Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №38. 17.09.2010

Я дал вам свободу слова

Вадим ДЕМЕНТЬЕВ
Вадим ДЕМЕНТЬЕВ

 – Как са­мо­чув­ст­вие по­сле жар­ко­го ле­та?

– Луч­ше бы ты, то­ва­рищ Ог­рыз­ко, спро­сил – а по­сле ше­с­ти­де­ся­ти лет? «Жи­ву хоть пра­зд­нич­но, но смут­но», – пи­сал со­вет­ский по­эт. Пра­зд­нич­но по­то­му, что до­ст­ро­ил свой дом-из­бу на се­вер­ном озе­ре. У ме­ня не дач­ный но­во­ст­рой, а имен­но из­ба – мощ­ная, кра­си­вая, ок­на­ми на за­рю. Во­ло­год­ские му­жи­ки мно­го сил на неё по­ло­жи­ли. Я ни­че­го не сти­ли­зо­вал, все ма­те­ри­а­лы ме­ст­ные, брёв­на в об­хват, кам­ни под фун­да­мент с озе­ра, мох, сруб без гвоз­дей… У мо­е­го пра­де­да Алек­сан­д­ра Алек­сан­д­ро­ви­ча точ­но та­кой же дом был. Фор­ма тра­ди­ци­он­ная, а со­дер­жа­ние со­вре­мен­ное. Как соц­ре­а­лизм. Я де­сять квар­тир в Моск­ве сме­нил, и ни в ка­кую не тя­нет. Толь­ко вот в та­ких до­мах чув­ст­ву­ешь се­бя че­ло­ве­ком, в ос­таль­ных мы пре­бы­ва­ем на по­сты­лой жил­пло­ща­ди.

– Зна­чит, и по соц­ре­а­лиз­му ску­ча­ешь?

– Ты ме­ня всё вре­мя под­ка­лы­ва­ешь в «ЛР», обя­за­тель­но ввер­нёшь моё клас­со­вое про­ис­хож­де­ние. Я те­бе дал для это­го сво­бо­ду сло­ва. Ты за моё здо­ро­вье свеч­ки в хра­ме дол­жен ста­вить. Соц­ре­а­лизм, ес­ли не по­ни­ма­ешь, был и ос­та­ёт­ся ве­ли­ким ху­до­же­ст­вен­ным ме­то­дом. Тра­ди­ци­он­ным. Ему, как ми­ни­мум, 500 лет. Он звал к иде­а­лу, к до­б­ру. Че­ло­век для не­го не по­мой­ка, а чу­до, со­здан­ное по об­ра­зу и по­до­бию Бо­жию или как ве­нец при­ро­ды. Есть та­кая кон­цеп­ция рус­ской куль­ту­ры со­вет­ско­го ака­де­ми­ка Ки­рил­ла Чи­с­то­ва, всё и вся объ­яс­ня­ю­щая. Кон­цеп­ция о вто­рич­но­с­ти. Мы вто­рич­ны не в смыс­ле за­ху­да­ло­с­ти, вто­ро­раз­ряд­но­с­ти, а в смыс­ле пре­ем­ст­вен­но­с­ти. На­ша куль­ту­ра, преж­де все­го, ли­те­ра­ту­ра во всём сво­ём бле­с­ке, в бе­лых одеж­дах воз­ник­ла в XV ве­ке, взяв всё луч­шее у древ­не­ки­ев­ской, ко­то­рая бы­ла для нас по­со­хом че­рез сто­ле­тия ига. Она не воз­ро­ди­лась, а ро­ди­лась на се­ве­ре, в мо­их род­ных пре­де­лах. Ве­ра в че­ло­ве­ка, в его луч­ший зем­ной удел – не из по­след­них за­ве­тов, до­став­ших­ся нам, не очень ра­зум­ным. Но на­ше луч­шее не­по­бе­ди­мо.

– И ты, как пи­са­тель, это­му сле­ду­ешь?

– Мы с то­бой, Вя­че­слав Вя­че­сла­во­вич, вос­пе­ва­ли друж­бу на­ро­дов? Так? А это и есть иде­ал. Тут один де­я­тель в «ЛР» на­пи­сал, что я лю­бое блю­до мо­гу при­го­то­вить на на­ци­о­наль­ной кух­не. А что, и мо­гу, по­то­му что знаю эту кух­ню, а знаю, по­то­му что люб­лю, а люб­лю, по­то­му что та­ким рож­дён, а рож­дён я по люб­ви. Мне что, вы­пры­ги­вать из это­го кру­га?! Для ко­го-то всё это по­мой­ка, а для ко­го и древ­ний со­ляр­ный знак.

– Но в ре­зуль­та­те, как ты го­во­ришь, луч­ших по­буж­де­ний вы раз­ва­ли­ли стра­ну, уг­ро­би­ли свои же иде­а­лы? Раз­ве не так?

– Бы­ли раз­ру­ше­ны об­вет­шав­шие гос­струк­ту­ры, ту­пи­ко­вый ук­лад. Ну, не бы­ло пер­спек­ти­вы… Спорь – не спорь, но факт… Луч­ше бы бы­ло, ес­ли бы ещё лет двад­цать Чу­при­нин в пе­ре­до­вых «ЛГ» учил нас клас­со­во­му под­хо­ду? А иде­а­лы?.. Они – не ЦК КПСС. Не­дав­но вот во­ло­год­ские ком­му­ни­с­ты ре­ши­ли вос­ста­но­вить па­мят­ник Ста­ли­ну во дво­ре до­ми­ка, где он жил в ссыл­ке. Мэ­рия от­ка­за­ла. Я им го­во­рю, по­мо­гу, ес­ли па­мят­ник не бу­дет ис­ту­ка­ном, бож­ком, как рань­ше. Ну­жен но­вый, мо­дер­но­вый. «Как это?» – не по­ни­ма­ют. «А так. Я ви­жу па­мят­ник в фор­ме ра­ке­ты, где пер­вой сту­пе­нью бу­дет лик вож­дя – че­рез тер­нии к звёз­дам!» По­ду­ма­ли, что шу­чу. Ни­сколь­ко! От­сю­да, в ча­ст­но­с­ти, из Во­лог­ды, Ста­лин осу­ще­ст­вил на­род­ную меч­ту – Рос­сия ста­ла не­по­бе­ди­мой, к ней ни­кто не под­сту­пит­ся, по­ка у нас есть атом, те же ра­ке­ты. Мы и сей­час ле­тим по его ор­би­те. Ес­ли и не кон­сер­ва­тив­ные ком­му­ни­с­ты, то на­род сам та­кой па­мят­ник по­ста­вит. У нас в се­ле во­дру­зи­ли на по­ста­мен­те боль­шой гра­нит­ный ва­лун с таб­лич­кой: «В па­мять о пре­бы­ва­нии Ио­ан­на Ва­си­ль­е­ви­ча Гроз­но­го в 1554 го­ду». Кре­с­ть­я­не са­ми до­ду­ма­лись, не слу­шая ни­ко­го. По­ни­ма­ешь, они гор­дят­ся сво­ей ис­то­ри­ей. Это глав­ное. В шта­те Ай­о­ва есть му­зей Н.С. Хру­щё­ва на фер­ме у Ро­ку­эл­ла Гар­ста. Ни­ки­та Сер­ге­е­вич на­ми пра­вил один­над­цать лет, поч­ти три ны­неш­них пре­зи­дент­ских сро­ка. А име­ет­ся по­доб­ный ме­мо­ри­ал у нас? Нет, ко­неч­но. Вот по­то­му-то фер­ме­ры Ай­о­вы и кор­мят Рос­сию (треть от по­треб­но­с­тей), а не мы их.

– Как ты, ко­ман­дуя в ЦК со­вет­ской ли­те­ра­ту­рой, не раз­ру­шил тог­да и Со­юз пи­са­те­лей, он то­же об­вет­шал, а ты тем не ме­нее до сих пор хо­дишь в со­пред­се­да­те­лях СПР?

– Ты, Вя­че­слав, мне не клей!.. Дваж­ды со­би­ра­лись «то­ва­риш­шы», как об­зы­вал­ся Ас­та­фь­ев, что­бы ре­шить, что де­лать с на­шим твор­че­с­ким со­ю­зом. Я, по­жа­луй, был один, кто его за­щи­щал. По­том Ми­хал­ков по­сле 91-го го­да по­про­сил ме­ня по­ра­бо­тать в МСПС. Из­ну­т­ри ста­ло вид­нее, что оши­бал­ся я тог­да во мне­нии. Со­юз как ор­га­ни­за­ция из­на­чаль­но был за­то­чен под «то­ва­риш­шей». Ни­ка­кие кло­бу­ки или ка­ми­лав­ки ему не по­мо­гут, с ним мог сла­дить толь­ко «га­бар­дин по всей фи­гу­ре и ве­люр на го­ло­ве». Ис­то­ри­че­с­ки так ус­т­ро­е­но. «Пе­ре­дел­кин­ская опу­пея» – по­след­няя в ис­то­рии СП. Сколь­ко то­мов ещё вый­дет, не знаю и чи­тать уже не хо­чу.

– Го­во­рят, у те­бя на вы­хо­де но­вая кни­га. О чём она?

– Я те­бе до это­го пе­ре­да­вал гла­ву из пре­ды­ду­щей сво­ей кни­ги о Яку­тии, но ты ста­ри­ка не пе­ча­та­ешь в род­ной га­зе­те, где он де­вять лет пре­бы­вал со сво­ею бо­лью и со сво­им сча­с­ть­ем.

– На­пе­ча­та­ли же в жур­на­ле «Мир Се­ве­ра»…

– Ну, да, не в га­зе­те. А све­жая кни­га в сен­тя­б­ре вы­хо­дит, на­зы­ва­ет­ся «Во­лог­да и во­лог­жа­не». В на­зва­нии её и со­дер­жа­ние, но не то, что у мо­е­го зем­ля­ка Ги­ля­ров­ско­го. Пря­мо про­ти­во­по­лож­ное. У ме­ня зла­тые ку­по­ла, лад го­род­ской жиз­ни. А зна­ешь, от­ку­да и по­че­му? По­то­му что рус­ская про­вин­ция ум­нее нас с то­бой, по­ли­ти­кой не за­ни­ма­ет­ся, не бу­зит, язык не рас­пу­с­ка­ет, не за­ду­мы­ва­ет­ся, как обу­с­т­ро­ить Рос­сию и что чи­тать, а ро­жа­ет, ра­бо­та­ет, ар­мию на­пол­ня­ет, се­бя ху­до-бед­но со­дер­жит, на свои кров­ные вы­пи­ва­ет по пра­зд­ни­кам и все­гда ос­та­нет­ся вер­ной слу­гой тро­на, парт­ко­ма и пре­зи­ден­та. Вот этот-то затх­лый ми­рок, тём­ное цар­ст­во я и вос­пел, что­бы дру­гим не­по­вад­но бы­ло ма­зать его креп­кие вра­та дёг­тем.

– Ну, тог­да по­з­д­рав­ля­ем те­бя, Ва­дим Ва­ле­ри­е­вич, с юби­ле­ем! Мно­гие те­бе, ли­т­рос­си­я­ни­ну в точ­ном смыс­ле сло­ва, ле­та!

 

Бе­се­до­вал Вя­че­слав ОГ­РЫЗ­КО

Фо­то Ан­д­рея КО­ШЕ­ЛЕ­ВА





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования