Архив : №38. 17.09.2010
Я дал вам свободу слова
|
Вадим ДЕМЕНТЬЕВ |
– Как самочувствие после жаркого лета?
– Лучше бы ты, товарищ Огрызко, спросил – а после шестидесяти лет? «Живу хоть празднично, но смутно», – писал советский поэт. Празднично потому, что достроил свой дом-избу на северном озере. У меня не дачный новострой, а именно изба – мощная, красивая, окнами на зарю. Вологодские мужики много сил на неё положили. Я ничего не стилизовал, все материалы местные, брёвна в обхват, камни под фундамент с озера, мох, сруб без гвоздей… У моего прадеда Александра Александровича точно такой же дом был. Форма традиционная, а содержание современное. Как соцреализм. Я десять квартир в Москве сменил, и ни в какую не тянет. Только вот в таких домах чувствуешь себя человеком, в остальных мы пребываем на постылой жилплощади.
– Значит, и по соцреализму скучаешь?
– Ты меня всё время подкалываешь в «ЛР», обязательно ввернёшь моё классовое происхождение. Я тебе дал для этого свободу слова. Ты за моё здоровье свечки в храме должен ставить. Соцреализм, если не понимаешь, был и остаётся великим художественным методом. Традиционным. Ему, как минимум, 500 лет. Он звал к идеалу, к добру. Человек для него не помойка, а чудо, созданное по образу и подобию Божию или как венец природы. Есть такая концепция русской культуры советского академика Кирилла Чистова, всё и вся объясняющая. Концепция о вторичности. Мы вторичны не в смысле захудалости, второразрядности, а в смысле преемственности. Наша культура, прежде всего, литература во всём своём блеске, в белых одеждах возникла в XV веке, взяв всё лучшее у древнекиевской, которая была для нас посохом через столетия ига. Она не возродилась, а родилась на севере, в моих родных пределах. Вера в человека, в его лучший земной удел – не из последних заветов, доставшихся нам, не очень разумным. Но наше лучшее непобедимо.
– И ты, как писатель, этому следуешь?
– Мы с тобой, Вячеслав Вячеславович, воспевали дружбу народов? Так? А это и есть идеал. Тут один деятель в «ЛР» написал, что я любое блюдо могу приготовить на национальной кухне. А что, и могу, потому что знаю эту кухню, а знаю, потому что люблю, а люблю, потому что таким рождён, а рождён я по любви. Мне что, выпрыгивать из этого круга?! Для кого-то всё это помойка, а для кого и древний солярный знак.
– Но в результате, как ты говоришь, лучших побуждений вы развалили страну, угробили свои же идеалы? Разве не так?
– Были разрушены обветшавшие госструктуры, тупиковый уклад. Ну, не было перспективы… Спорь – не спорь, но факт… Лучше бы было, если бы ещё лет двадцать Чупринин в передовых «ЛГ» учил нас классовому подходу? А идеалы?.. Они – не ЦК КПСС. Недавно вот вологодские коммунисты решили восстановить памятник Сталину во дворе домика, где он жил в ссылке. Мэрия отказала. Я им говорю, помогу, если памятник не будет истуканом, божком, как раньше. Нужен новый, модерновый. «Как это?» – не понимают. «А так. Я вижу памятник в форме ракеты, где первой ступенью будет лик вождя – через тернии к звёздам!» Подумали, что шучу. Нисколько! Отсюда, в частности, из Вологды, Сталин осуществил народную мечту – Россия стала непобедимой, к ней никто не подступится, пока у нас есть атом, те же ракеты. Мы и сейчас летим по его орбите. Если и не консервативные коммунисты, то народ сам такой памятник поставит. У нас в селе водрузили на постаменте большой гранитный валун с табличкой: «В память о пребывании Иоанна Васильевича Грозного в 1554 году». Крестьяне сами додумались, не слушая никого. Понимаешь, они гордятся своей историей. Это главное. В штате Айова есть музей Н.С. Хрущёва на ферме у Рокуэлла Гарста. Никита Сергеевич нами правил одиннадцать лет, почти три нынешних президентских срока. А имеется подобный мемориал у нас? Нет, конечно. Вот потому-то фермеры Айовы и кормят Россию (треть от потребностей), а не мы их.
– Как ты, командуя в ЦК советской литературой, не разрушил тогда и Союз писателей, он тоже обветшал, а ты тем не менее до сих пор ходишь в сопредседателях СПР?
– Ты, Вячеслав, мне не клей!.. Дважды собирались «товаришшы», как обзывался Астафьев, чтобы решить, что делать с нашим творческим союзом. Я, пожалуй, был один, кто его защищал. Потом Михалков после 91-го года попросил меня поработать в МСПС. Изнутри стало виднее, что ошибался я тогда во мнении. Союз как организация изначально был заточен под «товаришшей». Никакие клобуки или камилавки ему не помогут, с ним мог сладить только «габардин по всей фигуре и велюр на голове». Исторически так устроено. «Переделкинская опупея» – последняя в истории СП. Сколько томов ещё выйдет, не знаю и читать уже не хочу.
– Говорят, у тебя на выходе новая книга. О чём она?
– Я тебе до этого передавал главу из предыдущей своей книги о Якутии, но ты старика не печатаешь в родной газете, где он девять лет пребывал со своею болью и со своим счастьем.
– Напечатали же в журнале «Мир Севера»…
– Ну, да, не в газете. А свежая книга в сентябре выходит, называется «Вологда и вологжане». В названии её и содержание, но не то, что у моего земляка Гиляровского. Прямо противоположное. У меня златые купола, лад городской жизни. А знаешь, откуда и почему? Потому что русская провинция умнее нас с тобой, политикой не занимается, не бузит, язык не распускает, не задумывается, как обустроить Россию и что читать, а рожает, работает, армию наполняет, себя худо-бедно содержит, на свои кровные выпивает по праздникам и всегда останется верной слугой трона, парткома и президента. Вот этот-то затхлый мирок, тёмное царство я и воспел, чтобы другим неповадно было мазать его крепкие врата дёгтем.
– Ну, тогда поздравляем тебя, Вадим Валериевич, с юбилеем! Многие тебе, литроссиянину в точном смысле слова, лета!
Беседовал Вячеслав ОГРЫЗКО
Фото Андрея КОШЕЛЕВА