Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №51. 17.12.2010

Дуэль, погоня и антиутопия

 Гил­берт Кийт Че­с­тер­тон умер в 1936 го­ду, ос­та­вив о се­бе па­мять не толь­ко как о боль­шом пи­са­те­ле, но и как о не­при­ми­ри­мом спор­щи­ке. Ши­ро­ко из­ве­ст­ны его дру­же­с­кие пуб­лич­ные спо­ры с Бер­нар­дом Шоу, Гер­бер­том Уэлл­сом, Бер­т­ра­ном Рас­се­лом… Спор ле­жит и в ос­но­ве его ро­ма­на «Шар и крест». Сто­ит от­ме­тить, что на сце­ну те­а­т­ра этот ро­ман был пе­ре­не­сён впер­вые, по край­ней ме­ре, у нас в стра­не. Ху­до­же­ст­вен­ный ру­ко­во­ди­тель Мос­ков­ско­го го­су­дар­ст­вен­но­го ис­то­ри­ко-эт­но­гра­фи­че­с­ко­го те­а­т­ра Ми­ха­ил Ми­зю­ков стал и ав­то­ром сце­на­рия и ре­жис­сё­ром-по­ста­нов­щи­ком. Так ро­ди­лась но­вая по­ста­нов­ка. Не­про­стая и мно­го­гран­ная.

Два глав­ных ге­роя – ате­ист Джеймс Терн­булл и глу­бо­ко ве­ру­ю­щий жи­тель шот­ланд­ских гор Эван Ма­ки­эн ре­ша­ют ус­т­ро­ить ду­эль – ко­го шпа­га по­ща­дит, то­го прав­да и силь­ней. Но за­ко­ны Ан­г­лии за­пре­ща­ют ду­э­ли, и рев­но­ст­ный спор пре­вра­ща­ет­ся не про­сто в по­еди­нок, но в бес­ко­неч­ную по­го­ню от по­ли­ции. Два аб­со­лют­ных ан­ти­по­да – вы­со­кий мо­ло­дой Ма­ки­эн в тра­ди­ци­он­ном шот­ланд­ском на­ря­де и ма­лень­кий ры­жий Терн­булл в ко­с­тю­ме-трой­ке, объ­е­ди­нён­ные об­щей це­лью – най­ти, на­ко­нец, ме­с­то для по­един­ка и сра­зить­ся за ве­ру или не­ве­рие, всё же не ста­но­вят­ся ан­та­го­ни­с­та­ми. Ког­да по­ли­ция впер­вые за­ста­ёт их со шпа­га­ми в ру­ках, им не ос­та­ёт­ся ни­че­го дру­го­го, кро­ме как бе­жать. На фо­не слож­ных и за­мыс­ло­ва­тых де­ко­ра­ций – до­мов, пре­вра­ща­ю­щих­ся в ла­би­рин­ты ан­г­лий­ских уло­чек, они бе­гут, буд­то бы ру­ка об ру­ку, не про­сто убе­гая от по­ли­ции, но стре­мясь к об­щей це­ли – к ис­ти­не, ко­то­рая, как из­ве­ст­но, рож­да­ет­ся в спо­ре. Эта мысль крас­ной ни­тью про­хо­дит че­рез весь спек­такль – от на­ча­ла и до кон­ца.

«У нас как на ка­че­лях – то цер­ковь, то ба­ла­ган» – вос­кли­ца­ет Джеймс Терн­булл. Слож­но не со­гла­сить­ся. Дей­ст­вие на­чи­на­ет­ся не ина­че как на не­бе­сах. Пра­во­слав­ный свя­щен­ник от­ста­и­ва­ет свою ве­ру то ли пе­ред ан­ге­лом, то ли пе­ред бе­сом. Раз­го­вор об иде­аль­ных фор­мах – шар или крест? – да­ёт на­ча­ло слож­но­му трёх­ча­со­во­му дей­ст­ву, за­кан­чи­ва­ю­ще­му­ся в су­мас­шед­шем до­ме во­про­сом о нор­ме – ко­му про­ще вы­да­вать справ­ки – боль­ным об их от­кло­не­ни­ях или здо­ро­вым, в том, что они здо­ро­вы? И что есть ве­ра – бо­лезнь, от­кло­не­ние от нор­мы или са­ма нор­ма? «Ес­ли это не плоть хри­с­то­ва, а все­го лишь хлеб, то по­че­му вы так бо­и­тесь его съесть? За­чем под­ни­мать та­кой шум из-за про­сто­го хле­ба?» – во­про­ша­ет юная ле­ди ате­и­с­та. По­го­ни, ду­э­ли, лю­бов­ные ис­то­рии (ку­да ж без них?), при­прав­ле­ны ан­г­лий­ским юмо­ром, шот­ланд­ски­ми тан­ца­ми и ко­ло­ри­том Лон­до­на на­ча­ла про­шло­го сто­ле­тия – ув­ле­ка­тель­ное зре­ли­ще.

По­тер­пев ко­раб­ле­кру­ше­ние, ос­во­бо­див­шись из пси­хи­а­т­ри­че­с­кой ле­чеб­ни­цы, прой­дя вме­с­те огонь и во­ду, ге­рои всё же при­хо­дят к об­ще­му мне­нию. Ни­что так не объ­е­ди­ня­ет, как труд­но­с­ти, пре­одо­лён­ные вме­с­те. На сце­не рож­да­ет­ся ис­ти­на, злей­шие про­тив­ни­ки ста­но­вят­ся луч­ши­ми дру­зь­я­ми. За­кры­тый фи­нал.


 Мос­ков­ский го­су­дар­ст­вен­ный ис­то­ри­ко-эт­но­гра­фи­че­с­кий те­атр Шар и крест. Фан­та­с­ти­че­с­кая ре­аль­ность в 2-х ча­с­тях по од­но­имён­но­му Ро­ма­ну Г.К. Че­с­тер­то­на



Любовь ГОРДЕЕВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования