Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №13. 02.04.2011

Горсть рассыпанной смальты

 Писателя оценивают по законченным произведениям литературы. Рассказам, повестям, романам. В его творческую лабораторию заглядывать не принято. Наброски, заметки, записи, варианты становятся известны читателю, как правило, когда писателя уже нет на свете.

С записями Антона Тихолоза, на мой взгляд, случай особый. Его «извлечения из записной книжки» интересны и важны сами по себе. Это короткие практические этюды, рассказы, мысли. Может быть, какие-то из них со временем станут составной частью объёмистых произведений, но наверняка в большинстве останутся отдельными, самодостаточными текстами.

Для меня Антон Тихолоз прежде всего автор двух замечательных повестей – «Без отца» и «Старик, посадивший лес», – опубликованных в журнале «Новый мир». Но и его миниатюры – это, по-моему, факт литературы. То, без чего творческий портрет писателя будет неполон.

 

Роман СЕНЧИН


 

Из­вле­че­ния из за­пис­ной книж­ки

 

* * *

Как-то по­ли­стал из­да­ва­е­мые те­перь по­смерт­но за­пис­ные книж­ки Ве­не­дик­та Еро­фе­е­ва. У не­го сов­сем ко­рот­ко: од­на спон­тан­но при­шед­шая в го­ло­ву слу­чай­ная фра­за, по од­ной строч­ке вы­пи­с­ки из по­этов. Стран­ное чте­ние: всё слиш­ком мел­ко и раз­роз­нен­но. Не­уди­ви­тель­но – за­пис­ные книж­ки бы­ли «тех­ни­че­с­кие», сам Еро­фе­ев не со­би­рал­ся их пуб­ли­ко­вать. Я лич­но по од­ной фра­зе не за­пи­сы­ваю, об­ра­зу или мыс­ли ста­ра­юсь, пусть на ма­лом тек­с­то­вом про­ст­ран­ст­ве, дать ка­кое-то раз­ви­тие. Мо­жет быть, зря ста­ра­юсь. Ли­те­ра­тур­ное твор­че­ст­во в ми­к­ро­ско­пи­че­с­ких фор­мах… Про­фес­сор, чи­тав­ший нам курс те­о­рии про­зы, ут­верж­дал, что за­ко­ны ли­те­ра­тур­ной ком­по­зи­ции пол­но­цен­но дей­ст­ву­ют уже во фра­зе, со­сто­я­щей из двух слов.

* * *

В жа­н­ре афо­риз­ма по­ло­же­но, что­бы при­сут­ст­во­ва­ла по­учи­тель­ная ин­то­на­ция: вот смо­т­ри­те, ре­бя­та, как всё на са­мом де­ле есть… С афо­риз­мов я на­чал свои за­пис­ные книж­ки. При об­суж­де­нии на се­ми­на­ре книж­ки по­лу­чил уп­рёк: та­ким то­ном име­ет пра­во пи­сать толь­ко за­слу­жен­ный ав­тор, име­ю­щий мно­го пуб­ли­ка­ций. Ра­бо­тая в книж­ном ма­га­зи­не, по­сто­ян­но про­сма­т­ри­ваю ле­жа­щие на пол­ках кни­ги. Не­ред­ко по­па­да­ет­ся: со­вер­шен­но не­зна­ко­мое имя на об­лож­ке тон­кой бро­шю­ры, и по­ло­ви­на её – крат­ких, в пол­то­ры стро­ки, афо­риз­мов…

* * *

Ко­рот­кие за­кон­чен­ные ис­то­рии на этих стра­ни­цах точ­но цвет­ные стёк­лыш­ки: ес­ли на­ле­пить на се­рую мас­су сы­ро­го бе­то­на, по­лу­чит­ся пё­с­т­рая мо­за­и­ка. Я в свой пер­вый и по­ка един­ст­вен­ный ро­ман мно­го по­на­встав­лял та­ких ис­то­рий-стёк­лы­шек, что­бы хоть как-то на­ра­с­тить мя­со на ске­лет фа­бу­лы, – ка­жет­ся, у ли­те­ра­ту­ро­ве­дов та­кой при­ём на­зы­ва­ет­ся ас­со­ци­а­тив­но свя­зан­ный с сю­же­том эпи­зод-ре­тар­да­ция. Ре­тар­да­ция – зна­чит за­мед­ле­ние: про­из­воль­но встав­лен­ная слу­чай­ная ис­то­рия за­мед­ля­ет ход по­ве­ст­во­ва­ния, уда­ля­ет от чи­та­те­ля тот мо­мент, ког­да он уз­на­ет, что там про­изо­ш­ло даль­ше. В ро­ма­не, ко­то­рый как раз пе­ре­чи­ты­ваю и прав­лю в чет­вёр­тый раз, ино­гда при­хо­дит­ся за­но­во пе­ре­пи­сы­вать це­лые ку­с­ки тек­с­та, и ещё я вы­бра­сы­ваю боль­ше по­ло­ви­ны стёк­лы­шек-ис­то­рий, ко­то­рые те­перь по­че­му-то ка­жут­ся лиш­ни­ми. По­втор­ная прав­ка – де­ло по­лез­ное. Но вре­ме­на­ми у ме­ня ощу­ще­ние, что, рас­ка­тав текст до ров­ной гла­ди, слов­но те­с­то скал­кой, я дол­жен бу­ду в кон­це кон­цов изъ­ять все цвет­ные стёк­лыш­ки, ос­та­вив толь­ко се­рую мо­но­лит-мас­су бе­то­на-сю­же­та.

* * *

Не­множ­ко му­ча­ет со­весть: на­до бы, чем ут­ра­ми хо­дить петь в цер­ковь, си­деть за ком­пью­те­ром – я мо­гу пи­сать боль­ше и бы­с­т­рее, чем по­лу­ча­ет­ся сей­час. Прак­ти­че­с­кий ре­зон оче­ви­ден: на­пи­сав пя­ток де­тек­ти­вов, мож­но сде­лать се­бе ли­те­ра­тур­ное имя, как Аку­нин. «Но­вый мир», не пе­ча­та­ю­щий дра­ма­тур­гии, сде­лал ис­клю­че­ние для пье­сы Аку­ни­на – по­то­му что это Аку­нин. Но по­че­му я, про­чи­тав­ший лишь один его ро­ман­чик и по­смо­т­рев­ший ку­соч­ка­ми один фильм, ни­как не мо­гу счи­тать Аку­ни­на жи­вым клас­си­ком вро­де Ве­нич­ки Еро­фе­е­ва или Эдич­ки Ли­мо­но­ва? И де­тек­ти­вы не сов­сем ху­до­же­ст­вен­ная ли­те­ра­ту­ра: чи­тать кни­гу, толь­ко что­бы уз­нать, чем всё кон­чит­ся… Ме­ня по­хо­жим об­ра­зом за­тя­ги­ва­ет раз­би­рать на ком­пью­те­ре па­сь­ян­сы: я их рас­кла­ды­ваю ино­гда боль­ше ча­са, по­ка не ста­но­вит­ся сов­сем тош­но. Од­на пи­са­тель­ни­ца го­во­ри­ла: как уда­лось, ту­пя пе­ро о де­тек­ти­вы… ту­пя пе­ро… Есть в этом не­кий дья­воль­ский ци­низм и не­ве­рие в че­ло­ве­че­с­кий ра­зум: пи­са­те­лю с пол­но­цен­ным фи­ло­ло­ги­че­с­ким об­ра­зо­ва­ни­ем (да­же не Ли­тин­сти­тут!) ог­ра­ни­чить­ся ис­кус­ст­вен­ным и пу­с­тым, за­то до­ступ­ным ши­ро­кой пуб­ли­ке жа­н­ром…

* * *

Антон ТИХОЛОЗ
Антон ТИХОЛОЗ

Об­ра­до­ван­ный пуб­ли­ка­ци­ей по­ве­с­ти «Без от­ца», я ре­шил, что вот, на­ко­нец-то лёд тро­нул­ся. Тут же стал пи­сать сле­ду­ю­щую по­весть. Тем, что по­лу­ча­лось, я, в об­щем, был до­во­лен, хо­тя ка­за­лось, что рас­ска­зать о мно­го­ча­со­вых про­гул­ках за го­ро­дом по­лу­чи­лось пло­хо, слиш­ком су­хо и про­то­коль­но. Но вре­ме­на­ми, ос­та­нав­ли­ва­ясь над от­дель­ны­ми фра­за­ми, я до­би­вал­ся в них та­кой проч­но­с­ти!.. Боль­ше же все­го бес­по­ко­и­ло опа­се­ние, что ско­ро мне бу­дет боль­ше не о чем пи­сать. Вот эта по­весть, ко­то­рую я че­рез па­ру не­дель до­пи­шу, кро­ме то­го, есть идея для ещё од­ной, то­же на очень лич­ном ма­те­ри­а­ле… А даль­ше? Свой жиз­нен­ный опыт я счи­тал ни­чтож­ным: всю юность про­си­дел за пи­а­ни­но да с кни­гой, ни­где, кро­ме Са­ра­то­ва, не был. Да ещё и дев­ст­вен­ник!.. Раз­ве воз­мо­жен пол­но­цен­ный ро­ман без от­но­ше­ний с жен­щи­ной? А как раз жен­щин-то я ви­дел толь­ко из­да­ле­ка и по бли­зо­ру­ко­с­ти очень пло­хо. Я очень за­ви­до­вал од­но­му слу­чай­но­му зна­ко­мо­му, ко­то­рый, по его сло­вам, и на се­ве­ре был, ра­бо­тал эле­к­т­ри­ком в ка­кой-то стро­и­тель­ной бри­га­де, и де­ву­шек у не­го бы­ло столь­ко… Вот кто дол­жен быть пи­са­те­лем! Глеб Гор­бов­ский (пе­тер­бург­ский ли­те­ра­тор, ко­то­ро­го я не чи­тал, лишь от­да­лён­но слы­шал имя) на­пи­сал о мо­ей опуб­ли­ко­ван­ной по­ве­с­ти ре­цен­зию, что за моё бу­ду­щее как ли­те­ра­то­ра он спо­ко­ен, а вот что бу­дет со мной в ре­аль­ной жиз­ни…

Я не со­би­рал­ся пе­ре­де­лы­вать се­бя по со­ве­ту Гле­ба Гор­бов­ско­го. Од­на­ко вы­шло так, что свя­зал­ся с жен­щи­ной стар­ше се­бя на пять лет, бро­сил ра­ди неё ин­сти­тут, пе­ре­ехал жить в Ки­ев. В ар­хе­о­ло­ги­че­с­кой экс­пе­ди­ции бы­ло не до пи­са­тель­ст­ва, а по воз­вра­ще­нии в Ки­ев по­тре­бо­ва­лось от­вы­кать от пьян­ст­ва, что не так-то про­сто… Вот уже це­лый год про­жит в чу­жом го­ро­де, чу­жой стра­не. Пи­сать про­бую по­нем­но­гу, всё те же ко­рот­кие днев­ни­ко­вые за­мет­ки. Вспо­ми­наю и оце­ни­ваю про­жи­тую жизнь. Уди­ви­тель­но, но те­перь она ка­жет­ся бо­га­той – да­же ес­ли не брать ки­ев­ские впе­чат­ле­ния. Это ба­наль­ных ро­ма­нов с де­вуш­ка­ми у ме­ня не бы­ло. А во­об­ще до­ве­лось пе­ре­жить страш­ное, – и имен­но на поч­ве люб­ви к жен­щи­не, де­вуш­ке… Сколь­ко ни ро­юсь в па­мя­ти, не мо­гу вспом­нить ли­те­ра­тур­но­го про­из­ве­де­ния, где бы что-то по­доб­ное бы­ло опи­са­но. В про­жи­том, как бы скром­но и бес­со­бы­тий­но оно ни вы­гля­де­ло, без­дна ма­те­ри­а­ла для ли­те­ра­ту­ры. Как раз о чём пи­сать, у ме­ня в из­быт­ке. Труд­ность со­сто­ит в том, что­бы при­ду­мать, как обо всём этом на­пи­сать.

* * *

В «Пар­фю­ме­ре» Зю­с­кин­да толь­ко что глав­ная идея страш­ная. А по ис­пол­не­нию это – за­ме­ча­тель­ный, очень кра­си­во, клас­си­че­с­ки пра­виль­но, со стро­гим со­блю­де­ни­ем всех ка­но­нов по­ст­ро­е­ния ли­те­ра­тур­ной фор­мы на­пи­сан­ный ро­ман. На все его де­та­ли, яр­кие, мно­го­го­во­ря­щие, на то, как этот ро­ман во­об­ще ве­ли­ко­леп­но сра­бо­тан, я об­ра­тил вни­ма­ние, толь­ко ког­да по слу­чаю стал чи­тать его в рус­ском пе­ре­во­де. А до это­го чи­тал по-не­мец­ки в чи­таль­ном за­ле Ино­ст­ран­ки, изо всех сил под­го­няя се­бя (не знаю, за­чем), очень гор­дил­ся, что одо­лел ро­ман за три дня… Те­перь впе­чат­ле­ние, что на са­мом де­ле ро­ман и не чи­тал. Сто­и­ло уси­лий, раз так, во­об­ще учить чу­жой язык, ес­ли очень мно­го из чи­та­е­мо­го тек­с­та в ре­зуль­та­те пол­но­цен­но не вос­при­ни­ма­ет­ся.

Ос­нов­ную идею об­ра­за Гре­нуя, ге­ни­аль­но­го пар­фю­ме­ра (в ли­те­ра­тур­ных це­лях его спо­соб­но­с­ти яв­но ги­пер­бо­ли­зи­ро­ва­ны), но зло­го до бес­че­ло­ве­чия, эти­че­с­кая сто­ро­на че­ло­ве­че­с­ко­го об­ще­жи­тия в его го­ло­ве во­все от­сут­ст­ву­ет, – я, впро­чем, из не­мец­ко­го чте­ния по­нял и оце­нил. Спо­соб­но­с­ти Гре­нуя мыс­лить за­па­ха­ми, в ос­таль­ном ос­та­ва­ясь прак­ти­че­с­ки ту­пи­цей… Без­жа­ло­ст­ный в пер­вую оче­редь к са­мо­му се­бе ге­ний, ко­то­рый та­щит своё не­мощ­ное те­ло че­рез не­мыс­ли­мые стра­да­ния, до­би­ва­ясь сво­ей весь­ма ми­фи­че­с­кой це­ли. Ро­ман – об­рат­но кач­нув­ший­ся ма­ят­ник. От преж­них бред­ней о вы­со­ко­мо­раль­ной ро­ли ху­дож­ни­ка в че­ло­ве­че­с­ком об­ще­ст­ве. «Пи­са­тель – ин­же­нер че­ло­ве­че­с­ких душ». Это­го вну­шён­но­го школь­ны­ми уро­ка­ми ли­те­ра­ту­ры бре­да я ужа­сал­ся и ни­ког­да в не­го не ве­рил…

* * *

Ес­ли ког­да-ни­будь об­за­ве­дусь соб­ст­вен­ной жил­пло­ща­дью, обя­за­тель­но нач­ну со­би­рать до­маш­нюю биб­ли­о­те­ку. Хо­тя сам при­ду­мал, что кни­ги, как и пре­зер­ва­ти­вы, пред­мет од­но­ра­зо­во­го поль­зо­ва­ния… Кни­ги с або­не­мен­та пуб­лич­ной биб­ли­о­те­ки я чи­таю слиш­ком не­бреж­но. Как буд­то не­чи­с­тый под­го­ня­ет: да­вай, да­вай бы­с­т­рей… В спеш­ке про­пу­с­каю це­лые фра­зы, аб­за­цы. И ведь не на­столь­ко же сроч­но кни­гу тре­бу­ет­ся воз­вра­щать… Каж­дую при­об­ре­тён­ную за «свои кров­ные» кни­гу я бу­ду чи­тать мед­лен­но, сма­куя каж­дую фра­зу, за­дер­жи­ва­ясь на каж­дой стра­ни­це. Удо­воль­ст­вие, куп­лен­ное за день­ги, хо­чет­ся по­лу­чить по мак­си­му­му. И ещё: имея лич­ное со­бра­ние книг, я ста­ну гур­ма­ном. Бу­ду каж­дый ве­чер под­хо­дить к вы­ся­щим­ся до по­тол­ка стел­ла­жам, про­бе­гать гла­за­ми ко­реш­ки книг, при­ве­ред­ли­во спра­ши­вать се­бя: «Ну, а се­го­дня что мне хо­чет­ся по­чи­тать?»

* * *

Про­за у Бу­ни­на – об­раз­цо­вая. Это я вы­чи­тал в учеб­ни­ке по те­о­ре­ти­че­с­кой сти­ли­с­ти­ке. А Ва­лен­тин Ка­та­ев ут­верж­дал, что да­же Бу­ни­ну да­ле­ко до Пуш­ки­на, на­пи­сав­ше­го: «ма­лень­кие пё­с­т­рые лап­ти». Ни­че­го не по­нял, но поч­ти­тель­но скло­няю го­ло­ву (мо­жет быть, в кон­тек­с­те все­го тек­с­та чи­с­то­та и кра­со­та это­го эпи­те­та ощу­ща­ет­ся от­чёт­ли­вее?). Все ге­ни­аль­ные сти­ли­с­ты пи­шут о са­мых обык­но­вен­ных ве­щах. Это у До­сто­ев­ско­го, взду­мав­ше­го опи­сать за­га­доч­ную рус­скую ду­шу, не язык, а още­ти­нив­ши­е­ся об­лом­ка­ми ру­и­ны по­сле зем­ле­тря­се­ния. Прав­да, и ге­ни­аль­ные сти­ли­с­ты пи­шут за­ча­с­тую не о соб­ст­вен­ной, а о чу­жой со­ци­аль­ной сре­де, тща­тель­но на­блю­да­е­мой ими и ис­сле­ду­е­мой. Как стол­бо­вой дво­ря­нин Пуш­кин пи­сал о лап­тях. Или Бу­нин – об ан­то­нов­ских яб­ло­ках. Или ро­див­ший­ся и вы­рос­ший на Ар­ба­те Юрий Ка­за­ков – о рус­ском се­ве­ре, гу­лян­ках и дра­ках в де­ре­вен­ских клу­бах. И я, точ­но в под­ра­жа­ние им, му­со­лю ро­ман о во­ди­те­ле гру­зо­ви­ка. Раз­ве ж сам ког­да «си­дел за ба­ран­кой»? Од­на­ко хо­ро­ше­го язы­ка у ме­ня не вы­хо­дит, сколь­ко ни пе­ре­кра­и­ваю текст. Всё в мо­ём ро­ма­не ка­кое-то не­на­сто­я­щее: и сю­жет­ные по­во­ро­ты, и ком­по­зи­ция, по­ми­нут­но за­ва­ли­ва­ю­ща­я­ся на бок, и реп­ли­ки пер­со­на­жей. Хо­тя есть эпи­зо­ды, в ко­то­рых, пе­ре­чи­ты­вая ро­ман в пя­тый раз, не ис­прав­ляю ни сло­ва: это – по­лу­чи­лось. А ос­таль­ное?..

Как без вдох­но­ве­ния, од­ним толь­ко при­леж­ным тру­дом до­стичь вы­со­кой ли­те­ра­ту­ры? Си­деть, сло­жа ру­ки, и ждать Бол­дин­ской осе­ни?..

* * *

Дав­но за­ме­тил, что моя па­мять на сло­ва и име­на сра­ба­ты­ва­ет толь­ко со вто­ро­го или тре­ть­е­го ра­за. Так что при зна­ком­ст­ве сра­зу за­бы­ваю, как ко­го зо­вут. Мне нуж­но вре­мя, что­бы к че­ло­ве­ку при­гля­деть­ся, за­пом­нить его ли­цо – тог­да за­пом­нит­ся и имя. Ес­ли ком­па­ния боль­шая, не­слож­но из кон­тек­с­та раз­го­во­ров и си­ту­а­ций вы­яс­нить, как ко­го зо­вут. При том, что ны­неш­ний эти­кет об­ще­ния ча­с­тое об­ра­ще­ние по име­ни не при­вет­ст­ву­ет.

На та­кие ве­щи об­ра­ща­ешь вни­ма­ние, ес­ли сам по про­фес­сии ро­ма­нист и при­хо­дит­ся ре­шать жи­во­т­ре­пе­щу­щую про­бле­му: как вве­с­ти в по­ве­ст­во­ва­ние име­на пер­со­на­жей.

* * *

Я меч­таю на­пи­сать боль­шой ис­то­ри­че­с­кий ро­ман о Смут­ном вре­ме­ни или о Бог­да­не Хмель­ниц­ком, – по­сколь­ку хо­ро­ши­ми ис­то­ри­че­с­ки­ми ро­ма­на­ми рус­ская ли­те­ра­ту­ра бед­на. Кро­ме то­го, обя­за­тель­но на­до бы на­пи­сать ро­ман-эпо­пею в не­сколь­ко то­мов о не­дав­нем про­шлом, рас­ска­зать, как мы пе­ре­жи­ли 1991 год, в ста­рых до­б­рых тра­ди­ци­ях ро­ма­на-эпо­пеи, на при­ме­ре не­сколь­ких се­мей, судь­бы ко­то­рых пе­ре­пле­та­ют­ся. Ещё хо­чу на­пи­сать ро­ман-би­о­гра­фию вро­де «Жа­на Кри­с­то­фа» Ро­ме­на Рол­ла­на, толь­ко глав­но­го ге­роя сде­лать не ком­по­зи­то­ром, а сим­фо­ни­че­с­ким ди­ри­жё­ром (чем я меч­тал в этой жиз­ни стать, но что у ме­ня так и не вы­шло). За­тем не­сколь­ко би­о­гра­фий ре­аль­ных лич­но­с­тей: хо­ро­шим язы­ком, но стро­го по до­ку­мен­там, без гра­на вы­мыс­ла, – би­о­гра­фии в се­рии ЖЗЛ пи­шут­ся та­ки­ми штам­па­ми и так за­нуд­но, что чи­тать нель­зя. Ещё я хо­чу съез­дить в по­ляр­ные экс­пе­ди­ции и на­пи­сать об этом. Ещё на­пи­сать об ар­хе­о­ло­ги­че­с­кой экс­пе­ди­ции на ос­т­ро­ве Бе­ре­зань, пе­ре­ме­ши­вая на­блю­де­ния бы­та с очер­ка­ми ис­то­рии ос­т­ро­ва. Обя­за­тель­но со­би­ра­юсь про­жить це­лый год в Со­ло­вец­ком мо­на­с­ты­ре и на­пи­сать за­пи­с­ки по­слуш­ни­ка, где бу­дет и се­вер­ная при­ро­да, и быт мо­на­с­ты­ря, и не­мно­го его ис­то­рии, и пра­во­слав­ный бо­го­слу­жеб­ный год, поч­ти как «Ле­то Гос­под­не» Ива­на Шме­лё­ва, толь­ко нач­нёт­ся он у ме­ня где-ни­будь на Тро­и­цу, а куль­ми­на­ция – ко­неч­но, Ве­ли­кий пост и Па­с­ха (я на­де­юсь пе­ре­жить при этом ре­ли­ги­оз­ный экс­таз). Пи­са­тель­ских пла­нов у ме­ня – на сто лет впе­рёд. Толь­ко вме­с­то то­го, что­бы на­чать их ре­а­ли­зо­вы­вать, я каж­дое ут­ро от­прав­ля­юсь ко­пать ки­ев­ский По­дол…

* * *

В по­зд­нем сво­ём ро­ма­не «Вос­кре­се­ние» Лев Ни­ко­ла­е­вич сов­сем уж злой дядь­ка, пря­мо с пер­вой фра­зы, про то, как лю­ди ста­ра­лись вы­тра­вить вес­ну в го­ро­де.

Я смо­т­рю, из ок­ру­жа­ю­щей его жиз­ни Тол­стой не при­ни­мал во­об­ще ни­че­го. Ни церк­ви, офи­ци­аль­но­го пра­во­сла­вия: свя­щен­ник бла­го­слов­ля­ет ве­ру­ю­щих ору­ди­ем пыт­ки Спа­си­те­ля; сам ве­рит во­все не в за­по­ве­ди сво­ей ве­ры, а в то, что в них нуж­но ве­рить; на ли­тур­гии кор­мит ос­т­рож­ни­ков ку­соч­ка­ми прес­но­го хле­ба, смо­чен­но­го в раз­бав­лен­ном крас­ном ви­не, а по­сле (вот сво­лочь-то!) воз­вра­ща­ет­ся в ал­тарь и в оди­ноч­ку до­еда­ет эти ку­соч­ки и вы­пи­ва­ет ви­но (и ведь ве­ришь, и воз­му­ща­ешь­ся, и в го­ло­ву не при­хо­дит, что по­сту­пок свя­щен­ни­ка как раз ло­ги­чен: а что, спра­ши­ва­ет­ся, ещё с эти­ми ку­соч­ка­ми де­лать? в по­мои, что ль?). Ни се­мьи – ког­да двое, со­вер­шен­но не под­хо­дя­щие друг к дру­гу, на всю жизнь на­силь­ст­вен­но со­еди­ня­ют­ся вме­с­те (го­во­рят, у са­мо­го-то в се­мье был ад)… Ни пе­ни­тен­ци­ар­ной си­с­те­мы: за со­вер­шён­ное зло нель­зя на­ка­зы­вать злом, это по­ро­дит ещё боль­шее зло…

Я чи­тал всё это и ду­мал про се­бя: по­лу­ча­ет­ся, это не го­дит­ся, то пло­хо… Но что же тог­да де­лать? Сам-то нис­про­вер­га­тель ус­то­ев зна­ет сред­ст­во? И на­до же, ока­за­лось, что да! В од­ном ме­с­те ро­ма­на Тол­стой опи­сы­ва­ет зло­го, же­с­то­ко­го над­зи­ра­те­ля. «Ес­ли бы ему преж­де, в дет­ст­ве, кто-ни­будь ска­зал, что то, что он де­ла­ет – дур­но…»

* * *

Дав­ным-дав­но до­ду­ма­лись, что на­до стро­ить боль­шие кни­го­хра­ни­ли­ща (в Алек­сан­д­рии Еги­пет­ской), со­би­рать биб­ли­о­те­ки. Но они го­рят… Ах, как они го­рят! Чем глуб­же в ве­ка, тем мень­ше до­ступ­но тек­с­тов. За­то чем но­вее вре­мя, тем боль­ше. Куль­тур­ная ин­фор­ма­ция рас­тёт, как снеж­ный ком. В за­ле ка­та­ло­гов Ино­ст­ран­ки (биб­ли­о­те­ка име­ни М.И. Ру­до­ми­но) как-то стал под­би­рать ли­те­ра­ту­ру по Но­ва­ли­су и вы­яс­нил, что по-рус­ски нет ни­че­го, за­то по-не­мец­ки – це­лые то­ма… А мне в тот пе­ри­од жиз­ни очень труд­но бы­ло чи­тать по-не­мец­ки. И ког­да я взял че­ты­ре тол­стен­ных, по ты­ся­че стра­ниц, то­ма Но­ва­ли­са, ко­то­ро­го я и по-рус­ски-то с тру­дом по­ни­мал (а Фейхтван­ге­ра или Хан­са Фал­ла­ды в спи­с­ке ав­то­ров для ре­фе­ра­та не ока­за­лось), воз­ник­ло чув­ст­во, что на­ва­ли­лась на ме­ня гру­да и вот-вот раз­да­вит! При­том что в Ино­ст­ран­ке, биб­ли­о­те­ке име­ни Мар­га­ри­ты Ива­нов­ны Ру­до­ми­но, со­бра­ны кро­хи, жал­кие кро­хи. Объ­ед­ки с пир­ше­ст­вен­но­го сто­ла за­пад­ной куль­ту­ры…

Впро­чем, нет! на­счёт пир­ше­ст­вен­но­го сто­ла – это я за­гнул. Их­ний обе­ден­ный швед­ский стол по ны­неш­ним вре­ме­нам да­ле­ко не щедр на ка­ло­рии. Ес­ли там во­об­ще най­дёт­ся, что по­есть… Куль­тур­ные лю­ди те­перь пред­по­чи­та­ют ЛСД и трав­ку, за­кос­не­лые, за­мше­лые кон­сер­ва­то­ры – ко­нь­я­чок и си­га­ре­ты, ко­фе по­креп­че. Еда – это по-пле­бей­ски. Из­вра­щен­цы с ис­пор­чен­ны­ми же­луд­ка­ми. Куль­тур­ных яв­ле­ний мо­ре, но у каж­до­го своя, очень уз­кая ау­ди­то­рия. Все по­го­лов­но ге­нии. Злое при­жи­ми­с­тое го­су­дар­ст­во-ску­пер­дяй не да­ёт де­нег на кра­си­вую, до­стой­ную их ге­ния жизнь (ха­лат на га­га­чь­ем пу­ху Ри­хар­да Ваг­не­ра). Всё боль­ше ши­ро­ко из­ве­ст­ных в уз­ком кру­гу, всё мень­ше все­на­род­но лю­би­мых зна­ме­ни­то­с­тей. Впро­чем, это я опять за­гнул: все­на­род­но!.. Да кто ж те­перь ду­ма­ет об на­ро­де-то? Про­дю­се­ры те­ле­се­ри­а­лов? Из­да­те­ли буль­вар­ных ро­ма­нов? Пип­лы ха­ва­ют…

* * *

Не­важ­но, что из ме­ня не вый­дет ни вто­ро­го Бет­хо­ве­на, ни вто­ро­го Че­хо­ва. Я про­за­ик и ком­по­зи­тор, впол­не про­фес­си­о­наль­но пи­шу и му­зы­ку, и про­зу, за­кон­чив рас­сказ, при­ни­ма­юсь за хо­ро­вое со­чи­не­ние. Та­ких, как я, не так уж мно­го. По­это­му мои на­блю­де­ния за твор­че­с­ким про­цес­сом мо­гут ока­зать­ся уни­каль­ны­ми.

Со­чи­няя му­зы­ку на тек­с­ты псал­мов, я от­чёт­ли­во по­чув­ст­во­вал, как сло­во, со­еди­ня­ясь со зву­ком, слов­но вы­клю­ча­ет­ся, пре­вра­ща­ет­ся из ху­до­же­ст­вен­но­го ма­те­ри­а­ла в фор­мо­об­ра­зу­ю­щий кар­кас, слу­жа­щий сов­сем дру­го­му ви­ду ис­кус­ст­ва с сов­сем дру­ги­ми за­ко­на­ми. В по­ло­жен­ных на му­зы­ку псал­мах за­ме­ча­тель­ные, не­о­бык­но­вен­но яр­кие ме­та­фо­ры по­про­с­ту пе­ре­ста­ют ра­бо­тать, они бо­лее не ощу­ща­ют­ся как яв­ле­ние ху­до­же­ст­вен­но­го язы­ка, но со­хра­ня­ют за со­бой толь­ко ин­фор­ма­тив­ную функ­цию. Про­сто текст и текст: ма­ло ли что там хор по­ёт…

Я, не по­ду­мав, стал пи­сать му­зы­ку к псал­мам в пе­ре­во­де на со­вре­мен­ный рус­ский язык (Биб­лия в рус­ском пе­ре­во­де как раз у ме­ня с со­бой). Где-то на тре­тий день по­нял, что на­тво­рил, и схва­тил­ся бы­ло за го­ло­ву. А по­том мах­нул ру­кой. Да, псал­мы по-цер­ков­но­сла­вян­ски мно­го кра­си­вее. Но, по­ло­жен­ная на му­зы­ку, их сло­вес­ная кра­со­та блёк­нет…

И на­прас­но Гер­ман Аберт, ис­сле­до­ва­тель Мо­цар­та, рас­ст­ра­и­вал­ся по по­во­ду пло­хих не­мец­ких пе­ре­во­дов с ита­ль­ян­ско­го мо­цар­тов­ских опер-buffa. От­дель­ные фра­зоч­ки уже как при­сло­вья во­шли в раз­го­вор­ный оби­ход… Ну да: яр­кость не са­мым удач­ным сло­вес­ным вы­ра­же­ни­ям при­да­ва­ла мо­цар­тов­ская му­зы­ка.

Гер­ман Аберт в на­ча­ле XX ве­ка ещё свя­то ве­рил в ваг­не­ров­ское со­во­куп­ное про­из­ве­де­ние ис­кус­ст­ва. Опе­ра буд­то бы в рав­ной ме­ре со­сто­ит из му­зы­ки и слов. И ведь кто толь­ко ни пы­тал­ся со­чи­нить вы­со­ко­ху­до­же­ст­вен­ное, ге­ни­аль­ное ли­б­рет­то. Бо­мар­ше (для Са­ль­е­ри, «Ты для не­го «Та­ра­ра» со­чи­нил…»). Од­наж­ды да­же сам Гё­те…

Нет, тот анек­дот дол­жен был по­явить­ся по­зд­нее. Врач да­ёт ре­ко­мен­да­ции па­ци­ен­ту, пе­ре­жив­ше­му нерв­ный срыв: «Вам в ва­шем со­сто­я­нии не­об­хо­ди­мо вся­че­с­ки из­бе­гать ра­бо­ты мыс­ли, луч­ше во­об­ще не ду­мать. Вы, соб­ст­вен­но, кто по про­фес­сии?» – «Со­чи­ни­тель опер­ных ли­б­рет­то». – «А, ну это мож­но!»

* * *

Дур­ная при­выч­ка: ког­да на ду­ше сов­сем хре­но­во, взять руч­ку, чи­с­тый лист бу­ма­ги… Нет, нет, мне сей­час со­вер­шен­но не­че­го ска­зать! Но не всё ли рав­но, чем ма­рать стра­нич­ки блок­но­ти­ка…

Ну а по­че­му бы и нет! Раз­ве ты фа­шист, гос­по­дин чи­та­тель? Раз­ве не раз­де­ля­ешь убеж­де­ния в цен­но­с­ти каж­дой от­дель­ной лич­но­с­ти? А раз она, эта лич­ность, цен­на са­ма по се­бе, то цен­ны са­ми по се­бе и её мыс­ли. Да­же ес­ли это пра­зд­ные мудр­ст­во­ва­ния впав­ше­го в уны­ние гос­по­ди­на со­чи­ни­те­ля…

За­в­т­ра ра­но ут­ром, сра­зу по про­буж­де­нии, со­би­ра­юсь пи­сать но­вый рас­сказ. Aller Anfang ist schwer. Я да­же не вклю­чу ком­пью­тер. Про­сто ся­ду за стол и из на­бо­ра име­ю­щих­ся у ме­ня в го­ло­ве сю­же­тов вы­бе­ру один. По­ста­ра­юсь про­кру­тить его в го­ло­ве, пред­ста­вить все по­во­ро­ты и клю­че­вые мо­мен­ты, куль­ми­на­цию и раз­вяз­ку. Толь­ко по­том при­мусь за пер­вую фра­зу: ин­то­на­цию по­ве­ст­во­ва­ния. В по­след­нем за­кон­чен­ном мо­ём рас­ска­зе с ин­то­на­ци­ей яв­ные пе­ре­бои. Он во­об­ще не по­лу­чил­ся, этот мой по­след­ний рас­сказ. По­лу­чил­ся рас­сказ «Вра­ща­ясь во­круг эл­лип­са», пе­ред ра­бо­той над ко­то­рым я не­де­ли на три ос­та­вил про­зу и стал со­чи­нять му­зы­ку. Был у ме­ня ми­нув­шей вес­ной та­кой вот твор­че­с­кий эпи­зод…

Но ес­ли так, в твор­че­с­ком тру­де про­сто не­об­хо­ди­мо де­лать па­у­зы!

Ка­жет­ся, Ге­ор­ги­ем Бан­ни­ко­вым зва­ли то­го пи­тер­ско­го ком­по­зи­то­ра, ко­то­ро­му по за­вер­ше­нии каж­до­го со­чи­не­ния обя­за­тель­но тре­бо­вал­ся пе­ри­од мол­ча­ния. Не­дол­го: пол­то­ра-два ме­ся­ца, в за­ви­си­мо­с­ти от слож­но­с­ти и объ­ё­ма толь­ко что за­вер­шён­но­го. И это не бы­ло ка­п­ри­зом. Од­наж­ды Ге­ор­гий Бан­ни­ков по­про­бо­вал не да­вать се­бе спу­с­ку и со­кра­тить от­дых до од­но­го ме­ся­ца. Но­вое со­чи­не­ние по­сле это­го он впол­не на­пи­сал, и вы­шло оно при­лич­ным. Вот толь­ко пи­са­лось на ред­кость му­чи­тель­но и дол­го. Доль­ше обыч­но­го…

Хо­ро­шо бы мне то­же по­па­у­зи­ро­вать. Но я не­сво­бо­ден. Я слиш­ком не­сво­бо­ден здесь, на Ук­ра­и­не. Не имею до­сту­па к кни­гам на рус­ском язы­ке (толь­ко по­ку­пать, но это ни­ка­кой зар­пла­ты не хва­тит), не мо­гу пой­ти по­петь в хо­ро­ший хор. У ме­ня, во­об­ще го­во­ря, мно­го идей, что мож­но бы сде­лать. Но нет ус­ло­вий! Есть ус­ло­вия на­чать сле­ду­ю­щий рас­сказ, зная, что он, ско­рее все­го, вый­дет пло­хим…

Мо­гу уте­шать се­бя сло­ва­ми Бо­ри­са Слуц­ко­го: каж­до­му по­эту да­но в жиз­ни на­пи­сать две­над­цать хо­ро­ших сти­хо­тво­ре­ний. В том смыс­ле, что на­пи­сан­ные три­над­ца­тое, че­тыр­над­ца­тое и три­с­та че­тыр­над­ца­тое бу­дут му­ра му­рой.

Две­над­цать сти­хо­тво­ре­ний… Про­за­и­ку, ста­ло быть, две­над­цать хо­ро­ших рас­ска­зов. Или по­ве­с­тей… А мо­жет быть – ро­ма­нов? В этом, на­вер­ное, и ска­жет­ся ве­со­вая ка­те­го­рия пи­са­те­ля: дю­жи­ну про­из­ве­де­ний ка­ко­го мас­шта­ба он на­пи­шет…

Что ка­са­ет­ся ме­ня, но­мер пер­вый из две­над­ца­ти, по­весть «Без от­ца», уже впол­не есть. Но­мер вто­рой, ка­жет­ся, то­же на­пи­сан, толь­ко ещё ни­ко­му не по­ка­зан (я на­звал его «Ста­рик, по­са­див­ший лес»). Но­мер тре­тий… До­жи­ву ли до но­ме­ра тре­ть­е­го?

* * *

На­ка­ну­не го­то­вил­ся к эк­за­ме­ну, все­ми фи­б­ра­ми моз­гов вгры­зал­ся в учеб­ник, на­ут­ро по­сле бо­лее-ме­нее бе­зу­с­пеш­ной сда­чи сел чи­тать про­зу (При­швин) и вдруг чёт­ко по­чув­ст­во­вал, на­сколь­ко тек­с­ты на­уч­ные, при­клад­ные от­ли­ча­ют­ся по спо­со­бу чте­ния от ху­до­же­ст­вен­ных с их не­за­ин­те­ре­со­ван­ным удо­воль­ст­ви­ем. Чи­тая учеб­ник, я чуть ли не на каж­дой фра­зе воз­вра­щал­ся, что­бы вгля­ды­вать­ся, вду­мы­вать­ся, вгры­зать­ся, въе­дать­ся, вти­рать­ся и вне­д­рять­ся в каж­дое сло­во… С При­шви­ным та­ким ма­ка­ром ни­че­го не вы­хо­ди­ло.

Про­за по­че­му-то чи­та­ет­ся как бы по­верх со­став­ля­ю­щих её слов. Нуж­но не ос­та­нав­ли­вать­ся в по­ис­ках смыс­ла на каж­дой фра­зе, но за их бы­с­т­рым по­то­ком ус­лы­шать му­зы­ку це­ло­го.

Мой од­но­класс­ник, тог­да сту­дент-стар­ше­курс­ник ист­фа­ка, го­во­рил, как мне по­ка­за­лось, с боль­шой вну­т­рен­ней гор­до­с­тью, что боль­ше не мо­жет чи­тать ху­дож­ку: ему скуч­но и ка­жет­ся, что по­пу­с­ту вре­мя тра­тит. И ка­кая бы ни бы­ла рас­клас­си­ка… Чем чи­тать ка­ко­го-ни­будь Гри­на или Ле­с­ко­ва, ему ин­те­рес­нее по­ли­стать всту­пи­тель­ную ли­те­ра­ту­ро­вед­че­с­кую ста­тью, а сам Грин как-ни­будь по­том.

Ко­неч­но! Ес­ли он при­вык вгры­зать­ся в каж­дое сло­во… Для Гри­на это­го не нуж­но.

Мой од­но­класс­ник те­перь до­цент ист­фа­ка. А на­учил­ся ли он чи­тать по­верх слов?

 

Ан­тон ТИ­ХО­ЛОЗ


Ан­тон Ти­хо­лоз ро­дил­ся 6 ию­ля 1972 го­да в Са­ра­то­ве в ра­бо­чей се­мье. Окон­чил Са­ра­тов­ское му­зы­каль­ное учи­ли­ще, дол­го пы­тал­ся по­сту­пить в кон­сер­ва­то­рию. В Мос­ков­скую кон­сер­ва­то­рию по клас­су опер­но-сим­фо­ни­че­с­ко­го ди­ри­жи­ро­ва­ния по­сту­пал шесть раз, но без­ре­зуль­тат­но. В 1995 го­ду по­сту­пил в Са­ра­тов­скую кон­сер­ва­то­рию, но бро­сил, оце­нив бес­пер­спек­тив­ность му­зы­каль­но­го об­ра­зо­ва­ния и не­о­пре­де­лён­ность сво­е­го по­ло­же­ния в му­зы­ке.

В 2003 го­ду по­сту­пил в Ли­те­ра­тур­ный ин­сти­тут. По­весть «Без от­ца» на­чал пи­сать ле­том 2004 го­да. Пер­во­на­чаль­ный ва­ри­ант, от­верг­ну­тый Рус­ла­ном Ки­ре­е­вым как ре­дак­то­ром «Но­во­го ми­ра», на­зы­вал­ся сов­сем по-дру­го­му («Возь­ми с со­бой»), там бы­ла не­сколь­ко иная сю­жет­ная ли­ния. Окон­ча­тель­ный ва­ри­ант по­ве­с­ти был опуб­ли­ко­ван в но­ябрь­ском но­ме­ре «Но­во­го ми­ра» за 2005 год.

Ле­том 2006 го­да уе­хал на Ук­ра­и­ну. Ра­бо­тал на ар­хе­о­ло­ги­че­с­ком пред­при­я­тии зем­ле­ко­пом, в церк­ви пев­чим. В цер­ковь по­том при­шлось уй­ти по­сле раз­ры­ва от­но­ше­ний с ки­ев­ской су­пру­гой. Там в фе­в­ра­ле 2008 го­да в очень уют­ной ком­нат­ке на ко­ло­коль­не бы­ла на­пи­са­на по­весть «Ста­рик, по­са­див­ший лес».

В 2008 го­ду вос­ста­но­вил­ся в Ли­те­ра­тур­ном ин­сти­ту­те, ко­то­рый бла­го­по­луч­но окон­чил в 2010 го­ду. Сей­час жи­вёт в род­ном го­ро­де, ра­бо­та­ет двор­ни­ком ЖСК.





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования