Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №15. 15.04.2011

Вечный спутник

 Мне 60 лет, и из них я знал Юрия На­ги­би­на лет 45, на­вер­ное, а мо­жет быть, и боль­ше… Пер­вый раз в до­ме На­ги­би­на я ока­зал­ся, – он дру­жил с мо­им от­цом, – где-то го­ду, на­вер­ное, в 63-м, то есть чёрт-те зна­ет ког­да. И этот че­ло­век про­из­вёл на ме­ня ог­ром­ное впе­чат­ле­ние. Преж­де все­го, че­ло­ве­че­с­кое, по­то­му что он был оба­я­те­лен, мил, при­ятен и всё та­кое. Но оба­я­тель­ных лю­дей не так ма­ло, на са­мом де­ле. Ещё го­раз­до боль­шее впе­чат­ле­ние на ме­ня про­из­ве­ли кни­ги На­ги­би­на. Мне бы­ло очень при­ят­но чи­тать его и чув­ст­во­вать, что он жи­вёт ря­дом, – бук­валь­но на­и­с­ко­сок че­рез до­ро­гу в на­шем дач­ном по­сёл­ке, – и мож­но его уви­деть и с ним по­го­во­рить. Пульс, ко­то­рый бьёт­ся в его про­зе, он су­ще­ст­ву­ет и в нём са­мом, так ска­зать, вжи­вую. На­ги­бин был очень (в жиз­ни, как я его за­пом­нил) до­б­рым, ве­сё­лым, от­ча­с­ти на­ив­ным, очень эле­гант­ным че­ло­ве­ком с ог­ром­ным вку­сом. У не­го был очень кра­си­вый дач­ный дом, где все­гда при­ят­но бы­ло на­хо­дить­ся. Я был ма­лень­кий, что на­зы­ва­ет­ся, бол­тал­ся под но­га­ми у взрос­лых. И ког­да не­множ­ко под­ра­с­тал, всё это мне ста­но­ви­лось ещё ин­те­рес­нее... Но са­мое ин­те­рес­ное, – это, ко­неч­но, то, как На­ги­бин ме­нял­ся как пи­са­тель. Это был че­ло­век бе­зум­но та­лант­ли­вый с пер­вых сво­их про­из­ве­де­ний. Сна­ча­ла «Чи­с­тые пру­ды» – за­ме­ча­тель­ный сбор­ник рас­ска­зов, по­ра­зи­тель­но неж­ный, точ­ный. В этих рас­ска­зах он был под­чёрк­ну­то апо­ли­ти­чен, он был со­вер­шен­но сам по се­бе, та­кой рус­ский пи­са­тель во­об­ще. Хо­тя там ощу­ща­ет­ся со­вет­ско-пи­о­нер­ская ат­мо­сфе­ра, но она аб­со­лют­но не яв­ля­ет­ся са­мо­це­лью.

Мне очень нра­вит­ся рас­сказ На­ги­би­на «Тор­пед­ный ка­тер». Он на ме­ня про­из­во­дил стран­ное впе­чат­ле­ние ка­кой-то без­на­дёж­но­с­ти. Де­ти, пи­о­не­ры со­би­ра­ют пе­ред вой­ной день­ги на тор­пед­ный ка­тер. Ус­т­ра­и­ва­ют агит­бри­га­ду, хо­дят по до­мам, по дво­рам, вы­сту­па­ют в раз­ных квар­ти­рах. Ка­кие-то ко­пей­ки им да­ют ра­бо­чие, по­лит­ка­тор­жа­не, пен­си­о­не­ры, ин­ва­ли­ды и про­сто со­сто­я­тель­ные лю­ди. И кон­ча­ет­ся вся эта ис­то­рия тем, что день­ги, ко­то­рые они со­бра­ли, про­пил и про­ку­тил их лю­би­мый пи­о­нер­во­жа­тый. Ди­кая тра­ге­дия! Ре­бя­та го­во­рят о том, что «ни­че­го, мы всё рав­но из­го­то­вим но­вые под­пис­ные ли­с­ты, пой­дём по но­вым дво­рам...». Но мне по­че­му-то бы­ло ужас­но боль­но. Я по­нял, что здесь не­на­туж­но, без по­ли­ти­че­с­ко­го па­фо­са изо­б­ра­же­ны тра­ги­че­с­кие вза­и­мо­от­но­ше­ния на­ро­да и вла­с­ти. Лю­ди со­би­ра­ют­ся, ста­ра­ют­ся, что-то де­ла­ют, а кто-то эти день­ги, сред­ст­ва – хлоп! – и все тру­ды, что на­зы­ва­ет­ся, ми­мо! И, глав­ное, что слу­чи­лось с этим пи­о­нер­во­жа­тым? Ка­кой-то ком­со­моль­ский де­я­тель про­сто за­пер­ся с ним в пи­о­нер­ской ком­на­те и на­бил ему мор­ду. То есть он не на­ка­зан, на са­мом де­ле! Ну, в мор­ду да­ли, пой­дёт в дру­гой пи­о­нер­ский от­ряд, там ко­го-ни­будь ещё ог­ра­бит, из­на­си­лу­ет, убь­ёт и т.д. Вот вам – власть и на­род! И это всё рас­ска­за­но про­сто, без лиш­них слов.

По­том, я по­мню, ка­кое ог­ром­ное на ме­ня про­из­ве­ли впе­чат­ле­ние на­ги­бин­ские ма­лень­кие рас­ска­зы, по­ве­с­ти из се­рии «Веч­ные спут­ни­ки». И, ко­неч­но, днев­ник На­ги­би­на – по­ра­зи­тель­ная вещь. Там он пе­ре­шёл ещё на сле­ду­ю­щий уро­вень пи­са­тель­ст­ва, мне ка­жет­ся. Я очень люб­лю про­зу На­ги­би­на, та­кую не­сколь­ко тя­гу­чую, пру­с­ти­ан­скую, дей­ст­ви­тель­но (не на­прас­но он лю­бил Пру­с­та), с длин­ны­ми пе­ри­о­да­ми, с длин­ны­ми фра­за­ми, с не­ко­то­ры­ми да­же кра­си­во­с­тя­ми, впол­не не­об­хо­ди­мы­ми для про­зы. Но в днев­ни­ке и вот в этой по­ве­с­ти об от­це он вы­шел уже на уро­вень пи­са­те­ля, ко­то­ро­го не вид­но. Это выс­ший пи­ло­таж пи­са­тель­ский, ког­да ты чи­та­ешь книж­ку и ви­дишь пе­ред со­бой то, что там, но со­вер­шен­но не ви­дишь слов, фраз и вся­ких та­ких шту­чек. Я по­мню, как Юрий Три­фо­нов го­во­рил мне ког­да-то, за­ме­ча­тель­ный то­же пи­са­тель: «Вот Юра ма­ло ра­бо­та­ет над фра­зой. Он не рас­тёт как про­за­ик». Ну, что ска­жешь Три­фо­но­ву?! «Да, да, да. Ко­неч­но...» А по­том, ког­да я про­чи­тал днев­ник, я по­ду­мал: «Ой-ё-ёй, как рас­тёт!» По­ни­ма­е­те? По­то­му что он стал про­сто вы­да­ю­щим­ся про­за­и­ком в сво­их по­след­них, по­смерт­но опуб­ли­ко­ван­ных ве­щах. Осо­бен­но в днев­ни­ке. По­то­му что это и есть на­сто­я­щая про­за, тот уро­вень, до ко­то­ро­го до­хо­дил Че­хов, До­сто­ев­ский в не­ко­то­рых ме­с­тах. Ког­да ты смо­т­ришь сквозь стра­ни­цу, пи­са­тель ис­че­за­ет и на­сту­па­ет ди­а­лог, так ска­зать, чи­та­те­ля с сущ­но­с­тью. В этом он был очень хо­рош. И мне осо­бен­но бы­ло при­ят­но чи­тать днев­ник, по­то­му что все го­во­ри­ли: «Вот, там всех по­ру­гал, по­ма­зал, вся­че­с­ки про­ехид­ни­чал, на­сме­хал­ся!..» А про мо­е­го па­пу про един­ст­вен­но­го он на­пи­сал толь­ко хо­ро­шее, я ему за это очень бла­го­да­рен. Они дей­ст­ви­тель­но бы­ли в очень до­б­рых от­но­ше­ни­ях. Мне Юрий Мар­ко­вич уже по­сле смер­ти мо­е­го от­ца го­во­рил, что «Вик­тор был мне не про­сто при­яте­лем, а был мо­им ли­те­ра­тур­ным дру­гом. Ты, на­вер­ное, не по­ни­ма­ешь, что это та­кое...». Я не по­ни­мал, что это та­кое, и сей­час да­же с тру­дом по­ни­маю, но, на­вер­ное, это ка­кое-то осо­бое еди­но­мы­ш­лен­ни­че­ст­во, что ли...

И мне очень при­ят­но, что эти кни­ги из­да­ют­ся, и они бу­дут из­да­вать­ся ещё, и их бу­дут чи­тать. Я все­гда ре­ко­мен­дую всем сво­им мо­ло­дым зна­ко­мым и ро­вес­ни­кам: «Чи­тай­те На­ги­би­на. Не по­жа­ле­е­те!»


Денис ДРАГУНСКИЙ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования