Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №11. 18.03.2011

Времена устаканились

 Но это не зна­чит, что на­до стро­ить но­вые дог­мы

 

Здравствуйте, уважаемый редактор «Литературной России». Пишет вам журналист из Владивостока Анастасия Попова (на моём писательском счету только одна книжка – «Политэкстрим», которая вошла в лонг-лист премии «Дебют»). Промониторила вашу газету и наткнулась на довольно спорную публикацию в № 09 от 04.03.2011 «Что убивает литературу?» (Юрий Серов, г. Орск, Оренбургская обл.).

Решила поспорить с автором.

Намедни задалась вопросом: чего это мы постоянно хороним литературу? Видимо, уважаемые члены союзов писателей воспринимают литературу только как толстую книжку в виде романа Шолохова или увесистый том стихов Цветаевой. Но литература – это ещё и тексты песен, сценарии фильмов и мультфильмов, театральные пьесы, интернет-поэзия с целым букетом жанров, беллетристика в виде Донцовой и т.д. А вы не думали, что именно сейчас, в ближайшие лет 10–20, зацветёт пышным цветом именно тонкая, философская или социально-политическая проза? Ведь к такому повороту есть целый ряд предпосылок.

 

1. Кри­зис по­эзии

Ког­да я учи­лась в уни­вер­си­те­те, нам объ­яс­ня­ли, что не мо­жет быть по­пу­ляр­ной сра­зу и по­эзия, и про­за. Нам так го­во­ри­ли: сна­ча­ла бы­ла про­за в ви­де жиз­не­опи­са­ний свя­тых, по­том це­лая пле­я­да по­этов – Су­ма­ро­ков... Дер­жа­вин... Пуш­кин, даль­ше сно­ва про­за – Тур­ге­нев, До­сто­ев­ский, – даль­ше Се­ре­б­ря­ный век – сти­хи... Со­вет­ский пе­ри­од брать не бу­ду, там вы­ры­ва­ет­ся на пер­вый план ки­не­ма­то­граф. Возь­мём на­ше вре­мя. Пе­ре­ст­рой­ка. Мно­го бы­ло сня­то филь­мов? Я кро­ме «За­ла ожи­да­ния» вспом­нить ни­че­го не мо­гу. А ведь филь­мы по сво­ей ли­те­ра­тур­ной ос­но­ве бли­же к про­зе. А вот эс­т­рад­ная пес­ня и рок-му­зы­ка про­сто еже­днев­но вы­да­ва­ли ше­де­в­ры. За­меть­те, лю­бая пес­ня – это 50% му­зы­ки и 50% по­эзии. Мы ви­дим, как ви­до­из­ме­ни­лась по­эзия. По­яви­лось очень мно­го при­ёмов. Это и ин­ту­и­тив­ность (вспом­ни­те лю­бую из пе­сен Зем­фи­ры – их по­ни­ма­ешь не го­ло­вой, а на­ст­ро­е­ни­ем), и ло­зун­го­вость (куль­то­вое «Лох – это судь­ба»). На се­го­дня мы име­ем сов­сем дру­гую по­эзию, не­же­ли рань­ше. А те­перь вклю­чи­те те­ле­ви­зор. Ка­кие кон­цер­ты мы ви­дим? Но­вень­ко­го ма­ло­ва­то. Пе­ре­пе­ва­ют то, что по­яви­лось от на­ча­ла со­вет­ско­го вре­ме­ни до ны­неш­не­го. Не по­то­му ли, что по­эзия се­бя ис­чер­па­ла и на­сту­пи­ло вре­мя про­зы? Не по­то­му ли, что вре­ме­на ус­та­ка­ни­лись, мир объ­яс­нён, и при­шло вре­мя стро­ить но­вые дог­мы?

2. Кри­зис жур­на­ли­с­ти­ки

Вспом­ни­те, в 90-х – на­ча­ле ну­ле­вых все зна­ли, с кем из­ме­ня­ет же­на Мяс­но­му ко­ро­лю и что зна­чит «Вы са­мое сла­бое зве­но». Сей­час не вся­кий смо­жет на­звать про­грам­му пе­ре­дач Пер­во­го ка­на­ла. Я ра­бо­таю в не­за­ви­си­мой га­зе­те При­мор­ско­го края «Ар­се­нь­ев­ские ве­с­ти». В 90-х ти­ра­жи кра­е­вых га­зет под­прыг­ну­ли до 150 тысяч эк­земп­ля­ров, сей­час ред­ко ко­му уда­ёт­ся пе­ре­плю­нуть 20 тысяч. Ожи­да­лось, что по­сле то­го, как власть ску­пи­ла часть кра­е­вых га­зет, взле­тят ти­ра­жи не­за­ви­си­мых. Это­го не про­изо­ш­ло. Ти­ра­жи не­за­ви­си­мых га­зет не­мно­го под­прыг­ну­ли, но сей­час ви­сят на уров­не 10–20 тысяч. Об­ще­ст­во на­елось жур­на­ли­с­ти­кой. Она боль­ше не бу­до­ра­жит.

3. Кри­зис син­те­ти­че­с­ких жа­н­ров

Бы­ла на кон­цер­те Ла­ри­сы До­ли­ной во Вла­ди­во­с­то­ке – зал за­пол­нен на­по­ло­ви­ну. На кон­цер­те Во­лоч­ко­вой не про­сто ан­шлаг – на­род сто­ял в про­хо­дах. В ме­ст­ных те­а­т­рах ан­шла­ги не толь­ко по пре­мье­рам. Ког­да на сво­ём кон­цер­те Стас Пье­ха стал чи­тать свои сти­хи, они бы­ли вос­при­ня­ты не ме­нее теп­ло, чем пес­ни, на ко­то­рые, соб­ст­вен­но, и шли. Вспом­ни­те су­пер­ме­га­по­пу­ляр­ный «Ава­тар». Что но­во­го по­ка­за­ли нам аме­ри­кан­цы? Ни­че­го. Мы в оче­ред­ной раз уви­де­ли аме­ри­кан­ский фильм про то, как аме­ри­ка­нец спа­са­ет мир, да, на этот раз от аме­ри­кан­цев. Но «Ава­тар» но­вый дра­ма­тур­ги­че­с­кий прин­цип не изо­б­рёл. Та­кое ощу­ще­ние, что и эс­т­ра­да, и ки­но уже ска­за­ли всё, что мог­ли ска­зать, и об­ще­ст­вен­ный ин­те­рес на­чал пе­ре­те­кать в аль­тер­на­тив­ные жа­н­ры. Но есть ещё од­на при­чи­на, по ко­то­рой ед­ва ли сто­ит ждать скач­ка от ки­не­ма­то­гра­фа. Поч­ти все фе­де­раль­ные ка­на­лы стра­ны вхо­дят в хол­динг, ко­то­рый кон­тро­ли­ру­ет ад­ми­ни­с­т­ра­ция пре­зи­ден­та. Смо­жет ки­не­ма­то­граф ис­крен­не и объ­ек­тив­но от­ра­зить на­ст­ро­е­ние стра­ны, ко­то­рая воз­му­ще­на ре­фор­ма­ми пре­зи­ден­та? Нет. Кто-ни­будь ста­нет за свой счёт вы­пу­с­кать филь­мы, в ко­то­рых раз­но­сит­ся по­ли­ти­ка вла­с­ти, зная, что эти филь­мы ни­кто не ку­пит? Ед­ва ли. А вот в про­зе от­ра­зить на­ст­ро­е­ние об­ще­ст­ва очень ре­аль­но, ведь что­бы на­пи­сать ро­ман, мне ну­жен все­го лишь ком­пью­тер, а что­бы его про­дви­нуть – свой блог и не­сколь­ко пи­ар-фи­шек.

По­треб­ность в ху­до­же­ст­вен­ном сло­ве в об­ще­ст­ве бы­ла, есть и бу­дет все­гда. За то вре­мя, ког­да у нас бы­ла со­вет­ская власть, ми­ро­вая про­за на­ко­пи­ла мас­су при­ёмов, раз­ви­ла ряд но­вых жа­н­ров, ви­до­из­ме­ни­лась. Оте­че­ст­вен­ные пи­са­те­ли эти при­ёмы ос­во­ить не ус­пе­ли, так как в стра­не бы­ло вре­мя по­эзии.

Со­вет­ские пи­са­те­ли (ни од­но­го вы­да­ю­ще­го­ся име­ни на­звать не мо­гу, хо­тя пе­ре­чи­та­ла мас­су со­вет­ской ли­те­ра­ту­ры для под­ро­ст­ков) пи­са­ли аб­со­лют­но иде­аль­ные ве­щи. Жё­ст­кий сю­жет, пре­крас­ный дра­ма­тизм, хо­ро­шие ха­рак­те­ры, кон­крет­ные идеи и ни­ка­ко­го но­ва­тор­ст­ва. Вы гор­ди­тесь тем, что стра­на мас­со­во чи­та­ла кни­ги? Ну да, а в 90-х и ну­ле­вых мас­со­во смо­т­ре­ла те­ле­ви­зор и чи­та­ла га­зе­ты, а сей­час бу­дет мас­со­во гу­лять по Ин­тер­не­ту. Ка­кая раз­ни­ца, про­чи­тать Бул­га­ко­ва в ви­де кни­ги, по­смо­т­реть в ви­де филь­ма или спек­так­ля или про­честь с эк­ра­на ком­пью­те­ра? Итог один – граж­да­не ста­ли по­тре­би­те­ля­ми мыс­лей и эмо­ций Бул­га­ко­ва раз­ны­ми пу­тя­ми.

А тем, кто хо­ро­нит ли­те­ра­ту­ру, ска­жу так: та ли­те­ра­ту­ра, ко­то­рой за­чи­ты­ва­лись в со­вет­ское вре­мя, не бу­дет по­пу­ляр­ной, по­то­му что это бел­ле­т­ри­с­ти­ка вре­ме­ни, ко­то­рое про­шло. По­сле Зем­фи­ры и Лю­ба­ши по­эзия в клас­си­че­с­ком сти­ле вы­гля­дит мёрт­вой, а по­сле «Са­уз пар­ка», цен­но­с­ти ко­то­ро­го вы не по­ни­ма­е­те, пи­сать как рань­ше уже не­воз­мож­но. Вам ка­жет­ся, что «Са­уз парк», «Ма­ся­ня», «Шко­ла», «На­ша Ра­ша», «Клон», «Ди­кий ан­гел», на­вер­ня­ка, и «Пар­фю­мер», «Ал­хи­мик»... Это всё му­сор, ко­то­рым за­би­ва­ет се­бе моз­ги на­род вме­с­то ре­аль­ной ли­те­ра­ту­ры. Вам слож­но осо­знать, что эти про­из­ве­де­ния вы­бра­ли дру­гой язык и дру­гие при­ёмы для то­го, что­бы пе­ре­дать ок­ру­жа­ю­щий мир. И этот язык бли­же по­тре­би­те­лю, чем тот, ко­то­рым поль­зу­е­тесь вы. Не­по­пу­ляр­на не ли­те­ра­ту­ра, ко­то­рая жи­ва, ак­ту­аль­на и вез­де­су­ща все­гда. Не­по­пу­ля­рен кон­крет­ный пи­са­тель, ко­то­рый не так ге­ни­а­лен, что­бы его чи­та­ли или на его про­из­ве­де­ния ста­ви­ли филь­мы, пи­са­ли му­зы­ку...


Анастасия ПОПОВА,
г. ВЛАДИВОСТОК




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования