Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №47. 19.11.2010

Наедине со всеми

 На­еди­не с До­сто­ев­ским. По по­ве­с­ти Ф.До­сто­ев­ско­го «За­пи­с­ки из под­по­лья». Те­атр «Са­ти­ри­кон». Ре­жис­сёр-по­ста­нов­щик Ва­ле­рий Фо­кин.

 

Спек­такль на­чи­на­ет­ся с не­ко­то­рым опоз­да­ни­ем, и ис­пол­ни­тель глав­ной и един­ст­вен­ной ро­ли Под­поль­но­го Кон­стан­тин Рай­кин про­хо­дит к сце­не со сто­ро­ны зри­тель­но­го за­ла, по пу­ти при­няв от од­ной из ка­пель­ди­нерш бу­кет цве­тов. Это – ак­тёр, юби­ляр, в ци­виль­ном чёр­ном ко­с­тю­ме, с то­ми­ком клас­си­ка в ру­ках. Ог­ром­ный пор­тал сце­ны за­ко­ло­чен се­рой кар­тон­ной сте­ной на­по­до­бие же­лез­но­го за­на­ве­са (ху­дож­ник Алек­сандр Бо­ров­ский). Это не про­сто за­на­вес, а про­ду­ман­ная ос­но­ва сце­но­гра­фии. По­том ока­зы­ва­ет­ся, что бло­ки этой сте­ны – по су­ти две­ри, ко­то­рые вре­мя от вре­ме­ни от­кры­ва­ют­ся, и от­ту­да по­яв­ля­ет­ся ор­ке­с­т­рик (ак­кор­де­он, скрип­ка, удар­ные), рек­ви­зит, и сам ис­пол­ни­тель вре­мя от вре­ме­ни ис­че­за­ет в этих две­рях, что­бы че­рез мгно­ве­ния по­явить­ся в но­вом об­ли­чье, в дру­гом оде­я­нии – как ког­да-то бле­с­тя­ще де­лал это его отец. А в па­те­ти­че­с­ком мо­мен­те спек­так­ля, ког­да к ге­рою в квар­ти­ру при­хо­дит пад­шая мо­ло­дая жен­щи­на Ли­за, от­кры­ва­ет­ся «дверь» в верх­ней ча­с­ти «сте­ны». Да­лее, сте­на поз­во­ля­ет ве­с­ти слож­ную иг­ру с те­ня­ми (ху­дож­ник по све­ту Ана­то­лий Куз­не­цов). С са­мо­го на­ча­ла фи­гу­ра глав­но­го дей­ст­ву­ю­ще­го ли­ца ос­ве­ща­ет­ся сни­зу, с раз­ной сте­пе­нью ин­тен­сив­но­с­ти, и в ре­зуль­та­те на сте­не по­яв­ля­ет­ся от­чёт­ли­вая тень, по­рой вы­ра­с­та­ю­щая до ис­по­лин­ских раз­ме­ров и буд­то уже жи­ву­щая са­мо­сто­я­тель­ной жиз­нью, по­доб­но те­ням Пе­те­ра Шле­ми­ля из по­ве­с­ти Ша­мис­со или Учё­но­го из ан­дер­се­нов­ской сказ­ки. Та­ким об­ра­зом, тень эта слу­жит ме­та­фо­рой тём­ной сто­ро­ны ду­ши Под­поль­но­го.

Ещё Ми­ха­ил Бах­тин об­на­ру­жил мно­го­го­ло­сие да­же в мо­но­ло­гах ге­ро­ев До­сто­ев­ско­го, и по­ли­фо­ния эта в пол­ной ме­ре об­на­ру­жи­ва­ет­ся в спек­так­ле. К го­ло­сам са­мо­го ге­роя и его оп­по­нен­тов до­бав­ля­ет­ся ещё и го­лос ак­тё­ра – ше­с­ти­де­ся­ти­лет­не­го юби­ля­ра, вме­с­те с на­мё­ка­ми на его би­о­гра­фию и про­шлые ро­ли. К.Рай­кин ког­да-то уже иг­рал Под­поль­но­го в спек­так­ле «Со­вре­мен­ни­ка» в по­ста­нов­ке то­го же ре­жис­сё­ра. Кро­ме то­го, за­во­дя речь о на­се­ко­мых или мы­ши, ак­тёр ис­кус­но ис­поль­зу­ет свою пла­с­ти­ку, не ут­ра­чен­ную с го­да­ми гиб­кость и на­ту­раль­но пе­ре­во­пло­ща­ет­ся и в мышь, втис­нув­шу­ю­ся меж­ду нож­ка­ми сто­ла, и в по­до­бие су­ще­ст­ва, в ко­то­рое пре­вра­ти­л­ся Гре­гор Зам­за из но­вел­лы Ф.Каф­ки. На­ко­нец, не­ма­ло ал­лю­зий свя­за­но с твор­че­ст­вом Ар­ка­дия Рай­ки­на, имя ко­то­ро­го но­сит те­атр. Рай­кин-сын, кро­ме упо­мя­ну­тых мгно­вен­ных пе­ре­оде­ва­ний, да­же гри­ма­са­ми и ин­то­на­ци­я­ми за­став­ля­ет по­рой вспом­нить зна­ме­ни­то­го от­ца.

По­на­ча­лу ак­тёр как буд­то иг­ра­ет са­мо­го се­бя и про­сто, втис­нув­шись в уз­ком про­ст­ран­ст­ве меж­ду се­рой сте­ной и рам­пой, пы­та­ет­ся вслух чи­тать текст по книж­ке. По­том, буд­то спо­хва­тив­шись, тре­бу­ет сде­лать яр­че свет, при­не­с­ти рек­ви­зит – стол, стул, ва­зу для цве­тов. Убе­га­ет на ми­нут­ку и по­яв­ля­ет­ся уже в «бле­с­тя­щем» (в не­ко­то­рых ме­с­тах) свет­лом пи­д­жа­ке, и иг­ра­ет уже роль на­и­зусть.

Глу­би­на про­ник­но­ве­ния ве­ли­ко­го пи­са­те­ля в ду­ши лю­дей та­ко­ва, что на­блю­де­ния его (на­при­мер, о ме­с­ти, о лю­дях прак­ти­че­с­ко­го дей­ст­вия) спра­вед­ли­вы и по от­но­ше­нию к се­го­дняш­ним лю­дям. Вот К.Рай­кин и иг­ра­ет как буд­то о се­го­дняш­нем дне, по­рой сме­ши­вая со­ро­ка­лет­не­го ге­роя с со­бой, ше­с­ти­де­ся­ти­лет­ним ак­тё­ром. Сме­ло идёт на кон­такт с зри­тель­ным за­лом, гля­дя в упор и за­да­вая во­про­сы, на­при­мер: «…О чём мо­жет го­во­рить по­ря­доч­ный че­ло­век с на­и­боль­шим удо­воль­ст­ви­ем?» От­вет: «О се­бе». Так под­ска­зы­ва­ет зри­тель­ный зал, и имен­но так и на­пи­са­но у До­сто­ев­ско­го.

В мо­мен­ты, ког­да чи­та­ет­ся текст До­сто­ев­ско­го, иг­ра К.Рай­ки­на вме­с­те с его ми­ми­кой вы­ра­зи­тель­на, му­д­ра и са­мо­до­ста­точ­на, и до­пол­не­ния в ви­де ре­жис­сёр­ских ухи­щ­ре­ний с мно­жа­щи­ми­ся те­ня­ми и ор­ке­с­т­ро­вым со­про­вож­де­ни­ем (му­зы­каль­ное оформ­ле­ние Алек­сан­д­ра Бак­ши) по­рой ка­жут­ся да­же из­лиш­ни­ми и от­вле­ка­ю­щи­ми от смыс­ла про­из­ве­де­ния. Воз­мож­но, сле­до­ва­ло ог­ра­ни­чить ре­жис­сёр­скую фан­та­зию, но за­то пол­нее по­ме­с­тить в спек­так­ле текст, что­бы до­ба­вить к стра­да­ни­ям ге­роя но­вые ас­пек­ты (на­при­мер, рас­ши­рить опи­са­ние нра­ва слу­ги Апол­ло­на). С дру­гой сто­ро­ны, ог­ром­ное про­ст­ран­ст­во зри­тель­но­го за­ла «Са­ти­ри­ко­на», воз­мож­но, и тре­бу­ет ожив­ле­ния пред­став­ле­ния вне­се­ни­ем ви­зу­аль­но­го и зву­ко­во­го раз­но­об­ра­зия.

Глав­ный вы­вод: юби­ляр не ут­ра­тил твор­че­с­кой мо­щи и энер­гии, и та­лант его за­свер­кал но­вы­ми гра­ня­ми.


Ильдар САФУАНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования