Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №07. 18.02.2011

Поэт через запятую

 Спустя тридцать лет после Александра Иванова литературная пародия опять в моде. В периоды бурного стихописания без пародистов не обойтись. Пародист – как щука в реке – нужен, чтоб поэт не дремал и относился к тому, что пишет, критически. Так считает поэт и пародист из Иерусалима Евгений Минин.

 

МИНИН Евгений Аронович (род. 1949),  поэт, пародист. Автор пяти книг.  Лауреат ряда международных премий.  Автор «Литературной России».
МИНИН Евгений Аронович (род. 1949),
поэт, пародист. Автор пяти книг.
Лауреат ряда международных премий.
Автор «Литературной России».

– Я знаю, что мно­гие при­сы­ла­ют те­бе сти­хи и да­же це­лые книж­ки в на­деж­де быть спа­ро­ди­ро­ван­ны­ми. Они, что, ма­зо­хи­с­ты? Или дей­ст­ви­тель­но по­пасть на язык па­ро­ди­с­ту – для по­эта боль­шая честь?

– Бы­ла та­кая ис­то­рия с од­ной пи­са­тель­ни­цей. Я по­хва­с­тал, что у ме­ня есть че­ты­ре па­ро­дии на Куш­не­ра, а она ска­за­ла: «Как я ему за­ви­дую!» Тут же по­да­ри­ла свою книж­ку и по­про­си­ла обя­за­тель­но что-ни­будь на­пи­сать. Ка­кой в этом смысл? А очень про­стой. От­кры­ваю се­го­дня сбор­ник па­ро­дий Алек­сан­д­ра Ива­но­ва и уз­наю: ага, ока­зы­ва­ет­ся, был та­кой-то и та­кой-то, ны­не за­бы­тый. Мно­гих вре­мя вы­мы­ло из по­эзии, они ос­та­лись толь­ко в сбор­ни­ках па­ро­ди­с­тов.

– Как из­ве­ст­но, у Алек­сан­д­ра Ива­но­ва бы­ло мно­го вра­гов, он во­об­ще был че­ло­век желч­ный, яз­ви­тель­ный. На­вер­но, па­ро­дист толь­ко та­ким и мо­жет быть. Это свой­ст­во ха­рак­те­ра, про­дик­то­ван­ное про­фес­си­ей.

– Не со­гла­сен. На­сколь­ко я знаю, у ме­ня нет вра­гов. Я не став­лю пе­ред со­бой за­да­чи оби­деть ав­то­ра. Бо­лее то­го: ес­ли я к по­эту от­но­шусь не­до­б­ро­же­ла­тель­но, то па­ро­дии не пи­шу. Так что мои па­ро­дии – это ещё и знак хо­ро­ше­го от­но­ше­ния. А срав­ни­вать ме­ня с Ива­но­вым во­об­ще не впол­не кор­рект­но. Он ведь сам о се­бе пи­сал: по­эт-па­ро­дист. А я – по­эт, па­ро­дист. Че­рез за­пя­тую.

– В по­ис­ках объ­ек­та для па­ро­дии ты от­сле­жи­ва­ешь ог­ром­ные мас­си­вы со­вре­мен­ной по­эзии. Что она пред­став­ля­ет со­бой с точ­ки зре­ния па­ро­ди­с­та?

