Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №02-03. 21.01.2011

Петь, как жаворонок поёт

 Мои воспоминания о поэте Валерии Стельмахе

 

Мы жи­вём в уди­ви­тель­ное вре­мя. В пе­ре­ст­ро­еч­ные го­ды вы­шло ог­ром­ное ко­ли­че­ст­во книг и пуб­ли­ка­ций лю­дей, вы­нуж­ден­ных из-за цен­зу­ры пи­сать в стол, быть из­ве­ст­ны­ми лишь уз­ко­му кру­гу. Ны­не, как и пол­ве­ка на­зад, в рос­сий­ской глу­бин­ке жи­вёт ог­ром­ное ко­ли­че­ст­во та­лант­ли­вых по­этов и пи­са­те­лей, ко­то­рых мы в прин­ци­пе не зна­ем. Пе­ча­тать­ся им ча­с­то не­где, их ар­хи­вы и их име­на, я бо­лее чем уве­рен, бу­дут от­кры­вать­ся лишь по­сле их смер­ти. Ес­ли во­об­ще бу­дут. Об од­ном из та­ких лю­дей я и хо­чу рас­ска­зать, не до­жи­да­ясь на­ступ­ле­ния вто­ро­го из­да­ния «пе­ре­ст­рой­ки».

Это мой близ­кий друг, мож­но ска­зать, учи­тель в ли­те­ра­ту­ре, ны­не уже по­кой­ный, Ва­ле­рий Пав­ло­вич Стель­мах. Си­би­ряк, уро­же­нец го­ро­да Кан­ска, что в Крас­но­яр­ском крае.

Бы­ли в его об­ли­ке не­кие об­сто­я­тель­ность и до­сто­ин­ст­во, на­по­ми­на­ю­щие о его ге­нах и о кре­с­ть­ян­ских кор­нях, а де­ды его вы­еха­ли в Си­бирь из Бе­ло­рус­сии, из Грод­нен­ской гу­бер­нии, ещё во вре­ме­на Сто­лы­пин­ской ре­фор­мы.. Отец был из слу­жа­щих, мать ра­бо­чая, а сам Стель­мах был тем ва­ри­ан­том че­ло­ве­ка, о ко­то­ром в Аме­ри­ке го­во­рят – self-made man.

По­эт, ли­те­ра­ту­ро­вед, учё­ный-хи­мик… За­кон­чил Том­ский по­ли­тех­ни­че­с­кий ин­сти­тут, про ко­то­рый так на­пи­сал в сво­ей ав­то­био­гра­фии – «в 1960 г. я за­кон­чил шко­лу и по­сту­пил в Том­ский по­ли­тех­ни­че­с­кий ин­сти­тут. Учил­ся на хи­ми­ка, но чи­тал боль­ше ху­до­же­ст­вен­ную и ли­те­ра­ту­ро­вед­че­с­кую ли­те­ра­ту­ру. Так и по­лу­чил­ся из ме­ня хи­мик с ли­те­ра­тур­ным ук­ло­ном…»

За­тем по­пал по рас­пре­де­ле­нию в «го­род на­уки» Об­нинск, где я с ним и по­зна­ко­мил­ся, и в ко­то­ром он так и про­жил до кон­ца сво­их дней, ра­бо­тая в од­ном из хи­ми­че­с­ких НИИ.

Ча­с­то бы­вал я у се­мей­ст­ва Стель­ма­хов до­ма, жил он и же­на Ни­на бо­лее чем скром­но, бы­ла очень боль­шая, дол­го со­би­ра­е­мая биб­ли­о­те­ка, дру­гих же бо­гатств – ни­ка­ких.

По­эт, ин­тел­лек­ту­ал, эру­дит, биб­ли­о­фил, зна­ток ми­ро­вой и оте­че­ст­вен­ной сло­вес­но­с­ти… От­ку­да всё это бра­лось, ведь тех­нарь же, ни­ка­кой не гу­ма­ни­та­рий?

В 1990-е с по­да­чи Зои Крах­маль­ни­ко­вой и мо­ей он пе­ре­вёл до­воль­но боль­ший цикл сти­хо­тво­ре­ний ук­ра­ин­ско­го по­эта-дис­си­ден­та Ми­ко­лы Ру­ден­ко, не­ко­то­рые из них на­пе­ча­та­ли мос­ков­ские жур­на­лы «Го­ри­зонт» и «Друж­ба на­ро­дов», а так­же вы­хо­див­ший на Ук­ра­и­не жур­нал «До­нецк».

К со­жа­ле­нию, ори­ги­наль­ные сти­хи Ва­ле­рия Пав­ло­ви­ча прак­ти­че­с­ки не из­да­ны, две-три пуб­ли­ка­ции в об­нин­ских га­зе­тах – не в счёт.

В по­след­ние го­ды жиз­ни он ду­мал о кни­ге из­бран­ных сти­хо­тво­ре­ний, но вы­пу­с­тить её так и не ус­пел.

О сво­их по­эти­че­с­ких опу­сах в ав­то­био­гра­фии Стель­мах на­пи­сал так: «Сти­хи мои мо­гут кое-ко­му по­ка­зать­ся из­лиш­не книж­ны­ми, – но я книж­ность не­до­стат­ком не счи­таю. Это как цвет во­лос. И по­том, кни­га – то­же от­ра­же­ние жиз­ни, да та­кое, что по­рой ли­те­ра­тур­ные пер­со­на­жи ка­жут­ся жи­вее со­вре­мен­ни­ков».

Для ме­ня, во вся­ком слу­чае, Стель­мах-по­эт есть про­дол­жа­тель тра­ди­ций Брю­со­ва, Гу­ми­лё­ва, Юр­ги­са Бал­т­ру­шай­ти­са – по­этов, от­ме­чен­ных очень вы­со­кой куль­ту­рой сти­хо­сло­же­ния. И что­бы лю­бить и це­нить их твор­че­ст­во, чи­та­те­лю са­мо­му нуж­но об­ла­дать вы­со­кой книж­ной куль­ту­рой.  

А бли­же все­го из ав­то­ров на­шей эпо­хи он, мне ка­жет­ся, сто­ит к по­этам-пе­ре­вод­чи­кам Ге­ор­гию Шен­ге­ли, Сер­гею Шер­вин­ско­му, Вла­ди­ми­ру Ми­ку­ше­ви­чу и Юрию Сте­фа­но­ву.

Ког­да-то мой стар­ший друг по­ди­вил ме­ня тем, что от ру­ки пол­но­стью пе­ре­пи­сал Биб­лию. Хо­тя сам в тот мо­мент пра­во­слав­ным хри­с­ти­а­ни­ном не  был. А при­шёл в Цер­ковь уже в 50 лет, ча­с­то бы­вал на служ­бах, со­блю­дал по­сты, тру­ды От­цов Церк­ви ста­ли его еже­днев­ным на­столь­ным чте­ни­ем.

Жив­ший в до­гут­тен­бер­гов­скую со­вет­скую эпо­ху, он был ис­то­вым и рев­но­ст­ным пе­ре­пи­с­чи­ком Са­миз­да­та. Ино­гда объ­ё­ми­с­тые книж­ки, по­доб­но ле­ген­дар­но­му Не­сто­ру, пе­ре­пи­сы­вал от ру­ки за два-три дня. Ны­неш­ней мо­ло­дё­жи то вре­мя не слиш­ком-то и по­нят­но, за­чем что-то пе­ре­пи­сы­вать, по­шёл в ма­га­зин – и ку­пил, и ведь есть же, на­ко­нец, Ин­тер­нет?

Мне ка­жет­ся, ор­га­ны зна­ли об этом его ин­те­ре­се к за­прет­ным ав­то­рам, имен­но по этой при­чи­не кан­ди­дат­скую он так и не за­щи­тил.

В 1980-е я пе­ре­брал­ся в Моск­ву, об­ще­ние ста­ло ре­же, но всё рав­но ка­за­лось, что друж­ба на­ша бу­дет веч­ной, что он бу­дет все­гда... В по­след­ние го­ды жиз­ни Ва­ле­рий Пав­ло­вич жил один, же­на, то­же учё­ный, как-то не­о­жи­дан­но умер­ла, де­тей не бы­ло, в за­пу­щен­ной и не очень при­бран­ной квар­ти­ре об­ре­та­лась лишь боль­шая пу­ши­с­тая кош­ка, плюс ог­ром­ное ко­ли­че­ст­во книг, да фо­то­гра­фии рус­ских по­этов на сте­не.

И бы­ло в его оди­но­че­ст­ве что-то очень тра­ги­че­с­кое.

6-го ап­ре­ля, на Бла­го­ве­ще­нье, Ва­ле­рий Пав­ло­вич умер. На 67 го­ду жиз­ни. Те­ло на­шли не сра­зу. Вра­чи ска­за­ли, что ото­рвал­ся тромб. А ду­ша от­де­ли­лась от те­ла. Счи­та­ет­ся, что по­доб­ный уход– по­да­рок от Гос­по­да. Не уве­рен, по­мень­ше бы их бы­ло, та­ких по­дар­ков…

Те­перь на об­нин­ском Кон­ча­лов­ском клад­би­ще к дру­гим род­ным мо­гил­кам при­ба­ви­лась и его.

Но ос­та­лась па­мять о Ва­ле­рии Стель­ма­хе, ос­та­лось под­го­тов­лен­ное им со­бра­ние со­чи­не­ний Вы­соц­ко­го, ста­тьи о Вы­соц­ком и Пуш­ки­не, пе­ре­во­ды Ве­ле­со­вой кни­ги, сти­хов древ­не­го пев­ца Бо­я­на и «Сло­ва о пол­ку Иго­ре­ве».

А так­же и его за­ме­ча­тель­ные сти­хи, ко­то­рые он пи­сал всю свою жизнь и ко­то­рые, ко­неч­но же, на­до из­дать, что­бы со­брать из ос­кол­ков, раз­бро­сан­ных по те­т­рад­кам и ли­с­точ­кам, его це­ло­ст­ный об­раз. Ох, сколь­ко же се­го­дня же­ла­ю­щих, что­бы вся но­вая рус­ская ли­те­ра­ту­ра ос­та­ва­лась лишь «ве­щью в се­бе», а ру­ко­пи­си рус­ских пи­са­те­лей и по­этов так и пы­ли­лась бы в ар­хи­вах да в ящи­ках пись­мен­ных сто­лов.

  

Евгений ДАНИЛОВ

Ев­ге­ний Ев­ге­нь­е­вич Да­ни­лов ро­дил­ся в 1960 го­ду во Вла­ди­ми­ре. Од­но вре­мя он учил­ся в МХТИ им. Д.И. Мен­де­ле­е­ва, но окон­чил Мос­ков­ский ис­то­ри­ко-ар­хив­ный ин­сти­тут. У не­го вы­хо­ди­ли по­эти­че­с­кие сбор­ни­ки «По­мни­те сло­во», «Рус­ская те­ма», «Пра­зд­ник оди­но­че­ст­ва» и дру­гие кни­ги.





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования