Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №41. 08.10.2010

Тут жалости мало

Иван АКУЛОВ
Иван АКУЛОВ

 Для ме­ня за­гад­ка, по­че­му Ива­на Аку­ло­ва ли­те­ра­тур­ное на­чаль­ст­во все­гда дер­жа­ло на за­двор­ках. Смо­т­ри­те: он ни ра­зу не был упо­мя­нут в де­вя­ти­том­ной  «Крат­кой ли­те­ра­тур­ной эн­цик­ло­пе­дии». Поч­вен­ни­ки ут­верж­да­ли, буд­то ли­бе­ра­лы не смог­ли про­стить пи­са­те­лю его взгля­ды на рус­скую де­рев­ню и то, как он за­щи­щал ин­те­ре­сы рус­ской пар­тии в Гос­ко­миз­да­те. Но, с дру­гой сто­ро­ны, что сде­ла­ли ох­ра­ни­те­ли по уве­ко­ве­че­нию па­мя­ти сво­е­го со­рат­ни­ка? Да прак­ти­че­с­ки ни­че­го. Это же факт, что по­сле раз­ва­ла Со­вет­ско­го Со­ю­за Аку­ло­ва из­да­те­ли фак­ти­че­с­ки за­бы­ли. Толь­ко по­че­му: по­то­му что его кни­ги ус­та­ре­ли или кто-то до сих пор про­дол­жа­ет сво­дить с мёрт­вым пи­са­те­лем ка­кие-то счё­ты?

Иван Ива­но­вич Аку­лов ро­дил­ся 7 сен­тя­б­ря 1922 го­да на Ура­ле в де­рев­не Уру­со­во, ко­то­рая по­том во­шла в со­став Сверд­лов­ской об­ла­с­ти. Его отец – Иван Гри­го­рь­е­вич стро­ил мос­ты. Мать – На­та­лья Фи­лип­пов­на за­ни­ма­лась в ос­нов­ном до­маш­ним хо­зяй­ст­вом. Кро­ме Ива­на, в се­мье вос­пи­ты­ва­лись стар­ший брат Фе­о­фил и се­с­т­ра На­стя.

Пе­ред вой­ной Аку­лов по­сту­пил в Ир­бит­ский сель­хоз­тех­ни­кум. Но на тре­ть­ем кур­се его взя­ли в ар­мию и от­пра­ви­ли на ус­ко­рен­ные кур­сы в Там­бов­ское пе­хот­ное учи­ли­ще. А по­том бы­ли фронт и два ра­не­ния. По­бе­ду Аку­лов встре­тил май­о­ром в Кё­ниг­сбер­ге.

По­сле вой­ны ар­мей­ское на­чаль­ст­во со­би­ра­лось на­пра­вить Аку­ло­ва в во­ен­ную ака­де­мию. Но он пред­по­чёл вер­нуть­ся на Урал и по­сту­пить на фил­фак Сверд­лов­ско­го пе­дин­сти­ту­та. По­лу­чив в 1950 го­ду дип­лом, быв­ший фрон­то­вик по рас­пре­де­ле­нию по­пал в обыч­ную сель­скую шко­лу. Поз­же он пе­ре­шёл в га­зе­ту «Ураль­ский ра­бо­чий», а в 1966 го­ду стал глав­ным ре­дак­то­ром жур­на­ла «Ураль­ский сле­до­пыт».

Пер­вую по­весть «Дву­мя до­ро­га­ми» Аку­лов из­дал в Сверд­лов­ске в 1958 го­ду. Свой долг он ви­дел в том, что­бы до­не­с­ти прав­ду о де­рев­не. «На при­ме­ре Уру­со­вой, – го­во­рил по­том пи­са­тель, – я хо­тел по­ка­зать, как тяж­ко пе­ре­жи­ва­ла де­рев­ня труд­ное по­сле­во­ен­ное де­ся­ти­ле­тие». Он со­чи­нил ро­ман «В веч­ном дол­гу». В нём, по при­зна­нию Аку­ло­ва, шёл «не­умол­ка­е­мый спор о се­во­обо­ро­тах и се­ме­нах, о зя­би и тру­дод­нях», хо­тя это был «все­го лишь ис­ход­ный ма­те­ри­ал для со­зда­ния и столк­но­ве­ния че­ло­ве­че­с­ких ха­рак­те­ров». Лю­бая де­ре­вень­ка, ду­мал пи­са­тель, ру­би­лась му­жи­ка­ми по за­ко­нам зем­ли и вре­ме­ни.

Но пер­вые ве­щи Аку­ло­ва ни­ко­го не про­ня­ли. Где-то, как счи­тал фрон­то­вик Вик­тор Ас­та­фь­ев, пи­са­тель не до­тя­нул. В сен­тя­б­ре 1966 го­да он при­знал­ся кри­ти­ку Алек­сан­д­ру Ма­ка­ро­ву: «Я чи­тал ро­ман Ива­на Аку­ло­ва «В веч­ном дол­гу», на­пе­ча­тан­ный в пер­вых но­ме­рах «Ура­ла». Опять кол­хо­зы, опять го­ре, го­лод, не­спра­вед­ли­во­с­ти и про­чее. Язык хо­ро­ший, до­б­рый, но… Но лет бы пят­над­цать рань­ше ему по­явить­ся! А те­перь это за­поз­да­лый ро­ман, и ти­хо, ти­хо он по­гру­зит­ся на биб­ли­о­теч­ные пол­ки, по­вз­ды­ха­ет там и ус­по­ко­ит­ся в пы­ли вре­ме­ни».

Поз­же Аку­лов об­ра­тил­ся к сво­им фрон­то­вым впе­чат­ле­ни­ям и на­пи­сал ро­ман «Кре­ще­ние». Как счи­тал друг пи­са­те­ля Иван Шев­цов, эта кни­га «вы­де­ля­ет­ся той не­под­куп­ной объ­ек­тив­ной прав­дой, в ко­то­рой, как в мо­но­ли­те, со­еди­не­но тра­ги­че­с­кое и ге­ро­и­че­с­кое. Та­кое мог со­здать толь­ко ода­рён­ный ху­дож­ник сло­ва, лич­но про­шед­ший че­рез шквал ог­ня и ме­тал­ла, че­рез ок­роп­лён­ные кро­вью мо­роз­ные сне­га, не од­наж­ды ви­дев­ший смерть в ли­цо. Зна­чи­мость и си­лу ро­ма­ну «Кре­ще­ние» при­да­ёт не толь­ко со­бы­тий­ная прав­да, но и клас­си­че­с­кая ху­до­же­ст­вен­ность, бо­гат­ст­во рус­ско­го на­род­но­го язы­ка, объ­ём­ность и раз­но­об­ра­зие со­здан­ных ха­рак­те­ров и об­ра­зов». К сло­ву, в 1980 го­ду пи­са­тель за ро­ман «Кре­ще­ние» был удо­с­то­ен Го­су­дар­ст­вен­ной пре­мии Рос­сии име­ни А.М. Горь­ко­го.

Ещё в 1970 го­ду Ни­ко­лай Сви­ри­дов при­гла­сил Аку­ло­ва в Моск­ву на ра­бо­ту в Гос­ко­миз­дат Рос­сии. На не­го воз­ло­жи­ли кон­троль за со­вре­мен­ной ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­рой. Дру­зья по­мог­ли пи­са­те­лю ку­пить да­чу в по­сёл­ке Сем­хоз близ Сер­ги­е­ва По­са­да. Как ут­верж­дал Шев­цов, в Сем­хо­зе Аку­лов «сра­зу влил­ся в ли­те­ра­тур­ный па­т­ри­о­ти­че­с­кий от­ряд «Ра­до­неж­цы». В этот от­ряд вхо­ди­ли Вла­ди­мир Фир­сов, Ва­лен­тин Со­ро­кин, Игорь Гоб­зев, Иван Шев­цов, дру­гие пи­са­те­ли. Но глав­ная бе­да «сем­хо­зов­цев» ока­за­лась в том, что все про­бле­мы они сни­ма­ли в ос­нов­ном вод­кой. Иван Дроз­дов вспо­ми­нал: «Боль­ше ста­ли пить и Фир­сов, и Чам­ла­ев, и Кам­бу­лов. Пил и Со­ро­кин. Поз­же у не­го на за­дах по­се­лит­ся Иван Аку­лов – зем­ляк Со­ро­ки­на, ура­лец. Этот се­рь­ёз­ный про­за­ик – один из са­мых зна­чи­тель­ных ураль­ских пи­са­те­лей – в по­след­нее вре­мя пил осо­бен­но мно­го и упор­но. Вод­ка ра­но све­дёт его в мо­ги­лу, но тог­да, по­се­лив­шись у нас, он не да­вал «про­сы­хать» и Со­ро­ки­ну, ли­шая его и без то­го ред­ких ча­сов твор­че­ст­ва».

В Гос­ко­миз­да­те Рос­сии Аку­лов го­рой сто­ял за пи­са­те­лей-де­ре­вен­щи­ков. Но те от­пла­ти­ли ему чёр­ной не­бла­го­дар­но­с­тью. Они мол­ча­ли­во со­гла­си­лись с тем, что­бы пи­са­те­ля сде­лать край­ним за скан­да­лы, вспых­нув­шие в кон­це 1970-х го­дов по­сле об­ра­ще­ния се­мьи Шо­ло­хо­вых в ЦК пар­тии во­круг из­да­тель­ст­ва «Со­вре­мен­ник». Аку­лов это вос­при­нял как пре­да­тель­ст­во и ушёл в дли­тель­ный за­пой.

Глав­ной кни­гой пи­са­те­ля стал ро­ман «Ка­сь­ян Ос­туд­ный», об­ра­щён­ный к ка­ну­ну кол­лек­ти­ви­за­ции на Ура­ле. Про­чи­тав его ещё в ру­ко­пи­си, Ас­та­фь­ев в де­ка­б­ре 1977 го­да при­слал ав­то­ру раз­вёр­ну­тое пись­мо. Он от­ме­чал: «Ни­че­го я че­ст­нее, му­же­ст­вен­ней и та­лант­ли­вей не чи­тал в на­шей ли­те­ра­ту­ре о на­шей го­ре­мыч­ной де­рев­не. Да­же та­кие кни­ги, как «Пряс­ли­ны», «На Ир­ты­ше» и «Ко­мис­сия» За­лы­ги­на всё-та­ки на­пи­са­ны «де­ре­вен­ски­ми гос­тя­ми». Толь­ко че­рез се­бя про­пу­с­тив­ши на­шу де­рев­ню, со всем её гов­ном, свя­то­с­тью, свин­ст­вом и ве­ли­чи­ем, воз­мож­но бы­ло на­пи­сать о ней так глу­бо­ко, с та­ким про­ник­но­вен­ным стра­да­ни­ем, как это сде­лал ты. Всё же твоё пре­иму­ще­ст­во в воз­ра­с­те ска­за­лось – не­сколь­ко лет ра­бо­ты на зем­ле, ис­тин­ной, взрос­лой, за­ме­ня­ют всю па­мять и ин­ту­и­цию, ка­кая, на­при­мер, да­де­на мне. До­б­ро ещё, что я не взял­ся пи­сать о де­рев­не кря­ду, а на­пи­сал лишь то, что вы­хва­ти­ла па­мять. Ду­маю, воз­ра­с­та не хва­та­ет и бе­ло­вским «Ка­ну­нам» – со­вер­шен­но схо­жим с тво­ею кни­гой по ма­те­ри­а­лу, вре­ме­ни и ге­ро­ям. У ме­ня к этой тво­ей кни­ге хо­ро­шее чув­ст­во и от­но­ше­ние. По­сле про­чте­ния тво­е­го ро­ма­на не­зре­лость «Ка­ну­нов» сде­ла­лась со­вер­шен­но оче­вид­ной. Тем под­лее на фо­не этой и осо­бен­но тво­ей то дей­ст­во, ка­кое со­тво­рил Шо­ло­хов в «Под­ня­той це­ли­не» или Мо­жа­ев в «Му­жи­ках и ба­бах» (пер­вая кни­га). Из та­кой-то слож­но­с­ти, из го­ря горь­ко­го и тре­вож­но­го вре­ме­ни они со­ст­ря­па­ли опе­рет­ку на де­ре­вен­скую те­му, ко­то­рую Мо­жа­ев, к при­ме­ру, зна­ет по цэ­дэ­э­лов­ско­му трё­пу и ред­ким на­ез­дам к ма­те­ри на чёр­ной «Вол­ге» в ка­че­ст­ве пи­са­те­ля-гос­тя. А Шо­ло­хов так ис­пу­гал­ся са­мо­го се­бя по­сле «Ти­хо­го До­на», что пу­с­тил­ся в раз­но­пляс с са­мим со­бою. Он – са­мая тра­ги­че­с­кая фи­гу­ра в на­шей за­вшив­лен­ной ли­те­ра­ту­ре. Эдак-то и я её знаю, де­рев­ню-ма­туш­ку. Эдак-то и мне на­род жал­ко. Тут жа­ло­с­ти ма­ло, тут ум и зна­ния тре­бу­ют­ся, да ещё трез­вая го­ло­ва. На­шим в «На­шем со­вре­мен­ни­ке» я вы­ска­жу своё мне­ние, и осо­бый раз­го­вор у ме­ня бу­дет с мо­им дру­гом, Ев­ге­ни­ем Ива­но­ви­чем Но­со­вым. Он под­ло от­нёс­ся к тво­е­му ро­ма­ну, он с точ­ки зре­ния функ­ци­о­не­ра рас­суж­дал о кни­ге, ко­то­рая ра­нит, не мо­жет не ра­нить вся­ко­го по­ря­доч­но­го че­ло­ве­ка, ес­ли он ис­тин­но рус­ский. На­вер­ное, по­сле это­го раз­го­во­ра я по­те­ряю дру­га, но мне уже не при­вы­кать те­рять в ли­те­ра­ту­ре дру­зей».

По­след­ней кни­гой Аку­ло­ва стал ро­ман «Оши­бись, ми­луя». Он был на­пе­ча­тан в на­ча­ле 1987 го­да в жур­на­ле «Моск­ва». Кри­тик Игорь Зо­ло­тус­ский ус­лы­шал в нём по­хва­лу рус­ской кре­с­ть­ян­ской об­щи­не. «В от­ли­чие от «Ка­нунов» В.Бе­ло­ва и «Му­жи­ков и баб» Б.Мо­жа­е­ва, – пи­сал кри­тик в сво­ём об­зо­ре жур­наль­ной про­зы за 1987 год, – Иван Аку­лов об­ра­ща­ет­ся к го­дам бо­лее да­лё­ким, уже как бы про­пав­шим за пре­де­лом ис­то­рии. Это пред­ре­во­лю­ци­он­ные го­ды, го­ды на­ча­ла ве­ка. За­бы­тые сей­час, они че­рес­чур мно­го зна­чи­ли. Это бы­ли го­ды дис­кус­сий рус­ской ин­тел­ли­ген­ции о вы­бо­ре пу­ти, о том, ка­кою до­ро­гой долж­на пой­ти в ХХ ве­ке Рос­сия <...> Ав­тор пред­ла­га­ет сво­е­му ге­рою [си­бир­ско­му му­жи­ку Се­мё­ну Ого­ро­до­ву. – В.О.] на вы­бор три пу­ти: тер­рор, мир­ная жизнь в об­щи­не и та­кая же жизнь за пре­де­ла­ми её на на­де­лах зем­ли, вы­де­ля­е­мой об­щи­ной для вы­хо­дя­ще­го из неё хо­зя­и­на». Ого­ро­дов сде­лал став­ку на тре­тий ва­ри­ант. Но для Зо­ло­тус­ско­го важ­на бы­ла не толь­ко иде­о­ло­гия это­го ро­ма­на. Кри­ти­ка за­це­пил тот факт, что Аку­лов по­ста­рал­ся в сво­ём ро­ма­не всех пер­со­на­жей ми­ло­вать, а не ка­рать. «От ро­ма­на Аку­ло­ва, – под­чёр­ки­вал Зо­ло­тус­ский, – ве­ет яс­но­с­тью язы­ка, чи­с­то­той по­мыс­лов и но­той ми­ло­сер­дия, ко­то­рая по­кры­ва­ет гроз­ные ин­то­на­ции эпо­хи».

Умер Аку­лов 25 де­ка­б­ря 1988 го­да в Моск­ве. Уже в 2010 го­ду ре­жис­сёр Алек­сей Фе­ок­ти­с­тов снял по мо­ти­вам ро­ма­на пи­са­те­ля «Кре­ще­ние» фильм. Но кар­ти­на, по прав­де го­во­ря, не по­лу­чи­лась.


Вячеслав ОГРЫЗКО




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования