Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №14. 08.04.2011

Кто такие ПоПуГаны?

 Критический триумвират «ПоПуГан»: Елена Погорелая (По), Валерия Пустовая (Пу), Алиса Ганиева (Ган) расскажет о своей «сверхидее», критическом перформансе, в котором реализуются жизненные соки, а также покажут вход в тёмную комнату с хлопаньем в ладоши, который открывает время блондинок и не только...

 

Фото: Анатолий СТЕПАНЕНКО
Фото: Анатолий СТЕПАНЕНКО

– У вас не­дав­но про­шёл вто­рой «по­пу­ган­ский» ве­чер. Рас­ска­жи­те о его идее и сверх­идее. С ка­кой ча­с­тот­но­с­тью и в ка­ких ещё фор­мах вы пла­ни­ру­е­те бу­до­ра­жить ли­те­ра­тур­ный мир?

Пу: По­эты на сво­их ве­че­рах чи­та­ют сти­хи, про­за­и­ки чи­та­ют от­рыв­ки и от­ве­ча­ют на во­про­сы. Что де­лать на ве­че­ре кри­ти­ки – не­по­нят­но. Мы ду­ма­ли, что вы­шли из по­ло­же­ния: пре­зен­та­цию на­шей груп­пы в ок­тя­б­ре 2009 го­да по­ст­ро­и­ли как ин­тер­ак­тив­ный ве­чер, в ко­то­ром на­ши зри­те­ли-чи­та­те­ли при­ни­ма­ли ак­тив­ное уча­с­тие.

От­кры­ва­ла ве­чер дис­кус­сия с за­лом. Мы-то пла­ни­ро­ва­ли, что за­да­дим во­про­сы лю­дям, они нам рас­ска­жут про своё вос­при­я­тие кри­ти­ки и всё та­кое, а они как по­ш­ли на нас… Все пре­тен­зии, не­до­уме­ния, во­про­сы, ко­то­рые у них на­ко­пи­лись по ад­ре­су со­вре­мен­ной ли­те­ра­тур­ной кри­ти­ки, бы­ли нам ад­ре­со­ва­ны. Мы сна­ча­ла опе­ши­ли, а по­том по­ня­ли, что ина­че и не мог­ло быть. В кри­ти­ке сей­час как ни­ког­да важ­на об­рат­ная связь.

Эта дис­кус­сия бы­ла нуж­на нам не мень­ше, чем чи­та­те­лям, – кри­тик, ко­то­рый ут­ра­чи­ва­ет чув­ст­во чи­та­те­ля, его жи­во­го со­уча­с­тия в чте­нии, те­ря­ет­ся, пи­шет хо­лод­но и бес­цель­но.

И вот это чув­ст­во чи­та­те­ля, стрем­ле­ние к ди­а­ло­гу по­бу­ди­ли нас дви­гать­ся в сто­ро­ну боль­шей ин­тер­ак­тив­но­с­ти, иг­ры. За­хо­те­лось со­здать у чи­та­те­ля по­ло­жи­тель­ный эмо­ци­о­наль­ный об­раз кри­ти­ки и со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ры.

16 мар­та мы при­гла­си­ли чи­та­те­лей и пи­са­те­лей на наш вто­рой ве­чер, це­ли­ком по­ст­ро­ен­ный из игр в уга­дай­ку. И ко­неч­но, ку­пи­ли при­зы. Да­рить лю­дям ра­дость – у кри­ти­ка так ма­ло слу­ча­ев сде­лать это, его ра­бо­та ча­с­то вы­зы­ва­ет сов­сем дру­гие эмо­ции...

Ган: Да, у «По­Пу­Га­на» бы­ло все­го-то два ве­че­ра, при­чём один – пре­зен­та­ци­он­ный, а вто­рой – ани­ма­ци­он­ный, с ин­тер­ва­лом в пол­то­ра го­да. Тем не ме­нее груп­па как-то сра­зу во­шла в со­зна­ние лит­со­об­ще­ст­ва. Это го­во­рит о том, что в воз­ду­хе дав­но но­си­лось пред­чув­ст­вие та­кой вот не­фор­мат­ной, пер­фор­манс­ной фор­мы кри­ти­ки.

Не знаю, ког­да со­сто­ит­ся наш сле­ду­ю­щий ве­чер, но там, бе­зус­лов­но, бу­дут ин­тер­ак­тив­ные иг­ры с пуб­ли­кой. Мы раз­ве что не бу­дем за­мы­кать­ся на ма­те­ри­а­ле со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ры: её ма­ло кто зна­ет и чи­та­ет, и по­это­му эф­фект от на­ших за­дор­но-про­све­ти­тель­ских кон­кур­сов сма­зы­ва­ет­ся.

По: Вряд ли у нас бы­ла ка­кая-ли­бо дру­гая идея, кро­ме как по­об­щать­ся с те­ми, кто зна­ком с со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­рой, и при­влечь к ней вни­ма­ние тех, кто её не чи­та­ет. Су­дя по от­зы­вам, эта за­да­ча не ос­та­лась сов­сем уж не­вы­пол­нен­ной, хо­тя, ко­неч­но, раз­рыв меж­ду «сво­им кру­гом» пи­шу­щих и чи­та­ю­щих и лю­дей «со сто­ро­ны» на­сто­ра­жи­ва­ет. При­вы­кая ва­рить­ся в на­шем ли­те­ра­тур­ном со­ку, за­бы­ва­ешь о том, что «15 000 000 че­ло­век во­об­ще не зна­ют, что та­кое Пе­ле­вин»...

– Как вы пла­ни­ру­е­те ва­ши кри­ти­че­с­кие иг­ры? Ре­пе­ти­ру­е­те ли на ком-то? При­ве­ди­те для при­ме­ра что-то из ва­ше­го иг­ро­во­го ар­се­на­ла.

По: Кри­ти­че­с­кие иг­ры рож­да­ют­ся из игр че­ло­ве­че­с­ких – мы ча­с­то «иг­ра­ем» на пра­зд­ни­ках, днях рож­де­ния, и что-то ока­зы­ва­ет­ся за­дей­ст­во­ва­но в ве­че­рах. Все эти иг­ры зна­ко­мы лю­бо­му – ас­со­ци­а­ции, пан­то­ми­мы, – раз­ни­ца в том, что мы ста­ра­ем­ся ли­те­ра­тур­но их ак­цен­ти­ро­вать и при­вя­зы­вать к дей­ст­ву­ю­щим име­нам про­зы, кри­ти­ки ли­бо по­эзии...

Ган: Со­би­ра­ем­ся и при­ду­мы­ва­ем, но ни на ком не ре­пе­ти­ру­ем. Наш иде­о­ло­ги­че­с­кий мо­тор – Ва­ле­рия Пу­с­то­вая. Она, кста­ти, и по­да­ла нам идею со­зда­ния груп­пы. Иг­ро­вой ар­се­нал весь­ма раз­но­об­раз­ный. На по­след­нем ве­че­ре мы да­же ус­т­ро­и­ли кон­курс пан­то­мим «Уга­дай со­вре­мен­ный ро­ман». Один из глав­ных кон­кур­сов – па­ро­дии. В про­шлый раз мы па­ра­фра­зи­ро­ва­ли «Две­над­цать» Бло­ка в сти­ли­с­ти­ке раз­ных со­вре­мен­ных ав­то­ров, а зри­те­ли долж­ны бы­ли уга­дать – ка­ких имен­но. А в по­след­ний раз – со­став­ля­ли вер­ли­б­ры-цен­то­ны пу­тём вы­дёр­ги­ва­ния фраз и пред­ло­же­ний из со­вре­мен­ных тек­с­тов. Лю­ди опять-та­ки долж­ны бы­ли уга­дать эти тек­с­ты…

Пу: В га­зе­те «НГ Ex libris» бы­ли опуб­ли­ко­ва­ны па­ро­дии, ко­то­рые мы за­чи­ты­ва­ли на пер­вом на­шем ве­че­ре, а ско­ро, на­де­ем­ся, там же вый­дут за­гад­ки про кри­ти­ков и, мо­жет, вер­ли­б­ры из мо­ло­дой про­зы.

– Кри­ти­че­с­кая ин­тер­ак­тив­ная ани­ма­ция, кри­ти­ка-ludens – это дань вре­ме­ни, ко­то­рое всё вос­при­ни­ма­ет и ус­ва­и­ва­ет в кар­на­валь­ных фор­мах?..

По: В на­шем слу­чае это ско­рее жиз­нен­ные со­ки, ко­то­рые бро­дят и ищут вы­хо­да – и не на­хо­дят по­след­не­го в тол­сто­жур­наль­ных ста­ть­ях.

Ган: Мож­но ска­зать и так. Но ес­ли для по­этов, к при­ме­ру, вне­тек­с­то­вая де­я­тель­ность все­гда бы­ла в че­с­ти, а сей­час и во­все бьёт ре­кор­ды по­пу­ляр­но­с­ти, то с кри­ти­ком де­ло об­сто­ит ина­че. У кри­ти­ков дру­гой имидж. А мы его топ­чем.

Пу: Это дань вре­ме­ни, ко­то­рое осо­зна­ло клю­че­вую роль вос­при­ни­ма­ю­ще­го в куль­тур­ном про­цес­се. При­ня­то кри­ти­ко­вать по­треб­ле­ние, рек­лам­ность, пи­ар. Но всё это – ак­ту­аль­ные фор­мы на­род­но­с­ти. А на­род­ность – дру­гое имя че­ло­веч­но­с­ти. В куль­ту­ре уми­ра­ет всё, что не вы­зы­ва­ло сер­деч­но­го от­кли­ка, что не во­шло в жизнь как её проч­ная, по­всед­нев­ная часть.

Кри­ти­ка как ро­ле­вая иг­ра, как ис­точ­ник силь­ных эмо­ций – ра­до­с­ти, азар­та, со­пе­ре­жи­ва­ния – спо­соб­на кон­ку­ри­ро­вать с раз­вле­че­ни­я­ми, сти­му­ли­ру­ет об­мен мне­ни­я­ми, со­зда­ёт ат­мо­сфе­ру для не­фор­маль­но­го об­ще­ния чи­та­те­ля и ли­те­ра­то­ра.

– Мо­жет ли со­сто­ять­ся пол­но­цен­ная кри­ти­ка, ос­но­ва­тель­ный раз­бор тек­с­та в фор­ме же­с­та, пер­фор­ман­са? И пла­ни­ру­е­те ли в пер­спек­ти­ве вы­став­ку-кни­гу сво­их иг­ро­вых кри­ти­че­с­ких же­с­тов-раз­бо­ров?

По: На мой взгляд, нет, но пер­фор­манс мо­жет под­го­то­вить по­тен­ци­аль­но­го чи­та­те­ля к вос­при­я­тию пол­но­цен­ной кри­ти­ки. Слу­чай­ный гость, по­смо­т­рев­ший ка­кую-ли­бо сцен­ку из со­вре­мен­но­го ро­ма­на или по­уча­ст­во­вав­ший в «блиц-оп­ро­се» со­вре­мен­ных пи­са­те­лей, спо­со­бен за­ин­те­ре­со­вать­ся тем, «как же всё бы­ло на са­мом де­ле», и от­крыть кни­гу Сен­чи­на, Слав­ни­ко­вой et cetera. Ра­зу­ме­ет­ся, это мар­ги­наль­ный путь «ос­во­е­ния» со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ры, но в ка­кой-то сте­пе­ни вся со­вре­мен­ная ли­те­ра­ту­ра, увы, мар­ги­наль­на...

Фото: Анатолий СТЕПАНЕНКО
Фото: Анатолий СТЕПАНЕНКО

Пу: Не пол­но­цен­ный, а, так ска­жем, до­ста­точ­ный «раз­бор» пер­фор­манс пре­до­ста­вить мо­жет. Вы­тя­нуть глав­ное из про­из­ве­де­ния, по­ка­зать са­мое прин­ци­пи­аль­ное. Но та­кое пре­вра­ще­ние ли­те­ра­ту­ры в зре­ли­ще – чи­с­то пи­ар­ский ход, и он не от­ме­ня­ет ни ана­ли­за, ни на­сто­я­щей дис­кус­сии.

Ган: Ра­зу­ме­ет­ся, пол­но­цен­но­го раз­бо­ра в фор­ма­те иг­ры-ди­а­ло­га быть не мо­жет. И за­тея с кни­гой бы­ла бы, ко­неч­но, очень лег­ко­мыс­лен­ной.

– Ваш опыт иг­ро­вой ви­зу­а­ли­за­ции кри­ти­ки – есть след­ст­вие про­бле­мы вос­при­я­тия? То­го, что меж­ду ав­то­ром тра­ди­ци­он­но­го кри­ти­че­с­ко­го вы­ска­зы­ва­ния и ад­ре­са­том – зи­я­ю­щая про­пасть, ес­ли, ко­неч­но, ад­ре­сат не пер­со­наж кри­ти­че­с­кой ста­тьи или дру­гое уз­ко­про­фес­си­о­наль­ное за­ин­те­ре­со­ван­ное ли­цо?..

Ган: В точ­ку. Мы про­сто вы­хо­дим в тём­ную ком­на­ту, хло­па­ем в ла­до­ши, шу­тим, за­вле­ка­ем, при­ма­ни­ва­ем, ищем чи­та­те­ля кри­ти­ки. Ча­ще все­го вме­с­то чи­та­те­ля на­ты­ка­ем­ся на кол­лег или друг на дру­га. Но за­теи не бро­са­ем.

По: Я ни­ког­да об этом не ду­ма­ла. Мне ка­жет­ся, на­ша ви­зу­а­ли­за­ция кри­ти­ки – преж­де все­го след­ст­вие то­го, что нам хо­ро­шо вме­с­те, – хо­ро­шо, ве­се­ло и ин­те­рес­но, и в ра­бо­чем пла­не, и в че­ло­ве­че­с­ком... В кон­це кон­цов, «По­Пу­Ган» ро­дил­ся не столь­ко от ощу­ще­ния кри­ти­че­с­кой сверх­идеи, сколь­ко от из­быт­ка на­ших жиз­нен­ных сил.

Пу: Не знаю, как у ав­то­ра тра­ди­ци­он­но­го кри­ти­че­с­ко­го вы­ска­зы­ва­ния – а у ме­ня про­бле­мы бы­ли. Ра­ди че­го, ко­го пи­сать? – ху­дож­ни­ки ча­с­то от­ма­хи­ва­ют­ся от это­го во­про­са, а для кри­ти­ка он ре­ша­ет всё. Об­рыв свя­зи за­став­ля­ет кри­ти­ка за­мол­чать, у ме­ня был этот опыт, ког­да не зна­ешь, к ко­му об­ра­щать­ся, не ви­дишь че­ло­ве­ка ря­дом.

Ви­но­ва­та в этом не кри­ти­че­с­кая тра­ди­ция, а её из­вра­щён­ное по­ни­ма­ние как са­мо­цен­но­го де­ла, по­став­лен­но­го на служ­бу ли­те­ра­ту­ре. Се­рь­ёз­ная кри­ти­ка пост­со­вет­ско­го вре­ме­ни осо­бен­но бо­я­лась мас­со­во­го чи­та­те­ля, мас­со­вых вку­сов, и это усу­гу­би­ло её за­мы­ка­ние на се­бе, за­мы­ка­ние ли­те­ра­ту­ры на са­мой се­бе.

Но вре­ме­на ме­ня­ют­ся: вы­рос, раз­вил­ся но­вый чи­та­тель, ко­то­рый це­нит вре­мя сво­ей жиз­ни на­столь­ко, что­бы пред­по­честь штам­по­ван­но­му кри­ми­на­лу и мыль­ной люб­ви – со­вре­мен­ное сло­во о со­вре­мен­ном че­ло­ве­ке. О нём са­мом! И вот тут ус­та­нов­ка кри­ти­че­с­кой тра­ди­ции на са­мо­со­хра­не­ние, а ли­те­ра­ту­ры на са­мо­до­ста­точ­ность сы­г­ра­ли с ни­ми злую шут­ку.

На­до бы мень­ше об­щать­ся с кол­ле­га­ми, боль­ше – с чи­та­те­ля­ми. Ре­дак­то­ру и кри­ти­ку это не так лег­ко ус­т­ро­ить, и всё же я сей­час на­учи­лась дер­жать ли­те­ра­ту­ру и жизнь, про­фес­си­о­наль­ное и че­ло­ве­че­с­кое в пра­виль­ном со­от­но­ше­нии.

– Как из­ба­вить­ся от инер­ции тра­ди­ци­он­но­го об­ра­за кри­ти­ки и на­до ли его раз­ру­шать?

По: Не сов­сем по­ни­маю, ко­го мож­но «под­ста­вить» под этот тра­ди­ци­он­ный об­раз. Бе­лин­ско­го? До­б­ро­лю­бо­ва? Апол­ло­на Гри­го­рь­е­ва? Или – Ге­ор­гия Ада­мо­ви­ча, Юрия Ты­ня­но­ва, или – Вла­ди­ми­ра Лак­ши­на, Ири­ну Род­нян­скую, на­ко­нец? Каж­до­му вре­ме­ни со­от­вет­ст­ву­ет свой тра­ди­ци­он­ный кри­ти­че­с­кий об­раз. Вряд ли мы пре­тен­ду­ем на то, что­бы сде­лать­ся эта­ким «во­пло­ще­ни­ем», но аль­тер­на­тив­ный ва­ри­ант пред­ла­га­ем. Пусть бу­дет мно­го тра­ди­ци­он­ных об­ра­зов!

Ган: Не знаю, на­до ли, но мы вот раз­ру­ша­ем. Хо­тя в ну­ле­вые, ещё и до вся­ко­го «По­Пу­Га­на» у мо­ло­до­го по край­ней ме­ре по­ко­ле­ния пи­са­те­лей сфор­ми­ро­ва­лось не сов­сем обыч­ное пред­став­ле­ние о Кри­ти­ке. Кри­тик пред­ста­вал юной, за­дор­ной и слег­ка до­тош­ной де­вуш­кой (на­ча­ло та­ким сверх­но­вым сте­рео­ти­пам по­ло­жи­ла Ле­ра Пу­с­то­вая со сво­и­ми пер­вы­ми ста­ть­я­ми). Мы про­сто пой­ма­ли но­ся­щий­ся в воз­ду­хе «тренд» и ове­ще­ст­ви­ли его По­Пу­Ган­ски­ми пе­рь­я­ми.

Пу: «Тра­ди­ци­он­ных» кри­ти­ков сей­час не боль­шин­ст­во, мно­го но­ва­то­ров или про­сто адап­ти­ро­ван­ных к но­вым ус­ло­ви­ям – со­ци­аль­ным, эко­но­ми­че­с­ким, тех­ни­че­с­ким.

Раз­ру­шать на­до не тра­ди­цию, а шаб­ло­ны, ко­то­рые у каж­до­го свои. У ме­ня и это ста­ло лич­ным опы­том – смеш­но ска­зать, я бук­валь­но в про­шлом го­ду на­учи­лась пи­сать ко­рот­ко, сде­ла­ла две-три по­ло­сы ре­цен­зий для «НГ Ex libris». Ну то есть де­ло не в дли­не тек­с­та – а в том, что­бы со­че­тать лёг­кий фор­мат и тра­ди­цию до­ка­за­тель­ной, от­вет­ст­вен­ной кри­ти­ки. Для ме­ня это бы­ло на­сто­я­щее до­сти­же­ние, и я по­чув­ст­во­ва­ла го­раз­до боль­шую сво­бо­ду.

– Вы кри­ти­че­с­ки со­об­ра­зи­ли на тро­их по ген­дер­но­му прин­ци­пу. Кри­ти­ка де­ла­ет­ся пре­крас­ным по­лом или ва­ше «по­пу­ган­ское» раз­но­цве­тье сло­жи­лось со­вер­шен­но слу­чай­но?

Пу: Про­об­ра­зом груп­пы бы­ла смут­ная идея ве­че­ра кри­ти­кесс но­во­го по­ко­ле­ния – как раз по­то­му, что, вид­но же, кри­ти­ку сей­час пи­шут де­воч­ки, по­ка маль­чи­ки ухо­дят в бо­лее день­го­ём­кие про­фес­сии. Со­ци­о­лог ска­жет, что жен­щи­ны и де­ти ра­бо­та­ют в упа­доч­ных сфе­рах. Но мне ка­жет­ся, от жен­ско­го при­сут­ст­вия кри­ти­ка толь­ко вы­иг­ра­ла. Жен­щи­на не так за­цик­ле­на на до­ми­на­ции, бо­лее вос­при­им­чи­ва и не­по­сред­ст­вен­на.

Ган: Да, сей­час у кри­ти­ки во мно­гом «жен­ское» ли­цо, при­чём на всех фрон­тах: тол­сто­жур­наль­ном, га­зет­ном, се­те­вом. Тут ско­рее внеш­ние и да­же со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­с­кие при­чи­ны: муж­чи­нам нуж­но за­ра­ба­ты­вать день­ги, а кри­ти­кой мож­но за­ра­бо­тать толь­ко вра­гов.

– Пла­ни­ру­ют ли «по­пу­га­ны» со­зда­вать свою ли­те­ра­тур­ную ие­рар­хию, про­па­ган­ди­ро­вать и на­вя­зы­вать свои эс­те­ти­че­с­кие взгля­ды? Кста­ти, в ва­шем три­ум­ви­ра­те ца­рит еди­но­мыс­лие? Нет ли спо­ров, стра­ст­ных дис­кус­сий до по­пы­ток вза­им­но­го уду­ше­ния?

По: У нас дей­ст­ви­тель­но раз­ные вку­сы и, в об­щем, стрем­ле­ния, но по­вто­рюсь: од­наж­ды мы про­сто по­ня­ли, что нам ин­те­рес­но друг с дру­гом и что до­маш­ние ча­ёв­ни­ча­ния под раз­го­во­ры о ли­те­ра­ту­ре мож­но пе­ре­ве­с­ти в раз­го­во­ры кри­ти­че­с­кие; что кри­ти­ка долж­на быть ди­а­ло­гич­ной и под­ра­зу­ме­вать не­кую не­схо­жесть то­чек зре­ния при от­сут­ст­вии враж­деб­но­с­ти, что цен­т­раль­ной ус­та­нов­кой кри­ти­ки долж­но стать же­ла­ние по­нять.

Стра­ст­ные дис­кус­сии воз­ни­ка­ют, но не в том смыс­ле, что каж­дая из нас стре­мит­ся от­сто­ять соб­ст­вен­ную точ­ку зре­ния «вплоть до вза­им­но­го уду­ше­ния», а все мы стре­мим­ся ус­лы­шать друг дру­га и пред­ло­жить свою, что ли, вер­сию раз­ви­тия и по­ни­ма­ния со­бы­тий. Мы спо­рим – друг с дру­гом и друг о дру­ге, пи­шем о кни­гах друг дру­га и, как мне ка­жет­ся, пред­став­ля­ем ка­кой-то фо­кус со­вре­мен­ных – «не­свое­вре­мен­ных» – мыс­лей о кри­ти­ке и о судь­бе ли­те­ра­ту­ры во­об­ще.

Пу: Жен­ское объ­е­ди­не­ние мо­жет вы­жить толь­ко в том слу­чае, ес­ли в нём до­ста­точ­но сво­бо­ды для ма­нё­в­ров и са­мо­вы­ра­же­ния каж­дой уча­ст­ни­цы. На­ше ра­бо­чее об­ще­ние ос­но­ва­но на ин­те­ре­се к кри­ти­ке, со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ре, мо­ло­дой ли­те­ра­ту­ре. А так мы со­вер­шен­но не­за­ви­си­мо раз­ви­ва­ем­ся. И во­об­ще очень раз­ные, по жиз­ни, по ха­рак­те­ру. По­это­му и ка­кой-то объ­е­ди­нён­ной ие­рар­хии, об­щей си­с­те­мы оце­нок нет. И это хо­ро­шо – за­чем груп­пе из трёх ду­мать, как од­на, где тут ме­с­то для ди­а­ло­га? Мы по­ни­ма­ем и под­дер­жи­ва­ем друг дру­га в глав­ном, а в ча­ст­но­с­тях хо­чет­ся дис­кус­сии, а не мо­но­тон­но­го гу­ла.

Един­ст­вен­ное, по че­му я ску­чаю – сов­ме­ст­ное кри­ти­че­с­кое твор­че­ст­во. Вла­ди­мир Гу­бай­лов­ский из «Но­во­го ми­ра» пер­вый до­га­дал­ся нам пред­ло­жить на­пи­сать книж­ную пол­ку «По­Пу­Га­на», пи­шем сей­час. У ме­ня са­мой та­кие идеи бы­ли, но по­ка не скла­ды­ва­лось – все «по­пу­га­ны» слиш­ком за­ня­ты сво­и­ми де­ла­ми, ста­ть­я­ми, ре­дак­тор­ской ра­бо­той. На­де­юсь, что всё же воз­ник­нут по­во­ды к сов­ме­ст­но­му кри­ти­че­с­ко­му вы­ска­зы­ва­нию.

Ган: Ра­зу­ме­ет­ся, мы не оди­на­ко­вы, и взгля­ды, в том чис­ле эс­те­ти­че­с­кие, у нас не все­гда сов­па­да­ют. В сво­их тек­с­тах мы, бы­ва­ет, по­ле­ми­зи­ру­ем друг с дру­гом. Это нор­маль­но. И мо­жет ли быть у «По­Пу­Га­на» ка­кая-то не­про­ти­во­ре­чи­вая ие­рар­хия – то­же во­прос. По­ка мы та­кой це­ли не ста­вим, по­ка мы про­сто про­во­ци­ру­ем на ди­а­лог.

– «По­Пу­Ган» в пер­спек­ти­ве мо­жет стать хо­ро­шим ком­мер­че­с­ким брэн­дом. Под его мар­кой мо­жет вый­ти кол­лек­ция одеж­ды, иг­руш­ки, ка­кие-то сла­с­ти. Не пла­ни­ру­е­те ли про­па­ган­ду ли­те­ра­ту­ры сов­ме­с­тить с биз­не­сом? Вы­ве­с­ти ли­те­ра­ту­ру ес­ли не в гля­нец, то в поп­куль­ту­ру?.. Это бы­ло бы не­пло­хой фор­мой ос­во­е­ния но­вых го­ри­зон­тов, сво­е­об­раз­ная мис­си­о­нер­ская де­я­тель­ность по про­па­ган­де чте­ния, со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ры в штам­пах и об­ра­зах, по­нят­ных со­вре­мен­ной мас­со­вой куль­ту­ре.

По: Пер­вый брэнд у нас уже со­сто­ял­ся – мы от­пе­ча­та­ли не­сколь­ко штуч­ных ка­лен­да­рей с впол­не се­бе глян­це­вой (хо­тя и «арт­ха­ус­ной») фо­то­сес­си­ей Ана­то­лия Сте­па­нен­ко. До фут­бо­лок с вы­ши­ты­ми «По­Пу­Га­на­ми», я на­де­юсь, де­ло всё-та­ки не дой­дёт, и во­об­ще, на мой взгляд, эти ху­до­же­ст­ва хо­ро­ши как по­боч­ная пар­тия, а глав­ным ос­та­ёт­ся не­по­сред­ст­вен­но сло­во, зву­ча­щее или пе­чат­ное. Пре­вра­щать на­ши иг­ры в биз­нес-план мне бы, че­ст­но ска­зать, не хо­те­лось. Вре­ме­ни пи­сать не ос­та­нет­ся.

Пу: Идея блеск, Ан­д­рей. А ты зна­ешь, что уже есть иг­руш­ки по­пу­га­ны? Как я по­ня­ла – на­род­ное на­зва­ние «ба­ку­га­нов», это та­кой ти­па иг­ро­вой на­бор. Толь­ко это не наш «брэнд», это так слу­чай­но сов­па­ло – мы уже по­том уз­на­ли, ког­да при­ду­ма­ли своё на­зва­ние.

Про­па­ган­да чте­ния, со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ры – ин­те­рес­ная и до­стой­ная цель. Эти це­ли у нас на при­це­ле.

А во­об­ще на­ша бли­жай­шая меч­та – ли­те­ра­тур­ная пре­мия «По­Пу­Га­на».

Ган: Ну, кое-ка­кие ша­ги мы уже сде­ла­ли. На ра­дио вы­сту­пи­ли, фо­то­сес­сию ус­т­ро­и­ли, ка­лен­да­ри за­ка­за­ли… Шу­чу. Для то­го что­бы за­пу­с­тить «По­Пу­Ган» как сти­му­ля­тор ин­те­ре­са к чте­нию, ну­жен про­дю­сер. Но я со­мне­ва­юсь, что ка­кой-ни­будь ча­ст­ный ка­пи­тал или, до­пу­с­тим, гос­струк­ту­ра за­ин­те­ре­су­ет­ся та­ким ана­хро­низ­мом, как чте­ние и вы­со­кие ли­те­ра­тур­ные цен­но­с­ти. Бред.

– Ес­ли бы был об­ряд по­свя­ще­ния в «по­пу­га­ны», то что бы он из се­бя пред­став­лял и ка­кую клят­ву-при­ся­гу дол­жен бы был за­чи­ты­вать всту­па­ю­щий?..

Пу: «Кля­нусь чи­тать не толь­ко се­бя». На­вер­но, так. И пусть по­ка­жет, ка­кое он чу­до в пе­рь­ях.

Ган: Всту­па­ю­ще­го вво­ди­ли бы в за­тем­нён­ную ком­на­ту и ночь на­про­лёт пы­та­ли эк­за­ме­на­ци­он­ны­ми во­про­са­ми по ис­то­рии кри­ти­ки и те­о­рии ли­те­ра­ту­ры. Ан­д­рей, как те­бе та­кая идея? По­лу­чил­ся бы ве­сё­лый По­ПуР­Ган.

По: Во­прос ин­те­рес­ный. В по­след­нее вре­мя мне всё ча­ще за­кра­ды­ва­ет­ся в го­ло­ву мысль, что «По­Пу­Ган» – струк­ту­ра не за­мк­ну­тая, а от­кры­тая, столь­ко во­круг та­лант­ли­вых и кра­си­вых кри­ти­ков со­от­вет­ст­ву­ю­ще­го ген­де­ра. Ма­ри­ан­на Ио­но­ва, Оль­га Ле­ви­на, Еле­на Лу­цен­ко, Да­рья Мар­ко­ва, Ека­те­ри­на Рат­ни­ко­ва, Та­ть­я­на Рать­ки­на, Та­ть­я­на Со­ло­вь­ё­ва и дру­гие чу­дес­ные де­вуш­ки – наш про­ект име­ет все шан­сы рас­кру­тить­ся и раз­ра­с­тись. Кро­ме то­го, мы, как ока­за­лось, объ­е­ди­ни­лись не в по­след­нюю оче­редь по цве­ту во­лос; кто зна­ет, мо­жет быть, на­ста­ло вре­мя для объ­е­ди­не­ния блон­ди­нок?..


Беседу вёл Андрей РУДАЛЁВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования