Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №17. 29.04.2011

МОЙ ГАДЖИ

 На­уч­ная об­ще­ст­вен­ность Да­ге­с­та­на и мно­го­на­ци­о­наль­ной Рос­сии от­ме­ча­ет по­ис­ти­не за­ме­ча­тель­ное 85-ле­тие со дня рож­де­ния вы­да­ю­ще­го­ся ли­те­ра­ту­ро­ве­да и куль­ту­ро­ло­га, ис­тин­но­го па­т­ри­о­та сво­ей ро­ди­ны и об­ще­ст­вен­но­го де­я­те­ля Га­д­жи Гам­за­то­ви­ча Гам­за­то­ва.

 

В этот слав­ный день мы все вы­ра­жа­ем свою глу­бо­кую при­зна­тель­ность на­сто­я­ще­му Че­ло­ве­ку и Учё­но­му.

Уже в са­мом на­ча­ле сво­ей на­уч­ной де­я­тель­но­с­ти Га­д­жи Гам­за­тов по­нял, что не бы­ва­ет куль­ту­ры ме­ст­ной, об­ла­ст­ной, пе­ри­фе­рий­ной, ес­ли куль­ту­ра, ка­кой бы на­род она не пред­став­ля­ла (боль­шой или не­мно­го­чис­лен­ный), ус­т­рем­ле­на к об­ще­зна­чи­мо­му, об­ще­че­ло­ве­че­с­ко­му уров­ню сво­е­го раз­ви­тия. И уже по­сле пер­вой же кни­ги о Гам­за­те Ца­да­се на­уч­ные тру­ды Га­д­жи Гам­за­то­ва пе­ре­шаг­ну­ли гра­ни­цы род­но­го Да­ге­с­та­на и за­ня­ли своё по­чёт­ное ме­с­то в да­ге­с­тан­ской и се­ве­ро­кав­каз­ской куль­ту­ро­ло­гии. Все на­уч­ные ра­бо­ты за­ме­ча­тель­но­го учё­но­го все­гда вер­ны по то­наль­но­с­ти мно­го­ве­ко­во­му опы­ту сво­е­го на­ро­да. А по­то­му по­лёт мыс­лей Га­д­жи Гам­за­то­ви­ча вос­соз­да­ёт уди­ви­тель­ную гар­мо­нию це­ло­ст­но­го вос­при­я­тия на­ци­о­наль­но-ху­до­же­ст­вен­ной дей­ст­ви­тель­но­с­ти. Сме­лость взгля­да, не­за­ви­си­мость суж­де­ний, вну­т­рен­няя убеж­дён­ность – ха­рак­тер­ные чер­ты на­уч­но­го по­чер­ка Га­д­жи Гам­за­то­ви­ча Гам­за­то­ва. Как круп­ней­ший учё­ный и це­ле­у­с­т­рем­лён­ный че­ло­век, он убе­ди­тель­но про­де­мон­ст­ри­ро­вал, ка­ких ус­пе­хов мож­но до­стичь са­мо­от­вер­жен­ным тру­дом и ис­крен­ним же­ла­ни­ем при­не­с­ти на сво­ём уров­не поль­зу на­ро­дам Да­ге­с­та­на и Рос­сии.

Да­ге­с­тан для Га­д­жи Гам­за­то­ви­ча – точ­ка опо­ры, поз­во­ля­ю­щая ему по­стичь суть раз­ви­тия не­пре­хо­дя­щих на­род­но-ду­хов­ных цен­но­с­тей. И эти ду­хов­ные цен­но­с­ти, раз­вёр­ну­тые Га­д­жи Гам­за­то­вым в их ди­а­лек­ти­че­с­ком дви­же­нии, как ду­хов­ный ори­ен­тир осо­бен­но не­об­хо­ди­мы нам в на­ше, мяг­ко го­во­ря, про­ти­во­ре­чи­вое вре­мя. Не­заб­вен­ный Ра­сул Гам­за­тов ут­верж­дал: «Дом – это сим­вол род­но­го оча­га; то­го кров­но­го, что еди­нит нас с зем­лёй на­ших пред­ков. По­те­ряв его, че­ло­век пре­вра­ща­ет­ся в пе­ре­ка­ти-по­ле, ли­ша­ет­ся сво­их кор­ней». Имен­но род­ной очаг, Ро­ди­на, Дом, род­ной язык – пре­ем­ст­вен­но ро­до­вые жи­ви­тель­ные ис­то­ки твор­че­ст­ва Гам­за­та Ца­да­сы, Ра­су­ла Гам­за­то­ва, Га­д­жи Гам­за­то­ва… и они же про­дол­же­ние их по­ис­ка пра­вед­но­го пу­ти в боль­шой и про­ти­во­ре­чи­вый мир. Вы­со­кие нрав­ст­вен­ные ори­ен­ти­ры и на­уч­ная глу­би­на тру­дов Га­д­жи Гам­за­то­ви­ча за­мет­но по­вли­я­ли на ос­мыс­ле­ние и фор­ми­ро­ва­ние еди­но­го да­ге­с­тан­ско­го и се­ве­ро­кав­каз­ско­го ду­хов­но­го про­ст­ран­ст­ва.

Ес­ли го­во­рить обоб­щён­но, то Га­д­жи Гам­за­то­вич во всех сво­их ра­бо­тах ана­ли­зи­ру­ет пу­ти ста­нов­ле­ния, фор­ми­ро­ва­ния и раз­ви­тия да­ге­с­тан­ских на­ци­о­наль­ных ли­те­ра­тур (куль­тур) в кон­тек­с­те мас­штаб­ных те­о­ре­ти­че­с­ких и ис­то­ри­ко-куль­тур­ных про­блем. Имен­но та­кой под­ход обес­пе­чи­ва­ет его ста­ть­ям и мо­но­гра­фи­ям не­о­рди­нар­ность и вы­со­кую зна­чи­мость в раз­ра­бот­ке слож­ней­ших во­про­сов со­вре­мен­ной на­уки. В сво­их ра­бо­тах Га­д­жи Гам­за­тов вы­яв­ля­ет спе­ци­фи­че­с­кие и ти­по­ло­ги­че­с­кие за­ко­но­мер­но­с­ти эво­лю­ции ху­до­же­ст­вен­но­го со­зна­ния в да­ге­с­тан­ских ли­те­ра­ту­рах, кор­рек­ти­руя при этом ус­то­яв­ши­е­ся и толь­ко скла­ды­ва­ю­щи­е­ся точ­ки зре­ния на дви­жу­щие си­лы и на­прав­ле­ние ис­то­ри­ко-куль­тур­но­го про­цес­са. Ши­ро­та взгля­дов учё­но­го поз­во­ля­ет ему рас­сма­т­ри­вать да­ге­с­тан­ские (се­ве­ро­кав­каз­ские) ли­те­ра­ту­ры не толь­ко в об­ще­рос­сий­ском, но и ми­ро­вом (Вос­ток-За­пад) мас­шта­бе, при­чём в мно­го­об­раз­ных ге­не­ти­че­с­ких, кон­такт­ных и си­с­тем­но-струк­тур­ных свя­зях. Га­д­жи Гам­за­то­ви­чу уда­лось най­ти и во­пло­тить ор­га­нич­ный син­тез те­о­ре­ти­че­с­ко­го и ис­то­ри­ко-куль­тур­но­го по­сти­же­ния про­ти­во­ре­чи­во­го со­от­но­ше­ния фоль­к­лор­но-эпи­че­с­ко­го и со­ци­аль­но-ак­ту­аль­но­го пла­с­тов на­ци­о­наль­ной кар­ти­ны ми­ра, пре­лом­лён­ной каж­дым из рас­сма­т­ри­ва­е­мых им ху­дож­ни­ков сло­ва в сво­ей не­по­вто­ри­мо-ин­ди­ви­ду­аль­ной ин­тер­пре­та­ции.

