Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №51. 17.12.2010

СИРЕНЬ ОТ МИХАИЛА УЛЬЯНОВА

 Се­го­дня от­кры­ла то­мик сти­хов Пуш­ки­на, и мельк­ну­ла за­су­шен­ная меж стра­ниц, но всё еще бла­го­уха­ю­щая, кисть си­ре­ни... Па­мять о та­лант­ли­вей­шем и не­по­вто­ри­мом ак­тё­ре Ми­ха­и­ле Уль­я­но­ве (1927–2007). 

Пе­ре­сек­лись на­ши пу­ти в ию­не 1999 го­да в се­ле Ми­хай­лов­ском на пра­зд­но­ва­нии 200-ле­тия со Дня Рож­де­ния Ве­ли­ко­го По­эта Алек­сан­д­ра Сер­ге­е­ви­ча Пуш­ки­на. О са­мом тор­же­ст­ве на­до пи­сать осо­бо, я лишь вы­хва­чу из об­щих со­бы­тий один эпи­зод – свою не­о­быч­ную встре­чу с ак­тё­ром, сла­ва о ко­то­ром ос­ле­пи­тель­но про­ка­ти­лась по всей Рос­сии. 

Актёр Михаил Ульянов и поэт Татьяна Смертина.  Михайловское, 1999 г.
Актёр Михаил Ульянов и поэт Татьяна Смертина.
Михайловское, 1999 г.

Ми­ха­ил Уль­я­нов снял­ся в филь­мах, че­ре­да ко­то­рых (по его филь­мо­гра­фии) очень вну­ши­тель­на: «Пред­се­да­тель», «Бра­тья Ка­ра­ма­зо­вы», «Про­стая ис­то­рия», «Ча­ст­ная жизнь», «Сам я – вят­ский уро­же­нец», «Бег», «Во­ро­ши­лов­ский стре­лок», «Ан­ти­кил­лер» и дру­гих. 

Ми­ха­ил Уль­я­нов иг­рал роль мар­ша­ла Жу­ко­ва, на эту роль его бла­го­сло­вил сам Ге­ор­гий Кон­стан­ти­но­вич. Дол­гие го­ды Уль­я­нов был ед­ва ли не един­ст­вен­ным в со­вет­ском ки­но ис­пол­ни­те­лем ро­ли Жу­ко­ва: «Ос­во­бож­де­ние» (1968–1971), «Мо­ре в ог­не» (1970), «Слу­шай­те, на той сто­ро­не» (1971), «Бло­ка­да» (1974), «Вы­бор це­ли» (1974), «Сол­да­ты сво­бо­ды» (1976), «Ес­ли враг не сда­ёт­ся» (1982), «День ко­ман­ди­ра ди­ви­зии» (1983), «Бит­ва за Моск­ву» (1985), «Ста­лин­град» (1989), «За­кон» (1989), «Вой­на», те­ле­фильм (1990). 

Твор­че­с­кая би­о­гра­фия это­го ак­те­ра всем из­ве­ст­на, пе­ре­ска­зы­вать не бу­ду. 

На­ша пи­са­тель­ская груп­па на Пуш­кин­ских пра­зд­ни­ках дер­жа­лась не­мно­го в сто­ро­не от ак­тёр­ской. Из ак­тё­ров очень вы­де­ля­лись Ми­ха­ил Ко­за­ков и Ми­ха­ил Уль­я­нов. 

Вы­шла я из церк­ви, где бы­ла тор­же­ст­вен­ная ли­тур­гия в честь Пуш­ки­на, блед­ная от вол­не­ния. Мои кол­ле­ги сна­ча­ла бы­ли ря­дом, по­том уш­ли по­бро­дить, а я ос­та­лась, хо­те­лось по­быть од­ной. А на­до ска­зать, что ме­с­то, где про­хо­ди­ли тор­же­ст­вен­ные со­бы­тия, бы­ло проч­но оцеп­ле­но ми­ли­ци­ей, сквозь кор­дон ко­то­рой про­стым граж­да­нам бы­ло прой­ти не­воз­мож­но. (По­то­му что на пра­зд­ни­ке бы­ла пра­ви­тель­ст­вен­ная де­ле­га­ция, ко­то­рую воз­глав­лял Сте­па­шин, его тог­да про­чи­ли в пре­зи­ден­ты.) Да и твор­че­с­кую ин­тел­ли­ген­цию пу­с­ка­ли лишь по осо­бым би­ле­там, ко­то­рые раз­да­ли да­ле­ко не всем. Так что мож­но бы­ло ни­ко­му не опа­сать­ся вся­ких по­клон­ни­ков и жаж­ду­щих взять ав­то­граф. По­это­му Уль­я­нов, ко­то­рый то­же вы­шел из церк­ви, так же сто­ял под лёг­ким, зо­ло­ти­с­тым солн­цем и оди­но­ко по­сма­т­ри­вал по сто­ро­нам, в ожи­да­нии сво­их. 

И вдруг не­о­жи­дан­но по­до­шёл ко мне, поз­до­ро­вал­ся и спро­сил: 

– Слу­шал, как вы свои сти­хи чи­та­ли, очень ин­ди­ви­ду­аль­но чи­та­е­те. Зна­чит, Та­ть­я­на Смер­ти­на. Ин­те­рес­но, кто вам ста­вил го­лос? 

Я ока­ме­не­ла от во­про­са и от то­го, что он со мной за­го­во­рил. За­тем сму­ти­лась, как пер­во­класс­ни­ца, по­то­му что и во­прос был стран­ный. С ак­тё­ра­ми пи­са­те­ли, ко­неч­но, по­рою встре­ча­ют­ся на об­щих твор­че­с­ких встре­чах, или в ЦДЛ, или в «До­ме Ак­тё­ра», и встре­чи та­кие обыч­ны и за­ко­но­мер­ны, осо­бо­го удив­ле­ния тут нет, но пе­ре­до мною был ак­тёр, ко­то­ро­го обо­жа­ла не толь­ко я, но и моя ма­ма... И по­смо­т­ре­ла я на не­го – её гла­за­ми. И мар­шал Жу­ков то­же не­зри­мо «воз­ник» пе­ре­до мной. Че­го же (лю­би­мая мною!) Нон­на Мор­дю­ко­ва вы­ска­за­ла: «Хо­ро­ший ты му­жик, но не орёл!» В го­ло­ве мо­ей как-то стран­но за­в­спы­хи­ва­ли ки­нош­ные ка­д­ры и реп­ли­ки... На­ко­нец, изум­лён­но вы­го­во­ри­ла: 

– А раз­ве по­этам ста­вят го­лос? Я ду­ма­ла, лишь пев­цам... 

– Ста­вят. У Ев­ту­шен­ко по­став­лен­ный го­лос, у Ах­ма­ду­ли­ной. Не­ко­то­рые под них чи­та­ют. Или под Воз­не­сен­ско­го. А у вас со­вер­шен­но но­вая ин­то­на­ция, ин­те­рес­но... 

– Ни­кто мне не ста­вил. С дет­ст­ва так чи­таю. Я – вят­ская. Се­ло Со­рви­жи. 

За­улы­бал­ся с хи­т­рин­кой: 

– А я – ом­ский. Се­ло Бер­га­мак. 

Слов­но об­ме­ня­лись кре­с­ть­ян­ски­ми па­ро­ля­ми. И оба ус­мех­ну­лись. А он: 

– По­ка в ме­ро­при­я­ти­ях па­у­за, да­вай­те при­ся­дем вон там на ска­ме­еч­ку. 

По­ш­ли на ска­мей­ку под цве­ту­щий куст си­ре­ни. При­се­ли. Он что-то рас­ска­зы­вал мне о по­ста­нов­ке го­ло­са. Я его пе­ре­би­ла: 

– На сце­не я чи­таю так, а в ком­па­нии по-дру­го­му, а один на один – сов­сем ина­че... 

– Ну, это пра­виль­но. Раз­ни­ца долж­на быть. Вот я вам Пуш­ки­на про­чту со­ль­но, не так, как со сце­ны, вы не про­тив? 

– Бо­же мой! Ка­кое там про­тив! – и я за­мер­ла. 

О, как он чи­тал! Вот уж бы­ло во­ис­ти­ну бла­жен­ст­во – слу­шать сти­хи Пуш­ки­на, да ещё на Пуш­кин­ской зем­ле, да ещё из уст Ми­ха­и­ла Уль­я­но­ва! Ког­да про­чёл, я не сра­зу смог­ла и го­во­рить. Мне не хо­те­лось вда­вать­ся в сен­ти­мен­таль­ность, но и по­бо­роть вол­не­ние не бы­ло ни­ка­кой воз­мож­но­с­ти. 

Он веж­ли­во по­про­сил ме­ня про­честь своё. Я сра­зу из­ви­ни­лась, что мне ли тя­гать­ся с ак­тё­ром. Од­на­ко он на­сто­ял и очень до­б­ро­же­ла­тель­но вы­слу­шал. То­же по­мол­чал и спро­сил: 

– А в ГИ­ТИС или Щу­кин­ское не же­ла­ли по­сту­пить? 

– Нет. За­чем мне? Я Ли­те­ра­тур­ный ин­сти­тут за­кон­чи­ла. И по­том: ак­тё­ры (не­ко­то­рые очень ге­ни­аль­но!) лишь ин­тер­пре­ти­ру­ют со­здан­ное пи­са­те­ля­ми и по­эта­ми... Ме­ня тя­нет – со­зда­вать. 

– А-а-а, вон оно что! А Ва­си­лий Шук­шин сов­ме­щал... 

– Так и сго­рел ра­но... 

По­го­во­ри­ли по­дроб­нее о Шук­ши­не, за­тем бе­се­да пе­ре­шла к Сер­гею Бон­дар­чу­ку и его де­тям: На­та­лье и Фё­до­ру. С На­та­ль­ей Бон­дар­чук, ко­то­рая то­же бы­ла на этом пра­зд­не­ст­ве, я на­ка­ну­не это­го дня вы­сту­па­ла в На­уч­но-куль­тур­ном цен­т­ре му­зея-за­по­вед­ни­ка «Ми­хай­лов­ское», она при­еха­ла с ита­ль­ян­ским де­я­те­лем ки­но. На­та­лья Бон­дар­чук (до­воль­но впе­чат­ля­ю­ще!) по­ка­зы­ва­ла пуб­ли­ке от­рыв­ки филь­ма о Пуш­ки­не. Да и са­ма На­та­лья (как все­гда!) – бы­ла кра­си­ва, жен­ст­вен­на, оба­я­тель­на... За­тем наш раз­го­вор пе­ре­шёл к Ан­д­рею Тар­ков­ско­му и филь­му «Со­ля­рис»... И да­лее – к филь­му «Пред­се­да­тель», ав­то­ром сце­на­рия ко­то­ро­го яв­лял­ся Юрий На­ги­бин... 

Уль­я­нов был из по­ко­ле­ния мо­их ро­ди­те­лей, и я вслух пе­ред ак­тё­ром вы­ска­за­ла, что по­хва­люсь пе­ред ма­мой, как Уль­я­нов мне «Я по­мню чуд­ное мгно­ве­нье...» чи­тал... Вот ах­нут! 

Он по­смо­т­рел ис­ко­са (ну, уме­ют же ак­тё­ры так смо­т­реть!) и сно­ва за­улы­бал­ся: 

– Эх, гре­шить так гре­шить! – и со­рвал цве­ту­ще-ли­ло­вую ве­точ­ку си­ре­ни, по­да­рил мне, да ещё до­ба­вил: – Те­перь мо­же­те го­во­рить, что сти­хи Уль­я­нов чи­тал и си­рень да­рил! 

И тут по­до­шла пи­са­тель­ская груп­па, Ми­ха­ил Уль­я­нов встал и про­во­дил ме­ня не­сколь­ко ме­т­ров до пи­са­те­лей. Ког­да мы дру­же­с­ки про­ща­лись (на­де­ясь ещё встре­тить­ся хо­тя бы на Пуш­кин­ских пра­зд­ни­ках) и же­ла­ли друг дру­гу твор­че­с­ких ус­пе­хов, нас и сфо­то­гра­фи­ро­ва­ли. 

Так и ос­та­лось на па­мять это фо­то да кисть ли­ло­вой си­ре­ни. Пусть и эти мгно­ве­ния на­шей встре­чи до­ба­вят­ся в об­щий кла­дезь Свет­лой па­мя­ти о Ве­ли­ком ак­тё­ре.


Татьяна СМЕРТИНА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования