Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №11. 18.03.2011

КОРОЛЬ НА ХОДУЛЯХ

 Ру­дольф Ло­тар. Ко­роль Ар­ле­кин. Ре­жис­сёр-по­ста­нов­щик Ро­ман Вик­тюк.

 

На про­тя­же­нии ря­да лет с не­из­мен­ным ус­пе­хом в те­а­т­ре под уп­рав­ле­ни­ем Ро­ма­на Вик­тю­ка идёт до­б­рот­ный, кра­си­вый спек­такль «Слу­жан­ки» по пье­се Жа­на Же­не. По­это­му и от но­вой по­ста­нов­ки мож­но бы­ло ожи­дать кра­со­ты и со­дер­жа­тель­но­с­ти.

Ро­див­ший­ся в Бу­да­пе­ш­те не­мец­ко­языч­ный дра­ма­тург и те­а­т­раль­ный кри­тик Ру­дольф Ло­тар (1865–1944) был в своё вре­мя пло­до­ви­тым ав­то­ром пьес, опе­ре­точ­ных ли­б­рет­то и те­а­т­ро­вед­че­с­ких книг, но на­и­бо­лее ус­пеш­ным из его про­из­ве­де­ний бы­ла имен­но пье­са для те­а­т­ра ма­сок «Ко­роль Ар­ле­кин», на­пи­сан­ная в 1900 го­ду. Она бы­ла пе­ре­ве­де­на на ряд язы­ков и бы­ла, в ча­ст­но­с­ти, по­став­ле­на в Моск­ве, в Ка­мер­ном те­а­т­ре, из­ве­ст­ным ре­жис­сё­ром Алек­сан­д­ром Та­и­ро­вым.

Сю­жет пье­сы, как и мно­гих пьес то­го вре­ме­ни, до­воль­но аб­ст­ракт­ный, пер­со­на­жи – ус­лов­ные, про­сто ма­с­ки: брат ко­ро­ля, фак­ти­че­с­кий пра­ви­тель не­ко­е­го сре­ди­зем­но­мор­ско­го го­су­дар­ст­ва Тан­кред (Алек­сандр Дзю­ба), сле­пая ко­ро­ле­ва Гер­т­ру­да (Люд­ми­ла По­го­ре­ло­ва), не­на­ви­ди­мый ею бес­пут­ный сын и на­след­ник ко­ро­ля Бо­э­мунд (Ки­рилл Руб­цов). Тя­же­ло боль­ной ко­роль хо­чет пе­ред смер­тью по­смо­т­реть спек­такль бро­дя­чей труп­пы ак­тё­ров те­а­т­ра ма­сок, и так по­яв­ля­ют­ся на сце­не Ар­ле­кин (Дми­т­рий Бо­зин), Ко­лом­би­на (Ан­на Под­сви­ро­ва) и Пан­та­ле­о­не (Игорь Не­ве­д­ров).

Ко­роль уми­ра­ет, и на трон всту­па­ет Бо­э­мунд. Он хо­чет ов­ла­деть Ко­лом­би­ной и ра­ди это­го всту­па­ет в схват­ку с Ар­ле­ки­ном (Дми­т­рий Бо­зин). Ар­ле­кин за­ка­лы­ва­ет но­во­ис­пе­чён­но­го ко­ро­ля и сбра­сы­ва­ет его те­ло в мо­ре, омы­ва­ю­щее сте­ны ко­ро­лев­ско­го зам­ка. По­сле это­го, не сни­мая ма­с­ки и за­кры­ва­ю­ще­го ли­ца шле­ма, поль­зу­ясь так­же сход­ст­вом сво­е­го об­ли­ка и го­ло­са с об­ли­ком и го­ло­сом Бо­э­мун­да, Ар­ле­кин вы­да­ёт се­бя за уби­то­го и до по­ры не­пло­хо справ­ля­ет­ся с ро­лью мо­нар­ха. Од­на­ко ког­да до­хо­дит до де­ла, он па­су­ет. Тан­кред по­пу­ляр­но объ­яс­ня­ет ему, что фак­ти­че­с­ки все­ми де­ла­ми за­прав­ля­ет он, имея для это­го не­об­хо­ди­мые опыт и хи­т­рость. «Ко­роль» со всех сто­рон ок­ру­жён ин­три­га­ми. Тан­кред за­сы­ла­ет к не­му на­ём­ных убийц, а его дочь Ги­за (Ека­те­ри­на Кар­пу­ши­на) под­сы­па­ет ему яду в ча­шу с ви­ном. Ги­за влюб­ле­на в дру­го­го сво­е­го ку­зе­на Эц­цо (Алек­сей Скля­рен­ко), ко­то­рый так­же пре­тен­ду­ет на трон и в ка­че­ст­ве на­след­ни­ка боль­ше ус­т­ра­и­ва­ет Тан­кре­да.

Не вы­дер­жав дав­ле­ния, Ар­ле­кин рас­кры­ва­ет се­бя, но ему вме­с­те с дру­зь­я­ми уда­ёт­ся сбе­жать на лод­ке из на­по­ми­на­ю­ще­го клу­бок ядо­ви­тых змей зам­ка.

По­жа­луй, глав­ная идея спек­так­ля – о не­со­вме­с­ти­мо­с­ти по­прищ ху­дож­ни­ка и пра­ви­те­ля. Спек­такль по­свя­щён па­мя­ти не­мец­ко­го хо­рео­гра­фа Пи­ны Ба­уш и сти­ли­зо­ван под её ба­лет «Ка­фе Мюл­лер». Что­бы не ос­та­ва­лось со­мне­ний, вид­ное ме­с­то в де­ко­ра­ци­ях за­ни­ма­ет не­о­но­вая над­пись: «Cafe». Со­от­вет­ст­ву­ет это­му и ме­бель – ре­с­то­ран­ные сто­ли­ки и вен­ские сту­лья. Лишь на зад­нем пла­не – ар­ти­с­ти­че­с­кая ме­бель: цвет­ные цир­ко­вые ку­би­ки-крес­ла. Свер­ху до­ни­зу сви­са­ют раз­но­цвет­ные, глав­ным об­ра­зом крас­ные, ку­с­ки тка­ни, ко­то­рые по хо­ду спек­так­ля ис­пол­ня­ют функ­ции тра­пе­ций (сце­но­гра­фия Вла­ди­ми­ра Бо­е­ра).

Кро­ме это­го, к рек­ви­зи­ту от­но­сят­ся и хо­ду­ли, ко­то­ры­е ак­тё­ры ко­ме­дии ма­сок ис­поль­зу­ют не толь­ко по на­зна­че­нию, но и как ору­жие – как хо­лод­ное, так и ог­не­ст­рель­ное. На­и­бо­лее по­вто­ря­ю­щи­е­ся фи­зи­че­с­кие дей­ст­вия в спек­так­ле – ки­да­ние вен­ски­ми сту­ль­я­ми и пе­ре­во­ра­чи­ва­ние сто­лов. Мно­го так­же пла­с­ти­ки, ак­ро­ба­ти­ки, тан­цев – сло­вом, зна­ко­мый ар­се­нал те­а­т­ра под ру­ко­вод­ст­вом Р.Вик­тю­ка.

Но, к со­жа­ле­нию, Р.Ло­тар (1865–1944) всё же не Жан Же­не, и при­выч­ные при­ёмы здесь не впол­не сра­ба­ты­ва­ют. Вы­зы­ва­ет во­про­сы и во­пло­ще­ние не­ко­то­рых ро­лей. Ко­ро­ле­ва го­во­рит с ин­то­на­ци­я­ми ро­бо­та или ино­пла­не­тян­ки и хо­дит, смеш­но под­ры­ги­вая но­гой. Пле­мян­ни­ца ко­ро­ля – Ги­за, не­ве­с­та прин­ца, вы­гля­дит стар­ше сво­е­го от­ца Тан­кре­да. Пер­со­на­жи мно­го кри­чат, ви­сят и ку­выр­ка­ют­ся на им­про­ви­зи­ро­ван­ных тра­пе­ци­ях – раз­но­цвет­ных по­лот­ни­щах. Соб­ст­вен­но иг­ры ак­тёр­ской ма­ло – а мо­жет, и ма­ло что есть здесь иг­рать. Ли­те­ра­тур­ный ма­те­ри­ал от­кро­вен­но сла­бый, хо­тя по этой пье­се в Гол­ли­ву­де да­же был по­став­лен в 1927 го­ду фильм «Вол­шеб­ное пла­мя» (в чис­ле сце­на­ри­с­тов был и сам Р.Ло­тар). Вме­с­то ха­рак­те­ров – ус­лов­ные пер­со­на­жи-функ­ции, как в не­ко­то­рых дру­гих дра­ма­ти­че­с­ких про­из­ве­де­ни­ях то­го вре­ме­ни: на­при­мер, «Жиз­ни че­ло­ве­ка» Ан­д­ре­е­ва. Боль­шин­ст­во та­ких пьес уже за­бы­то, а в ре­пер­ту­а­ре ос­та­лись под­лин­но но­ва­тор­ские и вскры­ва­ю­щие суть ве­щей про­из­ве­де­ния Ав­гу­с­та Стринд­бер­га, Мо­ри­са Ме­тер­лин­ка, Аль­ф­ре­да Жар­ри, Джо­на Мил­линг­то­на Син­га, ес­ли да­же го­во­рить о мо­дер­нист­ской дра­ма­тур­гии.

В пье­се «Ко­роль Ар­ле­кин», да и в по­ста­нов­ке, ма­ло ощу­ща­ет­ся ду­х ком­ме­диа дель ар­те, а ско­рее лишь не­ко­то­рым об­ра­зом «те­атр же­с­то­ко­с­ти» Ан­то­не­на Ар­то, с упо­ром на ми­ми­ку, пла­с­ти­ку, же­с­ты, сим­во­ли­че­с­кую сце­но­гра­фию. Из ак­тё­ров боль­ше всех по­нра­вил­ся А.Дзю­ба, сы­г­рав­ший Тан­кре­да с хо­ро­шей дик­ци­ей, пси­хо­ло­ги­че­с­ки убе­ди­тель­но. С дру­гой сто­ро­ны, это ед­ва ли не един­ст­вен­ный ин­те­рес­ный об­раз в са­мой пье­се, ко­то­рая, на наш взгляд, по­слу­жи­ла лишь по­во­дом для де­мон­ст­ра­ции пла­с­ти­че­с­ких и хо­рео­гра­фи­че­с­ких воз­мож­но­с­тей труп­пы под ру­ко­вод­ст­вом Р.Вик­тю­ка.


Ильдар САФУАНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования