Архив : №51. 17.12.2010
Ещё одно путешествие в поисках чуда
В Улан-Удэ прошёл XV Книжный салон, организованный Министерством культуры и Национальной библиотекой Бурятии. В ряду мероприятий была и презентация моей второй книги «Железные игрушки – магнитный потолок», опубликованной в издательстве АСТ.
Получив приглашение от Министерства культуры и Национальной библиотеки – в запланированной программе моё выступление было заявлено: «Юрий Невский. Путешественник в поисках чуда», – я, признаюсь, испытал культурологический шок! Что-то до сего времени лицо матери-Бурятии (я имею в виду официальное лицо, конечно) не озарялось нежной улыбкой по отношению ко мне, её блудному сыну – и…
Когда неслась моя телега под уклон…
– был ли я спокоен?
(Я вспомнил песню Дмитрия Ревякина, лидера группы «Калинов мост».)
Однако… если я и есть этот самый «путешественник» – то, стало быть, «чудо» – закономерный итог моих поисков и стремлений. И я тут же отправился на свою родину, в Улан-Удэ. Набил в рюкзак 60 моих книг – купил их оптом в интернет-магазине – это всё, что могу провезти багажом… Это 60 моих любезных читателей, которых я, дай Бог, обрету в «таёжной, озёрной, степной» стороне.
Я летел из Москвы над заснеженными просторами Сибири, видел в клубящихся глубинах золотые россыпи огней… Челябинск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск. А как же читатели в этих сибирских городах? – думал я. Ведь за Уралом нет ни одной моей книги – ни в книжных магазинах, ни в библиотеках. Лишь мерцают в ночи интернет-мониторы. Неужели
Мы сгорим на экранах из синего льда…
– как провидчески пел Александр Башлачёв? И чем занят сибирский книгочей долгими зимними вечерами? Наверное, улучшением демографической ситуации в стране? Но делу-то время, и на интеллектуальное развитие – час! Почему бы не ознакомиться с записками путешественника, вернувшегося из странствий в поисках чуда, не узнать о книжных новинках, не пропустить через своё сердце живые литературные токи, не отличить истинное от сиюминутного, произведенного на потребу дня?
При нынешней рухнувшей системе книгораспространения – я, влачащий на горбу рюкзак со своими книгами, тому горькое подтверждение – не продумать ли техническую возможность устроить в самолётах люк для «книгометания»? Чтобы сбрасывать им, книголюбам Руси великой, заметённым снегами и пространствами – подобно полярникам на дрейфующей льдине – с пролетающих лайнеров посылки с книгами?
Но вот отшумели встречи и выступления, прозвучали напутственные слова. А у меня остались всё те же «проклятые» вопросы. Я написал мои книги, чтобы добавить к внутреннему «спектроскопу» читателя пусть самый малый оттенок восприятия мира. Возможно, многоцветие окружающей картины от этого станет ещё более ярким, насыщенным, думал я. Книги изданы в Москве, стоят на полках двух десятков магазинов. Хочется спросить: «Так в чём же сила, брат?» Где она, эта «сила», что перенесёт книги многих писателей и поэтов – тех, кто не входит в «топ-20» или «50», кто не внедряет в подсознание читателя формулу «потребляй, работай, сдохни», кто шагает по жизни с тяжёлым рюкзаком и открывает новые горизонты, – перенесёт за Уральский хребет, добавит хотя бы две-три книжки в красочную, надеюсь, но тем не менее чем-то обеднённую картину книжных магазинов и библиотек Челябинска, Новосибирска, Красноярска, Иркутска… Ответь, старший брат, Минкульт: какова стратегия формирования читательского спроса? Чьи произведения в «портфеле» регионального книготорговца? Если в Москве повсюду Гришковец, Минаев и Дм. Быков – значит, так же они и подобные персонажи заполонили прилавки «до самых до окраин»? Скажи, сестра, Национальная библиотека: по какому принципу отбираются книги для фонда? Кто поможет обрести теплоту читательских рук, неравнодушие читающего взгляда?
Юрий НЕВСКИЙ,
УЛАН-УДЭ – МОСКВА