Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №29. 16.07.2010

Изумляемся вместе с Сергеем Шаргуновым

 РАЗ­ГАД­КА В СТРА­СТ­НО­С­ТИ

 

В этой тол­стен­ной (в ты­ся­чу стра­ниц) кни­ге со­бра­ны ста­тьи ли­те­ра­то­ра Вла­ди­ми­ра Бу­ши­на за по­след­ние го­ды.

Кни­га – свод пуб­ли­ци­с­ти­ки и кри­ти­ки – бу­дет ин­те­рес­на вся­ко­му, ко­му ин­те­рес­ны ис­то­рия, ли­те­ра­ту­ра, со­вре­мен­ная жизнь. Чи­та­тель Бу­ши­на – тот, кто спо­со­бен, да­же не со­гла­ша­ясь, по­лу­чать удо­воль­ст­вие от чте­ния. По­то­му что глав­ное, чем хо­рош для ме­ня Бу­шин – чи­тать его ин­те­рес­но, прям не ото­рвёшь­ся. Ко­неч­но, есть у не­го мно­го­чис­лен­ные по­клон­ни­ки, со­чув­ст­ву­ю­щие каж­до­му по­ле­ми­че­с­ко­му вы­па­ду. И всё же, по-мо­е­му, Бу­шин – ав­тор для под­лин­но сво­бод­но­го ума. Глав­ное в Бу­ши­не – ар­ти­с­тизм и за­ни­ма­тель­ность. Во­ин­ст­вен­ный дух нис­про­вер­га­те­ля, вну­т­рен­ний яд, веч­ная вес­на в оди­ноч­ной ка­ме­ре...

Бу­шин пи­шет не­ве­ро­ят­но мно­го и, ка­жет­ся, по пло­до­вито­с­ти мо­жет со­пер­ни­чать лишь с Дми­т­ри­ем Бы­ко­вым. Бу­шин ис­клю­чи­тель­но эру­ди­ро­ван: по­ра­жа­ет спо­соб­но­с­тью лег­ко опе­ри­ро­вать фак­там, име­на­ми, би­о­гра­фи­я­ми. Дру­гое де­ло, что Бу­ши­на нет в эфи­ре, и пло­щад­ки для пуб­ли­ка­ций у не­го ма­ло­ти­раж­ные, но так это не его ви­на. При этом лет Бу­ши­ну сов­сем не ма­ло – под де­вя­но­с­то! Дер­зость, за­ди­ри­с­тость и бо­д­рость его тек­с­тов со­зда­ют ощу­ще­ние, что он цве­ту­щий мо­ло­дой че­ло­век. Да и до­тош­ная цеп­кая па­мят­ли­вость сви­де­тель­ст­ву­ет о яс­ной све­же­с­ти ра­зу­ма. Меж­ду тем, у Бу­ши­на за пле­ча­ми длин­ная-длин­ная жизнь.

Он ро­дил­ся в се­мье офи­це­ра и мед­се­с­т­ры в 1924 го­ду. Шко­лу окон­чил за не­сколь­ко дней до на­ча­ла Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной. С осе­ни 42-го на фрон­те. Про­шёл от Ка­лу­ги до Кё­ниг­сбер­га. По­том во­е­вал с япон­ца­ми в Мань­чжу­рии. По­сле вой­ны за­кон­чил Ли­те­ра­тур­ный ин­сти­тут. Пе­ча­тать­ся на­чал, ког­да ещё был на фрон­те, и не пре­кра­ща­ет до на­ших дней.

Ми­ше­ни для атак Бу­ши­на – поч­ти все из­ве­ст­ные лю­ди без ис­клю­че­ния: и по­ли­ти­ки, и ли­те­ра­то­ры как, ра­зу­ме­ет­ся, ли­бе­раль­но­го, так и сво­е­го, па­т­ри­о­ти­че­с­ко­го на­прав­ле­ния. Сре­ди них не­ма­ло мо­их дру­зей или лю­дей мною ува­жа­е­мых, но раз­ве в том суть? Прин­цип по­ст­ро­е­ния ста­тьи до­воль­но прост: Бу­шин бе­рёт оче­ред­ное «ав­то­ри­тет­ное ли­цо», вы­хва­ты­ва­ет в ка­че­ст­ве ци­та­ты его не­ук­лю­жую или оши­боч­ную фра­зу и воз­во­дит по­верх яр­кий дво­рец не­га­ти­виз­ма.

Та­кое ощу­ще­ние, что Бу­шин – это та­кое аг­рес­сив­ное су­ве­рен­ное го­су­дар­ст­во, где как вы­зов вос­при­ни­ма­ет­ся ак­тив­ность лю­бых дру­гих ве­ли­чин. Кста­ти, с су­ве­рен­ным го­су­дар­ст­вом се­бя од­наж­ды срав­нил фи­ло­соф Алек­сандр Зи­но­вь­ев. И вот ка­ко­ва бы­ла ис­кро­мёт­ная бу­шин­ская от­по­ведь:

«Воз­ни­ка­ет во­прос: а его же­на и де­ти яв­ля­ют­ся граж­да­на­ми это­го су­ве­рен­но­го го­су­дар­ст­ва? Их муж и отец вы­дал им па­с­пор­та? Есть у них про­пи­с­ка? Ес­ли муж по­ле­зет под оде­я­ло к же­не, она не рас­це­нит ли  это как вра­же­с­кое втор­же­ние, как гру­бое по­пра­ние её су­ве­ре­ни­те­та и не даст ли над­ле­жа­щий от­пор на­гло­му ок­ку­пан­ту, стре­мя­ще­му­ся во­пре­ки меж­ду­на­род­но­му пра­ву под­мять под се­бя не­за­ви­си­мую Ки­тай­скую дер­жа­ву или Бра­зи­лию?»

Клю­че­вая идея фрон­то­ви­ка Бу­ши­на – пра­во­та крас­но­го пе­ри­о­да оте­че­ст­вен­ной ис­то­рии. О, он не из тех, кто при­зы­ва­ет за всё ка­ять­ся и низ­ко опу­с­тить го­ло­ву! Он апо­с­тол дру­гой край­но­с­ти – гор­дить­ся и го­ло­ву вы­со­ко за­драть. Не мо­гу со­гла­сить­ся с льви­ной до­лей его до­во­дов, из ко­то­рых по­лу­ча­ет­ся, что со­вет­ская власть бы­ла чуть ли не ра­ем на зем­ле. Но оче­вид­но, что Бу­шин не толь­ко лю­бит свою стра­ну, а ещё спо­со­бен яр­ко и ин­тел­лек­ту­аль­но от­ве­тить на лю­бые на­пад­ки на ис­то­рию стра­ны. Де­ла­ет он это жи­во, с юмо­ром, так что един­ст­вен­ная уп­ра­ва на Бу­ши­на – его не за­ме­чать и дер­жать в раз­ря­де бе­зум­цев и мар­ги­на­лов.

Есть здесь один тон­кий мо­мент. В сво­их ста­ть­ях Бу­шин поч­ти ни­ког­да не пред­ла­га­ет идеи и ре­цеп­ты, он са­мо­заб­вен­но раз­но­сит в пух и прах чу­жие!.. О том же па­т­ри­о­тиз­ме Бу­шин, лю­би­тель Тол­сто­го и Па­с­тер­на­ка, вы­ска­зы­ва­ет­ся спо­кой­но и че­ст­но:

«Ко­неч­но, ес­ли под па­т­ри­о­тиз­мом по­ни­мать ба­ра­бан­ные ре­чи, то они не име­ют ни­ка­ко­го от­но­ше­ния к по­дви­гам, но Тол­стой знал, что есть «скры­тая теп­ло­та па­т­ри­о­тиз­ма», а со­вет­ский по­эт об этом же ска­зал так: «Ни­кто не го­во­рил «Рос­сия!», / А шли и гиб­ли за неё».

Чи­тая Бу­ши­на, хо­чешь по­нять за­гад­ку его дол­го­ле­тия и твор­че­с­кой энер­гии. На­вер­ное, раз­гад­ка в стра­ст­но­с­ти. В дет­ско­с­ти. В дон­ки­хот­ст­ве. Как пи­сал дру­гой в пря­мом смыс­ле дет­ский пи­са­тель и дол­го­жи­тель Сер­гей Ми­хал­ков: «По­пал Бу­ши­ну на суд – / Ад­во­ка­ты не спа­сут!».

В ка­ком-то смыс­ле Вла­ди­мир Бу­шин – это чи­с­тая энер­гия, тем и при­вле­ка­те­лен. Он пи­шет по­верх при­ли­чий, ос­кор­би­тель­но для всех де­я­те­лей со­вре­мен­но­с­ти без ис­клю­че­ния, не бо­ит­ся сми­ри­тель­ной ру­ба­хи и за­пре­тов, плю­ёт­ся на це­лые ли­те­ра­тур­ные по­ко­ле­ния. Но у это­го ав­то­ра, ка­жет­ся, де­ся­ти­ле­ти­я­ми не бы­вав­ше­го на те­ле­экра­не, в Рос­сии ты­ся­чи чи­та­те­лей, под­сев­ших на его энер­ге­ти­ку.

 

Вла­ди­мир Бу­шин. На служ­бе Оте­че­ст­ву! М.: Ал­го­ритм; Экс­мо, 2010


 

РАС­КРА­ШЕН­НЫЙ ДЕ­ТЕК­ТИВ

 

Это вто­рой по­сле «Тай­ной ис­то­рии» вы­шед­ший на рус­ском язы­ке ро­ман аме­ри­кан­ки, чьи ти­ра­жи в США и Ев­ро­пе пре­вы­си­ли 25 мил­ли­о­нов эк­земп­ля­ров.

Дон­на Тартт пи­шет про­тяж­ны­ми фра­за­ми, ко­па­ет­ся в де­та­лях вре­ме­ни, в че­ло­ве­че­с­кой пси­хо­ло­гии. Тартт не толь­ко рас­ска­зы­ва­ет де­тек­тив­ную ис­то­рию, но ещё и с при­сталь­но­с­тью пси­хо­ана­ли­ти­ка за­гля­ды­ва­ет внутрь че­ло­ве­ка. Ес­ли это и де­тек­тив, то со­вер­шен­но точ­но – ху­до­же­ст­вен­но вы­ра­зи­тель­ный и ин­тел­лек­ту­аль­но на­сы­щен­ный.

«Ма­лень­кий друг» по­гру­жа­ет чи­та­те­ля в тай­ну од­ной не­сча­ст­ной се­мьи, при­над­ле­жа­щей к ухо­дя­щей ари­с­то­кра­тии бе­ло­го Юга Аме­ри­ки се­ре­ди­ны двад­ца­то­го ве­ка.

По­ка­за­на ре­аль­ность па­т­ри­ар­халь­но­го бы­та, где есть эти­кет и ие­рар­хия, про­ти­во­ре­чи­вая смесь на­си­лия и мо­ра­ли, а не­гры – лю­ди вто­ро­го сор­та. Но в этот мир уже во­рвал­ся ве­тер но­во­го ли­бе­раль­но­го вре­ме­ни, и пред­ме­ты со скре­же­том за­дви­га­лись, а пра­де­душ­кин пор­т­рет рух­нул на обе­ден­ный стол.

Фа­бу­ла ро­ма­на сво­дит­ся к по­смерт­ной судь­бе де­вя­ти­лет­не­го маль­чи­ка Ро­би­на, в чьей те­ни про­хо­дит жизнь его се­с­т­ры Хар­ри­ет. Ро­би­на не в си­лах за­быть ни спи­ва­ю­ща­я­ся от го­ря мать, ни са­ма се­с­т­ра, ни мно­го­чис­лен­ные оди­но­кие тё­туш­ки. Маль­чик был най­ден по­ве­шен­ным, ког­да Хар­ри­ет бы­ло все­го не­сколь­ко ме­ся­цев, и вот спу­с­тя 12 лет ма­лень­кая лю­би­тель­ни­ца Ко­нан Дой­ля на­чи­на­ет соб­ст­вен­ное рас­сле­до­ва­ние не­сча­ст­но­го слу­чая – а мо­жет, убий­ст­ва – да­же не по­до­зре­вая, к ка­ким чу­до­вищ­ным вы­во­дам при­дёт.

«К мо­мен­ту смер­ти Ро­би­на Хар­ри­ет бы­ло чуть боль­ше ше­с­ти ме­ся­цев, но, по её сло­вам, она по­мни­ла о бра­те прак­ти­че­с­ки всё. И, дей­ст­ви­тель­но, бы­ва­ло, она вдруг вспо­ми­на­ла ка­кую-ни­будь мел­кую, но очень точ­ную де­таль одеж­ды или обе­ден­но­го ме­ню со вре­мён, ког­да ей бы­ло яв­но мень­ше двух лет, так что у всех при­сут­ст­ву­ю­щих да­же рты рас­кры­ва­лись от удив­ле­ния».

Глав­ный во­прос, ко­то­рый ста­вит пи­са­тель­ни­ца: а нуж­на ли лю­дям и по­лез­на ли им прав­да? Мо­жет быть, ино­гда – луч­ше со­хра­нить тай­ну, ина­че мож­но вы­звать к жиз­ни но­вое и но­вое зло… И от­ве­ча­ет: прав­да нуж­на, прав­да од­на, и тор­же­ст­ву прав­ды по­кро­ви­тель­ст­ву­ют выс­шие си­лы.

Сце­ны в кни­ге на­пи­са­ны об­раз­но, яр­ко, дра­ма­тич­но, стра­ст­но и от­ча­ян­но, так что чи­тать её мож­но да­же не ра­ди фа­бу­лы, а ра­ди са­мих этих чув­ст­вен­ных кра­соч­ных сцен. И пе­ре­ска­зать ка­кую-ни­будь от­дель­ную сце­ну, по-мо­е­му, не ме­нее важ­но, чем весь сю­жет.

Ну вот, на­при­мер, бли­же к фи­на­лу это­го поч­ти пя­ти­сот­ст­ра­нич­но­го ро­ма­на ма­лень­кая ис­пу­ган­ная Хар­ри­ет на кры­ше вы­ст­ре­лит в без­жа­ло­ст­но­го убий­цу – су­мас­шед­ше­го му­жи­ка по име­ни Дэн­ни. Про­мах­нёт­ся, рас­ква­сит се­бе нос и лишь уро­нит ему пи­с­то­лет на го­ло­ву. По­том Дэн­ни по­ста­ра­ет­ся её уто­пить в тух­лой во­де ци­с­тер­ны, она при­тво­рит­ся мёрт­вой, а в ито­ге нач­нёт за­хлё­бы­вать­ся он… По­том де­воч­ка вы­бе­рет­ся, оп­ро­ки­нув за со­бой ржа­вую ле­ст­ни­цу и ос­та­вив мон­ст­ра то­нуть…

«Хар­ри­ет лег­ла жи­во­том на до­с­ки и под­полз­ла к рва­ным кра­ям про­ло­ман­но­го от­вер­стия. Го­ло­ва у неё кру­жи­лась, во рту сто­ял вкус тух­лой во­ды, но она ни­че­го не мог­ла с со­бой по­де­лать – ей нуж­но бы­ло по­смо­т­реть, что про­ис­хо­дит с её убий­цей. Вни­зу во­да бур­ли­ла, по ней пла­ва­ли до­с­ки, щеп­ки, яр­ко-зе­лё­ная ти­на, ото­рвав­ша­я­ся от стен, и ка­кие-то бу­рые пу­зы­ри. За­тем во­да ещё боль­ше вски­пе­ла и на по­верх­но­с­ти по­ка­за­лась го­ло­ва Дэн­ни Рат­к­ли­фа с от­кры­тым ртом и бе­зум­ны­ми гла­за­ми».

Да, это кни­га о пре­ступ­ле­нии и на­ка­за­нии, дет­ской от­ва­ге и сме­кал­ке. Но ещё и о кра­с­ках. Кни­га, в раз­но­цве­тье ис­пол­нен­ная. Бу­рая, зе­лё­ная, крас­ная. Чи­та­ешь, чи­та­ешь, и вдруг на­чи­на­ет ка­зать­ся, что аме­ри­кан­ская де­тек­тив­щи­ца – спо­соб­ный эпи­гон Ива­на Бу­ни­на…

 

Дон­на Тартт. Ма­лень­кий друг. М.: Из­да­тель­ст­во «Ино­ст­ран­ка», 2010


 

БРЕЗГЛИВОСТЬ КАПРЕАЛИЗМА

 

Это де­тек­тив. Для всех, кто лю­бит за­пу­тан­ные и за­пу­ги­ва­ю­щие ис­то­рии. Рас­пу­ты­ва­ют­ся они тща­тель­но и поч­ти на ше­с­ти­стах стра­ни­цах.

Ан­г­ли­ча­нин Пи­тер Ро­бин­сон жи­вёт в Ка­на­де и со­чи­ня­ет де­тек­ти­вы. Их вы­шла уже це­лая се­рия – о при­клю­че­ни­ях ин­спек­то­ра Бэнк­са в вы­мы­ш­лен­ном го­род­ке Ис­твей­ле в Йорк­ши­ре. Сей­час пи­са­тель – об­ла­да­тель мно­же­ст­ва ев­ро­пей­ских и аме­ри­кан­ских ли­те­ра­тур­ных на­град.

В ро­ма­не «Рас­тер­зан­ное серд­це» дей­ст­ву­ют аж два ин­спек­то­ра из раз­ных эпох. Оба рас­сле­ду­ют два по­хо­жих пре­ступ­ле­ния. В сен­тя­б­ре 1969 го­да в Се­вер­ном Йорк­ши­ре, на фе­с­ти­ва­ле, за­ко­ло­та но­жом в серд­це де­вуш­ка-хип­пи, и в том же го­ду ещё не­сколь­ко де­ву­шек уби­ты во тьме; а в ок­тя­б­ре 2005-го убит ко­чер­гой му­зы­каль­ный кри­тик и жур­на­лист. След­ст­вие при­хо­дит к вы­во­ду: оба пре­ступ­ле­ния осу­ще­ст­вил один и тот же че­ло­век, и яс­но, что это не един­ст­вен­ные его жерт­вы. Но вы­вод – по­спеш­ный.

Пре­ступ­ле­ния свя­за­ны меж­ду со­бой, но убийц двое.

Дей­ст­ви­тель­но, сна­ча­ла рок-му­зы­кант и са­та­нист Ро­бин Мёр­чет при­ни­ма­ет­ся за не­сча­ст­ных де­ву­шек. Од­на­ко по­том на сце­ну вы­хо­дит его кол­ле­га Крис Адамс, ко­то­рый счи­та­ет, что зло­дей Мёр­чет, кро­ме все­го про­че­го, ди­ко под­ста­вил их ко­ман­ду, он из­бав­ля­ет­ся сна­ча­ла от не­го, ну а по­сле – от то­го, кто мог уз­нать об этом убий­ст­ве… Так кро­ва­вый круг за­мы­ка­ет­ся, зло­дей­ст­во на­сла­и­ва­ет­ся на зло­дей­ст­во. А на­чи­на­лось-то всё бла­го­род­но.

«Я по­шёл за Ро­би­ном по­сле кон­цер­та. Ка­кая-то де­вуш­ка ре­ши­ла сре­зать путь и пой­ти че­рез клад­би­ще – на­шла ме­с­то, ду­роч­ка. Там-то он на неё и на­бро­сил­ся. Я шёл за ним поч­ти по пя­там и, ког­да он ки­нул­ся на де­воч­ку, за­кри­чал что есть си­лы. Бы­ло тем­но, и я по­ня­тия не имею, уз­нал ли он ме­ня, но Мёр­чет за­ры­чал, точ­но ди­кий зверь, от­прыг­нул в сто­ро­ну и уд­рал…»

Итак, Крис Адамс спа­са­ет де­вуш­ку, спу­ги­ва­ет мон­ст­ра и вско­ре его уби­ва­ет. Уби­ва­ет, что­бы ос­та­но­вить, и по­ни­мая, что ина­че бу­дут но­вые жерт­вы, в кон­це кон­цов опо­ло­умев­ший са­та­но­ид по­па­дёт­ся, и из-за не­го у рок-груп­пы всё пой­дёт пра­хом. Но че­рез трид­цать пять лет про­ис­хо­дит не­пред­ви­ден­ное – свой нос в ис­то­рию с по­гиб­ши­ми де­вуш­ка­ми и скон­чав­шим­ся му­зы­кан­том за­су­нул жур­на­лист. Нос мог раз­ню­хать слиш­ком мно­гое, и Адамс, вы­сту­пав­ший ан­ге­лом воз­мез­дия, те­перь дей­ст­ву­ет, как де­мон.

«Жур­на­лист не опа­сал­ся Адам­са и ре­шил, что тот при­шёл с ним по­го­во­рить. Он про­сто бол­тал с ним, а ког­да по­вер­нул­ся взять си­га­ре­ты, то Адамс, улу­чив мо­мент, схва­тил ко­чер­гу».

Кни­га ин­те­рес­на как по­пыт­ка со­ци­о­ло­ги­че­с­ко­го пор­т­ре­та «по­ко­ле­ния пат­ла­тых бун­та­рей». И на­пи­са­на она яв­но с пра­вых, кон­сер­ва­тив­ных по­зи­ций сы­то­го бур­жуа, ко­то­ро­му за вся­кой воль­ни­цей ме­ре­щит­ся не­пре­мен­ное смер­то­убий­ст­во. Вот, на­при­мер, брез­г­ли­вое опи­са­ние мо­ло­до­го хип­па­ря-мя­теж­ни­ка из да­лё­ких ше­с­ти­де­ся­тых:

«О да, с ви­ду он был впол­не дру­же­люб­ный и ми­лый, но под этой ма­с­кой та­и­лись на­сто­я­щие Дже­кил и Хайд. Нар­ко­ман и рас­пут­ник, он на­зы­вал се­бя «са­мым по­роч­ным че­ло­ве­ком на зем­ле». Его де­ви­зом бы­ло: «Тво­ри что же­ла­ешь, ты сам се­бе за­кон».

Хо­чет­ся от­ме­тить, что кни­га на­пи­са­на чёт­ким язы­ком ка­пи­та­ли­с­ти­че­с­ко­го ре­а­лиз­ма (это что-то вро­де за­пад­но­го соц­ре­а­лиз­ма), без кра­си­во­с­тей, об­ра­зов и ори­ги­наль­но­с­тей, но с на­лё­том мо­ра­ли­за­тор­ст­ва, и яв­но пред­став­ля­ет со­бой го­то­вый ки­но­сце­на­рий.

 

Пи­тер Ро­бин­сон. Рас­тер­зан­ное серд­це. М.: Из­да­тель­ст­во «Ино­ст­ран­ка», 2010


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Сергей ШАРГУНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования