пе­сен­ку Ас­т­ро­ва «Хо­ди ха­та, хо­ди печь», че­го дав­но не до­во­ди­лось ви­деть в по­ста­нов­ках пье­сы: по­мнит­ся, в сво­ём филь­ме да­же Кон­ча­лов­ский её опу­с­тил – ви­ди­мо, за не­до­стат­ком вре­ме­ни.

В рус­ле об­щей тен­ден­ции к уп­ро­ще­нию, по­жа­луй, на­щу­пан ин­те­рес­ный под­ход к трак­тов­ке об­ра­за про­фес­со­ра Се­ре­б­ря­ко­ва (Алек­сандр Фи­лип­пен­ко). Учё­ный муж пред­став­лен жиз­не­лю­би­вым, по-на­сто­я­ще­му гиб­ким, хо­ро­шо при­спо­саб­ли­ва­ю­щим­ся к об­сто­я­тель­ст­вам и да­же ум­ным (ум­нее дя­ди Ва­ни и Ас­т­ро­ва). Он ни­ког­да не те­ря­ет при­сут­ст­вия ду­ха – воз­мож­но, это и по­мог­ло ему сде­лать ка­рь­е­ру и поль­зо­вать­ся ус­пе­хом у жен­щин (а в боль­шин­ст­ве по­ста­но­вок эти об­сто­я­тель­ст­ва в жиз­ни ге­роя как-то ма­ло под­тверж­да­ют­ся во­пло­ще­ни­ем ро­ли). По­ка­за­те­лен эпи­зод, ког­да по­сле не­удач­ных вы­ст­ре­лов Вой­ниц­ко­го Се­ре­б­ря­ков–Фи­лип­пен­ко тор­же­ст­ву­ю­ще вски­ды­ва­ет вверх ру­ку. В це­лом, од­на­ко, от иг­ры Фи­лип­пен­ко ос­та­ёт­ся ощу­ще­ние не­ко­то­рой вя­ло­с­ти, как буд­то он эко­но­мит си­лы или ус­тал.

На­и­бо­лее ин­те­рес­ным пред­став­ля­ет­ся во­пло­ще­ние ро­ли Со­ни Юли­ей Вы­соц­кой. Чув­ст­ву­ет­ся, что роль хо­ро­шо про­ра­бо­та­на и пе­ре­жи­та «по Ста­ни­слав­ско­му». Ве­ришь и в глу­бо­кое чув­ст­во ге­ро­и­ни к до­воль­но пу­с­то­му в этом спек­так­ле Ас­т­ро­ву, и в ос­т­ро­ту её стра­да­ний. Прав­да, в кон­цов­ке Со­ня про­из­но­сит мо­но­лог пря­мо как По­при­щин ка­кой-то, хоть в су­мас­шед­ший дом са­жай. Сма­хи­ва­ет со сто­ла ве­щи. А вот ес­ли бы не сма­хи­ва­ла, но сы­г­ра­ла так, что эмо­ци­о­наль­но вы­гля­де­ло бы рав­но­силь­но сма­хи­ва­нию, бы­ло бы во­об­ще здо­ро­во.

Из дру­гих эф­фек­тов от­ме­тим по­яв­ле­ние на сце­не при­зра­ка се­с­т­ры Вой­ниц­ко­го, по­кой­ной же­ны Се­ре­б­ря­ко­ва Ве­ры Пе­т­ров­ны (Оль­га Су­ха­ре­ва).

Кон­ча­лов­ский, по пра­ву ки­но­ре­жис­сё­ра, вста­вил и ви­део­ряд, осо­бен­но во вре­мя смен де­ко­ра­ций, ког­да по­ка­зы­ва­ют ули­цу – пло­щадь Ма­я­ков­ско­го и си­я­ю­щую ог­ня­ми Твер­скую. Эта­кая связь с со­вре­мен­но­с­тью. Хо­тя за ок­ном бы­ла зим­няя ме­тель, на ки­но­ка­д­рах – осен­няя сля­коть – ве­ро­ят­но, их сня­ли ещё до пре­мье­ры. Ин­те­рес­но бы­ло бы, ес­ли бы на сце­не транс­ли­ро­ва­лась улич­ная жизнь вжи­вую, со сто­я­щей сна­ру­жи ка­ме­ры.

В фи­на­ле на эк­ра­не-зад­ни­ке по­ка­за­ны ка­д­ры пней вме­с­то ле­са, что в об­щем со­от­вет­ст­ву­ет на­ст­ро­е­нию кон­цов­ки, но, по­жа­луй, не уси­ли­ва­ет ху­до­же­ст­вен­но­го воз­дей­ст­вия. Сер­гей Эй­зен­штейн бы так не сде­лал: он бы по кон­тра­пунк­ту что-то бо­лее не­о­жи­дан­ное по­ка­зал.


Ильдар САФУАНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования