Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №37. 10.09.2010

Реабилитация романтизма

 Ро­ман­тизм сы­г­рал боль­шую роль в ис­то­рии ис­кус­ст­ва. И хо­тя тра­ди­ци­он­но его гра­ни­ца­ми счи­та­ет­ся ко­нец XVIII в. – 1-я треть XIX в., су­ще­ст­ву­ет мне­ние о том, что ро­ман­тизм сво­е­об­раз­но про­дол­жил­ся и в по­зд­ней­шей ли­те­ра­ту­ре, и во мно­гом жив и сей­час. За ком­пе­тент­ным от­ве­том на во­прос об ак­ту­аль­но­с­ти ро­ман­тиз­ма я об­ра­ти­лась к из­ве­ст­ной ис­сле­до­ва­тель­ни­це это­го ли­те­ра­тур­но­го яв­ле­ния, судь­ба ко­то­рой ока­за­лась не­раз­рыв­но свя­за­на с его изу­че­ни­ем, уче­ни­це Н.А. Гу­ля­е­ва, в своё вре­мя со­здав­ше­го на­уч­ную ро­ман­ти­ко­вед­че­с­кую шко­лу. Это ру­ко­во­ди­тель На­уч­но-об­ра­зо­ва­тель­но­го цен­т­ра ком­плекс­но­го изу­че­ния про­блем ро­ман­тиз­ма в Твер­ском уни­вер­си­те­те Ири­на Кар­та­шо­ва.

 

Ирина КАРТАШОВА
Ирина КАРТАШОВА

– Ири­на Вя­че­сла­вов­на, как вы счи­та­е­те, ак­ту­а­лен ли се­го­дня ро­ман­тизм?

– Мне ду­ма­ет­ся, что мне­ние об ак­ту­аль­но­с­ти ро­ман­тиз­ма на­хо­дит­ся вне вся­ко­го со­мне­ния, по­то­му что ро­ман­ти­че­с­кое ис­кус­ст­во ос­но­ва­но на ут­верж­де­нии вы­со­ких ду­хов­ных цен­но­с­тей, на пре­крас­ных и бла­го­род­ных иде­а­лах, на пред­став­ле­нии о со­вер­шен­ст­ве, изя­ще­ст­ве, изы­с­кан­но­с­ти и утон­чён­но­с­ти ми­ра че­ло­ве­че­с­ких чувств, на прон­за­ю­ще-яр­ком ощу­ще­нии кра­со­ты ми­ра и че­ло­ве­ка, на дра­го­цен­ной спо­соб­но­с­ти удив­лять­ся этой кра­со­те.

В на­ше не­про­стое вре­мя изу­че­ние ро­ман­тиз­ма име­ет, на мой взгляд, ми­ро­воз­зрен­че­с­кое зна­че­ние, оно не­об­хо­ди­мо в осо­бен­но­с­ти мо­ло­дым лю­дям, всту­па­ю­щим в жизнь. Об­ра­ще­ние к ро­ман­ти­че­с­кой про­бле­ма­ти­ке и изу­че­ние её обо­га­ща­ет ду­хов­ную жизнь че­ло­ве­ка, де­ла­ет его бо­лее гу­ман­ным.

Вме­с­те с тем, го­во­ря о вы­со­кой ду­хов­но­с­ти и утон­чён­но­с­ти ро­ман­тиз­ма, нель­зя за­бы­вать, что ро­ман­тизм – это не ис­кус­ст­во, ви­та­ю­щее где-то в об­ла­ках, не на­ив­ное «дон­ки­хот­ст­во». Ро­ман­ти­ки бы­ли спо­соб­ны очень глу­бо­ко ос­мыс­лять ок­ру­жа­ю­щую жизнь, ощу­щать её бес­ко­неч­ную слож­ность, про­ти­во­ре­чи­вость. Они не от­ри­ца­ли ма­те­ри­аль­но­го ми­ра. Они осуж­да­ли толь­ко чрез­мер­ную по­гру­жён­ность в ма­те­ри­аль­ную сфе­ру, мер­кан­тиль­ность, от­каз от ду­хов­но­с­ти. Ро­ман­ти­че­с­кие те­о­ре­ти­ки в сво­их пред­став­ле­ни­ях очень гиб­ко и очень тон­ко со­от­но­си­ли ду­хов­ное и ма­те­ри­аль­ное, и го­во­ри­ли о не­об­хо­ди­мо­с­ти мно­го­гран­но и гло­баль­но изо­б­ра­жать жизнь. Ро­ман­ти­ки со­зда­ли в сво­их про­из­ве­де­ни­ях яр­кие кон­тра­с­ты вы­со­ко­го и низ­ко­го, пре­крас­но­го и бе­зо­б­раз­но­го.

В на­сто­я­щее вре­мя ещё не впол­не вы­яс­не­но всё зна­че­ние ро­ман­тиз­ма для раз­ви­тия по­сле­ду­ю­щей ли­те­ра­ту­ры. Не­ред­ко эта роль при­ни­жа­ет­ся или сов­сем ис­че­за­ет, в то вре­мя как, по мо­е­му глу­бо­ко­му убеж­де­нию, ве­ли­кая клас­си­че­с­кая ли­те­ра­ту­ра, и преж­де все­го рус­ская ли­те­ра­ту­ра вто­рой по­ло­ви­ны XIX ве­ка, ро­ман­тиз­му обя­за­на очень мно­гим. Рус­ский ре­а­лизм очень ча­с­то про­дол­жал, раз­ви­вая и пе­ре­ос­мыс­ляя, те за­ме­ча­тель­ные на­чи­на­ния, ко­то­рые бы­ли сде­ла­ны ро­ман­ти­ка­ми. Ро­ман­ти­че­с­кое и ре­а­ли­с­ти­че­с­кое ис­кус­ст­во не на­хо­дят­ся в ан­та­го­ни­с­ти­че­с­ких от­но­ше­ни­ях, как ча­с­то счи­та­ет­ся. Ро­ман­ти­ков и ре­а­ли­с­тов мно­гое объ­е­ди­ня­ет, и ду­ма­ет­ся, что мож­но го­во­рить об их со­ю­зе.

– А как вы са­ми при­шли к ро­ман­тиз­му?

– Я ро­ди­лась в Ка­за­ни. За­кон­чи­ла Ка­зан­ский уни­вер­си­тет. Я бы­ла влюб­ле­на в ли­те­ра­ту­ру, и, ко­неч­но, мои ин­стинк­тив­ные сим­па­тии уже в дет­ст­ве ока­за­лись свя­за­ны как раз с ли­те­ра­ту­рой ро­ман­ти­че­с­кой. Мо­и­ми лю­би­мы­ми пи­са­те­ля­ми бы­ли М.Ю. Лер­мон­тов, А.С. Пуш­кин, И.С. Тур­ге­нев, Ф.М. До­сто­ев­ский (в осо­бен­но­с­ти ран­ний), Г.-Х. Ан­дер­сен, Ч.Дик­кенс… Но всё зна­че­ние ро­ман­тиз­ма я ос­мыс­ли­ла, по­ня­ла имен­но тог­да, ког­да на ка­фе­д­ру ли­те­ра­ту­ры Ка­зан­ско­го уни­вер­си­те­та при­шёл Н.А. Гу­ля­ев. Имен­но бла­го­да­ря ему я во­вле­клась в ро­ман­ти­че­с­кую сфе­ру. Хо­тя те­ма кан­ди­дат­ской дис­сер­та­ции у ме­ня бы­ла не ро­ман­ти­че­с­кая: твор­че­ст­во А.Ф. Пи­сем­ско­го. И на­ча­ла я эту те­му ещё в сту­ден­че­с­кие го­ды. Пи­сем­ский, дей­ст­ви­тель­но, не был ро­ман­ти­ком и к ро­ман­тиз­му от­но­сил­ся до­ста­точ­но иро­нич­но. Но на­пи­сав эту дис­сер­та­цию, и да­же по­ста­рав­шись там под­нять ка­кие-то «ро­ман­ти­че­с­кие во­про­сы», я уже пол­но­стью по­гру­зи­лась в ро­ман­ти­че­с­кий мир.

Я очень люб­лю и це­ню ро­ман­тизм, его фи­ло­соф­ские, эс­те­ти­че­с­кие, ху­до­же­ст­вен­ные до­сти­же­ния. Глу­бо­ко ве­рю в его веч­ное су­ще­ст­во­ва­ние. Ибо ро­ман­ти­че­с­кое не ис­че­за­ет и не ис­чез­нет ни­ког­да в жиз­ни, по­ка жив че­ло­век и в че­ло­ве­ке есть ду­ша.

– То есть вы на­ча­ли с ав­то­ра, ко­то­рый от­ри­цал ро­ман­тизм, и пе­ре­ос­мыс­ли­ли этот его взгляд?

– Пи­сем­ский – очень та­лант­ли­вый пи­са­тель. Он боль­шой кри­тик дей­ст­ви­тель­но­с­ти, силь­ный в со­ци­аль­ной сфе­ре, в сфе­ре от­ри­ца­тель­ных ин­тен­ций. Но я по­ста­ра­лась в дис­сер­та­ции по­ка­зать, что не­ко­то­рая су­хость его как ху­дож­ни­ка, от­сут­ст­вие ли­риз­ма, че­го-то под­ни­ма­ю­ще­го, зо­ву­ще­го, свя­за­но с тем, что он как раз не це­нил до­ста­точ­но ро­ман­тизм.

– Он про­сто не по­нял ро­ман­тизм?

– Не впол­не. Хо­тя в по­зд­нем твор­че­ст­ве у не­го ка­кие-то ро­ман­ти­че­с­кие от­зву­ки мож­но уло­вить. В бо­лее же ран­нем, ко­то­рое я ис­сле­до­ва­ла, – это твор­че­ст­во 40-х – 50-х го­дов и ро­ман «Ты­ся­ча душ», – ро­ман­ти­че­с­ко­го дей­ст­ви­тель­но нет. Я сде­ла­ла вы­вод, что в его ре­а­лиз­ме, при всей его кри­ти­че­с­кой си­ле и жиз­нен­ной ак­тив­но­с­ти, есть оп­ре­де­лён­ная од­но­сто­рон­ность, ко­то­рая свя­за­на как раз с тем, что он про­шёл ми­мо ро­ман­тиз­ма.

Я во мно­гом со­глас­на с точ­кой зре­ния очень тон­ко­го и ум­но­го кри­ти­ка XIX ве­ка Апол­ло­на Гри­го­рь­е­ва, ко­то­рый в сво­ей ра­бо­те «О ре­а­лиз­ме и иде­а­лиз­ме в рус­ской ли­те­ра­ту­ре» пи­сал о чём-то близ­ком. Он про­ти­во­по­с­тав­лял та­ко­го пи­са­те­ля, как Пи­сем­ский, Тур­ге­не­ву. Вот Тур­ге­нев, об­ла­да­ю­щий иде­аль­ной точ­кой зре­ния на мир и во­брав­ший в се­бя тра­ди­ции ро­ман­тиз­ма, «при­под­ни­ма­ю­щие» над дей­ст­ви­тель­но­с­тью, и – Пи­сем­ский, ко­то­рый смо­т­рит на дей­ст­ви­тель­ность с её же точ­ки зре­ния, не стре­мясь под­нять­ся над нею.

– Как со­зда­ва­лась «гу­ля­ев­ская ро­ман­ти­че­с­кая шко­ла»?

– Мне ду­ма­ет­ся, что на­чать нуж­но с то­го, что в со­вет­ское вре­мя ро­ман­тизм на­хо­дил­ся где-то на обо­чи­не ис­сле­до­ва­тель­ских ин­те­ре­сов, хо­тя, не­со­мнен­но, учё­ные им за­ни­ма­лись. Но в цен­т­ре вни­ма­ния тог­да бы­ли про­бле­мы ре­а­лиз­ма и со­ци­а­ли­с­ти­че­с­ко­го ре­а­лиз­ма. Кро­ме то­го, ро­ман­тизм вы­зы­вал ес­ли не не­га­тив­ное, то до­ста­точ­но на­сто­ро­жен­ное от­но­ше­ние к се­бе, по­сколь­ку в ос­но­ве его ле­жат иде­а­ли­с­ти­че­с­кие фи­ло­соф­ские пред­став­ле­ния, ро­ман­тизм свя­зан с ре­ли­ги­ей, а ро­ман­ти­че­с­кая кон­цеп­ция ми­ра ос­но­ва­на на веч­ной не­удов­ле­тво­рён­но­с­ти, не­при­ятии на­сущ­ной дей­ст­ви­тель­но­с­ти и жаж­де че­го-то луч­ше­го, со­вер­шен­но­го. Всё это яв­но не ук­ла­ды­ва­лось в иде­о­ло­гию, ко­то­рая бы­ла в те вре­ме­на гос­под­ст­ву­ю­щей.

Ин­те­рес к ро­ман­тиз­му в на­уч­ных кру­гах ак­ти­ви­зи­ро­вал­ся во вто­рой по­ло­ви­не 50-х го­дов ХХ ве­ка, по­сле то­го как в 1957 го­ду в ИМ­ЛИ про­шла дис­кус­сия о ре­а­лиз­ме. В хо­де этой дис­кус­сии бы­ли за­тро­ну­ты и во­про­сы ро­ман­ти­че­с­ко­го ис­кус­ст­ва, вид­ны­ми учё­ны­ми бы­ла вы­ска­за­на мысль, что ро­ман­тизм в эс­те­ти­че­с­ком от­но­ше­нии мо­жет не ус­ту­пать ре­а­лиз­му, и что ро­ман­ти­че­с­кая ли­те­ра­ту­ра зна­ет за­ме­ча­тель­ные ху­до­же­ст­вен­ные ше­де­в­ры. По­сле это­го на­ча­лась, так ска­зать, «ре­а­би­ли­та­ция» ро­ман­тиз­ма.

Ни­ко­лай Алек­сан­д­ро­вич Гу­ля­ев, ко­то­рый за­ин­те­ре­со­вал­ся ро­ман­тиз­мом ещё ра­нее, – этот ин­те­рес вы­ра­зил­ся от­ча­с­ти уже в его кан­ди­дат­ской дис­сер­та­ции, по­свя­щён­ной Лес­син­гу, и за­тем поз­же, в док­тор­ской дис­сер­та­ции, по­свя­щён­ной В.Г. Бе­лин­ско­му и про­бле­мам за­ру­беж­ной эс­те­ти­ки, – был бук­валь­но вдох­нов­лён ито­га­ми дис­кус­сии в Ин­сти­ту­те ми­ро­вой ли­те­ра­ту­ры. И в 1959 го­ду Гу­ля­ев, пе­ре­ехав из Том­ско­го уни­вер­си­те­та (где он ра­бо­тал на ка­фе­д­ре рус­ской и за­ру­беж­ной ли­те­ра­ту­ры) в Ка­зан­ский уни­вер­си­тет, ку­да он был при­гла­шён за­ве­до­вать ка­фе­д­рой ли­те­ра­ту­ры, пред­ло­жил объ­е­ди­нить­ся кол­лек­ти­ву ка­фе­д­ры, ко­то­рая бы­ла до­ста­точ­но боль­шой, во­круг од­ной про­бле­мы – про­бле­мы ро­ман­тиз­ма, его те­о­рии, ис­то­рии. И его пред­ло­же­ние бы­ло при­ня­то, мож­но ска­зать, с вос­тор­гом. Воз­ник очень друж­ный, еди­ный кол­лек­тив, ко­то­рый ско­ро при­об­рёл ши­ро­кую из­ве­ст­ность сво­ей го­ря­чей при­вер­жен­но­с­тью ро­ман­тиз­му и сво­и­ми на­уч­ны­ми тру­да­ми. Та­ким об­ра­зом, на­ча­ло фор­ми­ро­ва­ния «гу­ля­ев­ской ро­ман­ти­че­с­кой шко­лы» сле­ду­ет от­но­сить к кон­цу 1959 го­да. Так что вот не­дав­но бы­ло 50-ле­тие.

Гу­ля­ев при этом объ­е­ди­нил про­бле­мы на­уч­ные и про­бле­мы пе­да­го­ги­че­с­кие, по­то­му что на­уч­ные ин­те­ре­сы ка­фе­д­ры не­по­сред­ст­вен­но вы­ли­ва­лись в пре­по­да­ва­тель­скую де­я­тель­ность. Уже в Ка­за­ни Н.А. Гу­ля­ев со­здал, соб­ст­вен­но, един­ст­вен­ную в на­шей стра­не си­с­те­му спец­кур­сов и спец­се­ми­на­ров, ко­то­рые обу­слав­ли­ва­ли ро­ман­ти­ко­вед­че­с­кую под­го­тов­ку сту­ден­тов. За­тем изу­че­ние ро­ман­тиз­ма бы­ло пе­ре­не­се­но в Ка­ли­нин­ский (впос­лед­ст­вии Твер­ской) уни­вер­си­тет, ку­да он уе­хал сам и не­сколь­ко его со­труд­ни­ков.

В Твер­ском уни­вер­си­те­те бы­ло не толь­ко про­дол­же­но изу­че­ние ро­ман­тиз­ма, из­да­ние на­уч­ных сбор­ни­ков и на­уч­ных тру­дов по этой про­бле­ме, не толь­ко бы­ла усо­вер­шен­ст­во­ва­на си­с­те­ма спец­кур­сов и спец­се­ми­на­ров, но и на­ча­лось про­ве­де­ние ре­гу­ляр­ных кон­фе­рен­ций по ро­ман­ти­че­с­кой про­бле­ма­ти­ке, ко­то­рые со вре­ме­нем при­об­ре­та­ли всё бо­лее ши­ро­кий раз­мах. Пер­вая кон­фе­рен­ция в Тве­ри про­шла в 1976 го­ду. Вна­ча­ле кон­фе­рен­ции про­хо­ди­ли раз в два го­да, а в по­след­нее вре­мя про­хо­дят ча­ще, поч­ти еже­год­но.

Ре­зуль­та­та­ми на­уч­ных изы­с­ка­ний «гу­ля­ев­ской шко­лы» яв­ля­ют­ся сбор­ни­ки на­уч­ных тру­дов. Вна­ча­ле они име­ли раз­лич­ные на­зва­ния: «Во­про­сы ро­ман­тиз­ма», «Про­бле­мы ро­ман­тиз­ма», «Про­бле­мы ро­ман­ти­че­с­ко­го ме­то­да и сти­ля», «Ро­ман­тизм в рус­ской и за­ру­беж­ной ли­те­ра­ту­ре». В по­след­нее вре­мя на­зва­ния уни­фи­ци­ро­ва­лись, эти сбор­ни­ки на­зы­ва­ют­ся «Мир ро­ман­тиз­ма». Кро­ме то­го, в Тве­ри, сле­дуя тра­ди­ци­ям Гу­ля­е­ва, ко­то­рый скон­чал­ся в 1986 го­ду, бы­ла об­ра­зо­ва­на на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ская ла­бо­ра­то­рия ком­плекс­но­го изу­че­ния про­блем ро­ман­тиз­ма, пре­об­ра­зо­ван­ная за­тем в на­уч­но-об­ра­зо­ва­тель­ный центр, ко­то­рый из­да­ёт ещё и учё­ные за­пи­с­ки ла­бо­ра­то­рии и цен­т­ра под на­зва­ни­ем «Ро­ман­тизм: Гра­ни и судь­бы». Мы вы­пу­с­ти­ли 34 то­ма «Ми­ра ро­ман­тиз­ма» и 9 вы­пу­с­ков сбор­ни­ка «Ро­ман­тизм: Гра­ни и судь­бы».

– Ка­ко­вы це­ли и пер­спек­ти­вы «гу­ля­ев­ской шко­лы» сей­час?

– Це­лью по-преж­не­му яв­ля­ет­ся все­сто­рон­нее си­с­те­ма­ти­че­с­кое изу­че­ние ро­ман­тиз­ма в рус­ской и за­ру­беж­ной ли­те­ра­ту­рах. При этом нас осо­бен­но ин­те­ре­су­ют меж­ду­на­род­ные ли­те­ра­тур­ные свя­зи эпо­хи ро­ман­тиз­ма. По­то­му что эти свя­зи, эти кон­так­ты в ро­ман­ти­че­с­кую эпо­ху об­ла­да­ли очень боль­шой спе­ци­фи­кой. Имен­но в эту эпо­ху был до­стиг­нут под­лин­ный ди­а­лог раз­лич­ных на­ци­о­наль­ных ли­те­ра­тур. Ро­ман­ти­ки от­вер­га­ли ли­те­ра­тур­ные кон­так­ты как под­ра­жа­ние, и го­во­ри­ли имен­но о вза­и­мо­свя­зи, дру­же­с­ком вза­и­мо­об­ме­не, о сов­ме­ст­ном со­зда­нии эс­те­ти­че­с­ких кон­цеп­ций и прин­ци­пов. Этот во­прос нас осо­бен­но ин­те­ре­су­ет, ибо имен­но ро­ман­ти­ки сде­ла­ли мно­го для су­ще­ст­во­ва­ния са­мо­го по­ня­тия ми­ро­вой ли­те­ра­ту­ры. Они от­вер­га­ли пред­став­ле­ние о ли­те­ра­ту­ре как о ка­ком-то изо­ли­ро­ван­ном яв­ле­нии и на­ста­и­ва­ли на дру­же­ст­вен­но­с­ти, вза­и­мо­вли­я­нии, сов­ме­ст­но­с­ти в со­зда­нии ли­те­ра­тур­но­го про­из­ве­де­ния. Это бы­ло тес­ней­шим об­ра­зом свя­за­но с их кон­цеп­ци­ей ми­ра и че­ло­ве­ка, с осо­бен­но­с­тя­ми ро­ман­ти­че­с­ко­го ми­ро­ощу­ще­ния. Мы стре­мим­ся изу­чать пре­лом­ле­ние ро­ман­тиз­ма не толь­ко в сло­вес­ном ис­кус­ст­ве, но и в дру­гих его ви­дах, – в жи­во­пи­си, му­зы­ке, те­а­т­ре, – при­вле­кая при этом дан­ные фи­ло­со­фии, пси­хо­ло­гии, линг­ви­с­ти­ки, ис­кус­ст­во­зна­ния.

Мы про­дол­жа­ем свя­зы­вать на­уч­ные ис­сле­до­ва­ния и пре­по­да­ва­ние. До са­мо­го по­след­не­го вре­ме­ни си­с­те­ма спец­кур­сов и спец­се­ми­на­ров по ис­то­рии и те­о­рии ро­ман­тиз­ма в Твер­ском уни­вер­си­те­те су­ще­ст­во­ва­ла, и сту­ден­ты по­лу­ча­ли до­ста­точ­но все­сто­рон­нее пред­став­ле­ние о ро­ман­тиз­ме в рус­ской и за­ру­беж­ной ли­те­ра­ту­ре. Но сле­ду­ет ска­зать, что сей­час спе­ци­а­ли­за­ция по ро­ман­тиз­му ока­за­лась пе­ред очень боль­ши­ми труд­но­с­тя­ми. Воз­мож­но да­же, что ей уг­ро­жа­ет за­кры­тие, ибо в Твер­ском уни­вер­си­те­те про­ис­хо­дит со­кра­ще­ние ко­ли­че­ст­ва сту­ден­тов, что от­ра­жа­ет­ся и на спе­ци­а­ли­за­ци­ях. И очень при­скорб­но, ес­ли под это со­кра­ще­ние под­па­дёт уни­каль­ная и един­ст­вен­ная в на­шей стра­не сту­ден­че­с­кая спе­ци­а­ли­за­ция по ро­ман­тиз­му.


Беседу вела Ирина ЛОГВИНОВА,
ТВЕРЬ – МОСКВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования