Архив : №10. 11.03.2011
Литературное междудалье
ПАРОДИЯ
На первый взгляд кажется, что это куда лучше.
А на второй понимаешь – хуже некуда.
Валерия Жарова
Кто-то называет меня Топоровым в юбке. Нет, я не согласна. Это Топоров – Жарова в брюках. Кто сомневается – пришлите мне книжку, сами убедитесь. Поскольку не смогла сделать обзор речных журналов – «Нева», «Урал», «Волга» и других – их мне не дали в библиотеке – кто-то пожаловался, даже знаю кто. Пришлось купить газету «Литературные дали», где есть тоже много интересного.
В передовой газеты наш министр культуры предлагает убрать рекламу с каналов ТВ. А кто против? Все – за! Только не понимает министр, что реклама, как и мафия – бессмертна. Но это между прочим.
А начну со статьи Игоря Фролова – ого, уже главного редактора. Поздравляю! Как растёт человек. За одну публикацию в этой газете так повысили. Ещё пару раз напечатают – и быть Фролову министром печати. Или культуры. Или культуры печати. Кто знает. В статье обсуждается так называемый новый реализм, который представляет из себя скудный синтаксис вкупе с избыточной лексикой – это похоже на кружевной лифчик размера Х. Чтобы добраться до объекта под лифчиком, приходится перелезть через десяток заковыристых описаний. Добираешься – а там… В смысле, что лифчик на месте – а под ним – ничего. Дескать – неполовозрелое это явление. Мнения об новом реализме разнообразны и даже противоположны, но сошлись участники только в одном: в ЖЗ нужно брать всех.
А вот и наш знаменитый эпистоляр Кирилл Анкудинов. Всё письма строгает на деревню читателю. А пишет-то он девятое письмо о патриотических журналах – «Наш современник», «Москва» и других. Да как хорошо пишет! Ой, боюсь, что десятое его письмо будет уже напечатано в «Современнике». Пишите, Кирилл, ваша неделя. Единственное замечание – однообразная витиеватость текста утомляет уже на втором абзаце, который я, кстати, и не читала. Что ж, скажем Анкудинову «до свиданья» и двинем дальше.
Знакомое имя – Евгений Рейн. Помню, в школе учили Гоголя: «Редкая поэт долетит до середины Рейна». Правда, слышала – обмелел Рейн. Я имею в виду реку. Думала – будут стихи, ан нет, мемуары. Как-то отлегло. Воспоминания ветерана потрясают, это мемуары советских времён с интригующим названием «Другому как понять тебя?!». Странно, что озаглавлено тютчевской строкой, а не рейновской, хотя столько стихов написано самим автором. Ну, воспоминания как воспоминания. Ничего такого, чего бы мы уже не читали в других воспоминаниях, а интересное событие – только то, что уважаемого поэта приняли за сотрудника КГБ. Главное – кто принял? Американцы. Да кто не знает, что они тууупые. А в остальном – мелочи, мелочи. Или не всё передано, или не так пережито.
Теперь на очереди стихи, условно отнесём к поэзии эту подборку словоплетений. Написано нормально, то есть никак. Два разных поэта. Типа – он и она. Читаю стихи – от всех веет одним и тем же – горечью поджелудочной, кровоточащей душой, сердцем в шрамах инфарктов и инсультов, о печени и почках даже не заикаюсь. Сплошной анатомический театр.
В разделе «Проза» рассказ Николая Немудрёного назван многозначительно – «Было – не было». Сюжета как такового нет (да-да, не в сюжетах, оказывается, счастье – а в надёжном издательстве – я-то знаю, но лучше уж вовсе без сюжетов, чем с такими… бррррр!). Сразу хочу дать совет всем прозаикам: следует исключить из лексикона глагол «сказал». Иначе нить повествования улавливается с трудом, сразу как-то теряешься от наглости, с которой нам преподносят малозначительную чушь, выдавая за изумруд смысла. Сама не поняла, что написала, но вообще-то я в бижутерии – не очень. По поводу языка – чёрт с ним, с языком. Надо валить побольше словес, авось не заметят. Но было бы о чём писать! А этот рассказ плохо написан, да ещё и раздут какими-то представлениями о тонкой духовности, глубинном благородстве и широте мысли. Цитировать неохота даже. А может, всё это перемножить, чтобы найти объём прозы? Геометрия Лобачевского, и только. Увы, нечего там читать. Зачем писалось? Зачем читалось?
Но это ещё ничего. Потому что дальше у читателя вообще ум за разум зайдёт, потому что следующий под раздачу – пародист Евгений Минин. Слава Богу, что не Пожарский, а то мог бы оказаться моим родственником по корню. Представьте – пишет пародии – и на что? Вся наша современная поэзия – сплошная пародия. Нынче буквы знают все. И сдуру думают, что умение набирать буквы на клавиатуре и есть умение сочинять стихи. Но и от балды лепить подряд пародию за пародией – уменья большого не надо. Читаю. Начинается вроде ничего, живенько. На первый взгляд кажется, что это куда лучше. А на второй понимаешь – хуже некуда. На третий – удивительно, как он ещё жив. Есть ещё в газете набор аннотаций к нескольким книгам, мелкие заметки о юбилеях и литературных конфликтах, а также отдел юмора «12 стульев». Стульев-то двенадцать, а авторов-юмористов в разделе пять. Нет чтобы вынести лишнюю мебель, тогда можно было ещё пару авторов разместить. Не догадываются или грузчиков нет. Опечатки в газете напрягают, но пока не сильно, а значит, скоро встретимся!
Евгений МИНИН,
г. ИЕРУСАЛИМ,
Израиль