Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №21. 27.05.2011

Сто пудов любви к театру

 А.П. Че­хов. Чай­ка. Те­атр «Са­ти­ри­кон». Ре­жис­сёр-по­ста­нов­щик Юрий Бу­ту­сов.

 

Как гла­сит про­грамм­ка, те­атр по­свя­тил спек­такль ак­т­ри­се Ва­лен­ти­не Ка­ра­ва­е­вой, ког­да-то сняв­шей­ся в по­пу­ляр­ном филь­ме «Ма­шень­ка», а по­том из-за ав­то­мо­биль­ной ка­та­ст­ро­фы ли­шив­шей­ся воз­мож­но­с­ти сни­мать­ся. «…В сво­ей ма­лень­кой квар­ти­ре, пе­ред лю­би­тель­ской ка­ме­рой она иг­ра­ла Ни­ну За­реч­ную. Так она и умер­ла… Ря­дом ле­жа­ла сде­лан­ная ею чай­ка, пти­ца из про­во­ло­ки, бу­ма­ги и пе­рь­ев…»

Этим вы­ска­зы­ва­ни­ем те­атр как бы за­яв­ля­ет, что спек­такль этот – о люб­ви к те­а­т­ру, к ис­кус­ст­ву. Мож­но да­же ска­зать – о стра­с­ти к те­а­т­ру. По­это­му здесь мно­гое сде­ла­но чрез­мер­но. Спек­такль длит­ся поч­ти пять ча­сов (с тре­мя ан­т­рак­та­ми) и за­кан­чи­ва­ет­ся поч­ти в пол­ночь. На­чи­на­ет­ся ещё рань­ше вто­ро­го звон­ка: на сце­не уже кол­ду­ют сам ре­жис­сёр Юрий Бу­ту­сов и ис­пол­ни­тель глав­ной ро­ли Треп­ле­ва Ти­мо­фей Три­бун­цев: они чёр­ной кра­с­кой на ог­ром­ном бе­лом ли­с­те ма­лю­ют не­хи­т­рые де­ко­ра­ции к пье­се Треп­ле­ва: озе­ро, солн­це, лу­ну. В уг­лу на­пи­са­но: «Ни­на». Это – глав­ная страсть Треп­ле­ва, из-за не­сча­ст­ной люб­ви к ко­то­рой он в ко­неч­ном счё­те гиб­нет.

Роль Треп­ле­ва – од­на из глав­ных удач спек­так­ля. Т.Три­бун­цев в этой ро­ли по­хож на Смок­ту­нов­ско­го из филь­ма «Бе­ре­гись ав­то­мо­би­ля»: та­кой же не­до­тё­па, пы­та­ю­щий­ся в оди­ноч­ку из­ме­нить мир. Роль пре­крас­но ук­ра­ше­на: то он в по­вяз­ке из тол­стых ве­рё­вок, то в смеш­ной боль­шой бе­лой ма­с­ке, то – весь в кро­ви (и ли­цо, и ру­ба­ха), пред­ве­ща­ю­щей его ги­бель. Всё это вы­гля­дит очень те­а­т­раль­но и при­да­ёт до­пол­ни­тель­ный тра­гизм пер­со­на­жу.

За­по­ми­на­ет­ся не­о­рди­нар­ное ис­пол­не­ние ро­ли Ни­ны За­реч­ной (Аг­рип­пи­на Стек­ло­ва): ге­ро­и­ня, во-пер­вых, на­по­ми­на­ет пол­нень­кую, пы­шу­щую здо­ро­вь­ем Ли­ку Ми­зи­но­ву – од­ну из сво­их про­то­ти­пов; во-вто­рых, очень от­кро­вен­но де­мон­ст­ри­ру­ет пре­зре­ние и к «но­вым фор­мам», и во­об­ще ко вся­ким сан­ти­мен­там; смо­т­рит на Треп­ле­ва с не­на­ви­с­тью. Ей ну­жен толь­ко ус­пех. Ге­ро­и­ня – в ры­жем па­ри­ке, вся та­кая плот­ная, в одеж­де из плот­ных, тём­ных тка­ней – всё под­чёр­ки­ва­ет её плот­ность, при­зем­лён­ность, креп­кое здо­ро­вье. А вот мо­но­лог «Лю­ди, львы...» ак­т­ри­са чи­та­ет про­ник­но­вен­но. Не­да­ром её ис­пол­не­ние про­из­во­дит впе­чат­ле­ние и на Дор­на (Ар­тём Оси­пов), и на Ма­шу (Ма­рь­я­на Спи­вак).

Роль ску­ча­ю­ще­го и ум­но­го Дор­на до­ве­ре­на мо­ло­до­му ак­тё­ру А.Оси­по­ву, ко­то­рый в ме­ру сил и спо­соб­но­с­тей ожив­ля­ет её пля­с­ка­ми и пес­ня­ми. Ак­тёр в этой ро­ли по­хож на мо­ло­до­го В.Э. Мей­ер­холь­да. Воз­мож­но, это со­зна­тель­ная ал­лю­зия, за­ду­ман­ная по­ста­нов­щи­ка­ми.

Так же стра­ст­но и гро­те­ск­но во­пло­щён об­раз Ша­м­ра­е­ва (Ан­тон Куз­не­цов). Ука­зы­вая на во­ен­ное про­шлое от­став­но­го по­ру­чи­ка, по­ста­нов­щи­ки на­ря­ди­ли его в ста­рую ши­нель и пор­тян­ки и сде­ла­ли пья­ни­цей. Ак­тёр, ка­жет­ся, иг­ра­ет на пре­де­ле че­ло­ве­че­с­ких воз­мож­но­с­тей, «на раз­рыв аор­ты», до­во­дя до аб­сур­да со­дер­жа­ние этой и без то­го шу­тов­ской ро­ли. Прав­да, дру­гая роль это­го же ак­тё­ра в этом спек­так­ле – Мед­ве­ден­ко, сы­г­ра­на уже по «ос­та­точ­но­му прин­ци­пу», и пер­со­наж ма­ло­за­ме­тен.

Три­го­рин (Де­нис Су­ха­нов) вы­ве­ден, как и Ша­м­ра­ев, ал­ко­го­ли­ком: его бде­ния с удоч­кой на бе­ре­гу пру­да – лишь при­кры­тие за­поя в де­рев­не. Ар­ка­ди­на (По­ли­на Рай­ки­на) во­пло­ще­на пре­иму­ще­ст­вен­но с по­мо­щью внеш­них средств – же­с­тов, ак­цен­ти­ро­ван­ных ин­то­на­ций; не вид­но вну­т­рен­ней дра­мы пер­со­на­жа. В ре­зуль­та­те, по­жа­луй, в те­ни ос­та­лась сце­на со­блаз­не­ния ею Три­го­ри­на. Воз­мож­но, впро­чем, та­ков был за­мы­сел ре­жис­сё­ра – сде­лать эпи­зод про­ход­ным.

В це­лом, ко­неч­но, не ак­тёр­ский спек­такль, а ре­жис­сёр­ский. Тем бо­лее что сам ре­жис­сёр то и де­ло вы­бе­га­ет на сце­ну: то ру­кой взмах­нёт, то спля­шет, а то и го­во­рит что-то.

Рек­ви­зит и сце­но­гра­фия (ху­дож­ник Алек­сандр Шиш­кин) раз­но­об­раз­ны: тут мно­гие по­пу­ляр­ные в се­го­дняш­нем те­а­т­раль­ном ис­кус­ст­ве эле­мен­ты: и изо­ли­ро­ван­ные рам­ки две­рей, и «стол яств», и те­леж­ка… Прав­да, ка­на­ты с ка­че­ля­ми (не­пре­мен­ный ат­ри­бут со­вре­мен­но­го те­а­т­ра), ког­да по ним взби­ра­ют­ся ге­рои, за­став­ля­ют вспом­нить те­атр «Ко­лумб».

Му­зы­каль­ное со­про­вож­де­ние ка­жет­ся слу­чай­ным, хо­тя его по­до­б­рал из­ве­ст­ный те­а­т­раль­ный ком­по­зи­тор Фа­у­с­тас Ла­те­нас, вклю­чив­ший, в ча­ст­но­с­ти, в спек­такль и соб­ст­вен­ную ком­по­зи­цию к дру­гой пье­се Че­хо­ва.

Не­сколь­ко утом­ля­ют мно­го­чис­лен­ные по­вто­ры и «ва­ри­а­ции». Это по­пу­ляр­но и на За­па­де – в по­ис­ках смыс­ла (на­при­мер, в спек­так­ле «По сле­дам за­блуд­ших» по пье­се П.Ханд­ке в «Бер­лин­ском ан­сам­б­ле»), но здесь, по­ка­за­лось, смысл не при­ра­с­та­ет, а се­ми­крат­ное по­вто­ре­ние сце­ны о «сю­же­те для не­боль­шо­го рас­ска­за», ког­да вто­рое дей­ст­вие во­пре­ки объ­яв­лен­но­му тя­нет­ся боль­ше ча­са – про­сто ис­пы­ты­ва­ет тер­пе­ние не­ко­то­рых зри­те­лей.

В ито­ге по­лу­чил­ся спек­такль весь­ма со­дер­жа­тель­ный, со мно­ги­ми лю­бо­пыт­ны­ми на­ход­ка­ми, и пло­до­твор­ный для твор­че­ст­ва ре­цен­зен­тов, как ча­с­то бы­ва­ет со спек­так­ля­ми в по­ста­нов­ке пи­тер­ских ре­жис­сё­ров.


Ильдар САФУАНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования