Архив : №38. 17.09.2010
Образование платное и скверное
Сегодня у нас много пишут о завышении цен на медицинское оборудование и продукты питания. Однако в школах начался новый учебный год, и я хотел бы остановиться на проблемах образования.
В печати и Интернете идут дискуссии о том, будет ли у нас платное образование. Да оно давно у нас платное. Начнём с учебников. Недавно мне пожаловалась одна знакомая, которая отправляла внучку во второй класс. Так вот, за все учебники и рабочие тетради ей пришлось заплатить 2500 руб. Случилось так, что мне приходилось участвовать в издании книг через типографию. И я, зная, что тиражи учебников огромны, был удивлён такой большой суммой. Пошёл в книжный магазин, переписал выходные данные учебников и пошёл на консультацию к работникам типографий. Мы прикинули, и оказалось, что стоимость учебников завышена минимум в ПЯТЬ РАЗ, а рабочих тетрадей и того больше. И это с учётом авторского гонорара и хорошей рентабельности торгующих организаций. Любопытно, что в выходных данных всех учебников, которые я просмотрел в магазине «Золотой век», так и не удалось узнать полный тираж издания. Везде написано – допечатка 20 тыс. экз. То есть, общий тираж стыдливо скрывается, чтобы никто не смог подсчитать истинную стоимость. Однако существует ещё и статистика количества учащихся в школах России. Так что определить тираж нетрудно. По данным господина Фурсенко, у нас в стране 13 000 000 школьников. Если даже считать по минимуму, то за учебники и рабочие тетради каждая семья в России переплачивает 2000 руб. на каждого школьника. Таким образом, общая сумма переплаты по стране составляет 26 миллиардов рублей. А ведь эти деньги могли пойти на питание школьников, их походы в театры и музеи, да и мало ли потребностей у школьников. Ещё один пример. Рабочая тетрадь для 2-го класса музыкальных школ объёмом всего 12 страниц, стоимость которой, при тираже 15 000 экз., никак не может превышать 5 руб., продаётся в магазине за 80 руб.
Разве это нормально?
Теперь перейдём к Интернету. Он ведь у нас тоже платный, да ещё какой. Да ещё при крайне низком качестве. Мне скажут, что у нас ведь теперь рыночные отношения. Что же ты хочешь? Согласен, однако приведу другой пример. Недавно к нам на Великорецкий крестный ход приезжала преподаватель из Англии Стелла Рокк. Из беседы с ней я с удивлением узнал, что в школах и университетах Англии Интернет для учащихся бесплатный. Мне объяснили, что такое же положение во всех странах ЕС и США. А ведь у них тоже рыночные отношения, и очень давно. Во всех почтовых отделениях там стоят компьютеры, с которых вы можете бесплатно отправить электронное письмо в любую точку Земного шара. А знаете ли вы, что ноутбук для школьника в США стоит 100 долларов? Недавно Индия сообщила о запуске в серийное производство ноутбуков стоимостью 35 долларов. Просто там очень хорошо понимают, что мощный обмен информацией повышает активность населения во всех областях и, в конечном счёте, приносит стране огромную прибыль. Многие учителя возражают. Этого делать нельзя, потому что учащиеся будут смотреть в Интернете одну порнуху. Вот это совершенно несправедливо. Во-первых, есть программы, которые не пропускают порнуху в локальную сеть. Во-вторых, учащиеся уже её насмотрелись по видикам и телепрограммам. Им давно это неинтересно. Ребята из салонов по прокату видеофильмов мне говорят, что порнографические фильмы уже давно практически никто не берёт.
Почему бы нам не сделать Интернет бесплатным, а стоимость компьютеров доступной для всех слоёв населения, если мы в действительности хотим модернизации страны?
Пойдём дальше. А знаете ли вы, что в английских, например, школах ещё со второй половины XIX века учебниками учащихся обеспечивают бесплатно? И не только учебниками, но и вообще всеми канцелярскими принадлежностями (тетрадями, ручками, карандашами и прочим). Известно также, что немало средств родителям учащихся приходится вкладывать в репетиторство и дополнительное образование для школьников. А ведь в Англии, например, масса бесплатных курсов, финансируемых государством и кооперацией, которые понимают, как важно получить после школы человека, готового сразу включиться в трудовые процессы, и понимают важность постоянного внешкольного образования человека в течение жизни. Именно это и является базой для постоянной модернизации в стране.
В своё время в России были созданы реальные училища, где учащиеся, кроме хорошей теоретической подготовки, получали большую практику в разнообразных технологических процессах производства и могли после окончания училища сразу включаться в трудовые процессы. В учебных мастерских Вятского губернского земства столяров-мебельщиков готовили три года. За это время каждый учащийся должен был изготовить все виды мебели от табуретки до резного буфета. Таким образом, после окончания учёбы они могли открывать своё дело и сразу начинать выполнять заказы.
Известный революционер, друг В.И. Ленина Г.М. Кржижановский, который окончил Киевский политехнический институт, писал в своих воспоминаниях, что после окончания института он умел водить паровоз и мог запустить небольшую электростанцию.
Есть ещё один существенный момент. У них были учебники и профессора качественно другого уровня. Многие из этих учебников интересны и сегодня. Взять хотя бы учебники О.Д. Хвольсона по физике, по которым учились П.Л. Капица, Л.Д. Ландау, А.Д. Сахаров и другие наши знаменитые физики и инженеры. Они есть в Герценке. Написаны эти учебники, предназначенные для университетов, прекрасным и очень доступным языком с изумительной ясностью и без ненужного математического аппарата. Многие сложные вопросы физики объяснены там удивительно просто и понятно с приведением массы описаний приборов, которые сегодня может изготовить любой смышлёный школьник и сам провести необходимые измерения. Почему бы и сегодня не писать такие учебники? Нет талантливых авторов? Да наверняка есть. Но их никто не пустит в этот огромный бизнес, дающий такие невероятные доходы. Тем более что того, кто распределяет заказы или проводит конкурсы с заранее определённым победителем, интересует только доход. Его не интересует ни качество учебников, ни их доступность для учащихся. Вот мы и получаем учебники, по которым невозможно учиться. Приведу только один пример. В архиве я познакомился с одной преподавательницей истории юриспруденции. Она занималась проверкой правильности ссылок на Свод законов Российской Империи. Думаете, сколько ссылок соответствовало Своду законов? Ни одной! А ведь в авторах учебников числятся профессора и даже академики.
Это тоже нормально?
Какое же образование получают наши учащиеся по таким учебникам? Ясно, что скверное. Вот в институтах и университетах и идёт такая игра. Студенты делают вид, что учатся, а преподаватели, имеющие мизерную зарплату и бегающие по приработкам, делают вид, что учат. И зачем им ходить в библиотеку, если преподавателя вполне удовлетворяют те рефераты, которые они скачивают из Интернета. И всё прекрасно. В конце года выпускникам, под гром аплодисментов, вручают дипломы, а на работу их никто брать не хочет. Ни знаний, ни практических навыков у них нет. А работодателям нужны специалисты, способные сразу включиться в трудовые процессы. Так для чего они учились? А ведь многие ещё и платили за такую учёбу. И немалые деньги! Но вузы за это ответственности не несут. По договору они обязуются только выдать диплом по окончании. И больше ничего!
Теперь из-за скверных учебников, программ, не соответствующих жизненным потребностям и пересыщенных совершенно ненужными разделами, и ЕГЭ, из-за которого школьников не учат, а натаскивают, постоянно падает качество обучения и в школах. Теоретические познания у большинства из них слабые. Конечно, исключения есть, но речь сейчас не о них. Практических навыков школа почти не даёт, и к работе в сферах народного хозяйства её выпускники не готовы.
Что же делать? Если мы действительно хотим модернизировать страну, то надо полностью менять систему обучения.
Александр РАШКОВСКИЙ,
г. КИРОВ