А сей­час, осо­бо и кон­крет­но, не­сколь­ко слов о са­мой важ­ной для ме­ня кни­ге Га­д­жи Гам­за­то­ви­ча – «Да­ге­с­тан­ский фе­но­мен воз­рож­де­ния». Имен­но она яви­лась для ме­ня клю­чом к но­во­му ос­мыс­ле­нию – пе­ре­ос­мыс­ле­нию «Кам­бо­та и Ля­цы» Али Шо­ген­цу­ко­ва. Это ис­сле­до­ва­ние Га­д­жи Гам­за­то­ви­ча пред­став­ля­ет со­бой пусть и ос­т­ро­по­ле­ми­че­с­кую, но, на мой взгляд, пло­до­твор­но-ори­ги­наль­ную кон­цеп­цию, рас­кры­ва­ю­щую но­вые гра­ни по­сти­же­ния на­ци­о­наль­но­го са­мо­со­зна­ния и са­мо­по­зна­ния да­ге­с­тан­ских и се­ве­ро­кав­каз­ских куль­тур.

Пре­одо­лев про­блем­но-те­ма­ти­че­с­кую за­мк­ну­тость по­доб­но­го ро­да ра­бот и, вме­с­те с тем, от­тал­ки­ва­ясь от уточ­нён­ных ори­ен­ти­ров, Га­д­жи Гам­за­тов обо­зна­чил в мо­но­гра­фии ряд край­не ак­ту­аль­ных те­о­ре­ти­че­с­ких и ис­то­ри­ко-куль­тур­ных во­про­сов по­сти­же­ния су­ти ху­до­же­ст­вен­но­го функ­ци­о­ни­ро­ва­ния да­ге­с­тан­ской и се­ве­ро­кав­каз­ской мен­таль­но­с­ти то­го вре­ме­ни как ос­но­вы за­рож­де­ния эле­мен­тов ре­нес­санс­но­го ха­рак­те­ра. Здесь, преж­де все­го, хо­те­лось бы под­черк­нуть, что со­от­но­ше­ние на­ци­о­наль­но­го, ре­ги­о­наль­но­го, об­ще­че­ло­ве­че­с­ко­го ана­ли­зи­ру­ет­ся ав­то­ром в кон­тек­с­те со­ци­о­куль­тур­но­го дис­кур­са. Ав­тор сво­бод­но вла­де­ет куль­ту­ро­ло­ги­че­с­ким и ли­те­ра­ту­ро­вед­че­с­ким ар­се­на­лом для по­сти­же­ния ху­до­же­ст­вен­но­го опы­та и на­ци­о­наль­ных ли­те­ра­тур, вхо­дя­щих в изу­ча­е­мую ти­по­ло­ги­че­с­кую общ­ность.

Та­кой ме­то­до­ло­ги­че­с­кий прин­цип поз­во­лил учё­но­му пред­ло­жить своё ви­де­ние транс­фор­ма­ции ху­до­же­ст­вен­но­го со­зна­ния от её фоль­к­лор­но-эпи­че­с­ких ос­нов до не­пре­хо­дя­щих осо­бен­но­с­тей их ду­хов­но-куль­тур­но­го зву­ча­ния в XVIII–XIX ве­ках, ко­то­рое за­тем на­сле­до­ва­лось и раз­ви­ва­лось по­сле­ду­ю­щи­ми по­ко­ле­ни­я­ми. Осо­бен­но от­чёт­ли­во это вы­ра­жа­ет­ся в изу­че­нии ге­не­зи­са, фор­ми­ро­ва­ния, а зна­чит, и со­вре­мен­но­го со­сто­я­ния ли­те­ра­тур на­ро­дов Да­ге­с­та­на.

Га­д­жи Гам­за­то­вич уже дав­но мог бы гор­дить­ся сво­и­ми не­о­боз­ри­мы­ми ре­зуль­та­та­ми в на­ци­о­наль­ной на­уке, но и се­го­дня он ос­та­ёт­ся в пер­вых ря­дах дей­ст­ви­тель­но дей­ст­ву­ю­щих рос­сий­ских ака­де­ми­ков. И в сво­ей не­уто­ми­мо­с­ти Га­д­жи Гам­за­то­вич ос­та­ёт­ся об­раз­цом для под­ра­жа­ния сле­ду­ю­щих за ним по­ко­ле­ний учё­ных.


Юрий ТХАГАЗИТОВ,
г. НАЛЬЧИК




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования