Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №41. 08.10.2010

Затхлый запах осмысленья

 «Ли­те­ра­тур­ная Рос­сия» в про­шлом ме­ся­це пуб­ли­ко­ва­ла ин­тер­вью Ан­д­рея Ру­да­лё­ва с Ев­ге­ни­ем Алё­хи­ным.

По­сыл его вос­при­нял как за­слу­жи­ва­ю­щий вни­ма­ния к, воз­мож­но, но­во­му яв­ле­нию в ли­те­ра­тур­ном ми­ре. И в по­ис­ках аль­бо­ма сни­зо­шёл в инет-про­ст­ран­ст­во. И, зна­е­те, на­шёл. Ре­шил­ся, и про­слу­шал сбор­ник «Де­вять рас­ска­зов» груп­пы со скром­ней­шим на­зва­ни­ем «Ма­ку­ла­ту­ра». Су­дить я бу­ду толь­ко по не­сколь­ким го­то­вым пес­ням, а о сво­ём пи­са­тель­ском та­лан­те сам Алё­хин по­ве­дал не­дву­смыс­лен­но и жё­ст­ко в ин­тер­вью. Пре­зре­ние к сво­им та­лан­там – до­ро­га в ни­ку­да. Но я не бу­ду здесь вда­вать­ся в по­ле­ми­ку с са­мим со­бой, а луч­ше об­ра­щу вни­ма­ние на то, что слы­шал сам.

И вы­ска­зать­ся на­до са­мо­му, я не мо­гу мол­чать. Я от­кро­вен­но ожи­дал вос­тор­га от от­кры­тия, но по­лу­чи­лось по-дру­го­му. По сбор­ни­ку ска­жу на­чи­с­то­ту: мне не­воз­мож­но вы­де­лить в нём мысль об­щую, иную от по­доб­ных мно­же­ст­ву скуд­ней­ших рас­суж­де­ний о про­мыс­ле сво­ём жи­тей­ском в уни­чи­жи­тель­ном клю­че. А ведь ино­го смыс­ла у ав­то­ра там нет и во­все.

Не столь­ко гру­ст­но с Алё­хи­ным ге­ро­ем, сколь­ко гру­ст­но от его сло­вес­ной бра­ни в ад­рес ок­ру­жа­ю­ще­го ми­ра. Нет, ко­неч­но, весь он мир не за­тро­нул всуе, ес­ли че­ст­но, но вот кон­крет­ных лиц, ему зна­ко­мых, он вы­ста­вил в не са­мом луч­шем ви­де. Не­го­же осуж­дать по­ро­ки у по­сто­рон­них лиц, тем бо­лее уве­чья и не­со­вер­шен­ст­во жён.

Тот не­ве­ли­кий пе­ре­чень при­лич­ных слов, что раз­ли­ва­ет­ся по тек­с­ту Алё­хи­на Ев­ге­ния, с той ере­сью, что есть в его иде­ях впе­ре­меж­ку с ма­том, – для ав­то­ра сие – по­ток сво­бод­ных мыс­лей, ина­че – ре­флек­сия, что за­ме­ща­ет весь ба­гаж мо­раль­ных ка­честв ин­ди­ви­да на­туж­ной фи­ло­со­фи­ей тол­пы.

В за­гла­ви­ях у пе­сен име­на лю­дей из жиз­ни, но вот с ос­мыс­лен­ной иде­ей во­пло­тить со смыс­лом – у ав­то­ра ед­ва ли по­лу­чи­лось в пол­ном спи­с­ке. Для риф­мы, для крас­но­го слов­ца – вот упо­мя­ну­ты при­чи­ны вы­бо­ра для боль­шин­ст­ва на­зва­ний. Как это мож­но по­ни­мать? Рас­смо­т­рим ни­же.

 

«Ксе­ния Ана­то­ль­ев­на»

Ну, что мог­ло из­ве­ст­но­го ав­то­ра кри­ти­че­с­ких за­ме­ток «за­це­пить», хоть и под во­доч­ку, как сам при­знал­ся Ру­да­лёв, в сло­вах Ев­ге­ния Алё­хи­на? Пред­ста­вим для при­ме­ра:

 

Я взял­ся го­лой ру­кой за по­ру­чень,

Ста­ло не­вы­но­си­мо ощу­ще­ние

оди­но­че­ст­ва.

Не па­лЮсь, вы­тер слё­зы ско­рее.

«Апол­ло Ла­кост» ог­ра­ни­чен­ной

се­рии.

Не толь­ко в этом се­зо­не,

но уны­ние – мо­да:

Шмот­ки, ле­че­ния, при­об­ре­те­ние

«ай-по­да».

В воз­ду­хе ти­хо во­ня­ло ве­се­ль­ем,

Лю­ди спя­ти­ли,

ожи­дая Но­во­го го­да.

 

Са­мо ре­чи­та­тив­ное ис­пол­не­нье пе­сен – сум­бур­ное ва­ля­нье слов, а от­то­го, как ре­зуль­тат, – и мысль вся блуж­да­ет в за­гу­с­тев­ших сло­ве­сах и од­но­бо­ком осуж­де­нии лю­дей, где нет и ме­с­то вос­при­я­тию ав­тор­ской ду­ши. А лишь по­ток сво­бод­ных мыс­лей, на­вя­зан­ных тол­пой в рас­су­док не­о­креп­ше­го ра­ни­мым ду­хом мо­ло­до­го пар­ня.

 

«Зо­щен­ко»

Из то­го, что есть, – впол­не гро­те­ск­но по ис­пол­не­нию. Есть спор­ные мо­мен­ты, кои сам не оп­ро­верг­нет и Алё­хин, ес­ли по­ла­гать. При­ве­ду из «Зо­щен­ко» на­гляд­ный об­ра­зец: «Пи­ши как Зо­щен­ко, или за ще­ку те­бе на­пи­ха­ет об­ще­ст­во». Как чи­та­те­лю со­знал­ся ав­тор, всё сде­ла­но в уго­ду риф­мы. А как же здесь ина­че быть?

Ко­неч­но же, те­пе­реш­нее об­ще­ст­во ни­чуть не раз­де­ля­ет ув­ле­че­нья к твор­че­с­ким ус­пе­хам лич­но­с­ти в раз­ви­тии в се­бе та­лан­тов к боль­шой ли­те­ра­ту­ре. Не та сей­час шка­ла оце­нок у роб­ких ин­ди­ви­дов для оп­ре­де­ле­ния твор­че­с­ких лю­дей. По­ка­за­тель ма­те­ри­аль­но­го до­стат­ка, как прин­цип ис­клю­чи­тель­но­го свой­ст­ва в на­ше вре­мя, ме­ша­ет и да­же за­тме­ва­ет ви­де­нье ка­честв вну­т­рен­не­го ми­ра че­ло­ве­ка. Для обы­ва­те­ля важ­ней­шим бу­дет внеш­ний об­раз, да и толь­ко.

И к то­му же это об­ще­ст­во не ста­нет ис­пол­нять та­кой вот вы­спрен­ней уг­ро­зы:

«Пи­ши как Зо­щен­ко, или за ще­ку те­бе на­пи­ха­ет об­ще­ст­во».

Пре­ду­преж­де­нье сие лишь толь­ко для со­зву­чья. Но вот на миг за­ду­мал­ся, как ста­нет «по-алё­хин­ски»: вот это ста­ло б шоу, где вся­ко­му за­ху­да­ло­му пис­цу да­ва­ли б сов­сем не по ру­кам, а пря­ми­ком в иное ме­с­то. Боль­шая «стир­ка» в пи­са­тель­ских кру­гах, где от­мы­ва­ют грязь ото все­го, что есть в мо­раль­ном об­ли­ке пи­са­те­ля, а будь то: стиль, ма­не­ра и т.д., – идея гран­ди­оз­на, бе­зус­лов­но, но не в мас­шта­бе всей стра­ны, и да­же в ме­ст­ном за­хо­лу­с­тье для про­вин­ци­аль­но­го твор­ца сия за­тея лишь ба­наль­ней­шая блажь на служ­бе ин­тел­лек­та мла­до­го по­ко­ле­нья.

Иль вот ещё од­ну мыс­лиш­ку я вы­де­лю из тек­с­та, что вы­ска­за­но в пес­не, а уж по­том и в ин­тер­вью: «По­ря­доч­ный че­ло­век дол­жен быть трус и раб». Тут уж не по­спо­ришь. Прав был Ци­це­рон: «Мы долж­ны быть ра­ба­ми за­ко­на, что­бы стать сво­бод­ны­ми». Но Алё­хин не рас­кры­ва­ет лич­ных до­пу­с­ти­мых ра­мок в до­б­ро­воль­ном раб­ст­ве. О тру­со­с­ти не ста­ну и су­дить, не с тем я здесь ре­шил­ся по­де­лить­ся.

 

«Каф­ка»

От этой пес­ни ос­та­ёт­ся затх­лый за­пах ос­мыс­ле­нья, хоть му­зы­ка и лёг­кая, а ведь есть и рез­кость сло­во­со­че­та­ний, ко­то­рые сов­ме­с­ти­лись в гру­бой фор­ме: гав­но-лю­ди и день­ги-фе­ка­лии – вряд ли мож­но что-то вы­не­с­ти в поль­зу для слу­ха эс­те­та, кро­ме по­ни­ма­ния, что это – ре­флек­сия мо­ло­до­го ав­то­ра-рэ­пе­ра.

Пи­са­тель и рэ­пер – не­мыс­ли­мый со­юз для двух сте­зей. Ведь за­та­с­кан­ный сю­жет из рэ­пер­ско­го тек­с­та на тяж­кий путь пи­са­те­ля не вы­ве­дет во­век по той при­чи­не, что не ос­тав­ля­ет ме­с­то вы­чур­но­му рит­му ху­ли­ган­ской ре­чи в уме и серд­це ис­то­вых при­вер­жен­цев Боль­шой Ли­те­ра­ту­ры. Ку­да-то ж нуж­но на­прав­лять сто­пы, чтоб не сто­ять на ме­с­те и не ос­ту­пить­ся по до­ро­ге жиз­ни.

А в це­лом, го­лос мне по нра­ву. Он да­же на Гриш­ков­ца по­хож по тем­б­ру. Коль вы­брал всё ж свой путь Алё­хин, я за не­го не со­мне­ва­юсь – по­клон­ни­ков ему не счесть. Спа­си­бо Ру­да­лё­ву, Алё­хи­ну – ре­с­пект. Ведь каж­до­му своё. 

 

Алексей ЗЫРЯНОВ,

г. ТЮМЕНЬ

 

Ор­фо­гра­фия и пунк­ту­а­ция со­хра­не­ны ав­тор­ские.





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования