Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №41. 08.10.2010

Некролог антифа

В по­след­нее вре­мя с но­вой си­лой во­зоб­но­ви­лись раз­го­во­ры о том, что на­ши тол­стые ли­те­ра­тур­ные жур­на­лы бес­по­лез­ны, а то и вред­ны, что пе­ча­та­ют­ся в них по боль­шей ча­с­ти при­бли­жён­ные к ре­дак­ци­ям гра­фо­ма­ны, про­ис­хо­дя­щее в со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ре в тол­стя­ках ни­как не ото­б­ра­жа­ет­ся... Спо­рить с эти­ми суж­де­ни­я­ми сей­час не бу­дем, да это и бес­по­лез­но, – кри­те­рии гра­фо­ма­нии оп­ре­де­лить не­воз­мож­но (у каж­до­го своё ви­де­ние ли­те­ра­ту­ры, свой вкус), со­гла­шать­ся или не со­гла­шать­ся с тем, что в жур­на­лах про­па­ган­ди­ру­ет­ся «иде­о­ло­гия на­ци­о­наль­но­го раз­ло­же­ния», как счи­та­ет, к при­ме­ру, глав­ный ре­дак­тор «Ли­те­ра­тур­ной учё­бы» Мак­сим Ла­в­рен­ть­ев («ЛР» от 16 ию­ля 2010 го­да), то­же не­воз­мож­но – в Рос­сии спо­рят об этом без­ре­зуль­тат­но уже лет две­с­ти. По­го­во­рим луч­ше об од­ной из пуб­ли­ка­ций в 9-м но­ме­ре жур­на­ла «Зна­мя» за этот год. А имен­но о по­ве­с­ти «Ис­ход» скрыв­ше­го­ся под псев­до­ни­мом Dj Stalingrad ав­то­ра.

К мо­мен­ту вы­хо­да в жур­на­ле по­весть бы­ла до­ступ­на чи­та­те­лям боль­ше го­да – её мож­но бы­ло оты­с­кать в Ин­тер­не­те, в не­ко­то­рых ма­га­зи­нах (на­при­мер, в мос­ков­ском «Фа­лан­сте­ре») ти­хо-мир­но ле­жа­ла, да и до сих пор ле­жит са­миз­да­тов­ская книж­ка; по­весть об­суж­дал на сай­тах не­боль­шой кру­жок лю­дей. Но лишь по­сле вы­хо­да в «Зна­ме­ни» об «Ис­хо­де» за­шу­ме­ло так на­зы­ва­е­мое ли­те­ра­тур­ное со­об­ще­ст­во.

Я по­зна­ко­мил­ся с по­ве­с­тью в книж­ной вер­сии (она тог­да ос­та­ви­ла ме­ня рав­но­душ­ным), пе­ре­чи­тал и в жур­на­ле, в ос­нов­ном из-за опуб­ли­ко­ван­ной там же дис­кус­сии, в ко­то­рой при­ня­ли уча­с­тие со­ци­о­лог Алек­сей Ле­вин­сон, пи­са­тель Алек­сандр Ка­ба­ков, пи­са­тель Алек­сей Цвет­ков, по­эт Еле­на Фа­най­ло­ва и док­тор пси­хо­ло­ги­че­с­ких на­ук Ма­ри­на Его­ро­ва. По­ка ос­мыс­лял про­чи­тан­ное, по­яви­лось не­сколь­ко ре­цен­зий и ста­тей об «Ис­хо­де», вы­ра­жа­ю­щих раз­ное, по­ляр­ное от­но­ше­ние. Не бу­ду ци­ти­ро­вать эти от­зы­вы, тем бо­лее что сам текст по­ве­с­ти и дис­кус­сия в жур­на­ле да­ют пре­до­ста­точ­но пи­щи для раз­го­во­ра.

В чём глав­ное до­сто­ин­ст­во «Ис­хо­да»? В том, что это жи­вой текст. А это ред­кость не толь­ко в тол­сто­жур­наль­ной, но и во­об­ще в на­шей се­го­дняш­ней ли­те­ра­ту­ре. Сви­де­тель­ст­вом то­му слу­жит тот факт, что по­весть не по­сту­пи­ла в ре­дак­цию обыч­ным пу­тём (при­шел ав­тор, при­нёс про­из­ве­де­ние), а бы­ла най­де­на, по сло­вам ав­то­ра пре­дис­ло­вия Сер­гея Чу­при­ни­на, «в слое ра­ди­каль­ной мо­ло­дёж­ной суб­куль­ту­ры». Зна­чит, по­треб­ность в та­ко­го ро­да (ди­на­мич­ных, о зло­бо­днев­ном) тек­с­тах у жур­наль­ных и из­да­тель­ских ра­бот­ни­ков име­ет­ся, но по­яв­ля­ют­ся и пре­бы­ва­ют та­кие тек­с­ты, как пра­ви­ло, вда­ли от ре­дак­ций жур­на­лов и из­да­тельств.

В об­щем-то, эту по­весть лег­ко мож­но пред­ста­вить из­дан­ной в «Уль­т­ра.Куль­ту­ре», но она, к со­жа­ле­нию, ка­ну­ла в Ле­ту. Еди­ни­цы или де­сят­ки лю­дей рас­ко­ше­ли­лись (на­вер­ня­ка не силь­но) на са­миз­да­тов­скую кни­жи­цу, а те­перь «Ис­ход» стал дей­ст­ви­тель­но до­сту­пен прак­ти­че­с­ки лю­бо­му чи­та­те­лю. И чем бы ни ру­ко­вод­ст­во­ва­лось «Зна­мя», пе­ча­тая уже всё-та­ки опуб­ли­ко­ван­ную по­весть, это боль­шой плюс жур­на­лу.

О чём она, соб­ст­вен­но?

О груп­пе пар­ней, ко­то­рые по­сто­ян­но де­рут­ся с дру­ги­ми пар­ня­ми. Опи­са­ния драк пе­ре­ме­жа­ют­ся рас­суж­де­ни­я­ми о со­ци­аль­ной не­спра­вед­ли­во­с­ти, по­пыт­ка­ми ос­мыс­лить глав­ным ге­ро­ем, пра­виль­на ли его жизнь, вы­ра­же­ни­ем то­с­ки, ко­то­рая при­хо­дит по­сле оче­ред­ной дра­ки, ча­с­то – по­сле дра­ки «не пой­ми с кем».

Хро­но­ло­ги­че­с­ко­го по­ряд­ка в по­ве­с­ти нет; ге­рой ока­зы­ва­ет­ся то в род­ной Моск­ве, то в Пи­те­ре, в Ря­за­ни, в Ниж­нем Нов­го­ро­де, то на Ук­ра­и­не, то в Бе­ло­рус­сии, то, ка­жет­ся, в Фин­лян­дии, то, су­дя по все­му, в Гре­ции. Сам ге­рой-по­ве­ст­во­ва­тель объ­яс­ня­ет в пер­вых же стро­ках: «Я рас­сла­бил­ся и про­сто за­пи­сы­ваю кар­тин­ки, од­ну за дру­гой, как они всплы­ва­ют в па­мя­ти»...

В Ин­тер­не­те и в вы­ступ­ле­ни­ях не­ко­то­рых уча­ст­ни­ков дис­кус­сии ска­за­но, что ав­тор – ак­ти­вист ан­ти­фа, гру­бо го­во­ря, крас­ный скин­хед. Но из по­ве­с­ти до­воль­но слож­но по­нять, что ге­рой и его то­ва­ри­щи – скин­хе­ды та­ко­го на­прав­ле­ния. Ука­зы­ва­ют на это не сов­сем по­нят­ные про­сто­му чи­та­те­лю де­та­ли – пар­ни но­сят крас­ные бо­тин­ки, их при­ни­ма­ет за сво­их юно­ша, у ко­то­ро­го на курт­ке зна­чок с древ­не­гре­че­с­ким шле­мом (эм­б­ле­ма ан­ти­фа), они схо­дят­ся в дра­ке с те­ми, кто кри­чит им: «Зиг хайль!» Но есть эпи­зо­ды, сби­ва­ю­щие чи­та­те­ля с тол­ку. К при­ме­ру, Ко­с­тя, один из со­рат­ни­ков ге­роя по­ве­с­ти, пла­ни­ру­ет: «Я ду­маю по­дать до­ку­мен­ты в кон­тракт­ные вой­ска, по­еду на Кав­каз, ва­лить чёр­ных». И с ним ни­кто не спо­рит... Сам ге­рой по­ве­с­ти (име­ни его чи­та­тель не уз­на­ёт) но­сит одол­жен­ную ве­т­ров­ку, на ко­то­рой ло­го­тип – «че­ты­ре бук­вы «D», сло­жен­ные сва­с­ти­кой». Или вот, ге­рой – «дво­еч­ник с по­след­ней пар­ты, ме­ня пре­зи­ра­ют од­но­класс­ни­ки, я бу­хаю и дро­чу» – меч­та­ет по­дой­ти к пра­виль­но­му, силь­но­му, здо­ро­во­му пар­ню и убить его, ото­мстить «за всех та­ких же, как я, при­дур­ков, за убо­гих, за боль­ных, за де­тей из се­мей бю­д­жет­ни­ков, за ту­пых, ин­фан­тиль­ных, за всех не­удач­ни­ков». Же­ла­ние, в об­щем-то, по­нят­ное, но слож­но пред­ста­вить ак­ти­ви­с­та оп­ре­де­лён­ной ор­га­ни­за­ции, та­ким об­ра­зом пи­шу­ще­го о де­я­тель­но­с­ти и иде­а­лах этой ор­га­ни­за­ции.

 

И здесь воз­ни­ка­ют во­про­сы. «Ис­ход» – или рас­сказ о ра­зо­ча­ро­ва­нии в том, чем за­ни­ма­ет­ся ге­рой-ав­тор (ес­ли до­пу­с­тить, что это до­ку­мен­таль­ное про­из­ве­де­ние), или не­кая прит­ча о на­си­лии как та­ко­вом (та­кую точ­ку зре­ния вы­ра­жа­ет со­ци­о­лог Алек­сей Ле­вин­сон), или же ими­та­ция ис­по­ве­ди ак­ти­ви­с­та ан­ти­фа, где эта ор­га­ни­за­ция пред­ста­ёт в очень не­при­гляд­ном ви­де.

 

Крас­ные ски­ны в «Ис­хо­де» по­сто­ян­но бу­ха­ют, не­ко­то­рые ши­ря­ют­ся, де­рут­ся не толь­ко с не­по­сред­ст­вен­ны­ми вра­га­ми – на­ци-ски­на­ми, но и с пер­вы­ми по­пав­ши­ми­ся на пу­ти людь­ми. «Не­дав­но мы шли по ули­це ку­да-то, у ка­фе сто­я­ла ка­кая-то мо­ло­дёжь, мы про­шли ми­мо и ус­лы­ша­ли, что они что-то кри­чат нам вслед. Мы раз­вер­ну­лись и на­ча­ли их из­би­вать».

По­весть за­ни­ма­ет трид­цать жур­наль­ных стра­ниц. В сред­нем на каж­дой опи­са­ны или упо­мя­ну­ты две-три дра­ки. По­нят­но, что это кон­цен­т­ра­ция, но всё же по­ве­рить в та­кое их оби­лие слож­но. По край­ней ме­ре вы­зы­ва­ет удив­ле­ние, как же ге­рой и боль­шин­ст­во его то­ва­ри­щей на мо­мент на­пи­са­ния повести жи­вы и от­но­си­тель­но бо­е­спо­соб­ны. «Не­сколь­ко раз по­лу­чаю бу­тыл­кой по го­ло­ве»; «он силь­но про­ды­ря­вил мне за­пя­с­тье, хле­щет кровь»; «мне рас­кро­и­ли за­ты­лок но­жом в эле­к­т­рич­ке, и ис­ты­ка­ли всё те­ло»; «он чем-то по­ре­зал мне гор­ло, на шее рас­тя­ну­лась длин­ная не­глу­бо­кая ра­на», «час на­зад у ме­т­ро силь­но по­ре­за­ли од­но­го на­ше­го дру­га, ещё не яс­но, вы­жи­вет он или нет», «на­ча­лась бой­ня, в ход по­ш­ло всё – пи­с­то­ле­ты, газ, но­жи, строй­ма­те­ри­а­лы, ме­тал­ли­че­с­кие за­граж­де­ния, ча­с­ти эс­ка­ла­то­ров», «кровь по­ли­лась ре­кой», «вся го­ло­ва, одеж­да, ли­цо в кро­ви»...

Куль­ми­на­ци­ей по­ве­с­ти ста­но­вит­ся сце­на Рож­де­ст­вен­ско­го пра­зд­ни­ка, на ко­то­рый ге­роя при­гла­си­ли зна­ко­мые хип­пи. Ту­да же при­хо­дят его со­рат­ни­ки, и один из них, Ко­ля, «силь­но пья­ный», на­чи­на­ет бу­ше­вать. «...дверь в зал рас­пах­ну­лась, и, раз­ру­шая де­ко­ра­ции, на­сту­пая на го­ло­вы ак­тё­ров и де­тей, в по­ме­ще­ние вы­ва­лил­ся Ко­ля. Од­ной ру­кой он дер­жал за ко­с­мы здо­ро­во­го хип­пи в одеж­де пер­сид­ско­го ца­ря, дру­гой он из­би­вал его на­от­машь. Тот не­уме­ло со­про­тив­лял­ся и, в кон­це кон­цов, упал на зри­те­лей, по­ва­лив ос­тат­ки де­ко­ра­ций, вме­с­те с ним ту­да же по­ва­лил­ся и сто­ки­ло­грам­мо­вый Ко­ля».

Ге­рой ус­по­ка­и­ва­ет Ко­лю, но де­ла­ет это «ав­то­ма­ти­че­с­ки», а за­тем уез­жа­ет до­мой.

«Эта сце­на на­дол­го за­се­ла в мо­ей па­мя­ти. Хо­ро­шо, они ни­ка­ко­го ре­бён­ка не за­да­ви­ли. А упа­ло во мне что-то в тот мо­мент от то­с­ки, ко­неч­но же. По­то­му что во всём этом, в каж­дом уда­ре Ко­ли­ной ру­ки, бы­ла не­из­беж­ность, фа­таль­ность, пред­ска­зу­е­мость. Это долж­но бы­ло слу­чить­ся, я ожи­дал это­го в ду­ше – и вот оно, пе­ред мо­и­ми гла­за­ми. Гос­подь ска­зал мне – всё, хва­тит. Это бы­ло так же ди­ко и не­от­вра­ти­мо, как все на­ши дей­ст­вия за по­след­ние го­ды».

На ра­зо­ча­ро­ва­ние на­кла­ды­ва­ет­ся то, что из-за дей­ст­ви­й бой­цов «вы­со­кие чи­ны за­вол­но­ва­лись не на шут­ку», и ге­рой с не­сколь­ки­ми дру­зь­я­ми уез­жа­ют в Гре­цию, где, впро­чем, про­дол­жа­ют за­ни­мать­ся тем же. Хо­тя ге­рою не хва­та­ет же­с­то­ко­с­ти:

«Чёр­ная тол­па в не­сколь­ко ты­сяч че­ло­век пол­зёт ги­гант­ской зме­ёй че­рез юж­ный ту­ри­с­ти­че­с­кий го­род, ру­шит бан­ки, ма­га­зи­ны, под­жи­га­ет ма­ши­ны, плю­ёт­ся кам­ня­ми и бу­тыл­ка­ми с за­жи­га­тель­ной сме­сью, жрёт, жрёт, жрёт. Мен­тов здесь очень ма­ло, не­сколь­ко от­ря­дов по де­сять че­ло­век, они жмут­ся по сте­нам, при­кры­ва­ясь щи­та­ми, в них ле­тит всё, что по­па­да­ет­ся в ты­ся­чи рук. <...>

Я жду сво­е­го мо­мен­та. На ли­це по­вя­за­на фут­бол­ка, в ру­ке – мас­сив­ный ку­сок дре­ве­си­ны, нож­ка боль­шо­го крес­ла из раз­гром­лен­но­го ре­с­то­ра­на. Я жду, мне ну­жен мент, все­го лишь один. Я жду, ког­да тол­па на­ко­нец ри­нет­ся на этих убо­гих и про­сто рас­тер­за­ет их. Это бу­дет по­бе­да все­го свя­то­го, я вспом­ню всё.

Ни­че­го не про­ис­хо­дит. Это как ог­ром­ная иг­ра в снеж­ки: с од­ной сто­ро­ны кам­ни и кок­тей­ли Мо­ло­то­ва, с дру­гой – ра­ке­ты и гра­на­ты со сле­зо­то­чи­вым га­зом. <...> Ни сей­час, ни за­в­т­ра ни один мент се­рь­ёз­но не по­ст­ра­да­ет. Я ис­пы­ты­ваю ра­зо­ча­ро­ва­ние от иг­ры».

Ин­те­рес­но, что в Рос­сии ге­рой не жаж­дал мен­тов­ской кро­ви, то есть жаж­дал, но чи­с­то те­о­ре­ти­че­с­ки. На де­ле же ча­ще все­го до­го­ва­ри­вал­ся, что­бы от­пу­с­ти­ли за­дер­жан­ных то­ва­ри­щей, про­сил вы­звать «ско­рую»; слу­ча­лись стыч­ки с ми­ли­ци­о­не­ра­ми, но без при­чи­не­ния им се­рь­ёз­ных стра­да­ний...

Ми­ро­воз­зре­ние ге­роя бо­лее чем не­о­пре­де­лён­но. То он жа­ле­ет чуть бы­ло не по­гиб­шую мо­ло­дёжь: «...вче­ра в Пи­те­ре мра­зи за­ло­жи­ли на ог­ром­ном кон­цер­те бом­бу с гвоз­дя­ми, она чу­дом не взо­рва­лась. Там бы­ло боль­ше ше­с­ти­сот че­ло­век, сум­ка со взрыв­чат­кой бы­ла в са­мой дав­ке. Все эти де­воч­ки, маль­чи­ки... очень пло­хо». То (не раз) шлёт ей про­кля­тья и хо­чет её ги­бе­ли: «Не­на­ви­жу всех этих лю­дей, всё это по­ко­ле­ние <…>. Все, кто вы­рос в де­вя­но­с­тые. Во­ню­чие му­да­ки. Блять, в печь этих ско­тов, в Ос­вен­цим, ни­ко­го не жал­ко, всё по­ко­ле­ние, всех, ко­му от двад­ца­ти до двад­ца­ти пя­ти, мож­но и ме­ня за ком­па­нию, лад­но. Жад­ные, ту­пые, же­с­то­кие, бес­по­мощ­ные, ци­нич­ные, трус­ли­вые – на­де­юсь, Тре­тья ми­ро­вая вой­на со­трёт су­чье пле­мя с ли­ца зем­ли».

 

Ко­неч­но, в ху­до­же­ст­вен­ном про­из­ве­де­нии та­кие пе­ре­па­ды толь­ко при­вет­ст­ву­ют­ся, они поз­во­ля­ют со­зда­вать так на­зы­ва­е­мые слож­ные ха­рак­те­ры. Но «Ис­ход» – да­же ни­че­го не зная о его ав­то­ре (или, точ­нее, о воз­мож­ном ав­то­ре) – всё же про­из­ве­де­ние не про­сто ху­до­же­ст­вен­ное.

 

Тут во­лей-не­во­лей вспом­нишь ста­тью Ле­ни­на о пар­тий­ной ли­те­ра­ту­ре, ко­то­рой пич­ка­ли всех со­вет­ских школь­ни­ков. Во мне, по­мню, ле­нин­ское ут­верж­де­ние – «ли­те­ра­ту­ра долж­на стать пар­тий­ной» – вы­зва­ло стой­кий про­тест, и толь­ко мно­го поз­же, пе­ре­чи­тав эту ста­тью, я по­нял, что речь там идёт не обо всей ли­те­ра­ту­ре, и не од­на пар­тия в ней име­ет­ся в ви­ду...

Се­го­дня про­из­ве­де­ния пар­тий­ной ли­те­ра­ту­ры край­не ред­ки, но они есть. И так как пар­тий (не толь­ко про­шед­ших где-то там ре­ги­с­т­ра­цию, но и «вне­си­с­тем­ных», и да­же не впол­не сфор­ми­ро­вав­ших­ся, эта­ких «воль­ных со­ю­зов») у нас мно­же­ст­во, то и пар­тий­ность в них раз­ная. Цель од­на – вы­ра­зить в ху­до­же­ст­вен­ной фор­ме иде­а­лы пар­тии, по­ка­зать пар­тий­цев жи­вы­ми людь­ми. Ча­ще все­го к это­му ме­то­ду при­бе­га­ют сов­сем мо­ло­дые лю­ди, для ко­то­рых иде­а­лы дей­ст­ви­тель­но име­ют цен­ность, а со­рат­ни­ки вы­зы­ва­ют вос­хи­ще­ние. Но их тек­с­ты в по­дав­ля­ю­щем боль­шин­ст­ве ос­та­ют­ся ма­ло ко­му из­ве­ст­ны­ми ру­ко­пи­ся­ми или ин­тер­нет-пуб­ли­ка­ци­я­ми, так как ху­до­же­ст­вен­ная со­став­ля­ю­щая очень сла­ба.

 

На­и­бо­лее удач­ные при­ме­ры пар­тий­ной ли­те­ра­ту­ры но­вей­ше­го вре­ме­ни – ро­ма­ны «Ски­ны. Русь про­буж­да­ет­ся» Дми­т­рия Не­сте­ро­ва и «Сань­кя» За­ха­ра При­ле­пи­на. Кни­ги силь­ные, глав­ные ге­рои – лю­ди со слож­ны­ми ха­рак­те­ра­ми, не кар­тон­ные, ав­то­ры не все­гда оп­рав­ды­ва­ют их по­ступ­ки, но в це­лом оба ро­ма­на вы­зы­ва­ют со­чув­ст­вие к иде­а­лам ге­ро­ев.

 

«Ис­ход» же, на­пи­сан­ный вро­де бы в том же клю­че, для то­го же, вы­зы­ва­ет об­рат­ную ре­ак­цию. Он слов­но со­здан для то­го, что­бы один из уча­ст­ни­ков его об­суж­де­ния на стра­ни­цах «Зна­ме­ни», Алек­сандр Ка­ба­ков, мог за­явить:

«На­ст­ро­е­ния этих мо­ло­дых лю­дей (пер­со­на­жей «Ис­хо­да». – Р.С.), их спо­соб су­ще­ст­во­ва­ния, не­спо­соб­ность к на­сто­я­щей ор­га­ни­за­ции и про­па­ган­де де­ла­ют яв­ле­ние ско­рее пси­хи­а­т­ри­че­с­ким, чем со­ци­аль­ным. Соб­ст­вен­но, и сам ав­тор скло­нен к та­ко­му взгля­ду, он и сам пи­шет, что не о со­ци­аль­ном про­те­с­те идёт речь, а о поч­ти фи­зи­о­ло­ги­че­с­кой не­со­вме­с­ти­мо­с­ти не­ко­то­рых лю­дей с лю­бым об­ще­ст­вом, в ко­то­ром все­гда не­кра­си­вый не ра­вен кра­си­во­му, боль­ной – здо­ро­во­му, глу­пый – ум­но­му...»

Чи­тая «Ис­ход» в «Зна­ме­ни», я не мог от­де­лать­ся от ощу­ще­ния, что пи­сал его не ак­ти­вист ан­ти­фа, а, в луч­шем слу­чае, при­ятель од­но­го из чле­нов это­го дви­же­ния или, ско­рее все­го, во­все по­сто­рон­ний, мо­жет быть, уже и да­ле­ко не юный че­ло­век. По­весть, осо­бен­но пер­вые стра­ни­цы, на­пи­са­на впол­не тра­ди­ци­он­ным язы­ком, поч­ти без слен­га, без тех де­та­лей, ко­то­рые мо­гут знать лишь чле­ны ор­га­ни­за­ции. В об­щем-то, лю­бой че­ло­век, по­ры­с­кав в Ин­тер­не­те, мо­жет най­ти то, что на­пи­са­но в «Ис­хо­де», сдо­б­рить текст ма­тер­ны­ми сло­ва­ми (ча­ще все­го со­вер­шен­но лиш­ни­ми), что­бы бы­ло по­хо­же на суб­куль­тур­ность, и рас­ста­вить нуж­ные ему, ав­то­ру, ак­цен­ты.

Впро­чем, ав­то­ром впол­не мо­жет быть и двад­ца­ти­лет­ний скин-ан­ти­фа­шист. И пи­шет он так тра­ди­ци­он­но, об­ще­упо­тре­би­тель­ны­ми сло­ва­ми, что­бы нам, ней­т­раль­ным (по оп­ре­де­ле­нию Алек­сея Цвет­ко­ва), бы­ло по­нят­но. На­при­мер, не «че­лы в ко­су­хах», а – «лю­ди в ко­жа­ных ро­кер­ских курт­ках». Но в чём за­клю­ча­ет­ся смысл «Ис­хо­да»?

Вот Алек­сей Цвет­ков уве­рен:

«Это на­пи­са­но «не­ин­те­рес­но» с точ­ки зре­ния лю­дей с тон­ким фи­ло­ло­ги­че­с­ким слу­хом к ал­ли­те­ра­ции и рит­му, «ма­ло­гра­мот­но» с точ­ки зре­ния всех, про­сто снос­но учив­ших­ся в шко­ле, «не­ве­же­ст­вен­но» с по­зи­ции лю­бых ин­тел­лек­ту­а­лов, и это очень по­лез­ный и по­зна­ва­тель­ный текст с мо­ей точ­ки зре­ния. По­то­му что его глав­ное со­об­ще­ние – умей­те ис­поль­зо­вать свою бес­цен­ную не­на­висть, не дай­те убе­дить се­бя, что мир в выс­шем смыс­ле спра­вед­лив, а ес­ли и не очень спра­вед­лив, то вы точ­но не тот че­ло­век, ко­то­рый бу­дет это ме­нять. Вы имен­но тот! Хва­тит ве­рить в ре­ин­кар­на­цию. Ес­ли у вас нет ни­че­го, кро­ме соб­ст­вен­ной жиз­ни, про­жи­ви­те её так, что­бы вам са­мо­му бы­ло страш­но сле­дить за со­бой».

Нет, «Ис­ход» на­пи­сан ин­те­рес­но – это од­но из не­мно­гих тол­сто­жур­наль­ных про­из­ве­де­ний, ко­то­рое я про­чи­тал (а с учё­том чте­ния книж­ки с пол­го­да на­зад – пе­ре­чи­тал) с ув­ле­че­ни­ем, не от­ры­ва­ясь. Но вот то­го «со­об­ще­ния», о ко­то­ром го­во­рит Цвет­ков, я в этой по­ве­с­ти не уви­дел. Ско­рее, на­обо­рот, ав­тор по­ка­зы­ва­ет, ка­кое это не­хо­ро­шее и бес­по­лез­ное (опас­ность в дан­ном слу­чае не столь уж и важ­на) за­ня­тие – драть­ся и ре­зать друг дру­га. А из-за че­го де­рут­ся и ре­жут – не ска­за­но ни сло­ва.

И впол­не спра­вед­ли­во Алек­сандр Ка­ба­ков на­зы­ва­ет ге­ро­ев «Ис­хо­да» «мар­ги­наль­ной шпа­ной», оп­ре­де­ля­ет пуб­ли­ка­цию в «Зна­ме­ни» как «не сов­сем це­ле­со­об­раз­ную» и, бу­ду­чи твор­цом бур­жу­аз­ных про­из­ве­де­ний, пе­ча­лит­ся:

«Ни­как не сбы­ва­ет­ся дав­няя меч­та о до­б­ро­воль­ной со сто­ро­ны ре­дак­то­ров ин­фор­ма­ци­он­ной бло­ка­де тер­ро­ри­с­тов, на­ци­о­на­ли­с­тов и про­чих (как бы они се­бя ни на­зы­ва­ли, хо­тя бы и «ан­ти­фа­ши­с­та­ми») по­тен­ци­аль­ных па­ла­чей той са­мой ли­бе­раль­ной прес­сы, в ко­то­рой ни­как не сра­ба­ты­ва­ет ин­стинкт са­мо­со­хра­не­ния. Меж­ду тем, Юрий Ва­лен­ти­но­вич Три­фо­нов ещё трид­цать с лиш­ним лет на­зад пи­сал, что ес­ли ли­шить со­вре­мен­ный тер­ро­ризм те­ле­ви­зи­он­ной и про­чей ме­дий­ной рек­ла­мы, то он по­те­ря­ет смысл и увя­нет. То же са­мое спра­вед­ли­во по от­но­ше­нию к лю­бым ра­ди­каль­ным – а в на­ше ме­дий­ное вре­мя по от­но­ше­нию во­об­ще к лю­бым – дей­ст­ви­ям. Нет рек­ла­мы – нет яв­ле­ния».

По­след­ние два пред­ло­же­ния очень слож­но ос­мыс­лить, тем бо­лее ког­да это го­во­рит че­ло­век, счи­та­ю­щий се­бя пи­са­те­лем, а в це­лом его мысль, под­креп­лён­ная ссыл­кой на Три­фо­но­ва, мно­гим на­вер­ня­ка близ­ка.

Как-то Ал­ла Ла­ты­ни­на на­зва­ла ре­во­лю­ци­он­ность ге­роя при­ле­пин­ско­го ро­ма­на «Сань­кя» де­биль­ной. С точ­ки зре­ния глу­бо­ких ана­ли­ти­ков и про­фес­си­о­наль­ных му­д­ре­цов, мо­жет быть, она дей­ст­ви­тель­но де­биль­на. Но та­кая ре­во­лю­ци­он­ность жи­вёт в не­ма­лой ча­с­ти рос­сий­ской мо­ло­дё­жи, да и лю­дей по­стар­ше. Они за­ды­ха­ют­ся в ны­неш­ней ат­мо­сфе­ре, они го­то­вы к дей­ст­вию. Не­зна­чи­тель­ный вро­де бы тол­чок мо­жет вы­бро­сить эти мас­сы на ули­цу... Ок­тябрь­ская ре­во­лю­ция вы­зре­ва­ла сто­ле­тия и про­рва­лась, как ог­ром­ный гной­ник. И ста­ло не­важ­но, де­биль­ная ли ре­во­лю­ци­он­ность по­гло­ти­ла стра­ну или ка­кая-то иная.

Не­что по­доб­ное Ок­тя­б­рю, де­лай ему рек­ла­му или не де­лай, впол­не мо­жет по­вто­рить­ся. Впол­не воз­мож­ны и эт­ни­че­с­кие вой­ны, – бла­го­да­ря по­ли­ти­ке по при­вле­че­нию де­шё­вой ра­бо­чей си­лы чис­ло так на­зы­ва­е­мых на­ци-ски­нов бу­дет рас­ти. Те­о­ри­ей они не ог­ра­ни­чат­ся. Их бу­дут ло­вить, су­дить и са­жать. Но это вряд ли из­ме­нит си­ту­а­цию. «Де­шё­вая ра­бо­чая си­ла» на­вер­ня­ка со­здаст свои от­ря­ды обо­ро­ны. И мы бу­дем на­блю­дать вжи­вую сце­ны из филь­ма «Бри­то­го­ло­вые». Впро­чем, в том ав­ст­ра­лий­ском филь­ме ски­нов че­ло­век де­сять, а в жиз­ни их мо­гут быть ты­ся­чи. Поч­ва для их раз­мно­же­ния бо­лее чем бла­го­при­ят­ная.

Ан­ти­фа – ма­лень­кая груп­па от­ча­ян­ных ре­бят. Этой груп­пе сим­па­ти­зи­ру­ют те, кто по­мнит об ин­тер­на­ци­о­на­лиз­ме и про­чих дав­но по­хо­ро­нен­ных ве­щах. В об­ще­ст­ве ещё со­хра­ня­ет­ся миф, что эти пар­ни на де­ле про­ти­во­сто­ят ко­рич­не­вой уг­ро­зе. По­весть «Ис­ход» этот миф раз­ве­и­ва­ет. Это в пол­ном смыс­ле слова не­кро­лог. Прав­да, ос­та­ёт­ся во­прос: не фаль­ши­вый ли он?


Роман СЕНЧИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования