Архив : №11. 18.03.2011
Мы из Сибири
БОЯЗНО ВСЁ БЕЗ ОСТАТКА ПОНЯТЬ
Невозможно остаться никем,
Неизбежно – остаться. Диктую
по скрещению вен на руке,
по слиянии Бии с Катунью. |
|
Сергей ФИЛАТОВ |
Так параллельно мысли и чувству идут строки поэта из Бийска Сергея Филатова, иногда с такой тяжеловесностью, что организм говорит, что на сегодня поэзии хватит.
И бряцкает цепью тяжёлой
февраль... или пёс на дворе. |
Или продолжая ту же мысль так, что даже у изощрённого читателя мурашки могут пойти по руке.
и покой на свете том,
что октябрь на этом свете. |
Масштабность и лиричность – вот стрелы поэта, которые летят прямо в сердце.
Заполночь.
Кто-то невидимый ахает,
Вечности близкой темнеет нора.
Время уходит
короткими взмахами
И на Земле – ни кола, ни двора. |
Лиричность – важный элемент воздействия. Когда мысль ещё не сформирована, а чувства уже бушуют в душе читателя.
Слово, как влажную марлю,
прикладывать
на оголённую рану вины... |
Стремленье к совершенству и сомнения – вечернее вдохновенье, вот чем живёт поэт. И вот как он пишет.
Чтоб, как река утратив берега,
утратить всё: пространство,
время, имя. |
Главное, этому веришь.
Веришь в эту непридуманность:
Я, как стакан, – до дна.
Я вымолчан... |
Это интересно, это продавливает, задевает.
Поэт разнообразен, зримо-конкретные детали уходят в бесконечность, влекут за собой.
Ночь города в окно посеяна.
С есенинской похмельной
нежностью
раскинуто бельё постельное,
как Русь безропотная, снежная. |
РОДНОЙ ЯЗЫК - НАШ ПРОМЫСЕЛ ЖИВОЙ
Гул великой поэзии всегда присутствовал вокруг нас. Он исходил из земли и неба. Не каждому поэту удавалось уловить его. Сергею Донбаю это дело всегда было по плечу.
Едва поднебесный фонарь
в ночной погружается дёготь,
как громы берётся громарь
за ниточки-молнии дёргать. |
|
Сергей ДОНБАЙ |
Эмоция всегда была у поэта выше смысла, пусть даже неотвратимо превосходящего над всем, и поэт играючи демонстрирует поэзию в поэзии.
Смешно, но вспомнил:
вернусь из Парижа
и надо будет копать картошку. |
Или вот ещё:
– Серёжа, мы в Риме,
давай поцелуемся!
|
Точность характера лирического героя выверена интуицией. Другого инструмента у поэтов не существует. А интуиция сродни таланту.
Присутствие смысла изящно и ненавязчиво демонстрируется в строках и между ними.
Одинокая ноша
веселится в полях,
ей одна лишь забота:
ля-ля-ля, ля-ля-ля. |
О чем это стихотворение? Конечно же, о нас, о нашей жизни, о нашем мировоззрении, о наших чувствах и помыслах, и так далее. Умеет Сергей Донбай послать стрелу далеко за горизонт и, не видя мишени, поразить точно цель.
«У дороги чибис...
он кричит – чудак!»
Радости случились,
лишь печаль – никак. |
Пластичность языка, интуитивно выверенные паузы между словами влияют на читателя так, как того пожелает поэт.
От первых потаённых чувств:
«Быть может...»
И до надежды страстной:
«Может быть!» |
Вот бесконечный отрезок времени и пространства, в котором мечтает заниматься старинным трудом каждый поэт.
Читатель известный ворюга
прочитанных книг. |
И, продолжая эту тему, Поэт подводит итог:
На русском престоле
Князь-Книга,
И Книжка – Княжна. |
ЛЕТО, ПОТЯГИВАЯСЬ, РОСЛО
За моей неуклюжей,
тяжёлой спиной
Мир,
напитанный стужей,
тяжёлый, больной. |
|
Владимир КРЮКОВ |
Так уверенно идёт по жизни российский поэт Владимир Крюков, небрежно добавляя:
это не просто седина,
это – переохлаждение
крови. |
Строчки его стихов неподвластны времени, и те сотни тысяч читателей, которые живут на сайте «Литературной России», со мной согласятся.
Владимир Крюков сумел продолжить философию Тарковского, неуловимую мощь строчек Слуцкого, оставаясь самим собой:
Когда же метель
за порогом
жестока необычайно,
звук ложечки в чашке чая
может надолго растрогать. |
Или вот ещё один пример, когда поэт на «ты» с временем и пространством.
И что случилось –
потом не помнил,
он в этом
не разобрался сам,
но ясно,
неотвратимо понял,
что будет жить
по другим часам. |
Сказать и сделать не одно и то же. Но если поэт так сказал, он так и делает. И в этом его величье.
Мы сидели почти без слов,
только чувствовали,
ощущали,
как в безбрежности,
за плечами
лето, потягиваясь, росло. |
Надо быть талантливым поэтом, чтоб такое увидеть и запечатлеть в строчках.
Михаил АНДРЕЕВ