Архив : №26. 01.07.2011
Мельхиоровый век сибирской литературы
Почему писатель Василий Афонин объявил войну томскому губернатору Виктору Крессу
Моё путешествие по литературным тайникам Сибири продолжается. Неблагодарное это, наверное, дело – писать о писателях!.. Они сами о себе всё уже рассказали или расскажут – а тут что-то вроде конкуренции или даже мелкого воровства фактов биографии выходит… Куда приятнее читать или писать рецензии на свои или чужие книги. Здесь текст объект, ничего личного. А вот личность, внешность писателя – это вроде кулис, и туда войдёт не каждый (и соприкосновение чревато – так было в весеннем разговоре с Вадимом Макшеевым). Впрочем, так было в двадцатом веке, до наступления пиара: писатель прятался, ему хватало книг. Ныне же писатель, после относительно удачного дебюта – уже публичное лицо. Больше слов устных, чем печатных. А уж если писатель становится серийным – он уже «говорящая голова», почти телекомментатор. И даже хорошим, обязательным тоном для него является некий веб-интерфейс, информирующий читателей-покупателей о новых товарах и событиях его жизни.
 |
Фото: Дмитрий ЧЁРНЫЙ |
Я же погружаюсь в мир настолько «раньшего» времени (человеческого, не хронологического), что дух захватывает – мой собеседник не пользуется ни мобильной связью, ни Интернетом. Однако писатель в нём проявляется уже в отрезке телефонного разговора, когда мы ищем место для встречи. Голос из Северска задумчиво описывает своего хозяина: «Высокий, с седой бородкой, буду ждать вас у ироничного памятника Чехову, прогуливаться по набережной». Я подошёл к памятнику-Чехову с тыла, то есть обогнув томский «белый дом» с лицевой стороны, где лежала спасительная в тридцатиградусную жару тень. Почти в рост памятника Чехову (который, стоящий «враскоряку», надменный и босой, видится как бы глазами пьяного мужика: москвич Чехонте потерял тут в грязи галошу и возмутился видом пьяного посетителя стоящего на набережной до сих пор ресторана «Славянский базар») – писатель двигался навстречу мне. Я приметил его издали, хотя по набережной шло немало гуляющих. В белых штанах и синей сорочке, высокий и степенный, как лайнер (я до этого глядел как раз на гигантское мрачное судно, словно севшее на мель в широченной Томи)…
Василий Афонин подтвердил, что я не ошибся, и тут из седого обрамления окладистой шкиперской бородки и густых бровей, как из рубки, глянули синие, на первый взгляд чрезвычайно разочарованные глаза. Разочарованные, конечно, не мной и не жарой, а чем-то длительным, фатальным.
Мы приземлились в тени, на изогнутой лавке, возле супругов-гастарбайтеров, жена скороговоркой изливала в свой мобильник загадочную южную душу, эта иноязыкая музыка была даже приятным фоном нашего разговора – ни слова не понятно…
Василий Егорович на полтора часа перешёл в устный жанр, и там, где писатель писателя просто не смеет не понять, я включил товарищеское воображение и межпоколенческую солидарность. Хотя, между прочим, Афонин крыл КПСС столь крепко, как даже Макшеев не пытался… Уже через пять минут стало ясно, что рядом со мной не просто «литературный фигурант», а история литературы конца двадцатого века. Как говорится, от первых лиц. Постепенно, как расходятся облака, сходило хмуро-внешнее, я уткнулся ручкой и взглядом в свой блокнот и, лишь изредка выглядывая на насупротивный театр драмы, рассматривал годы известности Василия Афонина, как разглядывают дорогие художественные альбомы.
Вот мрачная страница: сорок шестой год, Вася идёт в школу босой, потому что не было обуви, и в одежде, едва ли не из травинок связанной, холщовых штанах. Простужается, и слышит разговор родителей сквозь жар – они уверены, что он умрёт… Когда же десятилетия спустя его рассказ «Подсолнухи» читают по радио, и его мать приезжает к нему, она плачет: «Васька, а ведь ты должен был умереть!..»
Или, например, уже яркая внезапная Одесса, куда отправился Афонин, поработав на родине, здесь, в Сибири, пастухом и скотником. Его судьба, конечно, перекликается с детством Вадима Макшеева – он тоже из семьи ссыльных, только не белоэмигранта, а раскулаченного, тоже схоронил сестёр, но его-то отец вернулся из лагерей. До 1958-го года его родная деревня Жерновка Пихтовского района существовала внутри Комендатурской зоны. Туда в 1947-м стали переводить колымских заключённых «десятилетников», сплошь интеллигенцию, они построили электростанцию. И вот один из них, явно несломленный Колымой большевик, отбывая уже домой из Сибири, подарил пастуху Василию книгу Энгельса «Происхождение семьи и частной собственности». Теперь, пока пасомые им стада питались травкой, будущий писатель питался духовно, проводил время за чтением классика научного коммунизма. Именно эта книга в сочетании с романтической мечтой и дала старт. Но не сразу в Одессу: пастух мечтал прибиться к цыганскому табору. Ему виделась возлюбленная цыганка и впереди кибитка, сидящий в ней с трубкой папаша, как в фильме «Табор уходит в небо» …
Я и сам сперва принял ссутулившегося писателя за потухшую курительную трубку – редкого, благородного дерева, из которой пахнет истлевшими дорогими сортами табака, но когда раскочегарились его воспоминания, метафора себя не оправдала. Трубка смачно попыхивает, энергия авторского слова увлекает собственными метафорами. Сибирский пастух-романтик по прибытии в Бессарабию ночевал на вокзале, но вскоре разочаровался в цыганах, жизнь в таборе ему не понравилась, и он остановился в Одессе – уже ориентируясь на работавших там Горького, Грина, Гиляровского… Прожил в поисках работы неделю под кустом. Нанялся грузчиком в порт – на самую тяжёлую работу.
– Говорят, в порт каждый день принимают и увольняют по сто человек – не выдерживают мускулы. Месяц дают испытательного срока, это время я жил в кают-компании списанного судна «Иван Сусанин». Самое в этот испытательный срок серьёзное – это когда тебе кидают на спину мешок тростникового сахара кубинского, сто шестнадцать килограмм. И если распластаешься, никто не остановится, грузчики пойдут по тебе…
Выдержавших месяц грузчиков переводили в общежитие на улице Чичерина, в общагу. Там-то и начал своё самообразование Афонин. Но среди новых книг по-прежнему Энгельс, пишущий о государстве, направлял думы грузчика. Пять лет проработав в порту, Василий решил поступать в университет им. Мечникова.
– Если поступать – то только в университет. И там уж – только на юридический. Хотел понять, что такое государство, так как у Энгельса почерпнул немногое. Планировал вести юридическую практику, помогать гражданам в их отношениях с государством…
Тут надо отметить, что облик абитуриента имел в экзаменационный период политический оттенок – бородка, джинсы, платок на шее, – в шестьдесят шестом такая одежда и внешность была далеко не общепринятой. Разве что Андрон Кончаловский мог себе позволить под крылом папы так пижонить… Конкурс на юрфак был суровый, набор малый – предпочтение отдавали комсомольцам, а тут вдруг грузчик в джинсах, принципиально беспартийный. Правда, он сдал все экзамены на отлично, лишь один на хорошо. Декан факультета, когда обсуждали его кандидатуру, отметил, читая сочинение: «Грузчик, а соображает!».
– Почему же грузчик не должен соображать? – обиделся Афонин за рабочий класс, и перешёл в контратаку, – если вы меня не примете, я поеду к Твардовскому и всё подробно ему изложу!
Лично Твардовского тогда Василий не знал, однако пару-тройку рассказов отнёс в возглавляемый им «Новый мир», откуда получил первый ответ: «Напечатать ваши рассказы не можем, но у вас абсолютно литературные способности, пишите». А в журнал привело Афонина, пожалуй, лишь упрямство – на пути из Сибири в Одессу он прогуливался по московской набережной, где жил Твардовский. Буквально как в деревне – спросил, где тут Твардовский живёт, ему подсказали во дворе, он поднялся, но застал лишь жену его Марию. Она-то и посоветовала отнести рассказы в журнал, так как студент Афонин восхищался прозой Юрия Казакова, даже ездил к нему в Абрамцево, но разминулся буквально на несколько минут… Тогда написал Василию Белову, которым тоже зачитывался, и он отозвался внезапным предложением: «Не сможете ли приехать в Вологду?»
– Новый семидесятый год я встречал в компании жившего в Вологде тогда Астафьева, Николая Рубцова и Василия Белова. Рубцов за столом играл на гармони, слёзно пел свои песни, особенно «Журавли» его впечатлили… А я – лишь студент четвёртого курса! Мы выпили с ним сухого вина, и Рубцов сказал: «Вы, наверное, очень хороший человек, Василий – весь вечер молчите».
В своей девятнадцатой по счёту, пока не изданной книге под рабочим названием «Осень» Василий Егорович отвёл и Рубцову почётное место, вспоминая свою исчезнувшую в 1975–76 годах с карты СССР деревню: как ночевал на сеновале под тёсовой крышей всё лето, дожидался там журавлей, которые на рубеже сентября и октября пролетали, а рядом пустая скворечня гудела на ветру, он дул «меж болотных стволов».
В том же 1975-м году, когда родился интервьюер и заканчивалась деревня Афонина, вышла его первая книга – в новосибирском издательстве, с предисловием Сергея Залыгина. Первую же рукопись Афонина читал Владимир Яковлевич Лакшин: ответил одиннадцатистраничным письмом через неделю, рассказал, как читали рукопись Каверин и Троепольский (автор «Белого Бима Чёрное ухо»). Василий Егорович гостил и у Лакшиных в Москве – была страна, были и литературные критики!.. Тогда-то, проговорив всю ночь с молодым сибирским писателем, ещё сомневавшимся в своих литературных способностях, Владимир Яковлевич и сказал на заре: «Вася, что вы сомневаетесь? Неужели вы думаете, что я бы столько возился с вами, не будь у вас таланта? Не знаю, как будет складываться ваша биография, но учтите – литература до добра не доведёт!»
С того же 75-го года Афонин много печатается в «Юности» – после первой публикации его заметил и Борис Полевой. За счёт редакции пригласил побывать в Москве, велел свои рукописи, минуя отдел прозы, сразу нести к нему. Даже вручил пригласительный билет от секретариата Союза писателей в Кремлёвский дворец съездов, там Афонин пообщался и с Евтушенко…
Чувствуя, что табак биографии курится всё медленнее в «трубке» Афонина, подношу огоньку:
– Судя по схожести судеб и тематики, можно и вас, как Макшеева, отнести к деревенщикам?
– Я не сторонник вообще этого термина, примитивно сужающего творчество нашего поколения. Если говорить о литературной школе, которой я следую, то надо упомянуть Аксакова, Тургенева, Бунина, Шмелёва и Юрия Казакова. Солженицын, например, никак не попадает в этот ряд, хотя и был духовной опорой.
С Солженицыным связана ещё одна страница красочного альбома жизни Афонина, снова одесская. В 1971-м году ЦК КПСС дал циркуляр – уничтожать «Один день Ивана Денисовича», книгу, едва не получившую Ленинскую премию (но тогда и издана она была под личным нажимом Хрущёва, работал его проект очищения себя от вины перед репрессированными и сваливания всех скелетов на Сталина, то есть его пиар). В библиотеке университета им. Мечникова со слезами на глазах в подсобке рвала Солженицына библиотекарша. Туда зашёл Афонин, и самый последний, недоразорванный «совписовский» экземпляр успел выпросить и унести под одеждой. Библиотекарша сказала: «Если найдут – ни мне, ни тебе не жить в университете». Тогда же Василий выступил на университетском диспуте в защиту Солженицына, что делал редко, говорил пятнадцать минут с трибуны. Отреставрированную же книгу спрятал под матрас. Но в общежитии нет секретов – кто-то донёс декану, и он явился с обыском.
– Декан ненавидел Хрущёва, поскольку его приход не дал ему защитить очередную учёную степень, до этого он защитился по теме «Роль Сталина в развитии советского уголовного права». Он заявил, что я храню антисоветскую книгу, и её тотчас обнаружили под матрасом.
Бывший грузчик и тут не полез в карман за словом:
– Так когда вы работали в Харькове, вы же славили Хрущёва, который эту книгу так высоко ценил!
– Не упоминайте при мне этого лысого дурака!
– Ага, теперь вы славите уже не Хрущёва, а Брежнева?!
Вместо того чтобы сгладить ситуацию, Афонин специально нарывался на скандал. Однако нашёлся и заступник – замдекана Лев Михайлович Стрельцов, к которому прямиком отправился скандалист. Тот сказал: «Вася, возвращайтесь в общежитие и ведите себя пока там тихо, всё уладится». Таким образом и удалось дожить до госэкзаменов. Зато здесь-то декан отыгрался и задал девять дополнительных вопросов! К ожидающему приговора Василию вышла студентка и обрадовала: «три» по политэкономии. Пронесло, высшее образование получено…
 |
Памятник А.П. ЧЕХОВУ в Томске |
Зато когда стали выходить книги Афонина в московских и сибирских издательствах (а тиражи были не менее ста тысяч), Феликс Кузнецов, возглавлявший сперва Союз писателей, а потом Институт мировой литературы, дал обзорную статью в «Правде» о творчестве молодого писателя, отметил его как пример сразу обратившего на себя внимание: «Помогает развитию русской литературы». В парткоме университета Мечникова мгновенно откликнулись, нашли фото Василия, в большой рамке поместили в холле вуза, где он провисел семь лет. Университетские писали и звонили: «Уже когда вас выгоняли за Солженицына, мы знали, что вы триумфально вернётесь…»
Когда же сам Солженицын возвращался в Россию в 1994-м, Василий Афонин в местном Союзе писателей посоветовал – дать телеграмму во Владивосток.
– Тамошние партийные дамы не согласились сначала, однако когда Солженицын всё же приехал в Томск, все они, все обкомовцы, выстроившись в ряд, встречали его на вокзале. Я потом в актовом зале гостиницы «Октябрьская», где он остановился, выступил, и он подписал мой отреставрированный экземпляр его книги, тот самый.
– Там же тогда был и Вадим Макшеев. Как ваши отношения складывались до и после 1991-го года, ведь он возглавлял областную писательскую организацию?
– Мы дружили ещё до того, как он решил пойти на поклон к партийным дамам. Помню, я привёз из Москвы бутылку вина, и мы пили у меня на кухне, а он плакал, вспоминая, как после смерти матери и сестры был вынужден ловить и жарить кошек – содрогался, вспоминая, как сдирал шкуры, собирал хворост, жарил и ел… Его прозу я отношу, в основном, к художественно-документальной – имеет она камерный характер, в ней нет воздуха, света. Хотя есть одна сугубо художественная, лучшая, на мой взгляд, его вещь «Красные кони». Эту лучшую его книгу я посылал Лакшину, он помогал с изданием. Вот, Макшеев, который кошек ел – это мой Макшеев, здесь есть его правда, судьба его семьи. А вот когда он стал дружить с обкомовской дамой, работать в «Красном знамени» и расхваливать заслуги КПСС перед народом, тут мы разошлись…
– Насколько я знаю, его отношения с местными властями и по сей день лучше, чем у вас, хотя власть-то сменилась номинально? Он, например, на короткой ноге с Крессом, тоже потомком ссыльных…
– Кресса-то я знаю ещё со времён работы его в должности директора совхоза, он ведь агроном по образованию. Таким и остался, просто сменив партийный значок. У меня с ним связана история нехорошая, но для него-то, наверное, обыкновенная. Оставив совхоз, он сделался секретарём райкома КПСС, что он делал тогда, и что сейчас – несложно представить…
Глядя на Театр драмы, стоящий напротив «белого дома», я действительно разглядел два баннера, сообщающие в старом советском стиле и новых тонах триколора об очередной конференции «ЕдРа». Такого моветона однопартийцы Кресса в Москве себе не позволяют – разве что в виде рекламной растяжки что-нибудь общечеловеческое, но вот столь строго и скучно… Это стиль агронома.
– Сущность губернатора Кресса – холуйство перед властью, – продолжил Афонин, – он ведь перед Путиным так выстелился, что почти каждую фразу его подхватывает на свой лад, в моей книге «Дневник портретиста» об этом подробно написано. Её, кстати, принесли Крессу в кресло – но он вряд ли читает книги. За двадцать лет его губернаторства ко мне как писателю никакого внимания проявлено на деле не было. Тогда именно, когда Кресс перекрасился в триколор, мне поставили врачи такой диагноз, что я думал – не выживу. Однако сложная операция оставила жизнь, но врачи, дав инвалидность, сказали строго – уезжайте из города на природу. Денег у меня никогда не было, хоть в литературе я 39 лет, автор 20 журналов, есть и немало переводов моей прозы… Поэтому я обратился к руководителю Пригородного района с таким предложением: постройте мне самый скромный дом в деревне Петухово, а я напишу десять очерков о жизни района, их напечатают известные журналы. Вроде договорились, строить начали, шесть очерков я написал, показал публикации Грачёву, главе района. Однако он ждал каких-то личных панегириков и остался недоволен. Вскоре я выяснил, что строительство моего домика ведёт пьяная бригада, и построили они кухоньку 4 квадратных метра, коридор 80 сантиметров, полтора метра комната... Я обратился к Крессу, он поручил проверку Пилявину, приехал ревизор. Он-то и обнаружил, что Грачёв строил под Академгородком себе особняк на средства для моего домика, и никакой отчётности не вёл. Пилявин поступил как честный человек, всё доложил Крессу. Однако губернатор прочил Грачёва себе в замы по сельскому хозяйству и слушать Пилявина не стал. Ни мне не поверил, ни ему – просто так ему было нужно. Пилявин на это сказал о Грачёве – что человек занимает не свой кабинет, а он отказывается курировать такое строительство, за которое и Кресс не отвечает. Вскоре мне Кресс позвонил домой, первый и последний раз – и уверял, что всё будет построено. Но воз и ныне там. Банальный чиновничий обман.
По следам этого общения с чинушами Василий Егорович написал книгу «Дом на холме» и очерк «Былое и думы». Само собой, ни одна здешняя газета не взялась напечатать. Но я повторяю один раз в пять лет в своих публикациях: я хочу слышать извинения Кресса, желательно публичные!
– Василий Егорович, а жить в Томск вас кто пригласил и когда?
– О, это случилось в те времена, когда Лигачёв ещё молод был и занимал место Кресса нынешнее. После всего лишь двух моих публикаций Егору Кузьмичу, как говорится, доложили, но в хорошем смысле. Лигачёв понимал значение таланта и литературы в жизни общества – пригласил к себе в кабинет, полный его советников. Дружелюбно берёт за руку, сажает за стол, спрашивает о творческих планах и ненавязчиво предлагает поселиться здесь, обеспечить квартирой. Надо сказать, он не был единственным приглашающим в тот момент – меня звали жить и в старорусские города, шесть городов звали за Урал. Новгород, Кострома, Тверь. На Волгу звали жить, тамошний мэр мне однажды показал ключи от четырёхкомнатной квартиры, учитывая, что у меня двое детей – только б согласился… Но никуда я не поехал – здесь мои деды, бабки, родители похоронены, сёстры. Третью сестру в сорок девятом схоронили… Лигачёв же дал возможность выбрать дом, этаж, квартиру. После публикации моей статьи «Пока шумит Михайловская роща» мы с ним час бродили по этой роще, говорили. Он был открыт для любого творческого человека, начинания…
– А с Михаилом Андреевым вы по-прежнему в добрых отношениях?
– Да, Михаил один из немногих, кого я уважаю. Я сам его нашёл, когда появились его первые стихи в печати – всегда так делал, когда у нас появлялся по-настоящему талантливый человек. Он жил в мансарде тогда, ещё без семьи… В девятнадцатой книге у меня отведено герою, которого назвали в честь Ломоносова, поэту-песеннику две с половиной страницы – леспромхоз там есть Енисейск, вот там этот поэт живёт и творит. Единственно с кем из Союза писателей, даже покинув последний в девяностых, я общаюсь…
Наш разговор медленно сворачивался, Василий Егорович подписал мне восемнадцатую книгу «Прощёное воскресенье», где есть, как минимум, две явно автобиографических повести, где история заключения отца изложена. На полтора часа я погрузился в масштабный мир литературных свершений – который целиком располагается в советской эпохе, сколь немил бы авангард её не был моему собеседнику. Почти двадцать книг! Достаточно для собрания сочинений, каковые итогово полагались «совписам», детям Эпохи. Парадоксов в ней и вне её много: друг писателей и поэтов, оставшийся коммунистом по сей день, мой однопартиец Лигачёв, которого партийные чинуши Зюганова всё грозят исключить из КПРФ, и перевёртыш, как и вся партноменклатура, Кресс – не замечающий под боком титульное имя литературы конца ХХ века. Увы, заглянув в строку «тираж» последней книги Афонина, я увидал цифру 200, как у самого скромного сборника стихов. Это после стотысячных тиражей! Так ли ужасна была КПСС, при которой расцвёл беспартийный талант антисоветски настроенного Афонина? Отчасти он сам отвечает на этот вопрос, выбрав эпиграфом к «Прощёному воскресенью» точно про олигархов сказанное византийским Василием Великим: «Захватив всё общее, обращают в свою собственность». Да и устно Василий Егорович возмущался, точно негативную экскурсию проводя:
– По пути в аэропорт есть посёлок Апрель. В двухтысячных вырос – его называют и сибирской Венецией, и Флоренцией. Там живут помимо Кресса и его чинуш все наши миллионеры... Даже пельмени были «Губернаторские» – вот до чего лизоблюды у лизоблюда под началом доходят…
Дмитрий ЧЁРНЫЙ,
г. Томск