– Чи­таю прак­ти­че­с­ки всё. Все тол­стые жур­на­лы, все га­зе­ты с по­эти­че­с­ки­ми пуб­ли­ка­ци­я­ми. И в пер­вую оче­редь бро­са­ет­ся в гла­за груп­пов­щи­на. При­чём груп­пы, как пра­ви­ло, со­би­ра­ют не по твор­че­с­ким со­об­ра­же­ни­ям, а по лич­ным и ка­рь­ер­ным. И це­ли у них то­же не твор­че­с­кие: про­тал­ки­вать сво­их. Ес­ли кто-то со сто­ро­ны, не дай бог, по­кри­ти­ку­ет «груп­по­во­го» по­эта, это­го кри­ти­ка за­топ­чут всем кла­ном, всей ту­сов­кой. Без­жа­ло­ст­но, бес­по­щад­но. А мно­гие та­лант­ли­вые по­эты, на­хо­дя­щи­е­ся вне групп, ока­зы­ва­ют­ся не­за­ме­чен­ны­ми. По­то­му что за их спи­ной ни­ко­го нет. Ес­ли же го­во­рить о по­эзии как та­ко­вой, то тут, ко­неч­но, всё субъ­ек­тив­но. Мне ин­те­ре­сен Да­вид Па­та­шин­ский, ин­те­ре­сен Сер­гей Ше­с­та­ков. Я на­блю­даю за Ма­шей Мар­ко­вой, ко­то­рая очень чув­ст­ву­ет ин­то­на­цию сти­хо­тво­ре­ния. Очень нра­вит­ся Мак­сим Жу­ков. Хо­тя у не­го и есть не­цен­зур­ная лек­си­ка, а я её не люб­лю, но он бле­с­тя­ще уме­ет поль­зо­вать­ся этой лек­си­кой. Чи­таю его с удо­воль­ст­ви­ем. Мно­гих мож­но бы­ло бы пе­ре­чис­лить. И вме­с­те с тем пе­чаль­но, что на­вер­ху не то, что долж­но там на­хо­дить­ся, а то, что обыч­но на­верх всплы­ва­ет.

– Пра­виль­но я по­ни­маю, что па­ро­дия – это вну­т­ри­це­хо­вая вещь, ко­то­рая ин­те­рес­на толь­ко тем, кто сам пи­шет?

– Не сов­сем. Для обыч­но­го чи­та­те­ля ли­те­ра­тур­ные тон­ко­сти не­важ­ны. Ему ин­те­ре­сен мо­мент пре­об­ра­же­ния: как это из ци­та­ты вдруг воз­ник но­вый текст. Ин­те­ре­сен же шарж. Смо­т­ришь: вро­де бы ли­цо как ли­цо. Но ког­да его пре­об­ра­жа­ет шар­жист, всё ста­но­вит­ся круп­нее, ин­те­рес­нее, яр­че. И мож­но срав­ни­вать с ори­ги­на­лом, это от­дель­ное удо­воль­ст­вие. А во­об­ще, это ли­те­ра­тур­ная иг­ра, иг­ра со сло­вом, иг­ра со смыс­лом. Ес­ли чи­та­тель улыб­нул­ся, зна­чит, я мо­ло­дец.

– Ко­декс че­с­ти па­ро­ди­с­та, он су­ще­ст­ву­ет? Ко­го бы ты не стал па­ро­ди­ро­вать?

– Я не пи­шу па­ро­дий на мёрт­вых. Жи­вой по­эт мо­жет от­ве­тить мне, за­щи­тить­ся. А мёрт­вые без­за­щит­ны. Не пи­шу на сти­хи, по­свя­щён­ные ро­ди­те­лям, близ­ким лю­дям. Бы­ва­ет, чи­та­ешь и ви­дишь, что на­пи­са­но кро­вью бук­валь­но. Тут не до язы­ко­вых ог­ре­хов. Та­кое па­ро­ди­ро­вать со­весть не поз­во­ля­ет.

– Со­мне­ва­юсь, что на го­но­ра­ры па­ро­ди­с­та мож­но кор­мить се­мью. Рас­ска­жи, кто ты по про­фес­сии, кем ра­бо­та­ешь.

– Я окон­чил По­ли­тех­ни­че­с­кий ин­сти­тут. Ра­бо­тал в Ви­теб­ске на­чаль­ни­ком це­ха на ча­со­вом за­во­де. По­том учи­те­лем тру­да. В 1990 го­ду мы эми­г­ри­ро­ва­ли. И с 1991-го ра­бо­таю в шко­ле учи­те­лем ин­фор­ма­ти­ки, учу де­тей об­ра­щать­ся с ком­пью­те­ром. Жизнь моя де­лит­ся на две по­ло­ви­ны. В од­ной школь­ная ра­бо­та, ко­то­рая ме­ня кор­мит, в дру­гой ра­бо­та ли­те­ра­тур­ная, ко­то­рая ме­ня вдох­нов­ля­ет.

– Ка­ков сей­час твой ста­тус в ли­те­ра­тур­ном ми­ре?

– Я пред­се­да­тель Ие­ру­са­лим­ско­го от­де­ле­ния Из­ра­иль­ско­го со­ю­за пи­са­те­лей. От­вет­ст­вен­ный се­к­ре­тарь «Ие­ру­са­лим­ско­го жур­на­ла». Кро­ме то­го, я и сам из­да­тель. Уча­ст­вую в из­да­ни­ях ис­то­ри­ка Са­ве­лия Ду­да­ко­ва и дру­гих про­ек­тах. Из­даю аль­ма­нах «Ли­те­ра­тур­ный Ие­ру­са­лим». У мно­гих пи­са­те­лей в сто­лах и ком­пью­те­рах за­ва­ля­лись юмо­ри­с­ти­че­с­кие тек­с­ты. Шут­ки, афо­риз­мы, эпи­грам­мы. И я по­ду­мал, что ес­ли со­брать всё это, мо­жет по­лу­чить­ся ин­те­рес­но. Так воз­ник но­вый аль­ма­нах «Ли­те­ра­тур­ный Ие­ру­са­лим улы­ба­ет­ся». Уже вы­шло три вы­пу­с­ка, на под­хо­де чет­вёр­тый. Это моё де­ти­ще, я сам его вер­стаю, и про­даю то­же сам.

– На ко­го сто­ит об­ра­тить вни­ма­ние из из­ра­иль­ских ав­то­ров, пи­шу­щих по-рус­ски?

– Мне нра­вит­ся чу­дес­ная по­этес­са Ри­на Ле­вин­зон, нра­вит­ся Ася Век­с­лер, Ни­на Лок­ши­на. Есть очень ин­те­рес­ный пи­са­тель Алек­сандр Ко­б­рин­ский. Не го­во­рю уже об Иго­ре Гу­бер­ма­не и Ди­не Ру­би­ной, ко­то­рых все зна­ют.

– Су­ще­ст­ву­ет мне­ние, что там, где нет жи­вой жиз­ни язы­ка, нет и пол­но­цен­ной ли­те­ра­ту­ры. Зна­чит, глав­ное пи­шет­ся в Рос­сии, а в ди­а­спо­рах – лишь сла­бое эхо.

– Воз­мож­но, так бы­ло рань­ше. Но в эру Ин­тер­не­та ме­с­то не име­ет зна­че­ния. Ни­ка­кой ин­фор­ма­ци­он­ной изо­ля­ции нет. Все пуб­ли­ка­ции до­ступ­ны, об­ще­ние идёт очень ак­тив­но. Рус­ские ли­те­ра­то­ры при­ле­та­ют в Из­ра­иль не­пре­рыв­но, и по­оди­ноч­ке, и груп­па­ми. Я и сам мно­го пе­ча­та­юсь в рус­ских из­да­ни­ях, боль­ше, чем в ка­ких-ли­бо дру­гих. Мой чи­та­тель – в Рос­сии, я от не­го ото­рван толь­ко ге­о­гра­фи­че­с­ки.

– Ка­кие у те­бя пла­ны на 2011-й?

– Го­тов­лю вто­рой то­мик па­ро­дий. В об­щей слож­но­с­ти в обо­их то­мах со­бра­но боль­ше трёх­сот тек­с­тов. Кро­ме то­го, бу­дут из­да­ны из­бран­ные сти­хи и из­бран­ные па­ро­дии. Я ска­зал, что не па­ро­ди­рую мёрт­вых, но есть ис­клю­че­ние. В этом го­ду я для жур­на­ла «Ли­те­ра­тур­ная учё­ба» под­го­то­вил па­ро­дии на по­этов Се­ре­б­ря­но­го ве­ка. Их поч­ти не па­ро­ди­ро­ва­ли в со­вет­ское вре­мя из-за цен­зур­ных ог­ра­ни­че­ний. Так что это сво­е­го ро­да экс­пе­ри­мент.


Беседовал Ян ШЕНКМАН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования