Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №51. 17.12.2010

ЧТО – ПОЭТ?

 Что­бы оче­ред­ной раз впасть в со­сто­я­ние ин­сай­та,

не­об­хо­ди­мо из­ба­вить­ся от из­быт­ка со­зна­ния…

Дми­т­рий Бак

 

Во­лан­дий Глан­дер, или «Вый­ду на ули­цу, гля­ну на се­ло…»

 

Сти­хи Во­лан­дия Глан­де­ра уз­на­ют­ся прак­ти­че­с­ки схо­ду, с пер­вой стро­ки. Он го­во­рит: «Вый­ду на ули­цу», об­ра­ща­ясь ес­ли не к се­бе са­мо­му, то к ко­му-то очень близ­ко­му, ли­цом к ли­цу, а мы уже ви­дим – пред­став­ля­ем это се­ло где-то там в Ок­ла­хом­щи­не или Пен­силь­ван­щи­не. При этом сло­ва ав­то­ра рас­счи­та­ны на по­ни­ма­ние, но не всех сра­зу! Ина­че – ка­кая же это по­эзия! Сло­ва об­ра­ще­ны к по­свя­щён­ным, к сто­я­щим ря­дом, гля­дя­щим в од­ну сто­ро­ну, то есть в рот по­эту, в ме­с­то из­вер­же­ния сло­вес­ной мас­сы. Не знаю, что же ви­дит по­эт, а вот как ви­дят его по­чи­та­те­ли? Пе­ред ни­ми ук­руп­нён­ные в по­лу­мра­ке глан­ды. По­мни­те, как в да­лё­ком дет­ст­ве? Ког­да у вас ан­ги­на и врач ло­жеч­кой боль­но да­вит на язык. Ска­жи­те: аа­а­а­а­а­а­а­а­а­а­а­аа – го­во­рит врач! И вы го­во­ри­те – аа­а­а­а­а­а­а­аа, по­вто­ряя вслед за вра­чом. По­доб­но­го эф­фек­та до­би­ва­ет­ся по­эт Глан­дер! Аа­а­а­а­а­а­а­а­а­а­а­а­а­а­а­а­аа – кри­чи­те в вос­тор­ге вы, да так, что тем­не­ет в гла­зах. Слов­но вы­клю­чи­ли свет на всём све­те, и вы во тьме идё­те по чёр­но­му чер­да­ку, вы­ста­вив ру­ки впе­рёд. Пред­ме­ты уве­ли­чи­ва­ют­ся в раз­ме­ре, меж­ду ни­ми про­па­да­ют за­зо­ры, и на­обо­рот, воз­ни­ка­ют пу­с­то­ты в том, что при днев­ном све­те ка­жет­ся плот­ной бе­тон­ной сте­ной.

Дмитрий БАК
Дмитрий БАК

 

Чер­ным-чер­на

По ко­ча­ну

Об­ре­че­на

И всё – к че­му?

 

Со всех сто­рон об­сту­па­ет та­кая ти­ши­на, что писк мыш­ки, на ко­то­рую вы на­сту­пи­ли во мра­ке, сти­хи по­ка­жут­ся вам зву­ком ие­ри­хон­ской тру­бы. «Чер­ным-чер­на» – мо­мент за­тме­ния, для Глан­де­ра важ­нее оза­ре­ния, эта транс­фор­ма­ция ма­ле­ви­че­с­ко­го кир­пи­ча в при­ло­же­нии – по ко­ча­ну – со­зда­ёт эф­фект искр из глаз. Но до оза­ре­ния да­ле­ко. Тут воз­ни­ка­ет речь, опе­ре­жа­ю­щая ра­зум, ко­то­рая все­гда сле­ду­ет по­сле со­при­кос­но­ве­ния ко­ча­на с кир­пи­чом.

У Глан­де­ра ино­гда сло­ва по­пе­рёд мыс­ли, тем ин­тен­сив­ней упо­е­ние в бою, до­хо­дя­щее до пи­ка, точ­нее, пи­ки­ро­ва­ния уже поч­ти с па­ро­дий­ной риф­мов­кой мо­мен­та фи­ло­соф­ско­го на­блю­де­ния во­об­ще за всем, что по­па­дёт­ся на гла­за, и то­го, что с глаз до­лой.

Чи­та­тель на­хо­дит­ся в со­сто­я­ние пол­ной эм­па­тии с ав­то­ром. Ещё мно­же­ст­во эпи­фа­ний ав­то­ра о том и о сём по­тря­сёт вас и по­верг­нет в са­к­раль­ный ужас. Так­же лег­ко мож­но впасть в со­сто­я­ние ин­сай­та, Фор­сай­та, или за­про­с­то вы­пасть в оса­док. И этот фи­нал – «об­ре­че­на» – кон­цеп­ту­аль­но от­но­сит­ся к чи­та­тель­ской мас­се. Она об­ре­че­на всё это чи­тать с ат­ро­фи­ей ра­зу­ма на стра­ни­цах раз­ных жур­на­лов.

И за­кан­чи­ваю эс­се по­след­нее строч­кой Во­лан­дия Глан­де­ра «И всё – к че­му?», на ко­то­рую у ме­ня, как и, соб­ст­вен­но, у ав­то­ра, нет от­ве­та. Ти­па – ни к че­му!

Всё-та­ки очень бы хо­те­лось, что­бы та­кая слож­ная и са­ма по се­бе не­бес­смыс­лен­ная сло­вес­ная кон­ст­рук­ция, как «Вый­ду на ули­цу» с рас­смо­т­ре­ни­ем се­ла и его жи­во­пис­ных ок­ре­ст­но­с­тей бы­ла са­мо­до­ста­точ­ным ри­то­ри­че­с­ким при­ёмом. И чтоб со­про­вож­дал­ся текст опи­са­ни­ем про­стых ок­ла­хом­щи­ков и пен­силь­ван­щи­ков, с их же­с­та­ми, ми­ми­кой и дру­ги­ми при­зна­ка­ми жиз­ни, что­бы каж­дый по­нял, как важ­но во­вре­мя из­ба­вить­ся от из­быт­ка со­зна­ния… 


Евгений МИНИН,
г. ИЕРУСАЛИМ,
Израиль




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования