Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №29. 16.07.2010

СПОР НА РУИНАХ

 Два ма­те­ри­а­ла, опуб­ли­ко­ван­ные в не­дав­них но­ме­рах «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии», осо­бен­но при­влек­ли моё вни­ма­ние. Пер­вый – ста­тья пи­тер­ско­го про­за­и­ка Алек­сан­д­ра Ка­ра­сё­ва «Ну­жен ли нам Ли­те­ра­тур­ный ин­сти­тут?» (№ 26, 2010), в ко­то­рой ав­тор бе­за­пел­ля­ци­он­но на­ста­и­ва­ет на ско­рей­шей лик­ви­да­ции не толь­ко упо­мя­ну­то­го в за­гла­вии учеб­но­го за­ве­де­ния, но дру­гих форм пи­са­тель­ской ор­га­ни­за­ции во­об­ще, об­ви­ня­ет в пре­ступ­ном сго­во­ре ос­нов­ные дей­ст­ву­ю­щие ли­ца со­вре­мен­но­го ли­те­ра­тур­но­го про­цес­са. Вто­рой ма­те­ри­ал – ре­ак­ция на пер­вый – при­над­ле­жит про­за­и­ку и ли­те­ра­тур­но­му кри­ти­ку, со­труд­ни­ку «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии» Ро­ма­ну Сен­чи­ну, вы­ра­жа­ю­ще­му в столь же рез­кой фор­ме не­со­гла­сие с ка­ра­сёв­ски­ми вы­па­да­ми. В ста­тье «Ка­зар­мен­ный по­ря­док Алек­сан­д­ра Ка­ра­сё­ва» (№ 27, 2010) он, в ча­ст­но­с­ти, пи­шет: «Ка­ра­сёв во всём ви­дит конъ­юнк­ту­ру, гра­фо­ма­нию, бес­со­ве­ст­ное на­ду­ва­тель­ст­во...» И да­лее: «Лю­бой жур­нал ни­ког­да не был на­бит ше­де­в­ра­ми. У жур­на­лов дру­гая за­да­ча – это днев­ни­ки со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ры, в них пуб­ли­ку­ет­ся раз­ное, по­рой спор­ное, слу­ча­ет­ся, яв­но сла­бое, но яв­ля­ю­ще­е­ся фак­том лит­про­це­сса».

Пол­но­стью при­нять сто­ро­ну Алек­сан­д­ра Ка­ра­сё­ва в этом спо­ре я, ра­зу­ме­ет­ся, не мо­гу. Во-пер­вых, там, где в его ма­те­ри­а­ле кри­ти­ку­ет­ся Ли­тин­сти­тут, по­зи­ция ав­то­ра пред­став­ля­ет­ся мне не­о­прав­дан­но ка­те­го­рич­ной и чрез­мер­но аг­рес­сив­ной. Во-вто­рых, текст, опуб­ли­ко­ван­ный «Ли­те­ра­тур­ной Рос­си­ей», пер­во­на­чаль­но пред­наз­на­чал­ся для дис­кус­сии в го­то­вя­щем­ся к вы­хо­ду чет­вёр­том но­ме­ре «Ли­те­ра­тур­ной учё­бы». Не­тер­пе­ли­вый про­за­ик ждать не стал и ото­слал свою реп­ли­ку хо­тя и в дру­же­ст­вен­ное, но всё же дру­гое из­да­ние, бла­го­да­ря че­му его мне­ние на стра­ни­цах жур­на­ла вос­про­из­ве­де­но уже быть не мо­жет (в от­ли­чие от мне­ния Ро­ма­на Сен­чи­на там же).

Итак, в ка­че­ст­ве ре­дак­то­ра я имею пол­ное пра­во оби­жать­ся на не­чи­с­то­плот­ность Алек­сан­д­ра Ка­ра­сё­ва, бу­ду­чи вы­пу­ск­ни­ком Ли­тин­сти­ту­та, го­тов бес­ко­неч­но спо­рить и про­те­с­то­вать, но как уча­ст­ник ли­те­ра­тур­но­го про­цес­са прин­ци­пи­аль­но всё же со­гла­шусь имен­но с ним, а не с Ро­ма­ном Сен­чи­ным. При всём ува­же­нии к точ­ке зре­ния Ро­ма­на дол­жен за­ме­тить, что мой соб­ст­вен­ный опыт об­ще­ния с лит­ту­сов­кой, хо­тя и до пре­де­ла ог­ра­ни­чен­ный в том чис­ле и мной са­мим из опа­се­ний быть втя­ну­тым в кла­но­вые дряз­ги и тря­си­ну псев­до­ин­тел­лек­ту­аль­ной ан­ти­куль­ту­ры, яс­но и не­дву­смыс­лен­но го­во­рит о дру­гом. Во­все не пуб­ли­ка­ция «днев­ни­ков со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ры», «яв­но сла­бых, но яв­ля­ю­щих­ся фак­том лит­про­цес­са», ста­ла ны­неш­ней за­да­чей но­вых жур­на­лов, всё ещё дей­ст­ву­ю­щих под ста­ры­ми брен­да­ми, а на­вя­зы­ва­ние ими чи­та­те­лю под ви­дом со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ры той иде­о­ло­гии на­ци­о­наль­но­го раз­ло­же­ния, ко­то­рая под гряз­ны­ми ли­чи­на­ми при­сут­ст­ву­ет и про­па­ган­ди­ру­ет­ся в са­мых, ка­за­лось бы, враж­деб­ных друг дру­гу из­да­ни­ях – от «Но­во­го ми­ра» до «На­ше­го со­вре­мен­ни­ка». При этом не име­ет ни­ка­ко­го зна­че­ния, кем и в ка­кие фор­мы об­ле­ка­ет­ся эта за­да­ча, ка­кой ри­то­ри­кой она ма­с­ки­ру­ет­ся, – суть ос­та­ёт­ся не­из­мен­ной. И по­то­му со­вер­шен­но прав пи­тер­ский Лю­тер, гро­мо­глас­но за­яв­ляя: «От­кро­ем лю­бой тол­стый жур­нал, от «Зна­ме­ни» до «Си­бир­ских ог­ней», на нас хлы­нет по­ток гра­фо­ма­нии, хал­ту­ры и конъ­юнк­ту­ры».

Мне­ние это, оз­ву­чен­ное Алек­сан­д­ром Ка­ра­сё­вым на стра­ни­цах «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии», от­ра­жа­ет по­зи­цию мно­гих и мно­гих. Пред­по­ло­жу да­же, что та­ко­во мол­ча­ли­вое мне­ние боль­шин­ст­ва. Ес­ли, ко­неч­но, по­ни­мать под боль­шин­ст­вом не жуж­жа­щий в ЖЖ и «ЖЗ» рой тех, кто спло­тил­ся тём­ной мас­сой во­круг раз­но­об­раз­ных дур­но­пах­ну­щих кор­му­шек в ви­де фон­дов и пре­мий, а во­пре­ки все­му чи­та­ю­щую и пи­шу­щую Рос­сию.

Но по­зи­ция об­ли­чи­те­ля ли­те­ра­тур­ных язв чрез­вы­чай­но уяз­ви­ма вот с ка­кой сто­ро­ны. Пра­во­мер­но ведь за­по­до­зрить об­ли­чи­те­ля в том, что он, бес­та­лан­ный злоб­ный кар­лик, пы­та­ет­ся встать в круг вы­со­ких про­фес­си­о­на­лов, где ему сов­сем не ме­с­то, или да­же вы­тес­нить их, что­бы са­мо­му за­нять чьё-ни­будь крес­ло. И ес­ли бы всё об­сто­я­ло имен­но так, на пы­шу­ще­го гне­вом со­чи­ни­те­ля по фа­ми­лии Ка­ра­сёв не сто­и­ло бы об­ра­щать ни­ка­ко­го вни­ма­ния, в край­нем слу­чае мно­го­зна­чи­тель­но по­кру­тить паль­цем у ви­с­ка. Од­на­ко ав­тор «Че­чен­ских рас­ска­зов» – за­ме­ча­тель­ный пи­са­тель из то­го не­мно­го­чис­лен­но­го ря­да луч­ших со­вре­мен­ных про­за­и­ков, к ко­то­ро­му при­над­ле­жит и со­зда­тель «Ел­ты­ше­вых». Имен­но они, а не та че­ло­ве­че­с­кая на­кипь, ко­то­рую один из них че­ст­но и бес­ком­про­мисс­но по­ри­ца­ет, а дру­гой не­сколь­ко не­ук­лю­же оп­рав­ды­ва­ет в спо­ре, и есть со­вре­мен­ная рус­ская ли­те­ра­ту­ра, всё ещё что-то ищу­щая в ис­то­ча­ю­щих зло­во­ние ру­и­нах со­вет­ской им­пе­рии.


Максим ЛАВРЕНТЬЕВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования